Турист Марина (Marina2506)
была 28 апреля 6:08

Тбилиси — Грузия Июнь 2023

День третий. 10 июня

Уютный Тбилиси, что подмигивал светом мягких огней прошлым вечером, демонстрировал приятное дружелюбие поутру. С первых шагов по отполированной многолетней брусчатке ощутили приятные флюиды, щедро посылаемые гостеприимным городом. Мы спустились вниз по покатой улочке, где расположен отель «Meidan Inn», и сразу погрузились в обволакивающую теплом атмосферу исторического района Абанотубани, где зародился город Тбилиси. Несмотря на засилие туристов и местных здесь нет ощущения суетности и толкотни.

Как гласит легенда, в этих местах однажды охотился царь Вахтанг Горгасали. Монарх подстрелил фазана, но дичь скрылась из виду. На поиски фазана Вахтанг отправил специально обученного сокола, но испарился и он. Дальнейшая хронология событий неоднозначна. Фазана то ли съели, то ли он упал в серный источник, моментально исцелился от ран и улетел. Так или иначе царю настолько понравилось это место, что он перенес сюда столицу из Мцхеты.

Еще одна версия гласит, что фазан тут ни при чем. Царь Вахтанг просто впечатлился тёплыми источниками, бьющими в этом месте из-под земли. По всей видимости, и название Тбилиси пошло оттуда же. «Тбили» по-грузински означает «тёплый». Побудительные для Вахтанга мотивы давно канули в Лету, но сокола и фазана на всякий случай увековечили.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Кто и когда начал строить бани над горячими серными источниками, точно неизвестно, но в XIII веке их количество в Тбилиси уже достигало 65-ти. Многие из них впоследствии были разрушены в результате различных исторических событий, а те, что мы видим сейчас, возвели в XVII веке. Многие бани построены в персидском стиле и в целом однотипны. Большая часть строений расположена под землей, над поверхностью земли торчат только полукруглые сводчатые крыши.

Особняком среди прочих выделяется Орбелиановская (или Пёстрая) баня. Чаще ее называют Голубой из-за доминирующего цвета в отделке фасада. Не заметить новоиспеченную инстаграмную «звезду» невозможно. Стиль её уникален: стрельчатый фасад с минаретами по бокам выложен мозаикой в голубых тонах, восточные мотивы в голубых тонах продолжаются и внутри. Именно в ней в 1829 году побывал А. С. Пушкин, о чём написал в «Путешествии в Эрзурум»: «Отроду не встречал я ничего роскошней тифлисских бань».

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

От бань двигались дальше вдоль каньона Легвтахеви, отвлекаясь на оформление крошечных ресторанчиков и торговых лавок,

мелкую горную реку Цавкисисцкали, ползущую по дну ущелья, и увешанные металлическими замками мостики, переброшенные через неё.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Грамотные грузинские маркетологи разбросали на пути туристов «заманушки» в виде сувенирных лавок и поставили на дне каньона самостийных музыкантов. Стоит здесь остановиться, среагировав на знакомые нотки «Чита Маргелита», как глазки сами собой примечают какой-нибудь местный сувенир.

Обязательно попробуйте винное мороженное! Вкуса вина не ощутила, но интригует сам факт его гипотетического присутствия. Пломбир, к слову, нежнейший. И сванская соль, что обнаружила в сувенирном ларьке, оказалась кстати. Придает домашним блюдам пикантность.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Целью прогулки по каньону был знаменитый Тбилисский водопад, что представляет собой ниспадающий водный поток горной реки в завершении отвесного склона. Впрочем, визуально ничего выдающегося. Но уникальность его в том, что это один из немногих водопадов в мире, находящийся в центре города.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Нить Грибоедова, размотанная из «клубочка» на Пушкинском перевале в Армении, протянулась до Тбилиси. Мы поднялись на гору Мтацминда, где в числе прочих обнаружили могилу Грибоедова, над которой склонилась в скорбящей позе любящая Нино. Это было первое знаменательное захоронение, давшее начало Пантеону. Чуть позже рядом с Грибоедовым похоронили Нино Чавчавадзе.

Что касается остального периметра организованного высоко над городом некрополя, здесь нашли последнее пристанище многие известные писатели, артисты, учёные и национальные герои Грузии. Вот только почему именно здесь похоронена мать Иосифа Сталина так и осталось загадкой.

Пантеон организован на территории вокруг церкви Святого Давида Гареджийского, что поселился здесь в VI веке. В память об этом ежегодно отмечается церковный праздник мамадавитоба. В небольшом храме, где царил полумрак, заканчивалась служба. Батюшка общался с прихожанами, а я наскоро щелкнула несколько кадров, не вмешиваясь в церковные таинства.

В центральном районе Авлабари интересовал главный кафедральный собор Тбилиси — Цминда Самеба, что расположен на холме Святого Ильи на левом берегу Куры. Архитектурное исполнение ансамбля выдержано в классическом стиле грузинской православной церкви.

Собор выдающийся! Он занимает третье место в мире среди православных храмов по высоте. Наземная его часть выше ста метров, подземный уровень достигает сорока метров, а купольный крест имеет высоту 7,5 метров. Внушительный внешний облик строения никоим образом не выдает его юный возраст. Удивлена, что храм возвели каких-то 20 лет назад.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Внутренние пространства, на мой взгляд, непомерно велики. Помимо основного зала, что привлекает необычными иконами, несущими культурную и историческую ценность, внутри много пустых переходов и залов непонятного назначения.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

В числе здешних святынь поразила икона «Надежда Грузии» с изображением ликов национальных 432-х святых. На её изготовление затрачено более 20 миллионов долларов, тридцать килограммов золота и множество крупных драгоценных камней для украшения.

Не ожидала увидеть в храме икону «Улыбающаяся Богородица». Помнится, во время экскурсии в базилике Рождества Христова в Вифлееме экскурсовод обратила внимание группы на такую же икону с единственным в мире ликом улыбающейся Богоматери. По всей видимости в Цминда Самеба список.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Недалеко от храма возведена небольшая звонница и девять маленьких отдельно стоящих часовен. Вокруг разбит симпатичный парк с аллеями и газонами. Отсюда открывается чудесный вид на Старый Тбилиси.

Здесь же располагается официальная резиденция Католикос — Патриарха Ильи II и духовная семинария. Для посетителей открыта гостиница и кафе, где продают настоящие «Воды Лагидзе».

История известного бренда, что появился в конце 19 века, была на слуху. Но предположить не могла, что его основателем является 14-летний мальчишка Митрофан Лагидзе, принятый на работу помощником фармацевта из Кутаиси. Помимо прочего владелец аптеки занимался приготовлением прохладительных напитков из заграничных химических эссенций, и у юного подмастерья созрела идея наладить выпуск натуральных фруктовых сиропов, что стали впоследствии использоваться в качестве основы для его лимонадов.

В 1887 году Митрофан регистрирует собственное предприятие по производству напитков «Митрофан Лагидзе», в 1900 году основывает в Кутаиси фабрику по изготовлению сиропов из фруктов и трав, а в 1906 году запускает новый завод в Тбилиси и открывает фирменный магазин «Воды Лагидзе» на проспекте Руставели. Вот такой головокружительный карьерный успех!

Кафе, куда заглянули мы, открыли чуть позже. Интерьер здесь простой, но с изюминкой. На стенах картины старого Тбилиси и виды того самого, первого, кафе «Воды Лагидзе» на проспекте Руставели. Лимонад со вкусом детства оказался весьма кстати в знойный июньский день.

В жаркий полдень приятно затеряться на улочках Старого Тбилиси, где друг за дружкой выстроились в ряд симпатичные кафе, что дополняют редкие скульптуры,

Памятник Софико Чиаурели

сувенирные лавки

и винтажные винотеки.

Местные предпочитают отдохнуть в тишине уютных парков, или посетить древний храм, коих предостаточно в центральной части района Мтацминда,

а всеядные туристы стараются охватить все и сразу. Уж очень здесь атмосферно.

Чтобы подняться на Сололакский хребет, нависающий над Тбилиси с севера, пересекли мост Мира,

соединяющий улицу Ираклия II и парк Рике.

Можно воспользоваться канатной дорогой, что в считанные минуты вознесёт из парка Рике на холм. Очень удобно. Поднимаясь в кабинке 500-метровой канатной дороги, рассматривали панорамы Тбилиси сверху. Некоторые места стали узнаваемыми, другие приметили для последующих визитов.

Сверху отчетливо видно, как меняется традиционный облик Тбилиси. При Михаиле Саакашвили в архитектурные тенденции Старого города стали проникать новые идеи — здание Дома Юстиции, например, или резиденция Саакашвили на Авлабаре. Тот же мост Мира вступает в конфликт с окружающими его зданиями. Но эта особенность становится продолжением современного Тбилиси — традиционной, но с новыми веяниями, противоречивой, современной, но с глубокими традициями и богатой историей.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Первое, что бросается в глаза на холме Сололаки, огромный монумент Мать-Грузия, что возвышается над городом более полувека. Местные называют его мать Картли (Картвлис Деда). Он выполнен в виде покрытой металлическими листами двадцатиметровой фигуры женщины, держащей в одной руке меч, в другой — кубок с вином. Статуя символизирует кавказское гостеприимство и воинственность: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл с миром, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Здесь возникла некая аналогия с монументом мать Армения, что в Ереване. Но если детали того монумента можно рассмотреть без особых проблем, к матери Картли близко не подобраться. Туристам остаётся довольствоваться видами сзади и в профиль.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

На мой субъективный взгляд стоило бы организовать здесь смотровую. По типу Парящего моста в парке Зарядье. Но почему-то подобная идея не пришла в голову городским властям.

На противоположной стороне разбит Тбилисский ботанический сад, где на огромнейшей территории плотно скомпонованы различные растения и деревья. Зелёное полотно манило в свои чертоги, но в парк не спускались, иначе не успели бы всё, что планировали осуществить в этот день.

Если уж окажетесь на холме, обязательно дойдите до средневековой крепости Нарикала. Точный период основания цитадели не известен, первые письменные упоминания о ней появились в IV веке. Величественный оборонный комплекс, который старше самого города, выглядит впечатляюще.

Люблю покопаться в истории столь древних сооружений, и вот что повествуют о Нарикала источники. Первое название крепости Шурис Цихе, что в переводе означает «Завидная крепость», возникло потому, что крепость являлась самым укрепленным и неприступным сооружением на Великом Шелковом Пути. В дальнейшем крепость расширялась и достраивалась. В VII—VIII вв. арабами, в XI—XII вв. монголами. Со времени монгольского нашествия крепость стала именоваться «Нарын Кала» — «Малая крепость». Современный вид оборонительное сооружение приобрело в XVII—XVIII вв.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

В XVIII веке крепость Нарикала входила в сложную систему оборонительных сооружений, построенных вдоль берегов Куры. Они позволяли не только обеспечивать надежную защиту Тбилиси, но и вести контроль за торговыми путями, пролегавшими по долине реки.

Несмотря на, казалось бы, отличное стратегическое местоположение на вершине горы, крепость была захвачена несколько раз византийцами, монголами и персами. При том нынешнее состояние крепости довольно сносно.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Её основательно подрехтовали в конце прошлого века. Виды на Тбилиси отсюда великолепны!

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

На территории цитадели разливался запах липового цвета и пламенели цветки граната, обрамляя стены древней церкви Святого Николая.

Храм, возведённый в XII веке, превратили в имперский период в пороховой склад, а в середине XIX века разрушили. Лишь в конце прошлого столетия раскопали фундамент и восстановили храм в том виде, в котором можно наблюдать его сейчас. Отрадно, что строители сохранили блоки от старого основания храма. По фактуре и размерам они заметно отличаются от современной кладки. Подле церкви разбросаны обломки с резьбой по камню. Это кусочки древнего храма.

Вниз спускались пешком по покатым аутентичным улочкам. Местами вымощенным брусчаткой, местами покрытым ровным асфальтом.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

На перекрестке улиц Саади и Бетлеми обнаружили симпатичную церковь Сурб Геворг. Девочки ушли за Юлианой и Арменом, а я, соблазнённая очередным мимишным усатым-полосатым, что столуется на территории храма, заскочила внутрь.

Плотная программа слегка утомила, и мы прервались на обед. Юлиана посоветовала сетевой ресторан «Самикитно», что расположен на площади Мейдани. Едальня заслуживает отдельного отзыва, но, чувствую, надоела уже рассказами о бакинских ресторанах, поэтому ограничусь тем, что хачапури по-аджарски и домашнее вино были незабываемы. Как и самобытные интерьеры ресторана. На этом о «Самикитно» всё))

Отобедав направились к реке. Кура в черте города мутна и непривлекательна, но в этот день у нашей Юлианы был День рождения и именинница пожелала прокатиться на катере по Мтквари. Кто не в курсе — это официальное название водоёма. Мы не сопротивлялись и получили колоссальное удовольствие от часовой прогулки под зажигательную музыку.

К слову, кто-то катался, а кто-то катал) Кэп Сергио подержал мою просьбу и доверил штурвал катера. Не ожидала, что получу незабываемый эмоциональный экспириенс! Излишние слова здесь ни к чему, смотрите видео)))

После короткой передышки в отеле, буквально чтобы принять душ и переодеться для вечернего выхода, снова отправились на рандеву с Тбилиси.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Район Авлабари поистине неисчерпаем!

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Тему тбилисских котиков раскрыла именно здесь)

Отмечу среди прочих интересный объект, что непременно достоин внимания. Известный грузинский режиссер Резо Габриадзе построил в 2010 году подле собственного театра удивительную башню с часами. Башня украшена изразцами, что Резо расписывал собственноручно, а ее крыша привлекает внимание растущим гранатовым деревом.

Из северной Армении в южную Грузию. День третий

Каждый час из расписных дверей появляется златокрылый ангел и молоточком бьёт в колокол. А два раза в день, в 12.00 и 19.00 часов, можно увидеть миниатюрный спектакль под названием «Цикл жизни». Стерла ноги модельными босоножками, пока неслись к башне, чтобы успеть на «спектакль», но действо того стоило.

Ужин по случаю Дня рождения Юлианы организаторы устроили в шикарном ресторане «Мравалжамиери». Мы душевно отметили праздник, вдоволь натанцевались и в очередной раз умилились семейным взаимоотношениям и музыкальности грузин, что от мала до велика не усидят на месте, едва зазвучат первые аккорды зажигательных мелодий.

Насыщенный день в грузинской столице подарил массу впечатлений, но кое-что организаторы приберегли для нас назавтра. Продолжение следует…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия