Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 22:21
Филиппины покорены! Куда дальше?

Адык — Россия Июнь 2023

Как проехать на кордон «Озёрный»

В администрации заповедника «Чёрные земли» мы заказали экскурсии по трём экологическим маршрутам, о первом из них — «Меклетинские розовые озёра», что проложен неподалёку от посёлка Адык — я успел доложить в предыдущем своём материале из Калмыкии.

Второй маршрут интриговал не только своим названием: «Тропой сайгака», но и сложностью исполнения, хотя бы потому, что местом старта был назначен кордон «Озёрный», где нам предстоял ночлег, и до коего ещё надо было постараться добраться.

Кордонов на степном участке заповедника «Чёрные земли», как я понял имеется несколько, лично я слышал о двух. Нам же предстояло найти один из самых отдалённых, разбитый в центре бескрайних калмыцких степей, вдали от поселений людей, но там, где обитают сайгаки.

Калмыкия. Тропой сайгака

На кордоне проживают инспекторы заповедника, работающие вахтовым методом, учёные и студенты, во время полевых выходов, а также дотошные туристы, которым зачем-то туда надо. Среди последних оказались и мы.

Как проехать на кордон «Озёрный»?

Калмыкия. Тропой сайгака

Инструкция, выданная в администрации заповедника, гласила:

— от посёлка Адык ехать по трассе на юг ровно 28 км до земляного моста через балку «Меклета». Сразу после моста, для ориентира, слева будет животноводческая стоянка, справа, неработающее кафе и стоянка для машин. Далее от этого моста через 2 км трассу будет пересекать трубопровод, спрятанный под землю. В этом месте сворачивайте налево на грунтовую дорогу, дополнительный ориентир-указатель"На кордон «Озерный». Свернув, езжайте по грунтовой дороге прямо 10 км.

Калмыкия. Тропой сайгака

Эта часть пути, как вы понимаете, особых проблем не вызвала, ибо дорога проходила хоть и по узкой, двухполосной, но всё-таки трассе. Но вот дальше была реальная жесть: Dakar Rally в калмыцком исполнении.

Калмыкия. Тропой сайгака

Мы, кстати, ехали на полноценном японском внедорожнике, с постоянным полным приводом и высоким просветом, но и при этом местами было жутковато.

Продолжу цитировать инструкцию для того, чтобы обозначить атмосферу, ну, или, вдруг кто-нибудь возжелает повторить наш опыт:

-двигаясь по грунтовой дороге будете проезжать пункт охраны трубопровода, вас остановят, перепишут данные. Через 2 км 200 метров после поста охраны будет пересечение с другой грунтовой дорогой, идущей на север. Свернуть на неё налево и двигаться ровно 10 км никуда не сворачивая, если увидите по дороге большую металлическую бочку, значит едете правильно, эта дорога приведёт вас прямо к кордону «Озёрный».

Калмыкия. Тропой сайгака
Вот эта бочка, увидев которую, мы были дико рады

Так всё и было, в итоге добрались, и не без интересных встреч

Рассказы о животных

Изучаем и любим природу Калмыкии. Калмыцкий корсак

Уже подъезжая к кордону, а дело было под вечер, неожиданно слева по борту увидели лисицу, смотревшую на нас с опаской, но и явным интересом одновременно.

Калмыкия. Тропой сайгака

Держась чуть поодаль, лисица, готовая дать дёру, всё же не убегала. Видно любопытство взяло вверх над страхом, такими же любопытными оказались и мы. Не заглушая двигатель, я вышел из машины, успев сделать несколько кадров, пока животное, в итоге, не ретировалось.

Позже узнал, что встреченный нами экземпляр именуется степной лисицей, или корсаком, который от обыкновенной лисицы много чем отличается.

Калмыкия. Тропой сайгака

Корсаки идеально приспособлены для жизни в полупустынных условиях, как вы понимаете, весьма непростых, в этом и заключается их главное отличие от обыкновенных лисиц.

Эти животные очень долго, может даже несколько дней, могут обходиться без воды, довольствуясь жидкостью из организмов своих жертв. То есть, словив мышку, или там суслика, а может даже какое насекомое, корсак, съев его, одновременно удаляет и голод, и жажду. Ну, а найдя источник воды, конечно, с удовольствием попьёт обычной водички.

Калмыкия. Тропой сайгака

Обыкновенные лисицы так долго без воды обходиться не могут, но вот когда в калмыцких степях стали появляться обводнительно-оросительныесистемы они были замечены в традиционном ареале корсаков. Будучи крупнее размером, а значит и сильнее, обыкновенные лисицы вытесняли корсаков всё дальше и дальше, в более засушливые и малопригодные для жизни остальных животных земли.

От такого жёсткого прессинга со стороны обыкновенных лисиц популяция корсаков имеет тенденцию к уменьшению, однако, именно в Калмыкии их подвиду исчезновение особо не угрожает. Степных территорий с тенденцией опустынивания в Калмыкии весьма обширные пространства, а вот лесных угодий или мест, поросших густым кустарником, не найти.

Калмыкия. Тропой сайгака

Как раз то, что нужно корсакам, но не по душе обыкновенным лисицам.

А ещё корсакам некомфортно в снежных местах, где зимой наблюдается глубокий снежный покров, им там не выжить. Так вот, напоминаю, что заповедник, на территории которого мы оказались, именуют «Чёрные земли» как раз потому, что снега зимой там практически не бывает, а если, когда и выпадает, то моментально тает. Ведь климат в тех местах сухой, а почвы очень солёные, как никак бывшее морское дно.

Теперь становится понятно, что наша встреча с корсаком была не случайна. Такое периодически случается и нам повезло.

Изучаем и любим природу Калмыкии. Заяц — русак

На кордоне «Озёрный» мы разместились в гостевом доме, стилизованном под юрту кочевника.

Калмыкия. Тропой сайгака

Впрочем, только формой это жилище напоминало традиционное жилище кочевых народов.

Внутри обычные кровати, расставленные вдоль длины окружности, кое-что из мебели, небольшая экспозиция предметов калмыцкой культуры и быта.

Калмыкия. Тропой сайгака

«Туалет типа сортир» и уличный рукомойник мысленно переносили в далёкое пионерское детство или в не менее далёкое армейское житьё-бытьё полевых стрельб, но устойчивый и скоростной интернет, поддерживаемый Wi-Fi — роутером моментально возвращал в современность.

Во всех помещениях кордона смогли бы разместиться не один десяток человек, но ночевали только мы вдвоём, а сотрудники заповедника куда-то подевались перед условным отбоем, и появились уже только утром.

Калмыкия. Тропой сайгака

Уставшие после трудного и богатого на перемещения дня, мы завались спать раньше обыкновенного, но и проснулись «ни свет ни заря», сразу, ещё до завтрака, отправившись на фотоохоту.

Первой «жертвой» стал заяц-русак или зайчиха, тут сразу не разберёшь, увиденный неподалёку от нашего временного жилища.

Калмыкия. Тропой сайгака

Скакал себе куда-то по своим делам, особо не прячась и не опасаясь.

Калмыкия. Тропой сайгака

Это и понятно, кого бояться: хищники к жилищу человека так близко вряд ли подойдут, а самого человека тоже бояться не надо, ведь это же заповедник. Ну, разве что сделают пару-тройку кадров и отстанут.

Довольно крупный зверёк с охристо-буровым окрасом, традиционный обитатель степных, полупустынных и лесостепных ландшафтов Калмыкии. Этого представителя семейства зайцеобразных, как известно, встретишь во многих регионах мира, да и здесь ему явно климатит, участки степи с высокими травами более чем подходящая среда обитания.

Еды в тех местах для него вдоволь, вот и в момент нашей встречи, думаю, собирался заяц-русак перекусить.

Калмыкия. Тропой сайгака

Может какой зелёной растительностью, пижмой там или сурепкой, а может молодыми побегами кустарников, что были немногочисленны в округе, но всё же встречались.

На том и оставим его в покое, пусть себе мирно скачет.

Изучаем и любим природу Калмыкии. Суслик

Обойти вниманием суслика, традиционного завсегдатая калмыцких открытых пространств было бы непростительно. Но вот правда фотографий этого зверька у меня немного, да и те сделаны издалека.

Калмыкия. Тропой сайгака

Дело в том, что суслики ведут полуподземный образ жизни и при этом очень пугливы, чуть что, сразу в нору.

А уж забравшись туда, выйдут не скоро, норы длинные, до трёх метров, с множеством ответвлений.

А ещё говорят, у них там в норе есть что-то типа bedroom — уютной спаленки для отдыха застеленной листьями и сухой травой, живи не хочу.

Ну, и раз разговор зашёл о спальне, надо знать, что суслики спят 5–8 месяцев подряд, примерно три четверти своей не такой уж и долгой жизни. Вот такой вот у них своеобразный жизненный цикл.

Просыпаются они в марте—апреле, с первым весенним теплом, постепенно выползая на поверхность.

Калмыкия. Тропой сайгака

Сначала взрослые самцы, чуть позже, через несколько дней, их женщины, а завершает выход уже молодёжь.

Отоспавшись и набравшись сил, суслики приступают к самому важному делу своей жизни, к производству своих потомков.

Калмыкия. Тропой сайгака

Я имею в виду спаривание, которое, как и положено быть интимному делу, происходит вдали от посторонних глаз, поглубже в норах.

Дней через 25 после акта любви счастливая мамаша рожает от 5 до 9 детёнышей, которые ещё дней через 25 выходят на поверхность, питаются растительной пищей, и к родительнице уже не возвращаются. Они расселяютсяв норы, заботливо вырытые их мамой неподалёку от выводковой норы или просто в свободные.

Калмыкия. Тропой сайгака

Папаши, сделав своё дело, интереса ни к партнёрше, ни к своему потомству более не проявляют. Как говорится, поматросил и бросил.

Чем занимаются, спрашиваете вы? Да тут всё просто. С большим аппетитом кушают, постоянно и очень много, ибо весной в степи для них еды вдоволь, нагуливают жировые запасы, и уже в конце мая, в начале июня начинают впадать в летнее оцепенение, плавно переходящее в зимнюю спячку.

Молодняк летом, в жару, тоже спит, но ранней осенью всё же выползает из нор, покушает хорошенько, наберёт запасов и опять на боковую.

Казалось бы, живи долго и счастливо, ни забот, ни хлопот. Поспал, занялся сексом, покушал вдоволь дармовой еды и опять спать. Не жизнь, а мечта многих.

Калмыкия. Тропой сайгака

Но живут суслики мало, не больше трёх лет, так это если повезёт.

Все их норовят сожрать: те же корсак с лисицей, а ещё степной орёл, курганник, совы, да даже сороки и вороны на молодняк нападают.

Калмыкия. Тропой сайгака

Но главный их обидчик, конечно, человек. Иногда целенаправленно уничтожает, считая, что сусликов развелось слишком много и они ему чем-то мешают.

А часто по глупости своей убивает несчастных. Запалит, к примеру, степной пожар, суслик даже если и пересидел огонь в норе, то потом с голоду умирает, зелёной растительности то больше нет.

Но ладно, не будем о грустном. Во всяком случае, на территории государственного заповедника «Черные земли» и прилегающей территории колонии сусликов встречаются повсеместно.

Калмыкия. Тропой сайгака

Слышал, до 60 особей на гектар с тенденцией роста популяции.

Ну, и слава Богу! Как там в Библии сказано: «Плодитесь и размножайтесь».

Сайгаки, перед которыми человек в неоплатном долгу

Примерно в 9 утра к кордону «Озёрный» подъехал один из инспекторов заповедника на служебном УАЗике, и мы под его началом и на его транспорте отправились на поиски сайгаков.

Калмыкия. Тропой сайгака

На довольно приличной скорости мы мчались по тотальному бездорожью калмыцкий степей, пытаясь напасть на след сайгаков в естественной среде их обитания.

Лично для меня наступил кульминационный момент всей недельной поездки в Калмыкию, ибо встреча с этими животными невероятно интриговала.

Вот только представьте, что сайгаки представители фауны тех времён, когда на Земле обитали мамонты и саблезубые тигры. Последние исчезли 10–15 тысяч лет назад, повторить их печальную судьбу могли и сайгаки, к счастью, им повезло, а были буквально на грани.

Калмыкия. Тропой сайгака

Когда-то миллионные стада, обитавшие на обширных пространствах от крайних западных точек Европы до Монголии и Китая, в современное время значительно потеряли в своей численности и в ареале.

Причиной столь трагических обстоятельств стали, прежде всего, климатические изменения, но это естественный и объяснимый процесс. Чего не скажешь о роли человека в уничтожении сайгаков, чья безумная деятельность продолжалась вплоть до недавних времён.

Калмыкия. Тропой сайгака

На кордоне нам рассказывали, что главной бедой сайгаков стали их необычайно красивые рога. Как бы собранные из колец, они использовались для изготовления рукояток для ножей, но это ещё ладно, спрос на такие поделки не такой большой.

Уничтожали сайгаков больше на нужды тибетской медицины, в которой сайгачьи рога вроде бы являются неким очень важным и ценным компонентом. Когда за один килограмм таких рогов на международном чёрном рынке дают до 2, 5 тысячи американских денег, желающих разбогатеть, найдётся немало.

Калмыкия. Тропой сайгака

Аналогичную тему я рассматривал в одном из материалов из Уганды, когда из-за мифических целебных свойств носорожьего рога во второй половине 20-м века в Африке полностью уничтожили поголовье белого носорога. В случае сайгаков их мясо тоже шло в ход, и не так давно легально продавалось в мясных отделах продовольственных магазинов.

В настоящий момент на территории России, в Калмыкии и Астраханской области, начитывают чуть более 5 тысяч сайгаков с шаткой надеждой на увеличение их поголовья. Для примера лет 50–60 назад количество сайгачьих голов достигало до 800 тысяч. Представляете масштабы трагедии.

Ну, вроде бы человек немного опомнился. Также как и в Уганде, в заповеднике Зиво, понемногу возрождают популяцию белых носорогов, так и в Калмыкии охраняют и изучают сайгаков. Эта деятельность одна из основных в заповеднике «Чёрные земли», для чего и создан кордон «Озёрный» Меклетинского заказника по территории которого мы сейчас и рассекаем на служебном УАЗике.

Калмыкия. Тропой сайгака

Нам, конечно, хотелось увидеть поближе уникальное животное, сделать хорошие кадры. Увы, но это практически нереально. Да, гоняя по степи, мы видели сайгаков, группами или поодиночке, но сильно издалека.

Животное пугливо, чуть что уносится вдаль со скоростью до 80 км, попробуй догони.

Те кадры, на которых отчётливо запечатлён тот или иной сайгак со своим потешным носом-хоботком, делают из засады, когда животное приходит на водопой.

Фотография, к сожалению, не моя. Заимствована из свободных источников. Чтобы сделать такой снимок требуются невероятные усилия и время

Но это работа настоящего профессионала, да и в засаде сидеть надо долго, может не один день и ловить удачный момент.

Но, впрочем, засаду мы всё-таки организовали. Сотрудники заповедника специально соорудили рядом с некоторыми солёными озёрами специальные заборчики с окошками для наблюдения и фотографирования.

Калмыкия. Тропой сайгака

Про такие озёра весьма многочисленные на территории заповедника, я рассказывал в предыдущем материале. Они мелки, вода в них настолько солёная, что обитать в ней могут только отдельные микроорганизмы — водоросли и археи, жизнедеятельность коих придает водоёму розоватый оттенок.

Калмыкия. Тропой сайгака

Так вот сайгаки там любят отдыхать, потому как в таких местах не бывает насекомых и некому будет их кусать, нет растительности, и значит открытый обзор.

Калмыкия. Тропой сайгака

Также можно полизать соль, нужную организму животного и утолить жажду, сайгаки солоноватую воду пьют без проблем.

Мы подъехали к такому заборчику, смогли понаблюдать за стадом сайгаков, но опять же, только издалека.

Вот так мы провели время на кордоне «Озёрный» заповедника «Чёрные земли».

После обеда уехали в Элисту, а переночевав там, с утра пораньше, снова отправились в заповедник, но уже в совершенно другую локацию, на озеро Маныч-Гудило, смотреть птиц. Так что, с калмыцкими краями не прощаюсь, есть ещё что рассказать.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия