Турист Юлия Щадных (Djuliett)
Юлия Щадных
была 17 января 20:23

Бали — Индонезия Февраль 2015

Впечатления от поездки должны быть выдержанными, как хорошее вино, — решила я, придумывая себе оправдание, почему так долго не могла написать рассказ о путешествии на Бали. Но что такое каких-то 9 лет для истории острова, если она измеряется столетиями? Одно мгновение, быть может только вулкан немного поворчит за это время, а древние храмы даже не заметят! К нам пришла холодная, дождливая осень, а с нею длинные вечера при свете лампы — самое время предаваться воспоминаниям, рассматривать фотографии и понемногу писать отзывы о путешествиях в дальние экзотические страны, где вечное теплое лето, много зелени и море!

Итак, я, наконец, добралась к началу нашей поездки по трем странам Юго-Восточной Азии: Индонезии (Бали), Малайзии (Куала Лумпур, Борнео) и Сингапуру.

Когда-то для меня попасть на загадочный остров было все равно, что на другую планету. С возрастом возможности расширились, границы раздвинулись, и, вот, решение принято, маршрут разработан, покупаем билеты и летим. Выбор наш пал на авиакомпанию Singapore Airlines. Один раз мы уже воспользовались ее услугами и остались довольны, еще и какие-то бонусы остались от предыдущей поездки. В рассказе об Убуде я написала о своем просчете, из-за которого пришлось менять бронирования. Это коснулось и авиабилетов. К сожалению, самим изменить даты было невозможно, пришлось ехать в офис авиакомпании в Дубае. На наше счастье здесь тоже обошлось без штрафов и были места на новые даты.

Перед поездкой почитала отзывы, поняла, что туристы, в основном, предпочитают передвигаться на двухколесном транспорте. Но тратить драгоценные дни на изучение маршрутов совершенно не хотелось, да и не ездили никогда на таком средстве передвижения, поэтому здесь же, на сайте, я просто нашла гида, который на русском языке говорит, рассказать все может, дороги и маршруты знает и отвезет-привезет на машине с кондиционером, что немаловажно в жарком и влажном климате. Сидишь себе спокойно, по сторонам смотришь, незнакомую страну изучаешь, еще и вопросы разные задаешь. А после того, как воочию увидела манеру вождения местных,

Бали. Чудо остров

Поняла, что мы сделали правильный выбор. Списались по электронной почте, я выслала номер рейса и договорились о встрече в аэропорту.

В Денпасар летели транзитом через Сингапур и у нас была пара часов насладиться красотой и удобствами самого лучшего аэропорта в мире — Чанги.

Отель

Наконец, приземляемся в аэропорту имени Нгураха Рая и, отстояв длинную очередь, заплатив по 35 долларов с носа, получаем долгожданный штамп с визой в паспорт и выходим к ожидающему Синду. Он ведет нас каким-то путем к своему мини-автобусу. По дороге встречаем колоритно одетых местных мужчин в юбках. Ощущения, что мы в какой-то другой реальности. Едем в отель. На этом миссия гида заканчивается, прощаемся до следующего дня. Оформляемся и проходим на внутреннюю территорию и вот такая картина встречает нас на выходе с ресепшена.

Бали. Чудо остров

Ощущения нереальности происходящего усиливаются. Здесь даже запахи другие! Какие у вас возникают ассоциации? Мне, почему-то, сразу вспоминается сказка «Маугли». Может быть еще и потому, что на Бали селились выходцы из Индии? Страна ведь называется Индо-незия. И только мифические драконы заставляют вас вспомнить, где вы находитесь.

Здесь нам предстоит прожить пять суток до переезда в Убуд. Отель я выбирала очень долго, сомневаясь в каком районе забронировать, хотелось не очень дорогой и в то же время приличный и с пляжем. Продолжительность всей поездки получалась две недели, а при частых переездах в несколько пунктов назначения стоимость авиабилетов и отелей дает существенное удорожание. В итоге, остановилась на Keraton Jimbaran Resort & SPA. Бронировала на Booking.com, но сейчас его там не нахожу, хотя, на Agoda.com он есть. Очень интересный четырехзвездочный отель,

в аутентичном балийском стиле, с прекрасной зеленой территорией, шикарным бассейном, хорошим питанием и своим выходом к пляжу. И море прекрасное, когда на него смотришь или фотографируешь. Но был один неприятный сюрприз потому ли, что в феврале ветры дуют, в основном, в сторону суши, или потому, что Джимбаран — это рыбацкая деревня, а может, у местных жителей менталитет такой, проверить пока не удалось, — когда мы в первый день приезда зашли искупаться в море, обнаружили в воде какие-то пакеты, пластиковые стаканчики — очень много мусора. Это напрочь отбило всякое желание и купались потом только в бассейне. Номер нам достался с террасой на втором этаже. Но самый большой восторг вызвали двери в номер и мебель! Вы только посмотрите на эти произведения искусства!

У нас еще будет возможность заехать в деревню резчиков по дереву и восхититься их работами. К этому времени мы уже проголодались и решили пообедать в ресторане отеля. «Фиш энд чипс» были неплохи, но дороговаты. Еще надо было обменять немного американских денег на местные и мы пошли искать обменный пункт за пределами отеля. Получив за две бумажки кучу денег, почувствовали себя миллионерами.

Бали. Чудо остров

После отеля улицы приятного впечатления не произвели, поэтому решили вернуться.

Храмы

Новый день начался с завтрака и любования морем.

Бали. Чудо остров

Увидели местных рыбаков за работой. На береговой линии Джимбарана есть небольшие ресторанчики и свежие морепродукты они поставляют туда.

Вдали видно здание аэропорта  Денпасара
Вдали видно здание аэропорта Денпасара

А мы поехали осматривать древние храмы, но сначала немного об их особенностях, тогда будет более понятно, почему они так выглядят.

Каждый храм представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженных друг от друга. Первый двор самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота» чанди бентар, которые символизируют гору, разделённую на две основополагающие части вселенной — добро и зло. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду, подношения и т. д., поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (бале) для кухни и подсобных помещений. В следующие два двора ведут соединённые сверху ворота в форме священной горы. Второй двор — пограничная зона между мирами богов и людей, именно здесь производится большинство церемоний. Здесь расположены башня с набатом, бале для гамелана (оркестр из традиционных музыкальных инструментов), а также другие павильоны для церемониальных нужд. И, наконец, третий двор — самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний. Здесь есть бале для приношений и для хранения реликвий, здесь расположены жертвенники богам в виде трона, среди которых выделяется самый высокий и богато украшенный жертвенник Верховному богу. Во внутреннем дворе возвышаются многоярусные башни меру, немного похожие на пагоды. Они символизируют священную в индуизме гору Меру — место обитания богов. На Бали ее воплощением является священная гора Агунг, до которой мы не успели добраться. Башни меру могут быть 3-х, 5-ти, 7-ми, 9-ти или 11-ти ярусными в зависимости от того, каким богам они посвящены. Самая высокая меру принадлежит Верховному богу.*

Первый на нашем пути Таман Аюн — очень красивый и большой семейный королевский храм. Для нашего взгляда это настолько необычно, что хочется все время фотографировать!

Расколотые ворота чанди бентар - вход в первый двор храма

А какое там ярко-синее небо!

Таман Аюн

По пути к следующему заезжаем на мини-ферму за «копи Лувак». Муж примерно за год до поездки создал свою компанию по продаже свежеобжаренного кофе и очень интересовался этой темой. А вот как кофейные кусты растут в природе, мы не видели. С удовольствием посмотрели на них, деревья какао, черный перец, ананасы, папайю и другие растения.

Зверьки-производители мусанги из семейства виверровых спали и категорически отказывались нам позировать, посему портретов своих на долгую память не оставили. Кофе молотый и растворимый чай с экстрактами всяких экзотических фруктов и травок мы купили, но так до сих пор и не выпили. То ли кофе был не очень свежий, то ли мы не поняли его вкуса, но распиаренного впечатления он на нас не произвел. Остановились у придорожного рынка купить маленьких бананов и папайю и продолжили путь к озеру Братан.

Папайя, бананы, манго

Второй в нашей программе храм Улун Дану. Он посвящен богине Деви Дану — повелительнице водной стихии. Улун означает край, дану — озеро, в переводе на русский звучит: храм на краю озера.

Озеро Братан, на краю которого стоит храм, — один из главных источников пресной воды на Бали. Вид громадного облака, лежащего на лесистой горе на противоположном берегу и медленно сползающего в воду, восхищает и поражает.

Бали. Чудо остров

И это частое явление, ведь озеро находится в горной части острова на высоте более 1200 метров над уровнем моря. Храмовый комплекс, построенный в 1633 году, производит сильное впечатление, так как расположен и на берегу, и на воде. Это второй по важности храм на Бали. Можно взять лодочку и посмотреть на него с воды, виды будут потрясающие!

Мы спешили попасть еще в два храма, поэтому предпочли духовному земное — пошли в местный ресторанчик пообедать.

Бали. Чудо остров

Ассортимент комплексного обеда не впечатлил, был больше для местных, но что-то съели.

Третий храм Бату Болонг расположен на берегу моря на вершине живописной скалы.

Бату означает камень, болонг — дырка, получается: камень с дыркой. По сравнению с остальными он невелик, но очень важен для местных жителей.

Совсем недалеко от него находится четвертый храм Танах Лот.

Построен он в честь бога моря (океана) Варуна. Танах означает земля, лот — море. Это один из священных храмов острова, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Расположен на скале, отделенной от суши 30-ю метрами воды. Во время отлива каменное дно обнажается и можно спокойно пройти в храм. Детишки с удовольствием резвятся в не полностью отступившей воде.

Бали. Чудо остров

Вход в храмы платный и очереди немаленькие, поэтому восхищаемся и любуемся снаружи.

Осмотреть четыре храма за один день достаточно сложно. К концу поездки устаешь и физически, и эмоционально. Это даже заметно по количеству сделанных фотографий: сначала ты восхищенно бегаешь с фотоаппаратом вокруг и непрерывно щелкаешь затвором, потом все меньше, а в конце уже делаешь несколько кадров и думаешь: «достаточно». Но что делать? Если бы у нас было больше времени на знакомство с островом, осматривали бы все более вдумчиво и неторопливо!

Вечером идем на берег моря провожать солнце. Это почти как медитация!

Новый день дарит встречу с пятым храмом Улувату.

Улу — край, вату (скорее всего, трансформация из бату) — камень, получается камень на краю или каменный край. На входе на территорию, как и в любом храме, просят надеть саронги. Тут мы встретили не только балийских женщин, пришедших в храм в белых одеждах с подношениями богам,

но и обезьян. Мы их не заинтересовали, они нас тоже,

разошлись мирно и спокойно продолжили изучать территорию. Утро было солнечным, ходили мы по открытой местности много, я была в кепке, пила много воды, но стало как-то нехорошо — случился тепловой удар. А я ведь к тому времени 9 лет прожила в Арабских Эмиратах, где летом жара за +40. Пришлось срочно возвращаться к машине под кондиционер. К счастью, мы уже успели все осмотреть.

Море и подводная прогулка

С южной оконечности острова от храма Улувату едем по восточному побережью на мыс Нуса Дуа. Утром оценить красоту местного пляжа не получилось, отлив.

Бали. Чудо остров

Зато рядом очень красивый зеленый парк.

Прогуливаясь по нему, стали свидетелями необычного способа перемещения огромного камня. Так же, наверное, доставляли строительный материал и к египетским пирамидам.

Бали. Чудо остров

Поразил берег из вулканического туфа. Для прогуливающихся проложена специальная дорожка и с нее видны песчаные пляжи пятизвездочных отелей.

Едем дальше на восток к заливу Танджунг Беноа. Там неожиданно соглашаемся на подводную прогулку и кормление рыбок (deep Walking). Всего 15 минут за 160 долларов на двоих, а радости на долгие годы! Я и сейчас о ней вспоминаю с огромным удовольствием и каждый раз переживаю те эмоции. Тебя одевают в костюм для дайвинга, дают специальные резиновые тапочки, обязательно проводят инструктаж, как себя вести под водой, какие жесты подавать в определенных ситуациях, сажают на один катер и везут на другой со специальным оборудованием. Там еще раз просят повторить, что надо делать и как показывать, если что-то тебя не устраивает, и ты начинаешь спускаться по лестнице на корме в воду. На твою голову надевают пятикилограммовую бандуру — специальный шлем, в который подают воздух по специальному шлангу.

Сначала немного страшно, потом привыкаешь и становится весело. Тем более, что вокруг начинают сновать рыбки и выпрашивать корм — простой белый хлеб, который тебе дает проводник. Он все время находится рядом, следит за ситуацией, фотографирует и снимает видео. Чтобы туристы не увлеклись, не забрели куда не надо (у каждого катера своя территория на дне) и не потерялись, да и просто, чтобы легче было ходить, под водой натянута специальная веревка, за нее можно и нужно держаться руками.

Все происходит не так далеко от берега. В процессе этого увлекательного действия совершенно забываешь о времени! Но бдительный сопровождающий показывает тебе «цигель, цигель ай лю» и ты уже бредешь за ним к лестнице. Все происходит в обратном порядке, но на борт ты поднимаешься уже совершенно другим человеком! Потом тебя отвозят на большую землю, т. е. пляж и, пока ты переодеваешься, борясь с мокрым костюмом, фото и видео сбрасывают на флэшку и торжественно вручают на долгую память. На этой радостной ноте, которая совершенно не была запланирована, но стала лучшим событием нашего пребывания на Бали, делаем перерыв в передвижениях по острову и возвращаемся в отель. Обед себе позволяем на берегу моря в нашей деревне. Сегодня у нас рыбный день: заказываем креветки на гриле и морского окуня. Причем, можно пойти в ресторанчик и ткнуть пальцем в понравившуюся жертву, пока еще плавающую в аквариуме. Приносят салатик из помидоров и огурцов, морепродукты и три разных соуса.

Удивляет меня, как в Азии готовят огурцы. Люблю маленькие и хрустящие, почти корнишоны, а там берут переросшие, на которые я даже и смотреть не стала бы, очищают их от кожицы и семян, как перезревший кабачок, режут и в таком виде подают. Во время обеда стали свидетелями длинной процессии местных жителей в белых одеждах, которая двигалась под звук барабанов на кладбище. Да, оно там рядом, но знание об этом совершенно не беспокоит.

Бали. Чудо остров

Вечером гуляем по пляжу, встречаем там местных коров: везет же им, могут позволить себе отдых на берегу моря.

Снова провожаем солнце на отдых. Закатом здесь можно любоваться бесконечно, зрелище просто потрясающее!

Бали. Чудо остров

Но, к сожалению, он заканчивается, пока доходим до своего отеля, совсем темнеет. Немного посидев возле бассейна, возвращаемся в номер.

Вулкан

Главная цель четвертого дня — вулкан Батур и одноименное озеро, но по дороге будем заезжать в разные интересные места. Первое — храм Батуан. Это классический деревенский храм, очень древний, как и все остальные, и очень необычный.

Дорога к вулкану проходит через Убуд, где располагаются мастерские резчиков по дереву. Занимаются этим ремеслом целыми семьями, секреты мастерства передаются по наследству. Помните двери в нашем номере в отеле? Их близнецов мы нашли здесь. Есть статуэтки и композиции на любой вкус, размер и кошелек.

Работа очень кропотливая и трудоемкая, поэтому цены начинаются от 50–100 долларов за небольшое изделие и доходят до нескольких десятков, а то и сотен тысяч долларов за большое. Тут же, на территории мастерских растут интересные крокодиловые деревья.

Крокодиловое дерево

Они считаются мягким и более дешевым материалом. Из такой древесины изготовлена и наша богиня, статуэтку которой я не удержалась и купила.

Бали. Чудо остров

Имя не помню, но она покровительствует семьям и охраняет семейное счастье и благополучие. С тех пор живет у нас в квартире на почетном месте и добросовестно исполняет свои обязанности.

Дальше едем на северо-восток, забираясь все выше в горы. Сверху с дороги виден дом с хозпостройками и обязательным храмом. И снова облака, сползающие в озеро.

Озеро Батур

Наконец, останавливаемся в деревне и поднимаемся в ресторанчик. Там можно перекусить или выпить какой-то напиток за длинной барной стойкой с видом на вулкан Батур. Иногда он просыпается и тогда страдают дома, расположенные у его подножия. На фотографиях можно рассмотреть черные проплешины — это места, выжженые лавой при последнем извержении.

Рисовые террасы

Возвращаемся по другой дороге, к ней подступают сады с цитрусовыми, хлебными деревьями, еще какими-то растениями — это так необычно! Теперь наша цель — рисовые террасы в Тегаллаланг.

Находятся они немного севернее Убуда, здесь популярная туристическая локация, образцово-показательная с кафе, магазинчиками, продающими сувениры и прочую ерунду. Риса на террасах еще нет, но место все равно очень красивое. Любуемся, фотографируем издалека и снова едем дальше.

Водопад

И последняя достопримечательность на этот день — водопад Тегенунган высотой около 20 метров.

Находится он на одном из самых высоких порогов реки Петана. Я уже упоминала это название в рассказе об Убуде. Потоки воды, падая с уступов, образуют внизу небольшой природный бассейн, в котором очень любят купаться туристы. Дальше река превращается в мелководный каменистый ручей.

Сначала мы дошли от автостоянки в деревне до смотровой площадки и смотрели на это чудо природы сверху.

Бали. Чудо остров

Потом наш гид предложил спуститься вниз и увидеть водопад вблизи. Муж категорически отказался, сказал, что будет смотреть на нас сумасшедших сверху, а я героически пошла преодолевать 170 ступеней каменной лестницы с деревянными перилами, причем, поручни есть не везде и еще же на шее висит довольно тяжелый фотоаппарат. Высота лестницы примерно с 14-этажный дом. Но спуститься оказалось даже не половиной, а четвертью дела! Дальше пришлось пробираться по скользким и острым камням, балансируя, чтобы не упасть в реку.

Сфотографировать водопад без людей невозможно! Обратный путь по камням был пройден уже легче, а вот подъем по лестнице оказался, как раз, половиной этой авантюры! Пришлось несколько раз останавливаться, но я справилась. После таких приключений хотелось поскорее добраться в отель. На вопрос Синду: «Поедем ли куда-нибудь завтра?» мы взмолились и сказали, что нужен день отдыха от такого интенсивного отдыха. Следующий день был ленивым, валялись тюленями возле бассейна, купались и я даже ни разу не взяла в руки фотоаппарат.

Орхидеи

Шестой день начался с прощального завтрака в отеле. Рассчитались за проживание и прочие услуги, взяли вещи и в дорогу. Переезжаем в Убуд. Но сначала я хотела заехать в сад орхидей, который приметила еще во второй день, и, как это обычно бывает, что находится близко оставляешь на потом. Этими чудесными цветами я в то время еще не так сильно увлекалась, как сейчас, но посмотреть на них всегда старалась, если выпадала такая возможность.

Для страстных фанатов орхидей там продают фласки с разными их видами. Эх, сейчас бы мне туда! Вдоволь налюбовавшись скромной (потому что февраль) коллекцией, сфотографировавшись с девушкой в праздничном национальном костюме, покидаем сад и направляемся в парк птиц.