Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 23:25
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Минск — Беларусь Июнь 2022

«Этот город подает себя просто и прямо, не пытаясь имитировать величие» (Анна Берсенева)

Белорусский вояж. Минск завершающий

К вечеру я приехала из Бреста в Минск, где остановилась в гостинице «Гарни». Через день с утра пора было улетать домой, поэтому выбирала отель в центре, чтоб последний день не ездить туда-сюда, а только ходить. Удалось — и с вокзала дошла минут за двадцать, и на следующий день обошлась без транспорта. Единственное место, куда от «Гарни» пришлось бы шагать дольше двух часов а я и так с утра сходила в Брестскую крепость, поэтому поехала на метро, — это Парк камней. Уникальный парк, в котором сконцентрировалась вся любовь Беларуси к камням)) Нет, серьезно — и в Солигорске, и в Полоцке не раз видела улицы и тротуары, декорированные обычными булыжниками. Иногда вообще выкрашенными в желтый цвет О_О.

Задумка неординарная, воплощение достойное, жаль только, мало кто знает о сути парка. В 90% отзывов восхищаются формой, не понимая содержания: «Приятный, ухоженный парк (а что в Беларуси не ухоженное?), скамеечки, дорожки, валуны. Можно погулять с детьми на лоне природы, можно отдохнуть на лавочках». Можно. А можно заодно прокачать знание географии республики)) Ибо парк представляет собой своеобразную карту Беларуси. И дорожки — это реки, валуны — города, группы из 2–3 елей — областные центры. Границы показаны в виде невысоких кустарников. Даже крупные автомагистрали отмечены все теми же камнями. Два бетонных корытца обозначают озеро Нарочь и Заславское водохранилище. Рельеф постарались соблюсти, в масштабе, разумеется. Масштаб карты: 1 м на плоскости равен 20 м, а в высоту — 100 м.

Белорусский вояж. Минск завершающий

Уже в процессе написания рассказа обнаружила, что статья о парке есть на нашем сайте, так что дублировать ее не буду а все совпадения прошу считать случайными — писала самостоятельно)). Добавлю лишь, что в 80-90-е, т. е. в первые годы после открытия парка, в нем собирались сделать своеобразный зоопарк. Поселить здесь мамонта, овцебыка, тура, саблезубого тигра, пещерного медведя — увы, из пластика. Финансирование подвело, и слава богу. На фоне естественной красоты пластик смотрелся бы совершенным кичем, как по мне. А вот лавочки отлично вписались в природный ландшафт. И еще: я уже вроде и привыкла за время поездки, что по краям дорог шагают аисты или лежат валуны)) А не мусор. Однако в парке особенно бросаются в глаза чистота, отсутствие окурков и пивных банок.

Озеро Нарочь

Из минусов назову разве что один, и тот объективный. Гуляя по парку, его сложно воспринять как карту. Отсюда и отзывы такие — мол, хаотичное нагромождение валунов красиво смотрится. Чтобы увидеть Беларусь в миниатюре, нужно подняться над парком. Так что лучший отзыв мог бы написать, пожалуй, Карлсон…

Белорусский вояж. Минск завершающий

Жаль, что парк на окраине города… но это было достойным завершением вечера — лучше, чем просто гулять вокруг отеля, пусть даже в центре.

Да, об отеле-то! Все-таки не зря я выбрала именно Беларусь. А к выбору подтолкнул не Интернет, не рассказы побывавших там друзей и близких, а книга. Я уже не раз упоминала в своих рассказах о Европе и Штатах имя любимой писательницы Анны Берсеневой. С первой книги, а начала она писать в 90-е, полюбила ее литературу за сюжеты, за стиль, а еще за то, что там непременно говорилось о каких-то поездках, далеких городах… как мне тогда казалось, в которых никогда не побываю)) До сих пор перечитываю и новые, и самые первые. И хорошо помню белорусские фрагменты: Минск, Полесье… Там прошли ее детство и юность, так что пишет автор не понаслышке уверена, впрочем, что о Барселоне, Париже и Кельне, Нью-Йорке и Улан-Удэ она рассказывает тоже не с чьих-то слов, очень уж жизненно. Так вот, в апреле прошлого года я узнала, что выходит новая книга Берсеневой, «Сети Вероники». Сделала предварительный заказ, в мае обещали прислать, но книга вышла позже. Я успела прочитать только ознакомительный фрагмент. Действие происходило в Полесье сто лет назад, главная героиня Вероника жила под Пинском. Помню свои раздумья: так часто читаю о Беларуси в любимых произведениях, за эти годы уже и в Улан-Удэ побывала, и в НЙ, не говоря уж о Барселоне с Парижем и Кельном))) а Беларусь по-прежнему только по литературе знаю. Пора, пора!

Белорусский вояж. Минск завершающий

…Вот так и возникла идея маршрута, в который не могла не включить Пинск. Но это еще не все. Бронировала я отели заранее и в Минске на последние две ночи выбрала довольно дорогой «Гарни», оправдывая свой выбор прекрасным расположением. Обычно на пару ночей я беру что-то попроще, без золотых перил, как говорится. Видно, подтолкнуло что-то свыше. Потому что, когда я в июне вернулась домой, меня ждала книга, тот самый предварительный заказ — пришла без меня, муж получил. И вот я открыла ее и начала читать главы после ознакомительного фрагмента. И первая же новая глава начиналась с того, как Вероника переехала с Пинщины в Минск и поселилась в отеле… ну конечно, «Гарни». Вот такое совпадение)) У меня прямо душа вздрогнула — как я не промахнулась с отелем!

Своих денег он, конечно, стоит. Прихожая в моем сингле была побольше некоторых номеров в других гостиницах. Мебель а-ля ретро, роскошные портьеры, кресла — ах как жаль, что я здесь провела только две ночи!…Окна выходили во внутренний двор, кровать удобная, две последние ночи я спала сном младенца))

И это славно, ведь последний день перед вылетом получился плотненько так набитым культурными ценностями Минска. Первым был Музей истории театральной и музыкальной культуры (Музыкальный пер., 5) в восьми минутах от отеля. Это один из пяти филиалов Национального исторического музея, посещенного в первые дни путешествия.

Экспонаты рассказывают об истоках музыки и театра Беларуси с Х века до наших дней. Старинные музыкальные инструменты (бубны, губные гармошки, скрипки, трещотки, цимбалы), ноты, куклы. Есть отдельная комнатка с «Батлейкой» — это народный кукольный театр, показывавший бытовые и религиозные ценки. Куклы лежат в шкафу, который раскладывается в ширму, и, хотя на представление нужно записываться группой, смотрительница открыла эту сокровищницу и показала мне))

На втором этаже несколько залов посвящены театру последних двух столетий. В основном здесь выставлен театральный реквизит, афиши и программки, декорации, скульптуры, костюмы. Национальные костюмы очень хороши.

Белорусский вояж. Минск завершающий

Следующая смотрительница рассказала мне про «Паўлінку» — пьесу Янки Купалы, впервые поставленную 110 лет назад. С 42-го года Национальный театр им. Янки Купалы ежегодно открывает ею каждый сезон. Можно сказать, национальный хит. В одной из книг Берсеневой рассказывается, как сто лет назад главный герой — чекист из Москвы — ходил в Минский театр на этот водевиль с влюбленной в него молоденькой наивной панночкой… А ровно посередине между теми годами и нынешними, в 1972-м, «Беларусьфильм» снял по пьесе кинокартину «После ярмарки», где Паўлінку сыграла Людила Сенчина.

И еще один музыкальный зал, ХХ век. Помните ансамбли Верасы, Сябры и, конечно же, великолепных Песняров?

Музей мне понравился. Что ни говори, а старинный дом, в котором жили музыканты и художники, не мог не сохранить атмосферу, пропитанную неуловимыми музыкально-театральными отзвуками…

Следующий музей тоже близко — минут десять ходу до Троицкого предместья, только Свислочь перейти. Музей истории белорусской литературы основан в 1991 г. Он очень крупный, с девятью филиалами (музеи Василя Быкова, Петруся Бровки и пр.). До сих пор не знаю, что подсказало мне вопреки обыкновению взять экскурсию, но знаю, что сделала правильно. Несмотря на множество залов и экспонатов в них, сама бы я много увидела, но мало узнала, ибо формат залов в основном один и тот же: стеклянные стеллажи, в них книги, личные вещи писателей, книги, фотографии и снова книги. Практически нет каких-то описаний, как это бывает — на входе в зал висит большой стенд с рассказом о контенте зала или, на худой конец, листочек А4. Здесь же никаких лишних буковок — видимо, решили, что писать должны писатели))

Белорусский вояж. Минск завершающий

В общем, пришел экскурсовод Максим и провел меня по всем залам. Начали с временной выставки «Лев Толстой: образ, созданный Репиным». Выставка литературно-художественная, что логично: со стороны Толстого кое-какие заметки, цитаты и письма, со стороны Репина картины, зарисовки. Подробно о ней напишу отдельно. Вкратце: за тридцать лет близкого общения Репин, восхищавшийся Львом Николаевичем, создал десятки портретов, набросков и всем известные картины (например, «Толстой на пашне», «Толстой босой»). Благодаря техническому прогрессу репродукции тиражировались на конфетах, посуде, появились даже карикатуры.

Об этом с места в карьер молодой человек начал рассказывать мне на беларускай мове, пришлось сразу прервать и попросить перейти на русский, если возможно. Конечно, возможно! — и дальше все полтора часа Максим говорил по-русски, но иногда белорусские слова прорывались, впрочем, такие вкрапления только украшали его речь. Например, паэтка вместо поэтесса — мило, правда?)) Кстати, о поэзии. Он прочел несколько стихотворений в соответствующих залах и спросил, нужно ли переводить. Кое-что было нужно, а кое-что в целом очень понятно. Красивый язык, простой, слегка грубоватый, но приятный; жаль, что мало кто на нем говорит, особенно в крупных городах. Язык тоже обсудили. Запомнилось про слово «одиночество»: Максим сказал, что, если по-белорусски сказать адзiночество, это будет точный синоним, но не так пронзительно. А слово самота означает и одиночество, и тоску, и грусть.

А еще запомнились слова Максима, подтверждающие то, что чувствовалось во время всей поездки по стране: «Белорусская литература — это одна большая боль. Много лет у нас писали и пишут о войне, потому что она прошла по каждой семье. Не каждый может читать белорусских авторов глубоко и много, это слишком тяжело»…

Литературные сценарии фильмов, снятых на Беларусьфильме
Литературные сценарии фильмов, снятых на "Беларусьфильме"

Экскурсия впечатлила, и я очень благодарна Максиму. Будете в Минске — зайдите в Литературный музей непременно, он откроет еще одну сторону белорусской истории.

Белорусский вояж. Минск завершающий

…Теперь более приземленный музей под названием Groshi. Это частная коллекция монет и купюр. Я не нумизмат и музей запланировала изначально лишь потому, что он был совсем по пути. Да и отзывы сплошь восторженные. Думала, зайду минут на 15–20 и отправлюсь себе дальше. Ха-ха, так думали и большинство авторов отзывов))) Наивные мы! Потому что ни пятнадцати минут, ни даже получаса не хватит — вы зависнете здесь как минимум на час. И ведь музей-то совсем невелик. На входе — ресепшен и первая экспозиция: это стены, сплошь завешанные купюрами всех времен и народов. Есть даже французская банкнота конца XVIII века (!). Очень красочное зрелище, некоторые боны сами словно картины.

500 песет, Испания

Затем идет большой зал, в котором хранится основная коллекция. Как кто-то сказал, «я в этом музее узнал больше, чем в Национальном историческом». Сотрудник, если разговорить его, сначала отвечает на вопросы, затем увлекается и сам начинает рассказывать — так кроме осмотра ты получаешь индивидуальную экскурсию. Кому-то будут интересны дензнаки Римской империи, средневековой Европы или Речи Посполитой. Меня больше всего привлекли стенды с бонами первой половины ХХ века. Рассматриваешь их и представляешь, как эти деньги держали в руках офицеры из «Дней Турбиных», или подпольщики в окупированной гитлеровцами Украине, или какой-нибудь бонза в Берлине 45-го…

Украина 1918-20 гг. Правление гетмана Скоропадского и Петлюры.

И в этом же зале столы с витринами, полными современных памятных монет. В основном белорусских. Великолепные образцы, есть даже со вставками из драгоценных камней, а есть просто очень художественно выполненные серии.

Сказки Пушкина

В музее работают всего четыре человека; судя по парню, принимавшему меня, ребята увлечены нумизматикой и бонистикой, прекрасно разбираются в истории как денежных знаков, так и истории страны. Музею еще четыре года, о прибыли говорить рано, но популярность он набирает. Кстати, там можно приобрести кое-что из денежек, выбор отличный. Я мужу для коллекции купила две памятных монеты Белорусского банка.

Белорусский вояж. Минск завершающий

…И последний музей — эх, не надо было им заканчивать! — легкое разочарование, ну да не бывает всё всегда отлично. В принципе, когда я шла в Музей истории города, уже была готова увидеть не столько историю города, сколько… «У нас как таковой истории Минска здесь и нет», — развели руками музейные дамы. «Хотите, посмотрите выставку фарфора, хотите — картинную галерею Михаила Савицкого, а хотите — Дворянскую гостиную». Я захотела гостиную. Оказалось, ее одну посмотреть нельзя, надо с галереей. Я честно сказала, что в галерею незнакомого художника не пойду времени на предыдущие три осмотра ушло больше, чем планировалось, а у меня была назначена встреча с двумя местными приятельницами и вечернее мероприятие. «Ладно, мы тогда вам оформим билет как на фарфор, а вы идите только в гостиную». Фарфор так фарфор. Пошла в гостиную))

Вообще сама по себе дворянская гостиная хороша. Мебель, предметы быта, ковры, печь — не так много всего, но красиво. Немножко убило, что смотрительница повела меня по комнатам, хотя я не просила экскурсию, и повела очень быстро. На все про все ушло 20 минут, а комнат было четыре или пять. Вроде хочешь задержаться, посмотреть, а тебе говорят — пойдемте дальше. Кроме того, показали мне экспонат со словами: «А вот это фисгармония, во всем Минске только у нас есть такой инструмент». Я беспечно ляпнула, а знаете, мол, я недалее как сегодня утром видела подобную фисгармонию в другом музее. «Не может быть! — Ну как не может, в Музее музыкальной и театральной истории, отлично помню… — Не спорьте со мной!». Да и ладно, если им так легче… первая фисгармония все равно ж никуда не денется))

Фисгармония в Музее истории города

И совсем убило, что экскурсия, рассчитаная, несомненно, на школьников, досталась мне, взрослой тете, без каких-либо изменений. «Вот это печь, видите, как она облицована — эти квадратики называются изразцы. Эти предметы называются канделябрами. А это бальная записная книжка — в нее дамы записывали кавалеров в очередь на танцы». «Вот это стул, на нем сидят; вот это стол, за ним едят» ;)

…Ладно, изразцы действительно прелестные, как и бальная книжечка…

Вот так прошел день, а ближе к вечеру мы договорились встретиться с двумя онлайн-приятельницами — минчанкой Олей, о которой я упоминала в первом белорусском рассказе, и Светой из Орши. Почему-то всегда раньше говорила Орша с ударением на второй слог. Теперь-то знаю — Орша. В белорусском вообще нет безударной О — это всегда будет А. Со Светой мы встретились у входа в «Гарни» и пошли пожевать в ресторан «У Ратуши». Позиционируется как пивной ресторан, но, во-первых, было жарко, во-вторых, нас ждал Большой театр. Пиво игнорировали.

Мне вообще для счастья драников хватило ))

Из названия ясно, что рядом с рестораном стоит ратуша, вернее, он рядом с ней. Первое здание построили еще в 1600 г., в нем заседал минский магистрат, но в XIX веке Белоруссия стала российской провинцией, и по приказу Николая I ратушу снесли, чтоб не напоминала о минувших вольных временах и отмененном для Минска магдебургском праве.

А вдоль ресторана стоят барышни и кавалеры — немножко не вписываются своим блестящим обликом в атмосферу Верхнего города, но прикольные))

За высоким искусством, конечно, не сюда. В Минске есть свой Большой театр; от площади Свободы, где мы ели-пили, до него опять же минут десять, только Свислочь перейти.

Хлусов мост

Итак, балет! За полтора месяца до этого была в Башкирском оперном театре и могу сказать уверенно, что минская постановка как минимум не хуже.

Съемка во время спектакля запрещена, поэтому сделала буквально пару снимков, но любимый Испанский танец не могла не запечатлеть. В Уфе, кстати. его исполняют четыре кавалера и одна дама, а здесь — две пары. Других вариантов никогда не встречала, только эти два. Оба хороши, а главное — музыка.

…Ах, вот бы каждая поездка заканчивалась так красиво!

* * *

Вот и все пока о Минске и Беларуси. Пока. Так понравилось, что собираюсь сюда снова ровно через два месяца. Спасибо всем, кто прогулялся рядом, надеюсь, Минск заинтересовал и вас. Приятных путешествий и доброй всем весны))