Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 17:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Полоцк, Молодечно — Беларусь Июнь 2022

Итак, Молодечно — небольшой старинный город (первое упоминание — 1388 г., статус города получил в 1929-м; население 90 тысяч). С 1944 г. отдельный областной центр, когда же из 10 белорусских областей сделали 6, перешел в Минскую область.

Из столицы до него электричка, точнее, «дизель», идет меньше двух часов. На фоне старинного здания «Чыгуначнага вакзала» в стиле модерн (1907 г.) неплохо смотрится современная красавица студентка, приехавшая домой (скульптура «Пассажирка», 2011 г.).

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

Сразу выхожу на местный Бродвей — улицу Притыцкого. Сейчас она пешеходная, а в 50-е годы была автомобильной и звалась Революционной. Лет через сорок власти города переименовали и ее, и Советскую с Комсомольской, и Ленина с Дзержинского. Оставили только Коммунистический переулок, дабы показать, что ведет он в тупик))

Часы с четырьмя циферблатами - так называлась эта достопримечательность. Правда, стрелки есть уже не на каждом из них

Пятнадцать минут — и я подхожу к символу города, отелю с ожидаемым названием «Молодечно». Заселяюсь, иду гулять, пока сухо, по местному центру. Гостиница как раз выходит на Центральную площадь.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

На ней же стоит памятник Ленину — в отличие от улиц не тронутый (видимо, потому, что скульптор — Заир Азгур — Герой Соцтруда, дважды лауреат Сталинских премий, народный художник СССР). За ним красуется внушительный дом с колоннами, который 10 из 10 человек примут за местную управу или дворец культуры. А вот и нет, это политехнический колледж))

Потихоньку начинает накрапывать, а у меня и зонта нет — летела без багажа. Ну не возвращаться же в гостиницу! Натягиваю дождевик и уверенно шагаю к единственному музею города, краеведческому. Собственно, это даже не молодечненский, а Минский областной музей, посвященный истории развития всей Минской области.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

На первом этаже экспозиции о природе Минщины и народном ткачестве. На втором — «История Минщины с древнейших времен до начала ХХ века». Она размещена в одном большом зале, в центре по кругу идут древности, а по периметру всего зала отражены этапы перехода Минщины из древнерусского госудрства в Великое Княжество Литовское, Речь Посполитую и Российскую империю. Обидно, что QR-коды около витрин есть, но Wi-Fi мне никак не могли подключить. Бились полчаса, потом молодой человек, научный сотрудник Павел, предложил компенсировать неудобство собственным рассказом о том, что мне интересно. Я выбрала гостиную дворянской усадьбы и войну 1812 г. Наполеон прошел малую часть России, а вот по Белоруссии его войска прошагали изрядно, поэтому в большинстве здешних музеев можно увидеть то, чего нет почти во всех российских: оружие и амуницию, картины и награды русской и французской армий. Спасибо Павлу, рассказ был интересный!

Увы, даже после полутора часов, проведенных в музее, дождь не прекратился, наоборот. Хотелось поискать заведение с драниками на ужин, но где там!.. Только и удалось что перебежать в ближайшее кафе, которое оказалось хинкальней)) Уже второй город, а я все еще не видела драников… зато повторила забытые после Тбилиси-2019 навыки употребления хинкали)))

Даже через два месяца помню, как нерадостно было надевать после трапезы сырую ветровку и совершенно мокрый дождевик. И все-таки я не свернула в отель, а пошла дальше, о чем не пожалела — в конце концов через часок распогодилось. Слева на фото виден вход в одну из главных достопримечательностей — парк Победы.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

После дождя он особенно хорош!

Парк, как и весь центр, облагородили в 2011 году, когда в Молодечно проходил ежегодный белорусский фестиваль тружеников села «Дожинки» (от слова «дожинать», т. е. завершать жатву). Когда нет дождя, гулять по центру приятно)) На улице Машерова сохранились старые домики. По-моему, новые им проигрывают…

На заднем плане - костел Святого Иосифа (1997 г.)

И снова на Центральной площади, где в двух минутах от Ильича тогда же, в 2011-м, открылся фонтан с нашумевшей скульптурой «Папараць Кветка» (цветок папоротника, который, по легендам, никто не видел). Кое-кто требовал убрать его, ибо обнаженные фигуры в центре города не всем пришлись по вкусу))

Зато еще в двух минутах от фонтана на фоне Дворца культуры стоит совсем иная скульптура — Человек-дерево.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

Утром следующего дня я снова заглянула в Экологический сквер, уже посуху,..

…обошла единственный в городе кинотеатра «Родина», которому в этом году исполняется 70 лет,..

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

…и пошла на вокзал. Пора в Полоцк. Итог по Молодечну: типичный белорусский город, как я и хотела. Зеленый, о-очень чистый, удобный и немноголюдный (хотя в дождь и мегаполисы пустеют). Очарования больше, чем разочарования, которое привнесла только погода.

* * *

Снова «дизель», на этот раз ехать 4 часа, к обеду я в солнечном Полоцке. Наконец-то сбежала от дождика!

Дар Полоцку от города-побратима Фридрисхафена

Быстро заселяюсь в Апартаменты на Войкова (8 мин. от вокзала), и в город. Нет, сначала два слова о жилье, раз уж даю ссылку. Апартаменты напоминают общежитие с коридорной системой. Приятное отличие — санузел не в конце коридора, а в номере. Номер очень большой, с квадратным столом у окна, диваном. Кухня общая, тоже большая, я бы даже назвала ее кухней-столовой. А теперь в город!

Атмосфера Полоцка кажется особенной — нечасто я бываю в городах, основанных в первом тысячелетии… Ему в этом году исполняется 1160 лет, однако, будь Полоцк человеком, каждый сказал бы: выглядит не то что моложаво, а просто молодо! Мой третий город окончательно убедил меня, что дальше, говоря об остальных пяти, можно не повторяться насчет ухоженных улиц, зелени и комфорта. Все белорусские города, как счастливые семьи у Толстого, хороши (и как несчастливые — хороши по-своему).

Полоцк я бы сравнила с одним большим сквером: всюду цветники, кустарники и деревья или цветут, или одеты в такую яркую листву всех оттенков зеленого, что и цветов им не надо. Это буйство цветения прекрасно камуфлирует изредка встречающиеся дома с элементами пошарпанности — да, есть и такие, но в явном меньшинстве и в процессе обновления.

На той же улице, что и апартаменты, стоит Музей ткачества Поозерья — небольшой двухэтажный домик, который на входе выглядит как одноэтажный, но на выходе рельеф уже не тот. Милый дворик…

…и такие же милые экспозиции: Народный календарь, убранство избы поозерского селянина, временная выставка деревянных игрушек (цацек!) Виктора Дудкевича и собственно тканые вещи. Самобытно и познавательно. Кто такой Зюзя? Теперь знаю, бог зимы)))

Теперь — к главной достопримечательности, Софийскому собору. Можно бы дойти минут за 10, но по пути непременно нужно остановиться у бывшего Иезуитского коллегиума (ул. Стрелецкая, 4).

Скульптура Профессор

Основанный в 1580 г., он «нес культуру в массы» — таким нехитрым способом Стефан Баторий хотел удержать Полоцк в составе Великого Княжества Литовского, отвоевав город у Московского царства. Со временем превратился в очень самодостаточный студгородок, говоря нынешним языком: на территории коллегиума находились пекарня и суконная фабрика, пивоварня и коптильня. Разумеется, первый храм был деревянным. Каменный костел Св. Стефана построили уже в XVIII веке. На то время весь комплекс был самым значительным сооружением Полоцка. В XIX в. здесь была открыта академия, а после изгнания из России иезуитов — училище и кадетский корпус. Начался XX век: запустение, война, бомбежки, мирное время, снос собора… На его месте появился обычный многоквартирный дом, а в сохранившихся корпусах — военный госпиталь. Но позже все потихоньку встало на свои места, я имею в виду, что комплекс снова с 2005 г. принадлежит учебному заведению — Полоцкому государственному университету. В старинных корпусах с корпуса, А по Ж учатся будущие историки, филологи и айтишники.

Скульптура Студент

И далее — Софийский собор (ул. Замковая, 1).Возведен в XI в. Всеславом Чародеем (подобных было еще всего два — в Киеве и Новгороде).

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

Основную дорогу ремонтировали, небольшой обход шел буквально через райские кущи))

Стоит собор на холме над обрывом, и виды на Западную Двину с этого места не хуже, чем со смотровой площадки.

Спустившись к реке, идем вдоль нее обратно, к краеведческому музею. Кроме собственно содержания он интересен тем, что из одиннадцати полоцких музеев это первый. И находится он в здании лютеранской кирхи (ул. Нижне-Покровская, 11), одной из немногих старинных зданий, сохранившихся в городе после войн и целенаправленного разрушения людьми в мирное время, и единственного образца неоготики (1888 г.). В 30-е годы музей перевели сюда как раз из Софийского собора. В войну в кирхе снова проходили богослужения, затем сколько-то лет здесь был городской кинотеатр, а с 1950-го опять открылись экспозиции.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

Основных разделов семь, о них расскажу в отдельном отзыве. Традиционно показаны этапы истории города: долетописный период, переход в состав Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, затем Российской Империи, XX век и почетные граждане города (наши дни). Мне больше понравился второй этаж, на первом в основном экспонаты из археологических раскопок, а выше уже артефакты поновее.

Продолжается путь вдоль Западной Двины, по Нижне-Покровской. Звучит солидно, на самом деле до самого известного в городе музея — Библиотеки Симеона Полоцкого — всего три минуты. Улица с приятными домиками, спешить некуда…

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

…можно и нужно посмотреть заодно памятный камень (2010 г.) с гербом Франциска Скорины, белорусского Ивана Федорова, как я уже говорила в первом, минском, рассказе.

Музей-библиотека (ул. Нижне-Покровская, 22) разместился прямо напротив Богоявленского мужского монастыря (ул. Нижне-Покровская, 24),..

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

…в бывшем жилом монастырском корпусе. Открыт в 1994 г., однако, зайдя в него, словно попадаешь в европейскую библиотеку XVII–XVIII веков. По краям залов двухуровневые книжные шкафы, бюсты философов и ученых, в центре — большой глобус, есть даже читальный зал, хоть и всего на 10 мест. Неожиданно, но факт: здесь проходят фотосессии молодоженов. Ну что ж, не самое плохое место для сохранения памяти о первом дне брака))

Рассказывается о самом Симеоне Полоцком — просветителе, писателе, поэте, драматурге и богослове. И конечно, собрано множество старинных книг — есть оригиналы, есть копии, как рассказала смотрительница, очень редкими изданиями поделился Эрмитаж.

Здесь же находится и Музей белорусского книгопечатания, совершенно уникальный благодаря раритетным артефактам.

Все, что касается создания книг, печатания и издательства, отражено в этом музее. Первые рукописные свитки и современные издания, портреты белорусских авторов, книгопечатные станки, страницы периодики прошлых веков, интерактивные мониторы с описанием этапов типографирования… я ходила по 15 залам в помещении бывшей Братской школы монастыря часа полтора-два. Да что я — дочка, которая колесит по всему миру и при этом посещает музеи раз в год по великим праздникам, и та в свое время побывала здесь и не пожалела (впрочем, ей по специальности положено).

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

Вот такой он, Полоцк музейный. А тем, кто далек от темы музеев, предлагаю посмотреть Полоцк «скульптурный». Конечно, к вечеру я подустала, но достаточно пройтись хотя бы по проспекту Франциска Скорины — и сразу увидишь несколько интересных скульптур. Тем более что он совсем рядом, тянется параллельно Западной Двине, а значит, и Нижне-Покровской улице, по которой я до сих пор шагала. Переходим на проспект мимо домика Петра I — кстати, в нем размещена выставка «Прогулка по Нижне-Покровской», но она работает до 17 ч, и я уже не успела. Ну, зато успела пройтись вживую)) Домик построен в конце XVII в., а Петр действительно жил в нем — летом 1705-го, когда руководил русской армией в Северной войне.

Вот и скульптуры: здесь и Симеон Полоцкий, и Франциск Скорина, и другие известные и не очень персоны.

Симеон Полоцкий

В завершение книжной темы — памятник 22-й букве белорусского алфавита, букве Ў. Ни у кого ее больше нет хотя, как по мне, английская W вполне сравнима с ней по произношению.

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

А это ни много ни мало — центр Европы))) Вообще эти центры обнаружены как минимум в 5–7 местах, ибо считать можно по-разному. С островами или без, геометрически или физически (имею в виду плотность населения). Так же как центр России находится то в Пермском крае, то в Красноярском — как считать!))

Центр Европы

Ну что, пора поужинать? Все на этом же проспекте Скорины я нашла замечательное кафе Гурман, тезку минской пельменной, но в нем — ура!

подавали не хинкали,

драники здесь подавали!

Я предвкушала их четыре дня и не разочаровалась)) Сколько раз потом брала драники в следующих городах, столько вспоминала первые…

Белорусский вояж. Молодечно, Полоцк

И как всегда, после ужина есть смысл совместить приятное с полезным, растрясти жирок и прогуляться по душевным улицам Полоцка.

А это пожарная каланча - ей 95 лет, и из исторических зданий по высоте она уступает только Софийскому собору.

На следующий день у меня был запланирован переезд в Бобруйск. С утра я успела еще прогуляться по противоположному, левому, берегу Западной Двины. Полчаса в одну сторону, полчаса назад — почему бы не сходить, тем более что частные дома на той стороне смотрятся очень живописно по контрасту с современными и вид с моста хорош!

Вот я и у цели — Бернардинского монастыря. Ну как монастыря… понятно, что самый первый храм, деревянный (1502 г.), уже давным-давно сгорел, следующий перенесли на другой берег Двины, затем на его месте воздвигли каменный (1769 г.). От него до наших лет сохранился один жилой корпус, в нем теперь психиатрическая больница. Все остальное превратилось в руины, достаточно колоритные.

Удивительное дело, обычно я почти не интересуюсь религиозной архитектурой и осматриваю храмы и церкви в поездках, что называется, по пути. Однако в Беларуси и особенно в Полоцке заметила, что с большим удовольствием ходила специально от собора к собору, искренне любуясь ими. Очень гармонично смотрятся здесь эти строения и очень живописно. И вообще Полоцк теперь в моем представлении — как писала выше, город-парк, город-картинка))

Просто граффити на стене промышленной постройки

Знакомство с Полоцком — одно из приятнейших воспоминаний всего путешествия. А путешествие продлится еще больше недели, на очереди Бобруйск и новые впечатления!