Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 23:13
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Бобруйск — Беларусь Июнь 2022

«При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом." (Ильф и Петров, «Золотой теленок»)

Весь маршрут по стране у меня был расписан заранее, но когда на маршруте 9 пунктов, трудно ожидать, что все срастется именно так, как было задумано. Бывает хуже, а в моем случае все вышло более чем удачно. Из Полоцка в Бобруйск я планировала доехать автобусом, который ходит раз в два дня. И нигде не написано, какие это дни! То есть четные/нечетные — было бы все ясно, но ведь пишут просто «через день», и считай как хочешь… А считала я еще дома, в мае. И решила, что если в мае нечетные, значит, в июне будут четные. Однако моя логика не совпала с реальностью, и пришлось ехать через Минск.

На самом деле замечательно, что пришлось. Во-первых, намеченный заранее прямой автобус должен был идти аж 8 часов. Нет, я ездила когда-то и 13 часов подряд, но Фликсбасом и по Европе прошу прощения, Беларусь тоже никак не Азия, просто имела в виду поездку из Вены в Венецию. Проехав же всего 4 часа от Полоцка до Минска, я вышла с благодарностью к небесам, что избежала 8-часового автобуса. Тяжело! Полчаса на пересадку в Минске — бегом-бегом! — и дальше я еду уже поездом, в плацкарте (сидячие разобрали), в комфорте и всего 2 часа. В итоге вышло, что вместо долгой тряски и прибытия в Бобруйск в 17 часов я выспалась, выехала из Полоцка в 11 вместо 8 и даже со стыковкой оказалась там всего на час позже, т. е. в 6 вечера. Однако главная удача не в формате передвижения, о котором забываешь уже через день (если это, конечно, не тройка гнедых или воздушный шар). Судьба подарила мне встречу, за которую я до сих пор ей благодарна. Напротив меня в плацкарте сидел молодой человек, явно местный («праз две гадыны буду», сказал он по телефону, имея в виду 2 часа пути). Всю дорогу мы сидели носами в гаджеты, но перед выходом как-то завязался разговор, юноша спросил о цели моей поездки, поиентересовался маршрутом по Бобруйску и… предложил провести своим путем. Сказал, что вечер у него свободен, опасаться его не надо, он уже водил так несколько человек, ему это интересно и вообще он историк по специальности. В данный момент учится в минской магистратуре, в Бобруйск едет домой на выходные. Ну как я могла отказаться?..

Белорусский вояж. Бобруйск

Как все это происходило: с поезда Алексей пошел домой, дом его где-то рядом с вокзалом, а я направилась в отель. Полчаса ходьбы, можно было проехать, но я и так весь день ехала, поэтому сразу решила, что нужно пройтись. Заодно по дороге посмотрела на первую достопримечательность Бобруйска — асабняк купчыхі Кацнельсон. Нет, это не приступ дислексии на меня напал, это я решила обозначить сию достопримечательность, построенную 110 лет назад, по-белорусски)) Говорят, купленный особняк купчиха перевезла по частям из Прибалтики (!). В Интернете 10 из 10 авторов пишут, что теперь здесь Центральная библиотека, но увы, уже несколько лет таковая отсутствует.

Еще на пути встретился символ города, только почему-то не Бобруйска, а Ярославля — медведь))) До ярославских на самом деле ему далеко, но ведь и стоит он не где-то на площади или в парке, а в обычном дворе.

Белорусский вояж. Бобруйск

А это уже здание гостиницы. Номер совершенно обыденный, а вот дом интересный: центральная 4-этажная часть по дуге повторяет изгиб улицы, а по бокам ее идут 3-этажные пристройки. Амакс Премьер Отель открылся в 1958 году. Теперь он съехал в правую пристройку. А я-то разлетелась, зашла с главного крыльца, но увы, теперь там офисы.

Наскоро заселившись и освежившись, я вышла на улицу; Алексей уже подъехал, и мы пошли на экскурсию. Которую и сейчас считаю событием всей поездки. Даже не так — удачей всей поездки. Только местный житель может провести самым интересным и удобным маршрутом, ответит на любые вопросы и не будет обходить острые темы.

Началась прогулка с кинотеатра «Товарищ» (угол Советской и Интернациональной), что в пяти минутах от отеля. Он строился по уникальному для Беларуси проекту архитектора Иосифа Майзельса, автора предыдущего здания, и был открыт в 1940 г. Нетронут был даже в войну.

Белорусский вояж. Бобруйск

Свернув с Интернациональной на Октябрьскую, подходим к костелу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Костел в белорусском городе вообще-то трудно назвать неожиданным местом, но этот… Давайте сначала посмотрим отдельные его фрагменты:

Белорусский вояж. Бобруйск

А теперь вот этот дом — такой себе дом, но тоже вроде ничего внезапного.

Однако, приглядевшись, можно увидеть, что между костелом и обшарпанной желтой стеной нет совершенно никакого зазора. Дело в том, что костел действовал по прямому назначению чуть больше тридцати лет, а в 1935-м его, как водится, закрыли, затем передали под склад, выставку достижений сельского хозяйства, архив и т. д. — в общем, все по стандарту. В войну, правда. он снова стал храмом, но ненадолго. А в конце 50-х колокольня и фасад были разрушены. Принцип «все или ничего» не сработал, «добивать» костел не стали, зато вместо фасада пристроили к нему пятиэтажную коробку. И до сих пор в ней размещается домостроительный комбинат, а входить в храм нужно через него (!). То есть на фото мы видим храм сзади — в симбиозе с советским сиамским близнецом, совершенно неразделимым…

Алексей коротко и точно охарактеризовал это совмещение несовместимого: «Полный треш». Согласна)) Идем дальше. С Октябрьской сворачиваем на Пролетарскую. Да что ж такое-то, словно не по белорусскому городу XXI века бродим, а где-нибудь в русском городке середины 70-х! Всеобщее поветрие переименования улиц пронеслось над Бобруйском, не задев его абсолютно)) Перед нами бывшая водонапорная башня. Через 5 лет будет отмечать свое 100-летие, но уже не башня, а ресторан Чырвона Вежа или смотровая площадка (смотря что доживет).

Белорусский вояж. Бобруйск

Подниматься не стали, вид сверху не впечатляющий — стандартные 4-этажки. Просто подошли поближе к основанию и заглянули в честные глаза одного из самых известных мошенников в отечественной литературе, Шуры Балаганова. Заодно и послушали одну из его фразочек — да-да, когда к нему подходят, Шура оживает и произносит цитату из «Золотого теленка». Скульптор Ярослав Бородин сознательно не стал добиваться сходства с Куравлевым, но что-то все равно проглядывает, видимо, на бессознательном уровне))

И все-таки местечковая Беларусь проглядывает даже в центре. А может, зря я так небрежно?.. Дом № 30 на Пролетарской — словно срез истории всего города. Построен был 110 лет назад польским инженером-строителем в западноевропейском стиле. Стены — 80 см толщиной! После революции инженер с семьей уехал, дом заняли под тубдиспансер. Чашу фонтана во внутреннем дворике приспособили под клумбу. В войну здесь разместился немецкий госпиталь, отходя, фашисты сожгли дом. Потом восстанавливали сами же пленные — и наши саперы. В доме поселились командарм и семьи других военных (4 квартиры на первом этаже, две коммуналки на втором). В 60-е годы коммуналки разделили, подняли полы, высота потолков вместо 4,20 стала 3,30 (тоже неплохо!). Сейчас в доме живут пенсионеры…

Белорусский вояж. Бобруйск

Пройдя 10 мин по Пушкина до параллельной Пролетарской улице Минской, видим дом в совершенно ином стиле — брутализма я о таком стиле и не знала!. Названий у него несколько — Дом-конструктор, Дом-тетрис, «Скворечник». Круглые окна, небольшие 1-комнатные и двухуровневые 3-комнатные квартиры — все неплохо, вот только холодный очень. Зато дизайн уникальный! Бобруйчане даже верят в легенду, что именно это здание вдохновило разработчика на создание «Тетриса» ой вряд ли!)))

И еще один нетривиальный дом — на Дзержинского, 21. С улицы он выглядит не более чем старым 2-этажным домиком из красного кирпича с аркой.

Белорусский вояж. Бобруйск

И только пройдя в арку, понимаешь, что оказался в доме-колодце по типу питерских домов, только не таком высоком. Дом-двор с двумя воротами напоминает мини-крепость: если ворота закрыть, это будет замкнутый четырехугольник. Потому и зовут его «Порт-Артур». Атмосфера дворика — словами не передать. Обшарпанные неухоженные стены тем не менее выглядят очень колоритно в сочетании со стеклопакетами, недаром каждую неделю сюда приходят молодожены фотосессий ради.

Недалеко от «Порт-Артура» собрались в компактную кучку бобруйские синагоги — действующие и особенно живописные бывшие. Но их я рассмотрела самостоятельно на следующий день, ибо, пока не стемнело, пора было двигаться к Бобруйской крепости: полчаса пути, а ведь еще и погулять по ней надо.

Белорусский вояж. Бобруйск

Крепость — главная достопримечательность Бобруйска, несомненно. И я, несомненно, заранее намечала ее на маршруте, но что бы удалось посмотреть мне в одиночку где-то за городом вечером? Скорее всего, дошла бы до «Бобруйск-Арены», пофотографировала в первом приближении более-менее цивилизованные стены недавних казарм, обошла вокруг двух-трех с опаской и повернула домой.

Около Арены еще ездят велосипедисты и гуляют собачники. От казарменного комплекса уже веет запустением. А дальше, где дорожки переходят в тропинки и овраги, я одна вряд ли зашла бы далеко. Еще раз благодарю удачу за то, что послала Алексея… с ним было не страшно, а главное — интересно.

Наверное, просто прочитав заранее об истории крепости, я бы все равно не представила, что бродить по огромной территории в 120 гектаров будет так захватывающе.

Вход в тоннель,..

И все же немного истории. Крепость начала строиться в 1810 г. в преддверии войны с Наполеоном для защиты западных рубежей между Ригой и Киевом. После перерыва, вызванного той самой войной — и крепость сыграла в ней важную роль, — строительство продолжалось до 1836 г. Добавлялись новые бастионы и форты. А уже отстроенные в мирное время использовались в качестве политической тюрьмы, сюда выслали некоторых декабристов на каторжные работы. К концу XIX в. оборонное значение было утрачено, но огромная территория, занятая складами, казематами, капонирами, не заросла за несколько десятилетий. Поляки, оккупировав Белоруссию в 1919–20 гг., устроили в крепости лагерь для военнопленных. Как концлагерь использовали ее и гитлеровцы. 7 ноября 1941 г. они подожгли крепость и уничтожили тысячи наших пленных… После Второй мировой цитадель продолжала потихоньку ветшать. Стояли здесь воинские части, что-то даже сохранилось от военного городка, но в целом место производит впечатление одной большой заброшки. 20 лет назад Бобруйская крепость вошла в список памятников истории и культуры республиканского значения. Однако, кроме Арены, ничего не изменилось, укрепления потихоньку превращаются в руины.

То, что не разрушили люди, разрушает время. И местоположение сыграло свою роль: Брестская крепость пострадала в войну гораздо больше, но и восстановили ее на совесть. А Бобруйской была уготовлена участь «крепости одной битвы». Ну как одной — она выдержала 4-месячную осаду наполеоновских войск, дала Багратиону возможность 3-дневной передышки перед соединением с Барклаем де Толли и тем самым достойно поучаствовала в войне. Больше цитадель сражений не знала, и, возможно, поэтому должного внимания ей не уделяется. Хотя память о битвах на земле белорусской повсюду хранится свято, это я четко отметила. Так что надежда на то, что территорию облагородят, есть.

А пока бобруйчане продолжают заглядывать сюда. Около пятидесяти объектов до сих пор полны интересных деталей и даже тайн. До сих пор спорят, есть ли подземные ходы из крепости в города — ни доказать, ни опровергнуть не удалось. До сих пор находят кирпичи с указанием годов — даже 1840-го. И отдельные туристы до сих пор бродят среди разбросанных равелинов, цейхгаузов, редутов и прочих построек — до того страшноватых, что это даже красиво))

Да, закат в июне поздний, но все имеет свой конец. Часам к 11 мы с Алексеем покинули крепость — пора было возвращаться в город…

* * *

Отдельные снимки не дают цельного представления о крепости, слишком уж она велика. А дрона у меня не было)) Хороший выход — показать ее макет, хотя бы фрагментарно.

Бобруйский краеведческий музей, в который я пошла на следующее утро, из десяти залов один почти целиком посвятил крепости: документы, макет, планы, снимки.

Белорусский вояж. Бобруйск

Вообще музей достойный. Я побывала в семи аналогичных музеях Беларуси, есть с чем сравнить. Даже Минский областной краеведческий (я писала о нем в рассказе про Молодечно, почему-то разместился он там, а не в Минске) уступает бобруйскому.

Есть в нем, как везде, залы природы, археологии, этнографии и т. д., очень приличные диорамы и панорамы.

Белорусский вояж. Бобруйск

Мне же больше всего запомнились военные залы. Да, я повторяюсь, но эта тема по всей Беларуси, во всех культурных объектах преобладает. Мне кажется, очень правильно.

И везде кроме привычных даже в уральских и сибирских музеях «боевых» витрин с оружием и схемами сражений хорошо так представлена партизанская тема. В бобруйском музее есть еще отличная коллекция гравированных металлических пластинок, посвященных разным этапам Второй мировой. И надписи на белорусском — понятно и трогательно.

О музее надо будет написать отдельный отзыв. Он и сам уже старый (через 2 года будет отмечать 100-летний юбилей), а здание его на ул. Социалистической еще старше — 1910 г. Социалистическая улица вообще одна из самых старых в городе. Под первым названием «Муравьевская» она была проложена еще в конце XIX века. Деревянные дома после двух пожаров сменились каменными, замостили ее тоже первой.

Белорусский вояж. Бобруйск
Плюс центральное расположение — и с 90-х годов она стала пешеходной. Гулять по ней одно удовольствие: дома не утратили старинный облик, хотя современные вывески этому не способствуют, но… эклектика — наше все))

Напоследок прошлась я по «Социалке» до пересечения с улицей Бахарова. Там сосредоточено сразу несколько вышеупомянутых синагог и их остатков. В конце XIX в. 70% населения Бобруйска составляли евреи сейчас — всего 1%, синагог было около четырех десятков. Понятно, что сохранились далеко не все говорят, не больше десятка, тем интереснее было посмотреть на уцелевшие.

Белорусский вояж. Бобруйск

Улица Социалистическая, 34. Что стало и что было. В советское время синагогу отдали под спортзал, и сейчас здесь находится Дом физкультуры и спорта. Действующая находится по соседству, в 36-м доме.

А постройке под номером 35 на Социалистической повезло меньше, теперь это заброшенное здание:

Белорусский вояж. Бобруйск

Поворот налево по Бахарова, и на пересечении с Чонгарской улицей живописный Еврейский дворик — городское пространство, этакий музей под открытым небом, созданный несколько лет назад на месте руин. В нем есть даже собственная Стена Плача, и люди складывают записочки. А раввин при случае отвозит их в Иерусалим, к настоящей Стене!

По фото не очень понятно, что это лишь две оставшиеся стены. Нужно показать изнутри, к тому же на самом деле мой снимок, не успев опубликоваться, уже устарел)) Через три недели после того, как я побывала здесь, дворик обновили. Пластиковые баннеры со сценками из еврейской жизни заменили на монументальные оконные картины.

Фото из Интернета

И еще несколько построек по соседству, на Чонгарской:

…и на Карла Маркса, в пяти минутах отсюда:

Да, интересная архитектура, приметные детали!

Белорусский вояж. Бобруйск

И все-таки Бобруйск заметно отличается от других городов. Что характерно для Беларуси: просторные, чистые улицы, аккуратные здания. Здесь же обшарпанность повсеместно спорит с опрятностью и не так уж редко побеждает в споре. Вдобавок пространство города организовано как-то непередаваемо по-другому… я слишком мало побыла там, чтобы четко определить отличия, но достаточно, чтобы их почувствовать.

Однако впечатления от Бобруйска остались одни из самых ярких — в чем-то даже ярче Полоцких или Брестских, о городах поменьше я уж не говорю. Естественно, очень повлиял на это подарок судьбы, встреча и 4-часовая прогулка с Алексеем. У меня никогда не было персонального гида, который к тому же проводит не шаблонную платную экскурсию, а ведет, что называется, куда душа зовет. А сколько мы успели обсудить тем, не связанных напрямую с улицами и домами, но связанных с жизнью республики… Я впервые услышала от Алексея неформальную точку зрения о белорусских событиях 2020 года — дома, вернувшись, специально порасспрашивала мужа и поняла, что наши официальные ТВ-каналы вещали о другом и по-другому…

Раньше я и не задумывалась о том, сколько вынес многострадальный народ Белоруссии. У «Песняров» есть песня со словами «Каждый четвертый из белорусов,

Каждый четвертый пал на войне».

Бобруйская крепсть, Всем не вернувшимся с войны (2014 г.)
Бобруйская крепсть, "Всем не вернувшимся с войны" (2014 г.)

И когда Алексей рассказывал о том, как сожгли его прабабку с прадедом, а бабушка — тогда еще совсем маленькая — выжила, спасенная соседкой, — это уже воспринималось совсем иначе, не умом, а душой…

Белорусский вояж. Бобруйск

Наверное, если бы не распланированный заранее маршрут и забронированные 9 отелей по пути следования, я бы задержалась еще в Бобруйске. Одного дня было мало даже для Молодечна но там планы спутал дождь, а уж самобытный-то Бобруйск!.. Сходила бы в театр, в парк культуры и отдыха, на рынок в конце концов))

Театр драмы и комедии, ул. Социалистическая

Хотя… грех жаловаться, увидела я благодаря Алексею много, основное ничего не пропустила.

Пора ехать дальше, позади меньше половины маршрута))