Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 13:35
Мы будем путешествовать!

Кальяри, Ольбия, Альгеро + 3 города — Италия, Пал — Андорра Октябрь 2023

Финальный день подарил радость — очаровательный маленький городок, из тех, что я больше всего люблю. Это был день вылета домой, нам нельзя было его перегружать, так как до 18.00. мы должны были сдать машину. Поэтому, из «дома» выехали пораньше, с удовольствием покинув неудачно выбранные апартаменты (два остальных жилища на Сардинии были прекрасны).

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Отправляемся в городок с длинным названием Кастельсардо, но, с учетом, что раньше он назывался Кастельдженовезе, а позже Кастельарагонезе, и с учетом, что в немецком языке есть слова, состоящие из 60 и более букв, нам название понравилось.

Залив, в центре которого расположен городок (население около 5,5 тысяч, он совсем маленький), называется Азинара. Он расположен на северо-западе острова, отсюда отлично видна Корсика и длинная часть береговой линии Сардинии.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Самый популярный у туристов и местных жителей песчаный пляж, который называется Лу Банью, но сегодня муж остался без купания: во-первых, было совсем не жарко и дул достаточно сильный ветер, что привычно для этого места, во-вторых, совсем не хотелось везти в ручной клади что-то мокрое, а чемодана с собой не было.

Из-за удобного географического положения, а главное, из-за наличия множества бухт, которые использовались в качестве естесственных гаваней, люди селились в этих местах издревне. Вокруг города расположено множество археологических комплексов, где находятся и донуралгические и нуралгические поселения.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Археологией мы насытились в первые пять дней, поэтому решили осмотреть единственный старый памятник, который «маст си» в Кастельсардо — это Домус-де-Джанас, или «Дом Фей», гробницу из нескольких камер, которые вырубали в скалах в период 4–3 тысячелетия до н. э.

Эта гробница расположена буквально в 4 км от центра города, с нее мы и начали. Собственно, почему именно это захоронение так нас заинтересовало, и почему именно оно считается одной из главных достопримечательностей города? Потому что она похожа на слона и так и называется: Слон-Камень.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Действительно, похож. И внутри этого самого «Слона» расположена пещера, в которой и было захоронение.

(вид с обратной стороны).

Древние люди позаботились о туристах, или муниципальные власти так решили — не знаю, (интернет утверждает, что здесь и стоял, но тогда точно дорогу специально проложили возле него, а это еще римляне проделали), но камень очень удачно стоит прямо на дороге. И там есть хорошая обочина, есть где остановиться.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Я, конечно, весь его облазила, и внутрь пещеры тоже залезла. Стены внутри украшены изображениями бычьих голов — традиционных для древних памятников острова. К сожалению, там темно, снять не получилось.

Въезжаем в город через порт Фринциану, в котором интересный мост через речку Фриджано. К сожалению, на него нет возможности подняться, он перекрыт.

Зато яхты во всей красе и ими вполне можно полюбоваться. Это, конечно, не Лазурный Берег и не Майами, яхты скромные, но очень симпатичные.

И, по всему городу, главный символ моря — чайки — толстые и наглые. И не менее упитанный кот жмурился на солнышке, почему-то, поглядывая на нас неодобрительно.

После доисторических поселений, в этих краях обосновались карфагеняне. Они смогли завоевать остров в 6 веке до н. э., и владели им до середины 3 века н. э., когда после Первой Пунической Войны вынуждены были покинуть эти места. Почти ничего не осталось от их пребывания на Сардинии, только редкие археологические находки.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Зато, осталось множество следов пребывания римлян. В Римскую эпоху Сардиния входила в состав провинции Англона, и Кастельсардо была ее столицей. Это было сельскохозяйственный придаток Империи, провинция снабжала римлян продуктами питания, а во множестве бухт Кастольсардо были организованы порты отправки товаров на материк.

И именно тогда были построены дороги вокруг города, часть из них сохранилась, а современные дороги проложены точно по римским.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Римляне назвали свой поселок Фритум Джени, и от этого названия холм над морем и река, которая в него впадает, называются Фриджано.

После римлян, когда Империя пала, как водится, пришли варвары, а именно — вандалы. То самое германское племя, по имени которого образовалось слово «вандализм» и составляющие от него. Можно представить, какие «милые» люди они были.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Следом — то, что осталось от Римской Империи, ее восточная часть — Византия. И в это время побережье начало страдать от набегов еще одних «милых людей» — мусульманских пиратов. Византия к 8 веку ослабла настолько, что потеряла свою власть на острове, и здесь образовались четыре феодальных независимых государства, называемые Юдикаты.

Кастельсардо вошел в государство Торреса, которое трижды меняло свою столицу: изначально это был Торрес, потом Ардаоа, и, в финале, Сассари (к чьему округу город относится по сей день). Торрес к этому времени христианизировался, и земли юдиката разделила церковь и монашеские ордена. Еще одни «милые люди».

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

После 10 века две мощные морские республики ведут спор (тоже совсем не милый) за Сардинию, и земли почившего юдиката Торреса отходят Пизе и Генуе. В 1297 году папа Римский Бонифаций VIII вдруг решил, что он может позволить себе создавать новые страны, и объявил о создании Королевства Сардиния и Корсика. И, подарил его королю Арагона. Правда, все это было тоько на бумаге до 1323 года, когда Джакомо II, арагонский король, решил, что пора завоевать то, что и так его на бумаге. Для этого Арагону понадобилось всего лишь 125 лет.

К этому времени в городе противоборствовали две знатные семьи — Монтекки и Капулетти — Дория и Маласпина — Арагонцы захватили замок, принадлежавший семье Дориа в 1353 году. Но о замке чуть позже, когда подойдем к нему.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

В середине 15 века арагонцы все же сумели овладеть городом, после 10 лет осады и многочисленных попыток штурмов. Кастальарагоне, как они переименовали город, получил «цитта региа» — королевский статус, который давал права на автономию и непосредственно подчинение королю, минуя феодала.

В начале 16 века адмирал Андреа Дориа сделал попытку отбить крепость, напав с моря. Но, природа постаралась, ветер подул с другой стороны, и флот оказался без надобности, а жители Кастельарагонезе смогли отстоять город. Но долго спокойно они не прожили, во второй половине века прошла страшная эпидемия чумы, выкосившая пол Европы, потом возобновились атаки турок.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Следующие хозяева города — савойцы, и в их период город начинает расти и развиваться. Именно в этот период построили множество общественных зданий: школы, семинария, почту, дороги. К середине 17 века король Сардинии и Пьемонта Карл Эммануил III переименовал в сегодняшнее название — Кастельсардо. Кстати, такие отвесные и скалистые берега обусловлены тем, что скалы здесь трахитовых пород, для них характерен подобный ландшафт.

Как ни странно, самые тяжелые времена наступили в 19 веке: семинарию закрыли, епископская кафедра переехала, начался отток молодежи. Но, после ВМВ власти поняли, что есть те, кто смогут поднять экономику города — туристы! Они начали привлекать бывших жителей города, успешно разбогатевших в эмиграции, и те инвестировали в туристическую отрасль. Сегодня этот городок — один из самых туристических на острове. Он маленький, но очень милый, я такие обожаю.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

На главной площади Нового города, нависающей над бухтой на платформе, есть Информационное Туристическое бюро, где можно разжиться бесплатной картой города. А перед бюро — вот такая странная скульптура без опознавательных знаков. И замечательные виды от парапета площади.

С платформы — площади видна церковь Саграда Фамилия — Святого Семейства. Но, она расположена довольно далеко, вдали от Старого города, мы к ней не поехали.

Не дойдя до главного входа в город проходим мимо Муниципальной Башни, которая претерпела множество изменений за долгие века. Сегодняшний вид она приняла в 18 веке.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Кампанила во времена семьи Дориа использовалась как маяк, а после реконструкции собора в качестве соборной колокольни. Купол покрыт полихромной черепицей 1600-х годов. Часы были установлены немного позже.

Еще одно укрепление Лоджиа, было добавлено к фортификационным укреплениям, созданными королем Карлом V, для усиления защиты главного доступа в город. Сын Карла приказал построить дополнительную башню в бывшей крепости, чтобы полностью обезопасить город. С момента постройки оно использовалось в качестве не только фортификационного, но и административного.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Еще одна защитная башня — Фриджано, расположенная на входе в порт. Эту 13-метровую башню выстроили испанцы во второй половине 16 века, так что, она, сравнительно, новая. Главная цель постройки была защита побережья от нападений Османской Империи — от турок.

Но основным защитным сооружением служила крепость Кастельдженовезе, возвышающийся на скалистом мысе, начиная с 12 века. Муж внутрь не пошел, там музей — это выше его сил, а я пошла и не пожалела, одни виды сверху стоили подъема.

Замок был построен генуэзской семьей Дориа в 1102 году. Он становился убежищем для семьи во все века во времена различных войн и конфликтов. В середине 14 века было подписано перемирие, по которому Маттео Дориа уступает замок арагонцам. Но не прошло и 4 лет, как Бранкалеоне Дориа женится на Элеоноре Арборейской, последней правительнице соседнего юдиката — Арбореи, и с ее помощью возвращает себе замок.

Элеонора была удивительная женщина, одержала массу побед в битвах с арагонцами. Помимо того, что она была отличным военачальником, еще и политиком неплохим: составила первый свод местных законов на сардском языке, в котором сформулировала основные нормы уголовного, гражданского, сельскохозяйственного права. Этот свод, который назывался «Карта де Логу» действовал до первой половины аж 19 века! В нем содержались не только законы, но были прописаны и процессуальные меры.

Поднявшись на крышу становится ясен выбор места строительства замка — отсюда виден северный берег всего острова, и во времена, когда пизанцы воевали с генуэзцами, владение этой точкой точно давало стратегическое преимущество последним.

Путь от замка пролегает к церкви Святой Марии и далее, к Кафедральному Собору, по узеньким, спокойным улочкам со старинными домами.

Под стены этого замка, под его защиту, на внутреннюю часть холма, постепенно начали переселяться жители. Это было удобное место, с собственной гаванью, с возможностью рыть колодцы и устанавливать баки для хранения воды.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Сейчас все эти подкрепостные улочки — сплошные ряды ресторанчиков. Город славится своими лангустами по-кастельсардски, но мы не рискнули остаться на обед, боялись не успеть сдать машину, а жаль. Хотя, насколько я знаю, лангусты — зимняя еда, а сейчас только октябрь. На всякий случай озвучу рецепт, вдруг, кто-то дома будет готовить: обжариваете чеснок, лук и петрушку, на оливковом масле, потом вливаете туда томатный соус, лимон и острый перец. Отдельно отвариваете икру и темную часть головы лангуста в соленой воде, и подают с приготовленным ранее соусом. Все просто. Поскольку я всегда хочу есть, то сделали короткую кофейно-круасанную паузу.

Арагонский портик из квадратных каменных блоков был и остается входом в винный погреб.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Кафедральный Собор аббатства святого Антонио, перестроенный в 16–17 веках на основе романской церкви, по приказу епископа Джованни Санна, и освященный в 1503 году. В здании сочетаются стили Ренессанс и каталонская готика, форма — латинского креста. Алтарная картина «Мадонна с младенцем на троне» относится к 1400 году. Крипта активно использовалась в качестве склепа, в ней сохранилось множество погребальных камер. В соборе шло венчание, я не стала наглеть. Кстати, многие годы я не видела столько нарядных людей одновременно, если не считать круизных лайнеров. Дамы на шпильках, в вечерних длинных или коктейльных коротких платьях, все мужчины — в узких укороченных брюках и обуви на «босу ногу», с начесанными и набриолиниными волосами. Забавно.

В Крипте Кафедрала расположен музей с церковными экспонатами, но, опять — время! Однако, вниз, к морю, я спустилась, к римским руинам и городскому парку. Тоже приятное место, но тоже сильный ветер дует.

Церковь Санта Мария делле Грацци была построена в 12–13 веках, при бенедиктинском монастыре, а в 1376 году она перешла к Малому монастырю. Каждый год в ней принимают присягу на верность статуту магистраты. Поскольку она «прилеплена» к соседнему зданию, то у нее отсутствует фасад. Внутри церкви сохранились две полихромные деревянные скульптуры 14 века, главный алтарь в стиле неоклассицизма. Распятие «Черный Христос» 13 века — одно из самых древних на Сардинии. Черный он не потому, что африканец, а потому, что изготовлен из можжевелового дерева, которое чернеет. Колокол датирован 1401 годом.

Перед церковью — площадь Милосердия. Название дано в напоминание о пушечном ядре, попавшем в стену монастыря и не разорвавшемся в 1627 году, во время морского сражения против Андреа Дорта.

Сардиния. Кастельсардо — вишенка на торте

Муниципалитет второй половины 12 века, в котором не только заседало правителсьво города, но и размещались таможенные службы, проходили собрания. Колокол на башне датируется 1111 годом.

Семинария второй половины 16 века, украшенная красивой колокольней. В 1760 году дворец стал Высшей Школой Грамматики и Риторики, предназначенной для обучения священников, но открытой для всех граждан. В 1922 году семинария закончила свою деятельность.

А этот дом называется Можжевеловый, в строительстве использована именно эта древесина.

Кажется, я уже рассказывала в каком-то рассказе про этих «Шпиончиков». Это держалки для ставен, мода на таких двусторонних человечков пошла из островов Венецианской лагуны. Рыбаки надолго уходили в море, не все жены охотно плели кружево, некоторым скучно было. И если он повернут головой вверх — муж дома, головой вниз — мужа дома нет. В общем — горшок на окне, что явка провалена.

В Кастельсардо процветает производство плетения корзин и других изделий, их продают повсюду. Сидят бабушки возле домов, плетут и продают. В замке Дориа, о котором я выше писала, расположен музей плетения, он сюда не вошел — ему отведен отдельный отзыв.

Вот так замечательно прошел наш финальный день недельного путешествия по Сардинии, в очаровательном городке, входящем в список самых красивых деревень в Италии. И, пообедав (почти поужинав) в Ольбии, мы сдали машину и отправились в аэропорт Коста Смеральда, откуда отправлялся наш рейс в Базель. Коробка на фото — добыча с Сардинии.

В аэропорту выставлены двигатели Beechcraft C-45 G, зарегистрированные I-SARE, первого самолета, эксплуатируемого компанией Алисарда, ныне МеридианФлай, когда компания начала свою деятельность еще в 1964 году, и использовавшегося на маршруте из аэропорта Ольбия-Венафиорита в Ниццу. Этот самолет был построен после ВМВ для ВВС США в количестве 372 единиц. 8-местный самолет вместе с еще двумя в 1966 году был заменен на турбовинтовые самолеты большей пассажировместимости. Самолет завершил свою почетную полетную деятельность в 1987 году, после того, как был использован в сценах фильма «Последний император» режиссера Бернардо Бертолуччи. Затем самолет был переведен обратно в Ольбию, и после тщательной работы, проведенной техником Меридианы ДЖованни Питторру, который при поддержке команды опытных сотрудников великолепно восстановил самолет, был представлен экспертам. Наконец, двигатели самолета заняли место в зале вылета аэропорта Коста Смеральда, как символ Меридианы и авиационное наследие.

Всем спасибо за внимание, посетите Сардинию обязательно, интересное и красивое место!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия