Турист Марина (Marina2506)
Марина
была 28 апреля 6:08

Вагаршапат, Арагац, Ереван — Армения Июнь 2023

«Галя, какие здесь хинкали! Всё, как ты любишь! Нет, нет, Галя, не с того я начала. Какие здесь армяне!!!»…

Наше искромётное путешествие было настолько эмоциональным, что ставшую крылатой юмористическую фразу, произнесенную Ольгой Картунковой с КВН-новской сцены, в процессе путешествия вспоминали не раз. Впрочем, к ней с лёгкостью присоединились и другие: «В Армении нет слова «нет», «Армяне же никогда не хвастаются», «Всё будет так, как вы захотите, ласточки мои». Ииии, да, «Самые лучшие гиды в Армении»))) Представляете, как фонтанировали с подобными «девизами» эмоции))) ⠀

День первый. 8 июня

В путешествие по Армении и Грузии засобиралась ещё в феврале, когда возвращаясь из Ирана просматривала анонс программы комбинированного тура, предлагаемого организаторами. Незаметно пролетела весна, наступило календарное лето и пришло время для новой встречи с просторными залами аэропорта имени Александра Сергеевича Пушкина. Отсюда улетала в феврале в Иран, догоняя группу в нервозном состоянии. Но на сей раз пребывала в спокойном ожидании предутреннего рейса в компании Натальи. Той самой, что разбила в Иране мой телефон. Хотелось верить, что теперь новому телефону, упакованному в прочный чехол и защищенному толстым стеклом, не грозило ничто)))

Заботливый гид Армен джан встретил в аэропорту Звартноц и под шутки и прибаутки оперативно домчал до Вагаршапата, что в двадцати километрах от Еревана. Нас ждали в семейном отеле «H-Resert», где, несмотря на утренний час, заселили без промедлений. Это более дешёвый, чем в Ереване, вариант размещения, но и здесь было уютно и комфортно. Камерная территория, приветливый персонал, вкусный завтрак и просторный номер с необходимыми мелкобытовыми элементами — что ещё нужно непафосному туристу.

Налетев на спелую черешню, припасённую в холле хозяевами отеля для гостей, познакомились со вторым гидом Юлианой, что сопровождала вместе с Арменом на протяжении всего путешествия.

Так случилось, что несколько туристов по личным обстоятельствам отказались от поездки, и у нас образовалась маленькая группа из четырёх отважных, любознательных, эмоциональных и общительных туристок, спевшихся с первых минут знакомства настолько, что Армен тут же окрестил нас «мои ласточки».

Побросав чемоданы в номерах, активные «ласточки» полетели к новым горизонтам ближайшего населённого пункта одного из самых древних государств в мире.

Первое письменное упоминание о Вагаршапате встречается в найденной при раскопках Звартноца клинописной табличке урартского царя Русы II (VII век до нашей эры), где говорится о прокладке оросительного канала от реки Раздан. Во II веке нашей эры царь Вагарш I основательно перестроил город и нарёк его в честь себя любимого — Вагаршапат. На протяжении последующих трех веков город носил столичный статус.

Значение Вагаршапата возросло в начале IV века после принятия Арменией христианства. Путь к нему был не прост, но оставим теорию для ученых теологов. Скажу лишь, что более 100 тысяч лет назад люди заселили территорию современной Армении, а в 301 году Армения первой в мире признала христианство государственной религией. На сегодняшний день 97% населения страны христиане.

При Вагарше I в. городе построили кафедральный собор и часовню на месте казни святой Рипсимэ. Город стал не только духовным, но и культурно-образовательным центром Армении. В начале V века Месроп Маштоц основал здесь первое учебное заведение, где обучение велось с помощью созданного им алфавита. В последующие столетия нашествия захватчиков привели Вагаршапат к упадку. Он возрождался лишь во время редких периодов мирной жизни, однако достичь прежнего величия ему так и не удалось.

Ситуация изменилась после присоединения Армении к России. Наличие русских гарнизонов осложняло жизнь персам и туркам и надёжно защищало армянские города. Нынешний облик Вагаршапат обрёл в советские годы. Вмешался знаменитый архитектор Таманян, вылепивший облик современного Еревана. Он взял под крыло и Вагаршапат, что поспособствовало массовой застройке города.

Сейчас Вагаршапат спокойный, с размеренным ритмом жизни город с элементами привычной малоэтажной застройки. Мы не ставили цель посмотреть город целиком. Частично прошлись пешком, частично обозрели через стекло авто. Но для меня он не стал выдающимся. Посему и фотографий минимум.

Погружение в основы армянской культуры началось с монастыря Эчмиадзин, выступающего историческим центром Армянской Апостольской церкви.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Название «Эчмиадзин» переводится с армянского как «Сошествие Единородного». По преданию после освобождения из темницы в Хор Вирапе Григорий Просветитель долго не мог выбрать место для строительства храма в Вагаршапате. И тогда во сне ему было видение: с небес на землю спустился Единородный Сын Божий с лицом, сиявшим ярче солнца. В руке Единородный держал золотой молот. Им он ударил по земле в том месте, где должен был быть построен храм Сурб-Эчмиадзин. Причем, это место не было пустынным, там находился древний языческий храм. Потом уже по названию церкви какое-то время называли и весь город.

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Мы увидели не только собор, а огромный комплекс государственного значения, где размещены резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница и музей.

Всё это время на территории комплекса постоянно что-то усовершенствовали. Пристраивали, надстраивали, колдовали над отделкой собора. Впрочем, собор и сейчас находится на реставрации и внутрь мы не попали. А жаль, ведь в сокровищнице хранятся величайшие святыни Армянской церкви: наконечник копья римского сотника Лонгиния, которым он пронзил Христа на Голгофском кресте, частица креста, на котором был распят Спаситель, частица тернового венца Христа, десница святого Григория Просветителя и частица Ноева ковчега.

Всё, чем можно было утешаться, компенсировала тончайшая резьба по камню, что украшает фасады, да изящество сочных росписей подле входного портала.

Раз уж не вышло удовлетворить любопытство внутренними росписями и святынями Собора, пошли в храм Сурб Гаянэ, что возведен напротив в VII веке на месте часовни IV века. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Но изящества каменной резьбы, присущего кафедралу, здесь нет. Лаконичное строение украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри два ряда колонн, что делят пространство на части. Колонны поддерживают тяжесть купола, опирающегося на восьмигранный барабан.

В середине VXII века храм реконструировали, а под закат того же века пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви.

На территории монастыря много хачкаров. Как более древних (среди них Аменапркич (1279 года) и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги), так и установленных недавно (хачкар жертвам геноцида 1915 года).

В периметре комплекса колосились неопознанные суккуленты, цветущие крупными белоснежными буклями,

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

и кустовые розы, эффектно обрамляющие «Открытый алтарь».

Постройка эта современная, одна из последних на территории комплекса, что появилась в 2001 году в честь 1700-летия принятия христианства. Интересно, что во время открытия алтаря здесь отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

До знаковых для Армении руин, что дали имя действующему аэропорту Звартноц, поехали после Эчмиадзина. Древнейший храмовый комплекс не был предусмотрен программой, но поддержав предложение Наташи, мы дружно заголосили: «Хотим!». Армен тут же напомнил, что в Армении нет слова «нет» и мы свернули от нужного указателя в сторону Звартноца.

Какой чуткий мужчина, Галя! Ты чувствуешь, что мы пропали!)))

Когда многотонные каменные глыбы с устремляющимися ввысь колоннами показались в неподвижном мареве полуденного солнца, сердечко забарабанило гулкими ударами в такт ускоряющимся шагам.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

В подобных местах испытываю особенные чувства. Волнение смешивается с восторгом, любопытство перебивает силу мысли, а радостное восприятие сменяет беспричинная грусть. Хотя, причина в данном случае была. Понимание того, что объект вряд ли обретет первоначальные очертания, ощущалось особенно чётко…

Мы слушали рассказ Армена и Юлианы, перемещаясь между внушительных многовековых колонн и каменных блоков. Соприкасаясь с отдельными из них в едином порыве, впитывали взглядом художественную картину разрушенного стихией сооружения.

Историю Звартноца проиллюстрировала в альбоме. Настолько подробно, насколько позволили находящиеся в доступе источники и захватывающий рассказ лучшего гида Армении)

Пожалуй, незаслуженно обделила вниманием гору Арарат, что является одним из знаковых символов страны. Армяне считают Арарат священной, потому как уверены, что именно здесь пристал Ноев ковчег после библейского потопа. Вот только армянский символ находится не на территории страны, а много лет пребывает в турецком «подданстве». Почему вспомнила о горе сейчас? Кажется, что две её выдающиеся вершины Сис и Масис находятся в пешей доступности от руин Звартноца. Но впечатление это обманчиво.

Въезд в Ереван ознаменовался нежданной пробкой. Автомобили выстроились друг за дружкой в плотном потоке на «Пьяном» мосту. Но зато в поле зрения появились сразу два коньячных конкурента, волей случая оказавшихся по обе стороны моста.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Про знаменитый завод «Арарат» недавно рассказывала Аня, а про «Ной» упоминала Юля. Мне лишь остается констатировать факт, что армянский коньяк единственный в мире, что получил от французов привилегию называться именно коньяком, а не бренди.

Кто бы мог подумать, что Ереван старше Рима на 29 лет. Многие годы пребывала в святой уверенности, что самая древняя из современных мировых столиц — это Рим. Ан нет…Ереван был основан царем Урарту Аргишити в 782 г. до н. э. В этот день мы посвятили армянской столице лишь несколько часов, и я сожалела, что рандеву с Ереваном было коротким. Порадовала уверенность, что сюда ещё вернемся к концу вояжа и прикоснёмся ближе к эффектному в своей особенной красоте «розовому городу».

Двигаясь в ногу со временем, древнюю столицу нашпиговали не только аутентичными едальнями, но и современными фудкортами, поражающими воображение ассортиментом, стилистическими решениями и относительно демократичными ценами. В один из них заглянули на обед.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Названия не помню, не спрашивайте. И не скажу, где размещён. Запомнилось, что вкусно и недорого покушали. Еду не сняла, засмотревшись на колоритные татушки соседа по столику. Не из сидельцев, судя по стилистике символов, но смутил перстенёк. Впрочем, ненужные размышления на отдыхе ни к чему.

Лучше подумать о хлебе насущном, что выпекают здесь же. Его можно купить про запас. Или понаблюдать за процессом.

Смотрите, какой ароматный и вкусный!

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Машину оставили на парковке недалеко от парка Ахнанак и пешком прогулялись до монумента Мать-Армения, установленного в честь победы Красной армии в период Великой Отечественной войны на территории Еревана.

Монумент высится на вершине холма, венчающего главную ось проспекта Месропа Маштоца. Увековеченная в камне женщина работы А. Арутюняна выглядит воинственной. И не только потому, что в руках дамы меч. Мощь исходит от самой каменной фигуры. Грозная и сильная, с лицом, застывшим в сдержанной скорби, и руками, в которых хватит силы нанести удар врагу.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Думаю, излишне упоминать, к какому государству обращен взор Матери. Политические перипетии сознательно обхожу стороной, посему оцениваем монумент, подходим к вечному огню у его подножия и двигаемся дальше к смотровой, откуда весь Ереван как на ладони.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

К самому популярному месту в Ереване, что значится в списках обязательных к посещению достопримечательностей Армении, спускались от обелиска «Возрожденная Армения» каскадно.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Останавливались на широких террасах и лестничных ступенях, фиксируя не выжженную июньским солнцем зелень и бескрайние, до Арарата, просторы Еревана.

Удивлялись мелкоструйным фонтанным композициям, что могли бы освежать пространство в знойный летний день, будь они чуть-чуть полноводнее.

И порадовались спасительному тенёчку, что обеспечивали массивные кроны тополей, формирующих аллею у подножия Каскада.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Можно по-разному относиться к детищу архитектора Александра Таманяна, спроектированному более ста лет назад и возрожденному к жизни американским меценатом армянского происхождения Джерардом Гафесчяном, но ругать сооружение за неэстетичность я бы не стала. По-моему, неоднозначное творение неплохо вписывается в городской ландшафт.

Больше смутили скульптуры, хаотично разбросанные на подступах к Каскаду.

Вопросы возникли не только к молодым малоизвестным авторам, но и к одному из дорогих скульпторов в мире, колумбийцу Фернандо Ботеро.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Поразительно, что даже кот в его исполнении для меня ситуацию не выровнял)))

Еревану и Армении в целом повезло, что здесь жил и творил великий мастер Александр Таманян. Оценили ещё одно известное за пределами Еревана детище автора и были поражены.

Площадь Республики существует на протяжении нескольких веков, но современный вид получила в середине XX века. Единый архитектурный ансамбль в духе средневековой стилистики формируют вокруг площади пять зданий: Дом Правительства с часовой башней, Исторический музей, Художественная галерея, здание почты Армении, отель Мариотт и прочие менее значимые строения.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Пространство площади столь огромно, что когда в 2016 году папа римский читал здесь молитву, на площади разместились около 50 тысяч человек, пришедших на проповедь.

А мне померещился Рим. В котором так и не побывала, которым грежу давно, который будто излил свой призрачный лик наяву…

Ещё здесь поют фонтаны. В огромном бассейне и по часам. Но их час в тот день ещё не настал.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

У западного участка стадиона «Раздан» на выезде из Еревана остановились у памятника легендарному футбольному клубу «Арарат 73». Чемпионство клуба, удостоенного массой регалий за многочисленные спортивные победы, состоялось задолго до моего рождения, но название клуба гремело и после. Гротескные ребята в чуть более натурального роста величину слились в эффектной композиции. А мы поддержали их триумф)

Дальше двигались от Еревана на север, в регион Арагацотн, где на западном склоне горы Арагац есть необычная достопримечательность — памятник армянскому алфавиту. Комплекс, построенный под открытым небом, представляет собой композицию, состоящую из 39 букв армянского алфавита, изготовленных из туфа. Среди них монумент Месропу Маштоцу, создателю алфавита, и прочим известным армянским мыслителям. Представляете, алфавитом, что создал Маштоц в 405 году, пользуются до сих пор. Без существенных изменений.

Пробираясь по мелко рассыпанным камням между отдельно расположенных друг от друга букв, можно обнаружить свою, заглавную. На армянский лад.

Конечно, памятник своеобразный. Но здесь приходит понимание, как армянский народ гордится своей культурой, письменностью и вековыми традициями.

От Парка букв дорога вилась всё выше, убегая в горы сквозь залитые закатным светом поля. Вдоль обочины алели всполохи маков, обрамлённые насыщенно-фиолетовой хохлаткой. Чуть поодаль кустился тысячелистник, разбавленный редкими соцветиями гречихи.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Пасторальная картина сельской глубинки с редкими вкраплениями приземистых домов, пасущихся бурёнок и стоящих на страже армянских гампров, простиралась на всём протяжении переходящего в грунтовку асфальта.

Наслаждаясь нежным вкусом свежесобранной клубники, приправленной зажигательными армянскими хитами, добрались до высокогорного села Арагац, окруженного виноградниками.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Спасибо, Армену, что позаботился о своих подопечных «ласточках». Ты чувствуешь, Галя, какие здесь армяне!)))

В Арагаце нас ждали в гости. На дегустацию вина и семейный армянский ужин. Ведь здесь, на высоте в четыре с лишним тысячи метров, процветает частная винодельня Артура Мнатсканяна.

Артур и его жена Кристина невероятно скромные люди. Артур не любит упоминать о достижениях, отмеченных победами на многочисленных гастро-фестивалях, проводимых в Ереване и за его пределами. О них говорят помещённые в рамочки дипломы, что обнаружили в дегустационном зале. Полюбопытствуйте, если интересно. В Инстаграм есть страничка Mnatskanyans_gastro_yard.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Вино для армян священный напиток и каждый армянин знает историю о Ное и виноградной лозе, которую тот принёс в массы, спустившись с горы Арарат. Статистов не беспокоит даже то, что в последние годы потребление вина среди граждан Армении увеличилось на 30%. С другой стороны, к чему беспокоится, коль имеется культура пития. Вместе с ней, к слову, растёт количество виноделен и туристических поинтов эногастрономической направленности.

Вино — мой напиток, и было любопытно вникнуть в тему. Пролистав пару брошюр для туристов, обнаружила, что из армянского винограда производят разнообразные вина, начиная от тропического белого, заканчивая остро-перечным. Остро-перечный вряд ли пришёлся бы по вкусу, а из того, что предложил Артур, фаворита нашла. С тонким винным букетом и терпким названием «Ноябрь».

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

«Лекция» о сортах винограда, особенностях их возделывания, переработке и технологии производства напитков оказалась полезной. Артур не ограничивается вином, что в зависимости от степени выдержки именует по названию месяцев календарного года. В его профессиональной копилке есть и напитки покрепче. Херес, например.

Завершив с аперитивом, переместились на веранду хозяйского дома, где поджидала благоухающая запахами «поляна» с шашлычком, зеленью и закусками.

Из северной Армении в южную Грузию. День первый

Какие же здесь хлебосольные армяне, Галя!))) Но пусть восторги от армянского застолья останутся за кадром. Где всё понятно без слов, комментарии излишни)))

Продолжение следует…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия