Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:28

Москва — Россия Декабрь 2022

В Москве сейчас так много мест, где царит атмосфера праздника и волшебства. Но самые нарядные витрины и бомбические кадры, на мой вкус, встретят вас в кварталах близ Патриарших прудов.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Это район с удивительной, подчас загадочной и мистической, историей. За пять столетий Патрики, как зовут их москвичи, прошли путь от поганых козьих болот до центра притяжения московской элиты. В тихих переулках Патриарших проживали Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Федор Шехтель.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Столичная богема, артисты и писатели, герои романа «Мастер и Маргарита», самые именитые рестораны и тусовщики, разодетые в пух и прах похлеще нью-йоркских модников — все это Патриаршие пруды в центре Москвы. Я Патрики очень люблю, а значит, иду прогуляться.

Патриаршие — знаковое для Москвы место. В средние века тут располагались, не поверите, Козьи болота, выглядевшие вовсе не презентабельно. Кстати, «козьими» болота стали в буквальном смысле в честь коз — этих милых животных разводили в слободе неподалеку.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Пространства вокруг болот стали называться Козихой, по их имени названы Большой и Малый Козихинские переулки. А причем же здесь Патриаршие, спросите вы. Сейчас расскажу. В XVII веке слобода отошла во владения патриарха Гермогена, и стала называться Патриаршей.

По указанию патриарха построили два красивых храма, церкви Ермолая Священномученика и святого Спиридона. Оба храма после революции снесли, а вторая церковь интересна тем, что в ней принимал православие и был отпет Федор Шехтель.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

В XVII веке болота осушили, на их месте разбили три пруда. Память о тех временах сохранилась лишь в названии исторического Трехпрудного переулка, потому как два из трио прудов пришли в упадок, заболотились и зацвели без должного ухода. Сохранился только главный пруд — Патриарший. В позднем средневековье в нем разводили ценные породы рыбок к патриаршему столу.

После грандиозного пожара Москвы в 1812 году водоемы решили зарыть, оставив лишь Большой Патриарший пруд. Уже в XIX веке его очистили, укрепили, облагородили и разбили вокруг сквер для прогулок. Именно тогда Патриаршие стали популярнейшим местом для прогулок и свиданий. Бульвары, тенистые аллеи и прогулки на лодочке летом, а зимой — каток.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Каток на Патриарших, фото из интернета

На катке можно было запросто столкнуться с Львом Толстым, гуляя по парку — со всеми представителями богемы. Артисты, писатели, архитекторы, художники, поэты присматривали себе жилье в районе Патриарших. Кстати, в те времена это был скорее район творчества и искусства, а не толстых кошельков.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

В начале прошлого века здесь строят именитые столичные архитекторы, Иван Жолтовский и Федор Шехтель. Городская усадьба Шехтеля и сейчас украшает переулок Трехпрудный. На ее территории располагается очень модный, рекомендованный гидом Michelin, ресторан Butler.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

После революции летопись Патриарших продолжила советская интеллигенция. Актеры, ученые и литераторы, творческая элита — таким предстает перед нами район прудов в романе «Мастер и Маргарита». Писатель с женой жили неподалеку, буквально за углом на Садовой. В доме по адресу: Большая Садовая, 10, и располагалась та самая «нехорошая квартира».

В наши дни это один из самых посещаемых литературных музеев России, музей-театр «Булгаковский дом», место поклонения и паломничества. Я тоже не смогла не зайти в гости к моему культурному идолу, пусть на дворе и понедельник, а на двери табличка — «Закрыто».

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Культовый роман Булгакова начнется именно здесь, на Патриарших, в буквальном и переносном смыслах. Михаил Берлиоз и Иван Бездомный гуляют тут удивительно теплым, солнечным майским вечером, пьют «Абрикосовую», и рассуждают о том, что Бога нет. Место для такой беседы они выбрали на редкость неудачное, завязав спор с Воландом. Не зря в наши дни на Патриарших установлен предупреждающий знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами»:)

Фото из интернета

Кстати, если верить средневековым летописям, в эпоху язычества тут располагались капища древних богов. И именно по Патриаршим проходила граница между Светом и Тенью, миром живых и мертвых. Возможно, об этом предании знал Михаил Афанасьевич, поселивший своего Воланда в двух шагах от бывших болот?

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

Рассказывая про Патриаршие, нельзя не упомянуть еще об одном гении места — Федоре Осиповиче Шехтеле. Все работы гениального зодчего невозможно ни увидеть, ни перечислить — на сегодняшний день известно о более чем 210!!! проектах архитектора. На Патриках можно полюбоваться городской усадьбой Шехтеля, к примеру.

У Шехтеля на Патриарших была «избушка непотребной архитектуры» — по его собственному определению, и красивый неоклассический особняк на Садовой. Когда я вернусь сюда летом, помимо гастропабов, террас уличных кафе и прочих прогулок «со вкусом» я запишу в свой маршрут все роскошные особняки и дворцы Патриарших.

Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы

И скорее всего, поболтаю с незнакомцами:)

Цикл материалов "В Москву и Рязань за новогодним настроением!"

1. Let it snow. Маршрут по самым новогодним местам Москвы накануне Рождества
  2. Зимняя прогулка по Москве # 1. От Китай-города через Тверскую к главной ярмарке
  3. Зимняя прогулка по Москве # 2: От Маяковского к Булгакову, потом в английский собор, и домой
  4. Музеи Москвы
  5. Кафе-столовая “Кремлевский”, где приятно и позавтракать, и поужинать
  6. Патриаршие пруды: от Козьих болот до самых светских кварталов Москвы
  7. Идите вы на… ВДНХ!
  8. «Балы, красавицы, лакеи, юнкера. И вальсы Шуберта, и хруст французской булки…»
  9. Полярные мишки у парка "Акведук" — самая классная инсталляция зимней Москвы
  10. “А не махнуть ли нам в Рязань на выходные”: 6 причин посетить древний город этой зимой