Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 17:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Солигорск, Несвиж — Беларусь Июнь 2022

Все предыдущие по маршруту, хоть и не без некоторых нюансов, были типовыми белорусскими городами. Минск — типовой большой, Молодечно — типовой маленький и т. п. В каждом и старина, и современные районы. Два же этих города, так уж лег маршрут, оказались совершенно контрастными: никакой многовековой истории в Солигорске, никаких многоэтажек в Несвиже.

Солигорск

Город 500 долларовых миллионеров

Итак, три часа автобусом из Бобруйска, и я в Солигорске — не знаю, правду ли пишут блогеры о его уникальном населении, но статус обязывает! Иду от автовокзала до гостиницы Новае Палессе, с любопытством смотрю по сторонам, вижу стандартные многоквартирные дома. Может быть, хоть отель мой какой-то… эдакий? Вряд ли, миллионеры-то не в нем живут… Да, и отель совершенно стандартный, если не считать того, что при чек-ине оплату не берут. Я даже подумала было, что оплатила заранее, дома, как большинство мест проживания в этом вояже, чтоб не заморачиваться с инвалютой)) Но нет, оказалось, платить нужно при чек-ауте. Номер тоже как номер, если не считать круглосуточного сборища ворон в сквере по соседству. Это был явно какой-то всемирный слет, и ораторы на нем каркали выступали без передышки и с огромным вдохновением. Июнь, тепло, но открывать окно — себе дороже. Ах да, еще запомнилось, что в прикроватной тумбочке лежал томик «Новый Завет и Псалтирь». Именно так, через И. До сих пор встречала религиозную литературу только в отелях Эмиратов…

Холл на этаже Нового Полесья
Холл на этаже "Нового Полесья"

Пока приехала из Бобруйска, пока дошла до гостиницы, заселилась, уже шесть вечера. Пора на прогулку! К слову, город не крохотный, 100 тысяч населения, но общественным транспортом мне ни разу не пришлось воспользоваться, хоть и не все было рядом.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Что есть интересного в молодом шахтерском городе 63 лет от роду? Как я уже говорила, никакой старины — представьте, до 2000 г. здесь не было вообще ни одного храма. Зато в нынешнем веке построили так построили: теперь здешний собор Рождества Христова — самый большой в Минской области и южной части Беларуси. Специально я к нему не подходила, сфотографировала, проходя через сквер Семьи, Любви и Верности.

В поисках мест интереса мой путь лежал на улицу Заслонова. (Константин Заслонов — Герой Советского Союза, командир партизанского отряда, погиб в 1942 г. Всю поездку, каждый день — даже в таком молодом городе — не устану повторять, боль военных лет многострадальной республики напоминала о себе. Наверное, это очень правильно, что главная улица названа не в честь Ленина или даже шахтеров, а именем партизана).

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Увидев Улитку, я поняла, что зря уподобляюсь ей и не спеша разглядываю каждый дом. Да, посмотреть есть что: на Заслонова несколько интересных муралов, но длина улицы больше 4 км, а самый известный мурал — в самом конце. Называется он Древо Жизни и представляет собой мозаичное панно, выложенное из квадратиков 1×1 см (!); вообразите, сколько нужно квадратиков на стену 12-этажного дома…

Ну и младшие братья этих «полотен» — панно попроще, зато собранные на подъездах одного дома (вул. Кастрычніцкая, 39. А знаете, что такое Кастрычнiцкая? Это Октябрьская)) Улыбаюсь, вспомнив, как в первый день вояжа, в минском метро, я ехала до Октябрьской и, услышав «наступная станцыя — Кастрычніцкая», решила, что села не в ту сторону, слишком уж отличалось название, а я же самонадеянно считала, что белорусский — это русский через «А»…).

Прошагав всю улицу, решила обратно пойти другой дорогой. Теперь формат «слева машины, справа многоэтажки» сменился на «слева какая-то промзона, справа лес-лес». И декор в виде «ваз» с камнями. В Беларуси любят камни!

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Пройдя несколько километров, подхожу к РОВД.

Пункт выбран сознательно и, уж конечно, не ради встречи с бюстом Феликса Эдмундовича. Здесь разместился мини-музей ретроавтомобилей. Ну, не такие уж они и ретро, все не старше самого Солигорска, как мне думается. Зато ни билетов, ни режима работы — музей под открытым небом. Впрочем, как минимум одна машина старше города — аж на два года)) Точно определить возраст нетрудно даже дилетанту вроде меня — год рождения каждого авто указан на номерном знаке.

Начинает смеркаться, ну ничего. Следующая точка совсем рядом, это парк Четырех Стихий. На углу стоит один из самых популярных арт-объектов города, «Странствующий король» (2007 г.). Он действительно постранствовал — сначала стоял в Минске, потом прибыл сюда, на родину создателя Валерия Малахова. Автор создал его как символ поисков самого себя. Король был в поиске и в одиночестве, пока не появилась за спиной у него принцесса. Или королева?..

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

В парк пока не захожу, иду вдоль него — очень хочется увидеть на другой стороне улице еще один символ, уже не такой философский, а просто известный всему миру. Вы тоже скучаете по Парижу?

Увидела, запечатлела, но не так чтобы впечатлилась — где, скажите, теперь нет этих башен? Красноярская гораздо внушительней, в Полоцке тоже хороша и даже у нас в городе есть примерно такая же)) Теперь можно перейти улицу назад и зайти в парк.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Собственно, шла я сюда в надежде полюбоваться светомузыкальным фонтаном, но увы. Он не работал, любоваться оставалось лишь слегка футуристическими объектами вроде Оптимуса Прайма…

…и зеркал, установленных так, чтобы в солнечный день блики от фонтана отражались в них и создавали солнечные зайчики. Такой вот симбиоз стихий воды и огня.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

И все-таки судьба подбросила мне фонтан)) Миновав парк, я вышла к зданию Беларуськалия — градообразующего предприятия Солигорска. И всё, Париж уже забыт, я сразу вспомнила Дубай!

Высотка, может, и уступает Бурдж=Халифе, зато перед фонтаном я стояла безо всякой толпы, а сочетание музыки и подсветки было точно ничуть не хуже арабского.

В 22 ч все прекратилось. От музыки остался лишь рояль. И вездесущий Крот — символ уже самогО Солигорска.

* * *

Ну, а если кто-то поленился открыть второй слайд или не разглядел Крота в темноте, имеет шанс увидеть его — нет, его брата-хоккеиста — уже при дневном свете и в другом месте, рядом со спортивно-зрелищным комплексом.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Это снова улица К. Заслонова.

С утра вообще все выглядело позитивно.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Ладно детский сад — но ведь обычные жилые дома по яркости не уступают.

А вот еще одна отсылка к Европе, теперь уже Вене. «Дом Хундертвассера» как раз не так ярок, как венский но почти так же нелеп, как по мне, ну да о вкусах не спорят)) Может в нем и живут те самые долларовые миллионеры, ну хотя бы один-два?..

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Да, напоминаний о дальних странах в Солигорске хватает. Город молодой, если не сказать юный, отсутствие долгой истории замещается новомодными фишками. Даже в краеведческом музее основная экспозиция была посвящена не войне, как везде в республике, а… догадаться сложно, чуть ниже покажу)) Так-то музей как музей, учитывая возраст города, вполне достойный. Фауна района, быт крестьян Вишневки, Ковалевой Лозы и Покровки — деревень, поглощенных Солигорском; военные экспонаты, большая экспозиция, посвященная шахтерскому труду.

И тут же, буквально под ногами — вот эти монстрики, расползшиеся чуть ли не по всем залам иногда соседство с серьезными экспонатами выглядело даже неуместным. «Детям выставка гигантских насекомых нравится», — сказала смотрительница. Ну наверное… я тоже в юные годы смотрела бы на них, а не на карту с соженными деревнями Солигорского района, где сплошь все засеяно черными точками… ((А вообще-то выставка временная, насекомые улетят, музей останется.

Ну что, сутки, отведенные на Солигорск, проходят, пора дальше в дорогу. Ах да, вокзал — он же здесь необычный))

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Грузовые составы через Солигорск не ходят, станция чисто пассажирская, но необычность не в этом, а в том, что здание вокзала расположено не параллельно путям, а перпендикулярно. Я ехала и сюда, и отсюда на автобусе, поэтому фото ЖД-путей беру чужое, из Сети.

А автобус уже мой)) В окно видны терриконы — знатные терриконы, что и говорить. У нас я такие видела только в печально известном Карабаше. Солигорск вспоминаю с большим удовольствием, теперь пора в Несвиж.

* * *

У Нясвіжы як у Парыжы

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Несвиж отличается от Солигорска, как я уже сказала, всем — возрастом, обликом и, как следствие, посещаемостью. И как еще одно следствие, напишу про него поменьше пусть это слегка парадоксально, ведь о Несвижском замке рассказывает почти каждый, побывавший в Беларуси хоть несколько дней. Замок действительно великолепен. Да и как иначе — Радзивиллы слыли неписаными королями и род их был одним из богатейших в Европе. Несколько веков замок простоял этаким бриллиантом, только наполеоновское нашествие, прокатившееся по Беларуси, привело к исчезновению большей части его сокровищ. Довершил катастрофу, как это было со многими прекрасными историческими местами, ХХ век. Начало было положено в Первую мировую, затем, при сталинском режиме, присоединив часть польских земель, стали вывозить из замка старинную посуду, оружие, костюмы — и ладно бы в музеи, нет, их отдавали театрам в качестве реквизита. Во время войны гитлеровцы вообще устроили здесь госпиталь для летчиков. А после победы прямо в замке открыли межколхозный санаторий (!). И, дабы буржуазная роскошь не развращала советских колхозников, что-то замазали, что-то содрали… В общем, вандализма эти стены повидали в достатке. Остается только восхищаться тем, как их восстановили, реставрировали и довели до нынешнего сказочного состояния. Бродишь по замку на самом деле словно в сказке…

Я еще ни разу в этом материале не сказала привычной фразы «Этот объект достоин отдельного отзыва»)) Когда же сказать, как не сейчас! Несомненно, о Несвижском замке нужно рассказывать отдельно и может быть, я даже сделаю это))), а пока поделюсь своими впечатлениями от Несвижа в целом. Так вот, приехала из Солигорска, пошла сразу к замку. Обычно я бронировала отели неподалеку от вокзалов, ибо, приезжая на сутки, удобно не отрываться далеко, да и достопримечательности в большинстве посещенных в этот раз городов располагались как-то поблизости. Сначала я и в Несвиже присмотрела что-то рядом с автостанцией, но, когда, виртуально изучая замок, узнала, что на его территории тоже есть где остановиться, тут же отменила первую бронь и без раздумий оплатила номер в отеле Палац. Да, это бывшая конюшня))) но сейчас в номерах очень аутентичная атмосфера и даже сеном не пахнет. Мне и этаж предложили на выбор из двух. Для тех, кто, как я, высокого роста, советую брать первый — на втором мансардные потолки, люди жаловались, что бьются головой. На первом тоже можно выбрать окна во двор или на вал. Я выбрала во двор.

В общем, если не считать, что было весьма прохладно, номер очень приглянулся гармоничным сочетанием современных предметов быта вроде ТВ и холодильника с мебелью под старину вроде стульчика из тумбочки с полочкой. Но главным преимуществом проживания в Палаце была возможность после закрытия замка бепрепятственно гулять по двору и окрестной территории. Всех туристов в 19 ч выпроваживают, а гости Палаца с помощью ключей-карт могут проходить через турникет во дворе.

Конечно, я воспользовалась таким шансом, полюбовалась наконец-то пустынным двором…

…и пошла на Дикий пруд (стаў Дзікі), но июньским вечером хозяевами там были комары, а не люди и даже не привидения.

Они меня буквально выжили, пришлось переместиться на сухопутную территорию, и я с удовольствием побродила по парку с деревянными скульптурами. В очень белорусском духе!

Уже утром снова выбралась к пруду, вернее, их там три — Дикий, Замковый и Бернардинский, — словно сливающихся в один. Вокруг Дикого разбиты четыре известнейших несвижских парка: Английский, Марысин, Старый и Японский. Каждый по-своему хорош и каждый наполняет душу умиротворением… солнце, цветы в траве, мостики, редкие скульптуры… Беларуси вообще присуще это настроение, во всяком случае я его чувствовала повсюду, а в небольших городах особенно.

В самом городе тоже нескучно и мило. На выходе с территории замка стоит Замковая башня, ранее входившая в его архитектурный ансамбль. Эклектичный стиль, сочетание готики и ренессанса. Сейчас башня служит колокольней.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

По соседству — Фарный костел Тела Господня, т. е. костел, не принадлежащий ни к одному из орденов, относящийся просто к приходу. Раннее барокко, создан итальянским архитектором Бернардони в конце XVI в.

Проходим по Ленина, сворачиваем на ул. Слуцкую — через пять минут мы у Слуцкой брамы. Брама — это ворота. Несвиж был окружен неприступными валами и рвами, и попасть в него можно было вот через такие ворота. Барокко, XVI в.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Слуцкая плавно перетекает в ул. Советскую, на которой расположена Несвижская ратуша. Внизу видны торговые ряды. Барокко, XVI—XVIII вв.

И с Советской свернем на Рокоссовского, рядышком находится Дом на рынке, или Дом ремесленника. Старинные жилые дома не так роскошны, как храмы, но в чем-то даже интересней, как по мне. Хозяином был, как понятно из названия, зажиточный ремесленник, на втором этаже — деревянном — он разместил свои комнаты, а внизу, в каменном этаже, торговал. Лепнина на верхних наличниках и балкон сохранились. Тоже стиль барокко.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

…Таким запомнился мне Несвиж. Я летала без багажа и не из каждого города что-то везла домой, но здесь не могла пройти мимо. Купила в свою коллекцию сувенирной обуви вот такие замечательные керамические лапотки…

…и окарину для души.

Белорусский вояж. Солигорск, Несвиж

Мастер сам свистел на ней так самозабвенно, что я не устояла. Теперь время от времени прикладываю пальцы к дырочкам, как он меня учил, и пытаюсь послать миру дивные звуки))

Ну вот, рассказ об этом кусочке белорусского вояжа заканчивается действительно на позитивной ноте)) Буду рада, если города приглянулись и вам, друзья. Делитесь впечатлениями, и приятных поездок всем!