Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 19:28

Рязань — Россия Декабрь 2022

Надо признать, география поездок по России на моей персональной мировой карте представляет из себя сплошные белые пятна. Я могу неплохо поддержать разговор, когда речь идет о черноморских курортах, истории и архитектуре Кавказа, злачных местах достопримечательностях Минеральных Вод и Крыма. Но почти все, что севернее Ростова-на-Дону — настоящая терра инкогнита.

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Тот самый рязанский гриб с глазами

Тем заманчивее было предложение Машеньки смотаться на выходные в Рязань. Древний город из учебников истории, сказаний и легенд выглядел чем-то невероятно манящим и исконно-русским. Кстати, не только выглядел, именно такой Рязань и оказалась!

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Мы примчались сюда в одно морозное ясное утро, за сказкой, историей и погружением в древнерусскую культуру. Она тут, кстати, повсюду: в резных деревянных домиках, удивительных памятниках народного зодчества…

В барских особняках из XIX века…

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Очень красивых средневековых храмах…

Но больше всего русского духа и колорита, разумеется, в Кремле!

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Рязанский Кремль — одна из исторических цитаделей России. И хотя первые люди осваивали рязанские земли в эпоху мезолита, славянские племена вятичей пришли на берега Оки в раннем средневековье. Река и кормила, и служила превосходной транспортной магистралью.

Старую Рязань, столицу одноименного Великого княжества, уничтожила армия Золотой Орды в 1237 году. По предположениям археологов (которые изучили пока не более 10 процентов городища) древний город был просто великолепен. Романтически настроенные ученые даже называют его «Русская Троя».

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Городище «Старая Рязань» расположено в 60 километрах от современного города. Сейчас тут этно-парк и музей под открытым небом, предположительный макет древнего города можно оценить в городском музее.

Макет городища «Старая Рязань»

В той самой Рязани, которая появилась на мировой карте в 1095 году, а может, и немного раньше. По летописям известно, что уже в XI веке среди бескрайних русских лесов рязанцы построили деревянную крепость — город Переяславль-Рязанский.

Часовня, построенная в честь 900-летия Рязани

Примерно вот тут, на месте храмов и памятников Кремля.

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Историческая цитадель занимала тогда небольшое пространство на холме, но поселение под охраной крепостных стен росло и процветало. Об этом точно утверждают богатые археологические находки.

Постепенно Переяславль-Рязанский стал одним из самых укрепленных городов Древней Руси, а затем и столицей Рязанского княжества. Уникальные артефакты тех лет можно увидеть в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, а попросту говоря, в палатах Кремля.

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

В Кремлевский ансамбль входят естественный холм и валы, ворота и мосты, стены и башни. В центре внимания туристов и паломников Успенский собор — кафедральный храм Рязанской митрополии, памятник средневекового зодчества.

Кстати, соборная колокольня — одна из самых высоких построек современной Рязани. Ее шпиль парит на высоте 83 метров!

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

К историческим постройкам принадлежат и соседние Христорождественский и Архангельский соборы, они были возведены в XVI веке. Именно тогда же близ Кремля выросла Преображенская церковь, или церковь Спаса-на-Яру — одна из самых древних и нарядных в Рязанской области.

Среди светских построек Кремля интересны Певческий корпус и дворец Олега. Красивое здание, настоящие палаты царские княжеские, с наличниками, теремными окнами и крытыми галереями. Если любите фильмы о Древней Руси, вам наверняка понравится:)

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Именно отсюда в средние века уходила в походы княжеская дружина, здесь располагалась кафедра митрополита, вершились дела мирские и духовные. В эпоху Российской империи город был столицей сначала одноименного наместничества, а позднее губернии. В 1778 году, указом Екатерины Великой, город Переяславль-Рязанский перестал существовать. Его место заняла Рязань, в честь славного древнерусского града.

В это же время проходит масштабная реконструкция жилых кварталов, улиц и площадей. Во многом тот генплан XVIII века сохранился и в наши дни: в центре внимания туристов улицы Соборная, Мясницкая, Почтовая, Московский проспект. По Рязани здорово и интересно просто гулять — город на холмах предоставит классную кардионагрузки в комплекте с отличными видами:)

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

В XVIII веке в Рязани открыли первое народное училище, типографию, драматический театр, один из старейших в России, корпус Дворянского собрания, первую библиотеку. Торговые ряды — памятник в стиле классицизма, построили уже в начале XIX века.

Правда, поначалу их называли просто Хлебными — в старинном ТЦ можно было разжиться свеженькой буханкой. Отсюда пара минут прогулки до улицы Почтовая, самого красивого променада Рязани.

Прогулка по Переяславлю-Рязанскому - городу с историей в почти 1000 лет

Улица Почтовая также памятник архитектуры всерязанского значения. На карте Рязани она появилась в 1780 году, когда Рязань перестраивали по новомодным европейским чертежам. Через улицу Почтовую проходил один из главных торговых путей России, дорога Москва — Астрахань.

Свое название Почтовая получила в честь открывшегося здесь почтового отделения. Сейчас не только оно, но и пара десятков памятников дореволюционной архитектуры составляют ансамбль улицы Почтовой.

Мы с вами сюда еще вернемся, чтобы продолжить нашу прогулку по Рязани:)

Цикл материалов "В Москву и Рязань за новогодним настроением!"

1. Let it snow. Маршрут по самым новогодним местам Москвы накануне Рождества
  2. Зимняя прогулка по Москве # 1. От Китай-города через Тверскую к главной ярмарке
  3. Зимняя прогулка по Москве # 2: От Маяковского к Булгакову, потом в английский собор, и домой
  4. Музеи Москвы
  5. Кафе-столовая “Кремлевский”, где приятно и позавтракать, и поужинать
  6. Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы
  7. Идите вы на… ВДНХ!
  8. «Балы, красавицы, лакеи, юнкера. И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…»
  9. Полярные мишки у парка "Акведук" — самая классная инсталляция зимней Москвы
  10. “А не махнуть ли нам в Рязань на выходные”: 6 причин посетить древний город этой зимой