Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:21
Филиппины покорены! Куда дальше?

Калмыкия — Россия Июнь 2023

Новые приключения юных натуралистов

В рекомендациях заповедника «Чёрные земли» по поводу маршрута «Птицы озера Маныч-Гудило» пояснялось, что данный маршрут будет интересен для орнитологов, юных натуралистов, для учащихся старших классов общеобразовательных школ и начальных курсов биологических факультетов ВУЗов.

Среди предложенных вариантов мы выбрали единственную подходящую для нас категорию «юных натуралистов» и будучи теперь максимально мотивированными без всяких сомнений сделали свой выбор.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Этот маршрут стал третьим из заказанных в администрации заповедника, но если первые два — «Меклетинские розовые озёра» и «Тропою сайгака» — пролегали на территории степного участка заповедника, то этот в совсем другой локации, на берегу озера Маныч-Гудило.

На этот раз отправной точкой маршрута и местом сбора было назначено селение Приютное, что расположилось практически на административной границе Калмыкии и Ставропольского края. Нам предстояло на служебном автомобиле заповедника, а именно, на УАЗ-220695, прозванном ещё в советские времена «Буханкой», под началом местного егеря преодолеть вдоль озера километров двадцать, делая периодические остановки для наблюдения и фотографирования пернатых.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Тут надо знать, что территория орнитологического участка озера Маныч-Гудило достаточно обширна и включает в себя 35 водно-болотных угодий, имеющих не локальное, но международное значение в качестве важнейших местообитаний водоплавающих птиц.

Но попасть в те отдалённые места, где массово гнездятся такие околоводные птицы, как, например розовый пеликан или кудрявый пеликан, в нашем случае было весьма проблематично. Это занятие для профессиональных орнитологов, требующее серьёзных усилий и временных затрат.

Мы, конечно, видели этих пернатых, и не только их, но и: колпицу, серую и белую цаплю, огаря, шилоклювку, ходулочника, краснозобую казарку, или там, черноголового хохотуна, что обитают на береговой линии, на временных водоёмах и на межостровных пространствах.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

В принципе, перечислять можно долго, всего на территории заповедника насчитывают 173 вида птиц.

Но наблюдать приходилось исключительно на большом расстоянии, рассматривая объекты в бинокль или в телескопический объектив фотоаппарата.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Однако, и это оказалось весьма захватывающим мероприятием, особенно для юных натуралистов, коими мы в тот момент и являлись.

О грандиозном проекте, который ещё только предстоит реализовать

Прежде чем пустится во все тяжкие и начать вещать про пернатых обитателей озера Маныч-Гудило хотелось бы сказать пару слов о самом месте их дислокации, ведь это поистине уникальный географический объект.

Речь идёт о Кумо-Манычской впадине, ограниченной с севера высоким правобережьем Волги, а с юга возвышенностями Ставрополья.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Когда-то, данная впадина естественным образом соединяла Чёрное, Азовское и Каспийское моря, образуя так называемый Манычский пролив. Связь между морями в разные периоды то восстанавливалась, то терялась, последний раз, считают специалисты, переток морских вод имел место примерно 15 тысяч лет тому назад.

Современный рельеф Кумо-Манычской впадины весьма сложен, образуя сложную систему водоёмов, заливов и островов.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Понятное дело, что человеку не раз приходила идея возродить древний канал, решив тем самым сразу две проблемы: проблему судоходства, что экономически ценно невероятно, а также решение проблем обводнения и орошения, что ещё больше повышает экономический эффект.

Очень плотно этой темой стали заниматься в 20-е годы 20-го века, когда разработали проект сооружения двух плотин и огромного, длиной до 270 км искусственного водохранилища. Наполнять гигантский искусственный резервуар планировали естественным стоком многочисленных рек и ручейков, чего должно было хватить для обеспечения коммерческого судоходства, компенсацию испаренияи обеспечения работы самотечных каналов из водохранилища, необходимых для обводнения Приманычской, Калмыцкой и Прикаспийских степей.

Проект грандиозный, как вы понимает. Для примера длина Кумо-Манычского канала должна была составить 700 км, тогда как длина Панамского канала, виденного мной столь недавно, всего 81 км.

В итоге из намеченных грандиозных планов кое-что удалось реализовать, но совсем немного. Появилась ирригационная система в Ставропольском крае, но самого главного, судоходного канала между морями, конечно, нет.

Но и в наши дни о проекте Кумо-Манычского канала не забывают. Ведутся исследования и разработки, имеется заинтересованность прикаспийских государств по выходу в Чёрное море, а значит автоматически через Средиземное море и в Мировой океан.

Придумали даже новое название: «канал Евразия», предопределив ему роль высокоэффективного маршрута из Китая в Европу.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Но на каком этапе находится проект «канал Евразия», каковы его перспективы, честно говоря, не знаю. Думаю, это дела далёкого будущего, слишком уж масштабный проект

Про озеро Маныч-Гудило

Сначала про название озера, которое мне нравится невероятно. Правда красиво звучит — Маныч-Гудило!

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

С первой составляющей имени всё вроде бы понятно: «маныч» в тюркских языках означает «горький» или «солёный». Вода в озере и правда такова, мы, конечно, сами на вкус не пробовали, но заверения сопровождавшего нас егеря сомнения не вызывали.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Однако, концентрация солей в этом озере несопоставимо ниже, чем, например, в Меклетинских розовых озёрах Калмыкии. В последних обитают только особые микроорганизмы, а в озере Маныч-Гудило жизнь кипит вовсю, хоть и не везде.

Водится несколько видов рыб, являющихся кормовой базой того самого пернатого разнообразия, что видно невооружённым взглядом.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Что касается глубины, то озеро Маныч-Гудило относительно неглубокое. То есть по сравнению с Меклетинскими, где по щиколотку, тут глубина, местами до нескольким метров, ну, а по сравнению с Байкалом… Хотя, думаю, такое сравнение не совсем корректно: Байкал озеро тектонического происхождения, в него впадает 336 рек и притоков, а Маныч-Гудило бывало высыхало практически полностью.

Вторая составлявшая названия озера: «гудило». Первое, что приходит на ум, такое прозвище оттого, что озеро гудит. Сразу скажу, что никакого гуда мы не слышала, ибо, оказались там с утра.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

А по слухам, сей необычный звуковой эффект проявляется глубокой ночью, когда от озёрной глади исходит несколько жутковатый и пугающий гуд.

Люди склонные к мистицизму предполагают, что так шалят некие духи, что обитают в озере, правда, не очень понятно зачем.

Люди же приземлённые, живущие по законам материализма, объясняют странные звуки сильными ветрами, что дуют именно по ночам. Ветра проносятся над водной гладью, поднимают волны, с силой направляют озёрные воды на берег, создавая тем самым своеобразный шумовой эффект.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Итак, встретившись в 8 утра в центре села Приютное с егерем заповедника, которого звали Виталий, мы забрались в его «буханку» и отправились на близлежащие острова, уж не помню их названия, наблюдать колонии птиц.

Маршрут наш пролегал по пастбищам, сенокосным угодьям, вдоль береговой линии.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

В некоторых местах, очевидно, знакомых нашему сопровождающему мы останавливались, шли, пытаясь делать это как можно бесшумно, с целью обнаружить места кормёжки и гнездования многочисленных местных пернатых.

Дело в том, Кумо-Манычская впадина — крупнейшая миграционная остановка на пути массового пролета многих редких видов птиц. Про всех рассказать не смогу, не забывайте, что я не орнитолог, а всего лишь юный натуралист, но про самых ярких обязательно.

Начну с пеликана. На озере Маныч-Гудило, как, впрочем, и в России, обитает два его вида: розовый и кудрявый.

Изучаем и любим природу Калмыкии. Розовый и кудрявый пеликан

Розовый пеликан мой старый знакомый, ещё по озеру Накуру, что в Кении. Посмотрите на фото, сделанные в Африке несколько лет назад, вот ведь красавчик, не правда ли?

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Возможно, именно этот экземпляр находился одновременно с нами в окрестностях Маныч-Гудило, потому как эти места любимое место их остановки по пути из Африки в умеренные широты Европы или обратно.

Иные виды птиц останавливаются здесь исключительно для того, чтобы хорошенько подкрепиться перед дальнейшим длительным перелётом. А вот розовые пеликаны предпочитают гнездиться на островах Маныч-Гудило для того, чтобы вывести и воспитать своих птенцов. Это их ясли.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Но здесь есть один занимательный нюанс. Высиживают своих детей пеликаны в одном месте, а питаются они в совершенно другом, отдалённом от первого на значительное расстояние.

Я уже говорил, что вода в озере солёная, но концентрация солей может меняться в той или иной его части, а протяжённость озера в длину км в 150. Всему виной деятельность человека, разбирающего пресные сточные воды для своих нужд.

В некоторых местах вода в озере Маныч-Гудило, настолько солёная, что пресноводная рыба там не обитает, пеликанам питаться нечем. Однако, в плане спокойствия и тишины, возможности безбоязненно выводить птенцов низкие открытые острова, расположенные на некотором расстоянии от берега, просто идеальны.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

На таких островах пеликаны живут, а на рыбалку улетают за несколько километров, иногда за 50–60.

И тут есть ещё один нюанс. Пеликанам нужны не просто пресноводные участки озера, где водится достаточное количество рыбы, но и мелководье.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Ведь пеликаны это вам не бакланы, нырять они не умеют. Также у них нет длинных ног и длинного клюва с гибкой шеей как у цаплей.

Знаете, как рыбачат пеликаны? Они выстраиваются в полукольцо, постепенно его смыкая, открывают свои клювы словно сачок и набирая туда воду вместе с рыбой.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Клювы, кстати, огромные, способные вместить до 10 литров жидкости. Но вода в таком количестве им не нужна, она выливается из клюва, а вот рыба остаётся.

Перелёты для кормёжки пеликаны совершают по многу раз. Ведь им необходимо насытиться самим, а в день взрослому пеликану требуется более килограмма рыбы, а ещё принести в зобе рыбу для своих птенцов.

Птенцы, кстати, никакие не розовые, а чёрного цвета, ждут своих родителей, и кормёжка, говорят, тот ещё аттракцион.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

На озеро Маныч-Гудило пеликаны, обычно, прилетают в марте, а к размножению приступают к началу мая. Первые детишки появляются ближе к концу мая, но процесс вылупления птенцов может продолжаться до середины лета.

К осени чёрный пух детёныша пеликана сменяется на розовый. Молодой пеликан к этому времени окончательно оперяется, встаёт на крыло и готов к далёкому перелёту.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Кудрявых пеликанов на озере Маныч-Гудило не так много, но встречаются. У них нет розоватого оттенка в оперении, но зато есть кудрявый хохолок на голове.

Впрочем, эта информация у меня только чисто теоретическая, получена от сопровождающего нас сотрудника заповедника. Рассмотреть кудрявый хохолок на таком расстоянии точно не вариант.

Изучаем и любим природу Калмыкии. Ещё немного о пернатых озера Маныч-Гудило

Среди прочих пернатых представителей, увиденных нами в тот день вспоминается большая белая цапля.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

При этом воспоминания эти исключительно светлые, возвышающие дух, ибо птица эта некое олицетворение ангела.

Белоснежное оперение, длинные изящные ноги, грациозно изогнутая подвижная шея, как продолжение шеи узкая голова, и венчающий всё это великолепие клюв жёлтого окраса.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Кстати, по жёлтому клюву белую цаплю и отличают среди прочих, это её отличительный признак.

Чтобы обезопасить себя, белая цапля предпочитает жить на большой глубине подальше от берега, но охотится исключительно на мелководье. Мелкая рыбёшка, земноводные, вот главный рацион питания цапли, но увидев на берегу какую мышку или птенца, может слопать и их, если поймает, конечно.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

В этом плане, увы, поведение белой цапли вовсе не ангельское. Как оказалось, под ликом ангела скрывается хищный демон, а это уже вечный сюжет для проповеди.

Если уж я упомянул белую цаплю, было бы опрометчиво обойти вниманием и колпицу.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Внешне эти два вида птиц очень похожи, да вот разве что клюв. У белой цапли он острый и жёлтый, а у колпицы клюв чёрного цвета, с заметно расширенным окончанием, словно щипцы для льда.

Опустит колпица свой полураскрытый клюв в воду и водит им из стороны в сторону: раз-два-три-четыре-пять, я иду искать, кто не спрятался, я не виноват.

А вот ещё одна приметная птичка, прозванная как ходулочник.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Имя у неё говорящее, ноги нереально длинные, словно и не ноги, а ходули.

Ходить на ходулях по речным заводям, по заливным лугам, по болотцам всяким — милое дело. Даром, что шея короткая, это не страшно, когда такие длинные ноги.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Очень удачное эволюционное решение, максимально удобное для сбора водных насекомых, головастиков и ракообразных. Правда на суше перемещаться на ходулях не только не комфортно, но и опасно. С другой стороны, зачем ходулочнику суша, если рядом бесконечный водный простор.

А напоследок пусть будет чибис из подотряда куликов.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Почему я выбрал эту птичку из числа многих виденных нами даже не знаю.

Может из-за песенки знакомой с детства: «… у дороги чибис, у дороги чибис…».

Начало этой песенки помню, а вот видел ли самого чибиса не знаю, а вот тут довелось.

Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Запомнилась птица свои хохолком, белым брюшком и чёрной с зеленоватым отливом грудкой. Смотрится нарядно и даже солидно, хоть и размером не вышла. Да мелковат чибис, может за это и носит обидное прозвище пигалица. Но что поделаешь, всё что есть, всё наше.

Много пернатых обитателей на озере Маныч-Гудило, про всех не расскажешь. Да такой задачи у меня и нет. Хотелось обратить внимание на этот удивительный природный объект, расположенный на юге России. Побывайте там, рекомендую, это интересно.

На этом завершаю серию репортажей из Калмыкии. Давняя моя мечта оказаться там сбылась, знакомство с этим регионом состоялось, о чём и отчитался.

Цикл материалов "По Калмыкии и Ставрополью"

1. Калмыкия. Кони ветра
  2. Калмыкия. Одинокий тополь
  3. Калмыкия. Меклетинские розовые озёра
  4. Калмыкия. Тропой сайгака
  5. Калмыкия. Птицы озера Маныч-Гудило

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия