Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 12:01

Дублин — Ирландия Апрель 2023

5. Ирландия. Скалы Мохера и замки, замки ...

Ирландия…

Многие слыхали про нее, но, с большой вероятностью, мало кто из наших туристов там бывал. Так, наверно — считанные единицы. У большинства из нас эта страна ассоциируется с какой-то вечной прохладой и дождливым климатом. Ну, и конечно, многие сразу вспоминают уникальный танцевальный стиль — ирландский степ (ирландские келли), который никого не оставляет равнодушным. Если копнуть еще, то вспомнятся и исторические реалии, которые были уже на нашем веку — борьба за независимость и отделение от Великобритании. Это произошло 6 декабря 1922 года и с того времени эта территория называется как Ирландское Свободное государство (от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии) со столицей в городе Дублин. Северная часть острова с ее главным городом Белфаст, несмотря на борьбу ее народа, особенно сильную в 70-90-х годах прошлого века, так и не освободилась от влияния Британии.

Итак, совершив короткий часовой перелет авиакомпанией RyanAir по маршруту Эдинбург — Дублин, прибыли в Международный аэропорт, который расположен совсем недалеко от центральной части города — всего в 11 км. Он имеет два пассажирских терминала и является главными воздушными воротами Ирландии.

Международный аэропорт г. Дублин

И вот мы приземлились на острове Ирландия. В результате политических и религиозных противоречий он разделен на две части: четыре пятых территории занимает суверенное государство Ирландия, куда мы прилетели, а области на севере под названием Северная Ирландия входят в состав Великобритании. Долгое время истории этих двух стран были тесно переплетены как друг с другом, так и с историей Британии. Я не буду вдаваться в обзор и анализ тех исторических событий, которые привели к нынешнему положению на этом уютном зеленом острове — всезнающая Википедия к вашим услугам!

В аэропорту царит очень дружелюбная обстановка и у нас даже никто не проверял никакие документы. Вышли из самолета и все — мы в Европе! Вот так встречали нас.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

А это встречают бывших выпускников организации «Сестры святой розы», которые прилетели из Камеруна.

Заселившись в отель Harcourt Hotel Dublin, вышли прогуляться по его окрестностям. Дело уже близилось к вечеру, но погода стояла хорошая — было тепло и вовсю сияло солнце. Это — холодная Ирландия?

Дублин — официальная, экономическая и культурная столица Ирландии. Город расположен на берегу залива Ирландского моря, в устье реки Лиффи, разделяющей город на Южную и Северную стороны. Долгое время ирландская столица была не слишком уважаема путешественниками. Однако в последние годы интерес туристов к ней существенно увеличился.

Ежегодно сюда приезжают тысячи гостей, чтобы увидеть достопримечательности Дублина, полюбоваться его красотой, самобытной архитектурой и познакомиться с его многовековым прошлым. История самой Ирландии простирается на тысячи лет до н. э. Последние две тысячи лет изучены достаточно подробно и очень богаты на события, но мы не будем особо в них окунаться.

Парк Святого Стефана (St. Stephens Green)

Наш отель находился на улице Harcourt и, пройдя по ней совсем немного, свернули в парк St. Stephens Green, в котором оказались два озера и несколько интересных исторических памятников. Наступал теплый вечер и десятки людей, расслабившись, сидели вокруг на скамейках или прямо на траве.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Слева от входа находится памятник Уильяму Батлер Йетсу (William Butler Yeats: 1865 — 1939) — ирландскому писателю, поэту и драматургу, одному из выдающихся деятелей западноевропейской литературы XX в. В годы расцвета своего творчества он стал движущей силой ирландского литературного возрождения и получил Нобелевскую премию по литературе 1923 года — «За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух». В более поздние годы он увлекся политикой и стал даже сенатором.

Проза Йейтса несколько менее известна, чем его поэтическое наследие, но не менее интересна. В последнее издание, выпущенное на русском языке, вошли его самые значительные прозаические произведения — «Кельтские сумерки», «Сокровенная Роза» и «Истории о Рыжем Ханрахане», составляющие не только собрание увлекательных историй, но и путеводитель по ирландской истории и мифологии, служившие неиссякаемым источником вдохновения поэта.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Парк, первоначально бывший частной территорией, был официально открыт для публики в 1880 г. лордом Ардилауном и в нем есть ему памятник. По своей площади (около 9 га) это самый большой из парков Дублина в георгианском стиле. В нем есть два озера, в которых свободно плавают утки и лебеди.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Птицы совершенно не боятся проходящих мимо людей. Некоторые кормят их, но более наглые и сильные чайки бессовестно отбирают у них корм.

Прогуливаясь по парку, вышли к статуе лорда Ardilaun (1840 -1915), который основал этот парк. У него очень длинное имя — Arthur Edward Guinness, 1-й Baron Ardilaun, 2-й Baronet. Он известен также как Сэр Arthur Guinness и был уважаемым ирландским бизнесменом, политиком и филантропом, ставшим еще более известным тем, что передал парк Святого Стефана Дублину для общественного пользования.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Чуть поодаль от памятника лорду, на берегу озера, стоит памятник Роберту Эммету (Robert Emmet, 1778–1803). Это был ирландский националист и республиканец, оратор и лидер восстания. Он остался в памяти народа как вдохновивший неудавшееся восстание 1803 года и запомнился всем как романтический герой ирландского, безнадежного тогда, освободительного дела.

Солнце потихоньку опускается к горизонту. Тепло — где-то около +20 и народ, расслабившись после учебы или работы, отдыхает на многочисленных скамейках или просто лежа/сидя на траве.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Парк Мерион (Merrion Square Park)

Неподалеку находится еще один известный парк — Merrion Square Park, в котором есть тоже несколько интересных, связанных с историей Ирландии, скульптур. И на первом месте, конечно, стоит скульптура Оскара Уайлда (Oscar Wilde) — самого, пожалуй, известного писателя и общественного деятеля Ирландии (1854 — 1900). Кстати, неподалеку от этого парка все еще есть и его дом, в котором он родился и жил.

Что мы знаем из его творчества? Наверняка многие из нас читали «Портрет Дориана Грея» (1890) — самую, пожалуй, известную его книгу в наших краях. Из других можно вспомнить «Счастливый принц» (1888), «Эгоистичный великан» (1888) или «Соловей и Роза» (1888).

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Скульптура писателя, стоящая в парке, очень оригинальная — я ничего подобного никогда не видел. Она как бы состоит из трех частей: каменной скульптуры Оскара Уайльда, небольшого постамента с миниатюрной бронзовой скульптурой его беременной жены и постамента с бронзовым мужским торсом. Этот комплекс посвящен яркой личности писателя в возрасте 40 лет и поворотному моменту в его профессиональной и личной жизни.

Он, поистине, был неординарной личностью для своего времени и скульптору удалось это запечатлеть. Как он вальяжно разлегся на камне! Кто-нибудь видел что-то подобное? Да еще для представителя Того времени 19 века? Я — нет!

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Наверняка, некоторые из его шуточно-философских изречений, помнят те, кто его читал:

— Все можно пережить, кроме смерти.
— Жизнь — слишком сложная штука, чтобы о ней разговаривать серьезно.
— Я — единственный на свете человек, которого мне бы хотелось узнать получше.

Эта скульптура была создана по заказу общества Гиннесс Ирландии (самая известная марка пива!) и установлена в этом парке в 1997 году. Ее скульптором был Дэнни Осборн, который для создания этой, поразительно живой позы, использовал различные полированные цветные камни (нефрит, ларвикит, тулит, гранит). И ему удалось создать удивительно живую позу писателя, полусидящего-полулежащего на вершине многотонного валуна из белого кварца. А его лицо выражает одновременно и радость, и печаль. И даже какую-то возвышенность над всеми нами…

Неподалеку, на одном из постаментов, видна скульптура беременной женщины, жены Оскара Уайльда — Констанции Ллойд, с укоризной смотрящей на мужа. Типа — «Разлегся там, зараза…». Оказывается, было из-за чего и за что!

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

На другой скульптуре рядом с нею — стоит просто мужской торс. Казалось бы — ну, что тут такого?

Многие думали, что это такая задумка скульптора и якобы это торс Диониса — бога вина, но большинство считает, что это образ его любовника, растленного им юноши, молодого поэта Альфреда Дугласа, к которому Оскар ушел от жены и из-за которого вся жизнь писателя пошла под откос — он потерял все — свою честь, положение, состояние, семью и даже попал в каторжную тюрьму. В результате от него отвернулись все родные, друзья и вскоре он, на 46-м году жизни, как говорится, «отошел в мир иной» …

В этом парке есть еще два памятника — статуя Майкла Коллинса — (Mícheál Ó Coileáin: 1890 — 1922), который был ирландским революционером, солдатом и политиком и который был ведущей фигурой в борьбе за независимость Ирландии в начале 20 века.

А второй — War Memorial, посвящен военнослужащим Сил обороны, погибшим на службе ирландскому государству.
Этот мемориал изображает военнослужащих армии, флота, авиационного корпуса и резерва, отлитых из бронзы и стоящих на страже вечного огня, который исходит от значка Сил обороны в центре сооружения.

Прогулка улицами центральной части Дублина

Прогулявшись по этим паркам, вышли снова на улицу St. Stephens Green, которая привела нас к знаменитой пешеходной улице Grafton Street. О! Какие длинные трамваи в Дублине! И — практически полупустые…

St. Stephen's Green street

Вот она, эта улица Grafton Street — правее и идет от нас прямо.

Отель Dublin 5*, St. Stephens street

Прогуляемся по пешеходной улочке Grafton str. Конечно, на ней есть музыканты и слушатели, для которых они играют.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Графтон-стрит, наряду с Генри-стрит, является одной из двух главных торговых улиц столицы Ирландии. Она проходит от парка Сант-Стивенс Грин, в котором мы побывали в начале нашей прогулки, до Колледж-грин. В 2008 году Графтон-стрит была признана пятой в мировом рейтинге самых дорогих торговых улиц со стоимостью аренды € 5621/ м2/год.

С боковай улочки Ann Strit South — открылся вид на церковь St. Annas Church, знаменитой своими витражами и концертами. Она находится на Dawson Str., которая идет параллельно пешеходной.

Судя по гербу и знаменам на крыше, это какое-то государственное здание на улице на Dawson Str. Похоже на наши бывшие райкомы партии.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Витрины магазинов предлагают все, что угодно вашей душе. Были бы мани.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Пройдя через череду богатых витрин, вернулись обратно к музыкантам и свернули направо на королевскую улицу — King Street. Ее бульвар с бронзовыми отпечатками пальцев рук знаменитых артистов, напомнил мне подобную знаменитую аллею в Лос-Анжелесе.

Эти плитки с отпечатками кистей рук начинаются возле театра Gaiety Theatre. Проходя вдоль этой аллеи, мы видим относительно небольшую коллекцию (по сравнению с Лос-Анжелесом) отпечатков рук артистов, выступавших в этом театре. Самые известные из них принадлежат Питеру Устинову и Лучано Паваротти, которые и у нас, как говорится, «на слуху».

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Чуть дальше стоит памятник Фи́липпу Па́ррис Ла́йнотт (1949 — 1986) — ирландскому и британскому певцу, бас-гитаристу, основателю группы Thin Lizzy, автору или соавтору почти всех песен, которые исполняла эта группа.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Не менее знаменитым на ирландском небосклоне являлся и Люк Келли (1940 — 1984) — ирландский певец, фолк-музыкант и актёр из Дублина. Родившись в семье рабочего в Дублине, Келли переехал в Англию в позднем подростковом возрасте и к 20 годам стал участвовать в возрождении народной музыки. Вернувшись в Дублин в 1960-х, он стал известен как один из основателей группы The Dubliners в 1962 году. Известный своим характерным стилем пения, а иногда и политическими посланиями, Irish Post и другие комментаторы считали Келли одним из величайших фолк-исполнителей Ирландии.

Памятник ему тоже находится на King Street.

Городская жилищная инфраструктура

Городская застройка на первый взгляд простая. Жилые дома. низкой этажности — в основном трех-четырех или пятиэтажные. Но подальше от центра — в основном двухэтажные домовые комплексы и коттеджи.

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Дома строятся из кирпича или из натурального камня. Но, последнее сейчас очень редко — это трудоемко и неэффективно в плане сбережения тепла. Более практично и быстро строят дома по сборной технологии с утепленными панелями — это как правило, частная застройка. Нигде — ни в Британии с Шотландией, ни здесь в Ирландии не встречались дома типа наших «панелек» и «хрущевок».

Как правило, по вековой традиции, в каждой квартире есть камин. Если присмотреться, на фотографии снизу на торце дома видет прямоугольник — это выход дымовых труб из каждой квартиры. В некоторых квартирах бывают камины почти в каждой комнате. Для топки каминов используют дрова, которые в Британии называют Hard Wood. Чем они хороши, в отличие от наших быстросгорающих березовых или елово-сосновых дров? Такое британское полено может гореть часами! Медленным и спокойным огнем…

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

Низкоэтажные дома, построенные в 2–3 этажа, не имеют подъездов и вход в каждую квартиру осуществляется со своего индивидуального лестничного подъема прямо с улицы. Вот на снимке лестница ведет на более просторные квартиры, расположенные на 2–3 этажах. Домов подобной британской конструкции много, например, в Бруклине — одном из старых районов Нью-Йорка.

Есть квартиры и на первых этажах — часть окон которых смотрит как бы на лестницу. Все зависит от цены. Почтовых ящиков нет — почта в Британии и Ирландии доставляется прямо адресату — в каждой двери есть окошко с поднимающейся дверкой и почтальон опускает туда доставленную почту. В основном, у всех низкоэтажных домов с тыльной стороны есть небольшие земельные участки, площадью от 0,5 до 2 соток. Ее каждый хозяин обустраивает по своему — как правило, никто картошку или репу там не садит. Эта территория используется, в основном для приватного отдыха — столики с креселками, невысокие кустики, небольшие газончики и цветочки. И здесь, и в Британии — это культовая фишка!

Ирландия. 1-й день - Первое знакомство со столичным Дублином

На этом наша первая прогулка по Дублину, прошедшая как бы в лучах медленно заходящего солнца, закончена. Нужно идти отдыхать — завтра нас ждет очень активный день — продолжение знакомства с достопримечательностями ирландской столицы с посещением Дублинского замка, собора Святого Патрика и Феникс Парка, а затем с пригородными достопримечательностями — Садами поместья Powers Court, горами Виклоу и долиной Глендалох.

Ну, а потом вырулим на просторы этой островной страны и за недельку проедем ее по кругу против часовой стрелки. А Северной Ирландии, как отдельной части острова, посвятим другое путешествие летом.