Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 5:53

Железноводск — Россия Апрель 2023

Четыре дня прошлогодних весенних каникул в Кавказских Минеральных Водах сложились мозаикой волшебного калейдоскопа. В одном цветном стеклышке поместился Эльбрус и самая красивая дорога Кавказа, рядом тюльпаны и герои Лермонтова в Пятигорске. Напротив классно смотрятся львы Кисы Воробьянинова в Ессентуках и минеральные дворцы Кисловодска.

Пришло время добавить в мозаику шикарный Железноводск.

В железном городе у горы Железная

Железноводск — один из четырех курортов Кавказских Минеральных Вод, региона, который демонстрирует феноменальную популярность у путешественников. И так уже 200 лет. Его курортная история началась 24 апреля 1803 года, когда императором Александром I был подписан судьбоносный документ «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства». Именно с него началось развитие всемирно известных здравниц.

Основанный немного позднее соседей, Железноводск и похож на них, и отличается. Во первых, тут почти всё настоящее и лишь немного причесанное: горы-лакколиты, минеральные источники, лечебные грязи, лес и парк, крутой климат. В Бештаугорском лесопарке проложили дорожки-терренкуры, пропололи сорняки, и получился Курортный парк Железноводска.

В железном городе у горы Железная

За парк стоит поблагодарить всеведущего Алексея Ермолова и итальянских зодчих, братьев Бернардацци. Их вклад в то великолепие, каким мы видим регион в наши дни, невозможно переоценить.

Итак, Курортный парк Железноводска, символ города и лучшее пространство для прогулок. Благодаря этим бесконечным просторам самые романтично настроенные путешественники придумали термин «Маленькая Швейцария», применяя его к лесной долине между пятигорьем Бештау и горой Железная.

В железном городе у горы Железная

Здесь можно оздоравливаться климатом и прогулками, гигантскими «ингаляторами» воздуха, насыщенного бесценными фитонцидами, но главное богатство Железноводска спрятано под землей. Из геотермальных скважин бьют около 20 источников, самые известные минеральные воды — «Славяновская» и «Смирновская», с идеальным составом солей и минералов.

Бювет «Книга» — уникальная достопримечательность парка

История парка начинается в 1825 году, с разбивки Казенного сада. В густом лесном массиве появились первые дорожки, будущие лечебные терренкуры, и не с целью красоты — отдыхающим нужно было как то добраться к минеральным источникам. Их пятнадцатью годами ранее открыл Федор Петрович Гааз — московский врач, исследователь, филантроп, оставшийся в истории как «Святой доктор».

В железном городе у горы Железная

В компании с кабардинским князем Исмаил-беем Атажуковым ученый обнаружил два минеральных источника на склонах горы Железная, они и положили начало курортной истории Железноводска. Структурно Курортный парк делится на две части, Верхнюю и Нижнюю. Начинайте с Верхней, паркуйтесь на улицах Ленина, Калинина или Семашко, и скорее идем гулять!

Помимо очевидной пользы здоровью прогулка по терренкурам принесет и эстетическое удовольствие — в Железноводске понравится не только оздоравливающимся, с чашками-бюветницами в руках. Обратите внимание на Пушкинскую галерею — родную сестру Лермонтовской, что царит в Пятигорске.

В железном городе у горы Железная

Оба Курортных зала открылись в 1902 году, и хотя они созданы по проектам польского архитектора С. Шиллера, их постройка стала мультикультурной — железные элементы создавались в мастерских Санкт-Петербурга, отделочные работы выполняли мастера из Владикавказа, кованые решетки сделали на месте, в Железноводске.

В эпоху империи здесь развлекали «водяное общество» Айседора Дункан и Федор Шаляпин, при Советском Союзе в галерее пели Кобзон, Эдита Пьеха и великолепный Магомаев. В наши дни здесь работает художественная галерея — зайдите полюбопытствовать.

В железном городе у горы Железная

Буквально в двух шагах расположен еще один архитектурный шедевр. Это дворец эмира Бухарского, словно сошедший со страниц восточной сказки — узорчатые балконы, резные порталы, золотые львы и блестящие купола.

Дворец строили для эмира Сеид Абдулахад-хана, правителя Бухары, который планировал тут подлечиться. К сожалению, не вышло: падишах не дожил до завершения строительных работ и имение унаследовал его сын. Который отказался от него в пользу царской семьи.

В железном городе у горы Железная

В наши дни дворец расположен на территории санатория им. Тельмана и предстает перед публикой немного запущенным и потускневшим — местами идет реставрация, и скорее всего, ситуация вскоре изменится.

В железном городе у горы Железная

Вокруг него можно свободно гулять и фотографироваться, лучшие кадры получаются с лестницы, которую охраняют львы.

Рядом приятно и сувенирами запастись:)

Что еще интересного в Курортном парке? Изящные беседки и ротонды, смотровые площадки, солнечные часы «Знаки зодиака». По Лермонтовскому терренкуру, проложенному еще в XIX века, легко прогуляться к началу Каскадной лестницы. Но не будем спешить, сначала выпьем стаканчик теплой минералки — такой вы больше нигде в мире не найдете. К примеру, в элегантной галерее Смирновский источник.

В железном городе у горы Железная

Сложно поверить, но до XIX века здесь била природная минералка, названная местными жителями Грязнушка. В 1866 году Семен Алексеевич Смирнов — русский врач, исследователь, одни из основоположников науки бальнеология, с группой рабочих расчистил неглубокий участок.

На его дне обнаружили около пятнадцати источников минералки — Смирнов их исследовал, и определил как питьевые, полезные при желудочных недугах. Позднее, по ходатайству Русского бальнеологического общества бывшая Грязнушка была переименована в Смирновский источник — и память великого человека почтили, и для туристов благозвучнее. В наши дни из ее краников идет теплая вода, температурой +38 °C.

В железном городе у горы Железная

Галерея и бюветы вокруг работают по графику, хорошо известному оздоравливающимся — пожалуй, ни в одном курорте КМВ я не видела столько гуляющих в примятых спортивных костюмах и с чашками-бюветницами в руках. До элегантности княжны Мери и Печорина, им, разумеется, далеко, но ведь они приехали на воды с другими целями:)

Потихоньку дойдем до Каскадной лестницы. Каскадная лестница Железноводска — самая новая, модная и современная достопримечательность курорта.

В железном городе у горы Железная

Она начинается у Смирновского источника, и через каких-то 700 ступеней и 860 метров приведет вас к Курортному озеру. Спешить не стоит, да и не получится. Каскадную лестницу украшают бесчисленные клумбы, скульптуры, фонари и беломраморные зоны для отдыха в тени. Чтобы оценить ее роскошь и масштаб, нужно пройти до конца.

В железном городе у горы Железная

Наградой утомленному (или не очень утомленному;) путнику станет Курортное озеро Железноводска.

В апреле купаться рановато, зато летом тут веселый шум-гам и столпотворение: есть зоны для загара с шезлонгами, пирсы, велосипедные дорожки и детские площадки.

В железном городе у горы Железная

Еще есть Ferrum-площадь (да, в Железноводске все железное!) и Остров Гулливеров — здесь можно прогуляться между копиями гор Железная, Машук, Развалка, Медовая, Змейка и Бештау. На Железной стоит Хозяйка горы, а на Машуке — копия пятигорской телевышки.