Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 23:13
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Минск — Беларусь Май 2022

Да уж, хочешь рассмешить Бога — поделись своими планами. Еще в начале февраля я купила билеты совсем даже не в Минск, а, наоборот, в Мурманск)) Очень приятные билеты, 4000 руб. из Екатеринбурга и обратно, на апрель. В марте рейсы перенесли на июнь. ОК, теплее будет, ждем. В мае узнаЮ, что рейсы отменяют совсем. А душа-то уже почти в полете, мечется и просит…

* * *

Что же сподвигло на Беларусь? Да очень просто: новая книга моей любимой писательницы Анны Берсеневой. Даже не книга, а ознакомительный фрагмент. Берсенева росла и училась в Минске и очень часто, чуть не в половине повестей, между описаниями Барселоны и Улан-Удэ вспоминает родные места. Вот и в этой новинке обе главные героини — одна в наше время, другая, ее прабабушка, 100 лет назад, — живут сначала в Пинске, затем в Минске. Затем вообще перезжают в Москву, но это уже не так знаменательно))

Почему бы и не Беларусь?.. Посмотрим и Минск, и Пинск, и другие города — круговой такой маршрут получился. Билеты, правда, встали втрое дороже мурманских, но как-никак Европа, перелеты туда от нас никогда дешевле 12 тысяч и не были, даже если вспомнить замечательный WizzAir. Итак, решено: в субботу слет туристеровцев, в воскресенье — Минск. Валера Sany4, еще раз спасибо, что подвез прямо со слета в Кольцово, в очень правильном месте ты живешь;)

Белорусский вояж. Минск

Переночевав у подруги в Москве, воскресным днем я вылетела в Минск и к вечеру уже была на месте. Принято начинать рассказ с добрых или не очень слов об отеле. Я бы тоже расхвалила его от всей души: отличный сингл с кожаным диваном и микроволновкой, не считая стандартных ТВ, холодильника, кровати и т. п., всего за 54 бел. руб. (меньше 1200) за ночь — для европейской столицы, приличного мегаполиса цена хороша. Еще и метро в 7 минутах, а можно минут за 20 пешком дойти до центра. Но вся беда в том, что гостиница с уникальным названием «Белстройцентр» в мае меня приняла, а в июне закрылась. «Доработаем квартал, и всё, не окупается», — сказала директор ((Ну еще бы, с такими-то ценами… Поэтому вместо снимков отеля будет картинка со станции метро.

* * *

Метро, между прочим, сыграло со мной шутку: в первый же вечер я прыгнула в вагон и расслабилась. Запомнила, что выходить мне после Октябрьской. Две остановки проехала носом в книгу, третья должна быть Октябрьская, ан нет — объявляют Кастрычницкую какую-то)) Не в ту сторону села, что ли? Чуть было не выпрыгнула, хорошо еще, дошло до меня, что кое-где в Минске все-таки можно услышать «беларускую гаворку» — например, в метро. А так в основном везде русская речь. Плошча Ленина и Инстытут культуры звучали похоже, а вот Кастрычницкая малосозвучна с Октябрьской))

Встретила меня Беларусь дождями, переходящими в ливни. Были и просветы, но поначалу, особенно на следующий день после прилета, дождевик я не снимала и все равно к обеду вымокла. Зонт не брала, летела без багажа, зато фотографировать удобней))

Выруччало, что Минск — очень музейный город. На сегодня в нем больше полутора сотен (!) музеев, и, конечно, сам бог велел совместить приятное с полезным: знакомиться с городом, его историей и сохнуть)) Вкратце расскажу о посещенных мною в первые три дня, перемежая другими впечатлениями.

Итак, первый — просто самый близкий к отелю — Музей истории медицины (ул. Фабрициуса, 28). Не очень популярный, ибо не очень известный, находится в республиканской медицинской библиотеке на 2-м этаже. Считается лучшим по теме в стране, в самой столице конкурирует с Музеем мединститута хотя, как по мне, лучше бы их объединили))

Белорусский вояж. Минск

В большом общем зале вместилось все, что относится к истории белорусской медицины, начиная от археологических находок, аптечной посуды XVI в., старинного инструментария врачей и фармацевтов и заканчивая вещами, одеждой медиков Великой Отечественной войны. В мини-кинозале посмотрела военную хронику о медпомощи на фронте и в партизанских отрядах, очень интересную именно потому, что хроника. Вообще скажу сразу, что память о Великой Отечественной в Минске и во всей Беларуси — это повсюду. Названия улиц, памятники, парки, музеи — везде память о тех событиях. По-моему, очень правильно. Поездив почти две недели по республике, хорошо понимаешь, как пострадала она за три с лишним года с первых июньских дней 41-го (((

* * *

Раз уж зашла речь о библиотеке, нельзя не упомянуть еще об одной, уже не тематической. Гордость Минска, Национальная библиотека (пр. Независимости, 116) — по сути это крупнейшее книгохранилище страны, а по форме скороговорка их двух слов — двадцатитрехэтажный ромбокубооктаэдр)) 15 лет украшает (хотя с этим словом как раз многие не согласны) столицу. Фото сделала уже вечером, когда разбежались тучки, слева можно увидеть памятник Франциску Скорине — белорусского Ивана Федорова вряд ли надо представлять.

Белорусский вояж. Минск

Самый насыщенный экспонатами (400 тыс.) — Национальный исторический музей Республики Беларусь (РБ). У него пять филиалов в Минске, прежде всего я зашла в основной, на ул. Карла Маркса, 12. Интересно, что постоянных экспозиций всего две: «Древняя Беларусь» и «Беларусь XVI—XVIII вв. в портретах и геральдике».

Временных гораздо больше: при мне действовали «Тайны белорусской письменности» (ручки, карандаши, письменные приборы, тетради и пр. канцтовары); «Судьба музея — судьба страны» (об истории самого музея, к его 100-летию) и «Нельзя забыть» (геноцид белорусского народа в годы войны).

Открытка, отправленная из Америки в Минск 98 лет назад

Добрая сотрудница, не гид, а кассир, сводила меня в комнатку, спрятанную за залом, где мастер демонстрирует посетителям процесс создания печатных изданий — льет бумагу, высушивает, печатает на ней буквы. В понедельник у него выходной, так что я просто смогла посмотреть его мастерскую. Кассирша не особо заморачивалась с языком и бойко рассказывала о нем по-белорусски. «- А что такое „часОпис“? — Журнал по-вашему». В соседнем зале не было никого, пришлось самой догадываться, что означает «шматнацыянальная»)))

Еще понравился «музыкальный» зал, где можно было не только увидеть народные инструменты, но и, прикоснувшись к монитору, послушать, как они звучат.

Белорусский вояж. Минск

И несколько снимков из серии «Как было — как стало». На втором слайде — Брестская крепость.

А с экспозиции, открытой к Пасхе, лучше посмотреть небольшое видео.

Интересный музей, разноплановый такой, жаль лишь, что нет комплексного билета и в каждом филиале, а я побывала в четырех из пяти, пришлось брать отдельный.

* * *

Занесло меня вечером в Сад камней Минского тракторного завода. Экспозиция камней открылась шесть лет назад, к 70-летию завода. В Беларуси вообще почему-то любят камни)) Я не раз встречала их в уличном декоре и ландшафтном дизайне. Здесь 8 камней символизируют предприятия, входящие в состав МТЗ-холдинга. На каждом — герб города и изображение продукции, выпускаемой данным заводом. Это бобруйский, мозырский, несколько минских и др. предприятия. Витебский камень — самый старый, ему около 14 тыс. лет (!) и достали его из реки Лучеса. Между камнями проложена «река жизни» и чУдные кованые мостики через нее. Самое смешное, что направлялась-то я в совсем другое место, однако набрала на карте «Сад камней» — и попала сюда))) А Сад валунов посмотрела позже, на него ушел целый вечер, но это уже в конце поездки.

В 10 минутах от Исторического музея находится его филиал — Музей современной государственности. Хорошо, что близко, ибо дождь лил все сильней. О, я уже на месте — и место это ни больше ни меньше как Администрация Президента РБ. Да, и в музей так просто не попасть — на счастье в это время пришла экскурсия школьников и сказать «все закрыто, только по предварительной записи» мне не могли. А может, и могли, но не стали)) Просто прогнали через рамку, попросили паспорт, велели разуться, проверили кроссовки — и провожатый отвез меня на шикарном лифте на седьмой этаж. Где пустил в свободное плавание. Я старалась, с одной стороны, и посмотреть все со вниманием, а с другой понимала, что сейчас нагрянут эти школьники и осмотр потеряет свою прелесть, а о внимании можно будет забыть.

Музей молодой — в августе ему будет 10 лет, — и высокотехнологичный. На слайдах выше показан вводный зал, историко-культурное наследие. Посмотрели — можно отдохнуть в шикарном холле, затем подняться еще на этаж, уже по лестнице.

Основные залы начинаются с красного, постепенно цвета меняются на белый и синий. В первом — государственное устройство РБ, президентские символы, монеты и банкноты Национального банка, награды, портреты героев. Затем экономика республики. Еще один зал — культура и спорт в Беларуси. Дальше зал с экспонатами на тему внешней политики, религии и подарками президенту от глав других государств.

И в конце галереи — роскошный конференц-зал. Сейчас в нем проходит фотовыставка журналиста Сергея Плыткевича «Планета Беларусь».

Музей выделяется среди других не столько экспонатами — их на два порядка меньше, чем в основном здании Исторического музея, а выставлена лишь пятая часть, — сколько прекрасными интерьерами и удобством осмотра. Толп здесь, разумеется, не бывает, но школьники меня настигли на обратном пути)) Что ж, послушала гида)) Посетить музей советую, адрес Администрации — ул. Кирова, 43. Кирава — было написано на одном из домов, я не сразу поняла, что за слово такое))

* * *

Пройдемся еще десять минут и попадем в парк Янки Купалы. Дождь подутих, и я надеялась полюбоваться светомузыкальным фонтаном. Но увы, последний вечер мая слишком светел для иллюминации, поэтому фонтан смотрела практически при дневном свете. Хотя музыку неожиданно включили, пусть ненадолго.

Зато в отличие от большинства известных светомузыкальных фонтанов этот находится на реке Свислочи, а не в пруду или специальной площадке, а в реках, как известно, утки водятся)) Я сидела на ступеньках у самой воды, утка с утятами подплыла ко мне, они дружно вышли из реки, прошлись прямо у ног, покрякали и уплыли дальше)))

В двух шагах от парка находится еще один музей — Дом-музей I съезда РСДРП (пр. Независимости, 31а). Название не самое захватывающее, правда? Но если не вспоминать школьный учебник истории и съезды, проходившие то в Брюсселе и Лондоне, то в Стокгольме и Праге (поневоле позавидуешь, да?), а купить билет и зайти в опрятный, как всё белорусское, домик, окажется, что здесь очень даже интересно. Чуть-чуть из истории: открыт он был 99 лет назад, в войну полностью разрушен при бомбежках. В 1948 году на старом фундаменте построили точно такой же дом, нашли новые экспонаты взамен погибших. Теперь это историко-культурная ценность республики.

Собственно о съезде говорится не так уж и много. Делегатов всего девять, что уж тут особо скажешь? Экспозиция на тему съезда, прошедшего в 1898 г., занимает лишь одну комнату из четырех. В трех других рассказывается и показывается история Минска в конце XIX столетия.

И еще отдельное спасибо музею за работающие QR-коды. Я пришла туда уже под конец дня, малые площади не требовали долгого хождения, можно было в каждой комнатке взять стульчик, сканировать код и сидеть, слушать в смартфоне про тот или иной фрагмент экспозиции. Узнала много нового и передохнула заодно)) Непременно расскажу потом о музее в отдельном отзыве.

Стенд называется Першыя у Минску - Первые в Минске

* * *

Последние годы, путешествуя по России и не только, я заранее ищу, можно ли с кем-то встретиться. К сожалению, с Туристера такого человека не нашлось, а вот приятельница с другого сайта встречалась со мной охотно, пригласив в первую встречу к себе на работу. И работает она в санатории «Криница». Формально он расположен в Ждановичах, но я добралась туда на городском автобусе. Мы несколько часов бродили по территории, Оля с некоторой грустью рассказывала, что в свое время санаторий был элитным, а теперь… От былой роскоши осталось не так мало. Во всяком случае ухоженные, красивые дорожки, озеро с фонтаном и лесопарковая зона с декором из все тех же камней мне очень понравились!

Однако не пора ли с духовной пищи перейти к телесной? Оля еще заранее предупредила меня: особо не наедайся, тебя ждет белорусская кухня! В кафе санатория, когда обед у отдыхающих закончился, она угостила меня собственным обедом. Блюдо называется клецка, и это не маленькие клецки из теста, к которым мы привыкли, а один шарик, но такой, что им наешься по уши: оболочка картофельная, а внутри мясной фарш. И все это варится в соусе. Вку-усно!..

Из «Криницы» до центра напрямую не доберешься, и я заранее запланировала поехать в музей поближе, самый популярный среди минских — Музей истории Великой Отечественной войны (пр. Победителей, 8). 40 минут — и я на месте. Увы, на просмотр у меня оставалось полтора часа, да еще и первый этаж закрыли раньше времени на 15 минут, но я начинала снизу, поэтому успела посмотреть все 4 этажа. Жаль только, кое-что на первом хотела изучить поподробней в конце, не вышло. А вообще в такой музей можно вернуться второй раз, это точно!

В десяти огромных залах выставлено все, что имеет отношение к войне: оружие, личные вещи, документы, карты, фотографии и пр. Много картин и скульптур. И чего греха таить — и взрослым, и детям особенно интересно разглядывать макеты и панорамы, здесь их несколько десятков, прекрасно выполненных. Фрагменты боев с разных ракурсов, но мне больше всего легли на душу партизанские землянки. Это так по-белорусски…

Картины и плакаты тоже трогают сердце. Чем хорош плакат? Да, в нем не выписаны все мелочи, он весьма условен. Но я в любом музее смотрю их с особым чувством, потому что они создавались именно в то время и, как это ни банально звучит, выражают дух того времени лучше любой детально отрисованной картины.

Первый этаж, экспозиция предвоенных лет

Перед поездкой я читала отзывы о музее, и Юра Лепеса писал, что прежний музей был, прямо скажем, простоват, маловат и вообще не производил достойного впечатления. Это не так уж странно, если учесть, что открыли его аж в 1944 г. Конечно, можно было и пораньше что-то сделать, но все равно замечательно, что 8 лет назад, к 70-летию освобождения Беларуси, экспозицию перенесли в новое место, совершенно изменив формат. Теперь музей действительно гордость и Минска, и всей страны. По-моему, он один из лучших военных музеев мира.

* * *

Вспоминаю, что после этого музея погода как раз очень порадовала. Я долго шла по проспекту Победителей, затем по Ленина, свернула на пр. Независимости — Минск был чудесен после дождя. Чистый, светлый город с широкими улицами, мне кажется, он нравится абсолютно всем! Пора уже просто полюбоваться на него при ясном небе.

Дворец профсоюзов — роскошное здание на проспекте Независимости, а ведь раньше здесь стоял деревянный домик с несколькими конторами. Он был открыт в 56-м году, и присутствие в декоре скульптурной группы вполне естественно для тех лет. В этом же году, как мы помним, прошел знаменательный ХХ съезд, затем взгляды на архитектурные стили изменились и с дворца впоследствии даже были сняты некоторые помпезные детали. Я ходила мимо него несколько раз днем, вечером и почти ночью, и всякий раз он менял свой цвет в зависимости от погоды и времени суток))

Белорусский вояж. Минск

На моем фото он вышел ярко-желтым на закате. Хочу показать два изображения 50-х годов для сравнения:

Во Дворце кроме нескольких зрительных залов, кафе и иных заведений находится Музей миниатюр «Страна Мини». Я зашла сюда вечером накануне отъезда из Минска дальше по стране. Очень удобная возможность представить архитектурные достопримечательности республики)) Картинки картинками, а макеты всегда нагляднее. Частному музею еще нет и шести лет, но в нем уже двадцать две миниатюры 3D, а еще часть показана виртуально. Любопытно, что, если в других подобных музеях масштаб обычно соблюдается для всей экспозиции один и тот же, здесь несколько разных: 1:87, 1:100, 1:120 и 1:150. В общем-то логично, ведь достопримечательности размещены не на общей карте, а каждая отдельно. И реальные размеры у них разные. Вот и привели к чему-то усредненному. Время, в котором запечатлен объект, тоже разное. На примере этих слайдов: замок представлен в XVI веке, дворец — в XVIII, крепость — в 1941 г., а театр — в наши дни.

Несвижский замок, 1:150

Как и в других подобных музеях, здесь происходит смена дня и ночи, только не автоматически, а по желанию посетителя: можно нажать кнопочку под макетом, и будет вечер)) Есть здесь и фотозона в натуральную величину.

Белорусский вояж. Минск

Как всегда, обещаю написать подробный отзыв о музее. Правда, пока соберусь, объектов, наверное. будет уже по максимуму, который запланирован у них на будущее, — 70)))

* * *

Так, обедать мы обедали, пора уже и поужинать, завтра в дорогу! Вот о чем грустила, побывав три дня в Минске, — как-то так вышло, что нигде не отведала драников. То в грузинскую кухню зайду, то накормят клецкой. Завтракала в кафе при гостинице, там меню самое обычное)) Вот и кафе «Гурман» рядом с парком Янки Купалы предлагало что угодно, только не драники. ОК, давайте тогда пельмени «Беловежские». «Говядина зернового откорма, свинина, белые грибы» — 14.60/240 г (не забываем переводить в российские рубли — около 330).

Белорусский вояж. Минск

Ну и перед отъездом, с самого утра, сытая и готовая к дальнейшему путешествию, я зашла в еще один музей прямо по пути из гостиницы на вокзал. Ну как по пути? — небольшой крюк в лишних 10 минут. Но оно того стоило. Музей белорусского кино (ул. Свердлова, 4) был основан сначала при киностудии Беларусьфильм (1966 г.) и размещался в Доме кино, действуя больше как архив. 20 лет назад доступ был открыт, а находится музей сейчас в 3-этажном доме — памятнике архитектуры первой половины прошлого века — в сквере Эдварда Войниловича (кстати, кто это? Оказывается, политический и общественный деятель начала ХХ столетия, инициатор строительства костела Св. Симона и Елены; костел виден слева на фото в шапке рассказа… хотя нет, надо показать крупным планом, тем более он стоит прямо рядом со сквером).

Однако вернемся к музею.

Белорусский вояж. Минск

После кинематографических музеев Белграда, Жироны и С-Петербурга я примерно представляла, что увижу: старинные камеры, оборудование, макеты декораций, плакаты, портреты актеров. Все это, конечно, присутствует и здесь.

Но только в минском музее я встретила такой чудесный бонус, как возможность самому выбирать на интерактивном мониторе любой из десятков старых фильмов, читать описание и смотреть фрагменты. Архив, действительно, собран мощный! Забавно получилось, кстати, с этим фильмом:

Белорусский вояж. Минск

В аннотации говорилось: «Сацыяльна-псiхалагiчная драма пра муляра-эмiгранта, якi вяртаецца у СССР з ЗША амаль праз 30 гадоу». Так-то все понятно, да?)) Но на выходе я беспечно спросила, кто есть муляр. Дамы на кассе призадумались. Позвали научного сотрудника. Молодой человек уверенно ответил: маляр! — Да ладно?! — засомневалась я. И пошла, пора на поезд было. В последний момент научный сотрудник вспомнил: каменщик!))

Но вот я и на вокзале.

Белорусский вояж. Минск

Лето началось! Меня ждет хорошая погода и Молодечно)) До свидания, Минск, через неделю вернусь, и дождя больше не будет!