Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 10:27

По самой красивой дороге Кавказа: к Эльбрусу, горным серпантинам и Долине Нарзанов

Ставропольский край, Кабардино-Балкария — Россия Апрель 2023

Направление на Джилы-Су — одно из самых популярных в национальном парке «Приэльбрусье». И имя заповедника более чем справедливо — хрестоматийные виды на легендарного красавца открываются уже по пути!

Это один из самых несложных и приятных маршрутов Северного Кавказа. Ровная, как зеркало, дорога, приведет сюда от курортов Кавказских Минеральных Вод — мы совершили туда незабываемое весеннее путешествие за цветами и впечатлениями в апреле.

Поехали из Ессентуков, но ближе всего добираться из Кисловодска — около 85 км. Правда, повороты пути так петляют, серпантинят, спускаются и вновь набирают головокружительную высоту, что быстро преодолеть расстояние у вас не выйдет.

В финале пути туристов ждет долина с термальными источниками, гигантские скульптуры необычной формы, скалы, реки, водопады и разумеется отличные панорамы. Только мы до всего этого не доехали:)

Утреннее намерение перед поездкой прозвучало примерно так: поедем, и будем наслаждаться путешествием. Останавливаться на смотровых площадках, доставать термос всякий раз, когда Эльбрус предстанет невероятным красавцем, фотографироваться, дышать, гулять, устроить привал в горах.

И ни слова о длинных пеших треках, походах к водопадам и форсировании рек. С беспокойными годовалым попутчиком это пока невозможно:)

Предприимчивые гиды и впечатлительные туристы называют дорогу на Джилы-Су красивейшей на Северном Кавказе. Я бы отдала это звание поездкам по горной Осетии, или фантастическому ингушскому «замковому» маршруту в Джейрахском ущелье, но кто бы меня спрашивал. Впрочем, если они и погрешили против истины, то совсем немного. Дорога на Джилы-Су, в компании гордого Эльбруса и снежных вершин Большого Кавказского хребта, невероятно хороша!

Качество дорожного покрытия превосходное, однако, иногда вам встретятся препятсвия в виде снежных заносов (в том числе поздней весной!), камнепадов, оползней. Местами приходится осторожно продвигаться вперед — горы есть горы.

Название Джилы-Су переводится как «теплая вода» — и в самом деле, эта местность крайне богата минеральными источниками. Теплые нарзаны различаются по температуре (в среднем около +22…24 °C) и составу, а также предназначению.

Народ приезжает в Приэльбрусье, чтобы вылечить все на свете — и физические болезни, и ментальные. Не знаю, насколько эффективно работают нарзаны, но пейзажи точно целительные!

Урочище Джилы-Су находится на северном склоне Эльбруса, на уровне около +2500 метров. Местность вполне себе высокогорная для треккинга, альпинизма, парапланеризма и других видов активностей. Летом здесь можно остановиться с палаткой и просыпаться с видом на снежного гиганта.

А днем ходить в походы, отмокать в термальных ваннах и фотографироваться с водопадами. «Цивилизованным» туристам, далеким от палаток и прочей походной романтики, хватит на Джилы-Су одного дня. Вы вполне успеете медленно проехать по красивейшей дороге (ее осилит любой седан), остановиться на десятке импровизированных смотровых…

Или просто по пути, где придется:)

Дойдете к водопадам и устроите себе омолаживающую ванну. А на обратном пути загляните в гости к Долине Нарзанов.

Что такое Долина Нарзанов? Это природный экопарк в Северном Приэльбрусье, в 30 км от Кисловодска. «Круглогодичный бальнеологический курорт в урочище Лахран, на оптимально полезной для здоровья высоте +1300 метров» — так сообщает официальный сайт экопарка.

Благодаря мягкому климату гулять по Долине Нарзанов можно круглый год. В апреле было очень тепло, и хотя немного облачно, комфортно и гулять, и купаться — для желающих окунуться предусмотрены нарзанные ванны.

По количеству и разнообразию видов нарзанов, расположенных поблизости, экопарк не имеет равных в мире. И все это на фоне первозданного горного ландшафта. Отдавая должное создателям «Долины Нарзанов», экопарк органично вписан в природный пейзаж.

Минеральный маршрут проходит вдоль течения реки Хасаут, вы сможете перейти на другое сторону ущелья по пешеходным мостам. Желающих прогуляться ждет экологическая тропа. В парке работают около 20 природных источников нарзана. Рядом построены дома для отдыха, аллея магазинов и кафе.

В наш апрельский визит было немного неприбрано: активно шли ремонтные и украшательские работы в кафешках и сувенирных лавках. Думаю, сказывается подготовка к большому курортному сезону — но мы и не в обиде, великолепие природы от неработающих ресторанов ничуть не пострадало.

При желании, можно захватить с собой перекус и устроить пикник на берегу реки — сэндвичи отлично сочетаются со свежайшим нарзаном из первоисточника:)

«Долина Нарзанов» к посещению обязательна — также, как и поездка по высокогорным перевалам в компании кавказских гор. Куда бы вы не доехали, будет прекрасно!