Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 15:35

Сепульведа, Турегано — Испания Июнь 2022

Кастилию и Леон совместно с Кастилией Ла-Манча иногда называют «Самым большим в Европе живым музеем». Сочетающего в себе историю, искусство, гастрономию, природу, нематериальную культуру и живую культуру. И ведь действительно, можно долго ехать по маршруту практически только между средневековыми городками, замками, монастырями. Есть отличие и от Франции, и от Италии. Не говоря о Германии. Где, конечно же, тоже много старого, но через каждые 50–100 км даже в провинциальной части, обязательно встретится крупный современный город, громадное производство или оживлённый многорядный автобан. В Испании уже давно решили сконцентрировать производство только в некоторых регионах, типа Каталонии. И в Кастилии максимально, что можно увидеть на много сотен километров — разве что башни элеваторов далеко на горизонте.

Ещё два зала живого музея

В этот день мы, выехав из Авилы утром, до вечернего прибытия в Сеговию (сами по себе эти города нельзя назвать центрами постмодерна), проехав за день около 300 км, только открывали для себя новые залы этого «Самого большого в Европе живого музея». О трёх я уже рассказал в последних рассказах — о Аревало, Коке и Педрасе. Входим в очередной зал — Сепульведу.

Прогулка по улицам и лестницам которого позволяет нам снова погрузиться в далёкую историю, романские церкви, рыцарские дворцы, воздух, цвет и тишину давно ушедшего Средневековья.

Ещё два зала живого музея

Город Сепульведа величественно возвышается на одном из последних предгорий Центральной системы в провинции Сеговия. Прижавшись к горе и защищённый извилистыми реками Дуратон и Каслилья, он кажется неприступным. И всё же примерно в 10 веке, во времена Реконкисты, он несколько раз переходил из рук в руки между христианами и арабами. Позже он превратился в один из самых важных опорных городов в этом районе.

Есть свидетельства того, что между V и II веками до нашей эры анклав Сепульведы был занят некоторыми кельтиберийскими племенами. Но они были изгнаны, когда пришло римское господство. Некоторые остатки этого периода сохранились в городских стенах, дороге и мосте. Хотя в то время города ещё не было, на протяжении веков римляне, позже вестготы едва смогли построить небольшую деревню на том месте, где сейчас находится Сепульведа.

Ещё два зала живого музея

В середине 10 века, после отвоевания деревни, её заселение было поручено графу Кастилии Фернану Гонсалесу, который вскоре предоставил быстро растущей Сепульведе городскую хартию. В этом пограничном районе было неспокойно и город несколько раз завоёвывали арабы. Наконец, в 1010 году город окончательно перешёл в руки христиан. В 11-м и 12-м веках Сепульведа достигла момента своего средневекового великолепия, имела более 15 церквей, наравне с Толедо или Сеговией. Но в отличие от упомянутых городов, развитие Сепульведы практически в это время и остановилось, и сейчас в нём проживает всего тысяча человек.

И в наше время, если вы приехали на машине, вам следует оставить её на одной из небольших стоянок, и войти в Сепульведу пешком. В город можно попасть через несколько ворот, для нас самым удобным входом были старинные арабские ворота 10 века Пуэрта-дель-Азоге

Ещё два зала живого музея

Сохранились участки старой стены, окружавшей город. Кое-где она кажется частью фасада какого-нибудь дома. В районе улицы Постигийо можно увидеть самые внушительные стены.

После ворот Пуэрта-дель-Азоге мы продолжаем движение по улице Барбакана, это, несомненно, была одна из первых улиц раннесредневекового города.

Ещё два зала живого музея

Следуя по этой улице, не пропустишь особняк Каса-де-лос-Проаньо, также известного как Каса-дель-Моро. Этот рыцарский дом, несмотря на более поздние детали фасада, один из самых старых в городе, времён захвата Сепульведы графом Фернаном Гонсалесом.

Выходим к церкви Богоматери Девы Ла Пенья. Это один из самых красивых памятников Сепульведы. Речь идёт о романском святилище, датируемом 12 веком и имеющем большое архитектурное сходство с церковью Святого Сальвадора, которую увидим чуть позже.

Ещё два зала живого музея

Самый древний элемент, который особенно выделяется в этом святилище — это тимпан над входом, который считается уникальным.

Внутри мы можем найти изображение покровителя города 12 века.

Ещё два зала живого музея

Святилище Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пенья — очень ценный памятник, несмотря на многочисленные поздние дополнения, которые частично подрывают его романскую красоту.

По красивым и узким улочкам добираемся до главной романской церкви города — Святого Сальвадора. Эта церковь, построенная в 11 веке, а точнее в 1093 году, является здесь одной из главных достопримечательностей. Что важно, строение сохраняет чистоту романских линий без каких-либо явных дополнений.

Ещё два зала живого музея

Самое красивое здание в Сепульведе находится на вершине холма. Идеальному полукругу апсиды контрастирует высокая массивная прямоугольная башня, хорошо заметная почти со всего города.

Кроме того, с вершины около церкви самые красивые и впечатляющие панорамные виды.

Ещё два зала живого музея

В Сепульведе сохранились ещё пара романских храма меньшего размера, но они имеют достаточную ценность и достойны упоминания. Сразу за воротами Пуэрта-дель-Азоге, через которые мы вошли в город, находим встроенную в те же стены церковь Святых Хусто и Пастора. Это очаровательная романская церковь, датируемая 12-м и 13-м веками.

Ещё два зала живого музея

Известно, что церковь Святых Хусто и Пастора в прошлом могла быть одной из самых важных церквей города. В настоящее время в этом религиозном здании находится музей Фуэрос, где можно узнать обо всей истории города.

В самом центре городка мы обнаружим небольшую лестницу, над которой возвышается каменный крест. За ним находится крохотная церковь Святого Варфоломея. Она была построена между 11 и 12 веками.

Ещё два зала живого музея

Совсем рядом с церковью Святого Варфоломея есть точка, с которой открывается панорамный вид на часть города.

А раз мы в самом центре — это конечно площадь Испании. На площади Испании вы можете найти несколько ресторанов, террас, кондитерских, банков, банкоматов и почти всё, что может понадобиться посторонним.

Ещё два зала живого музея

Площадь имеет неправильную форму: более широкая часть и более узкая часть снова расширяются вокруг фонтана.

Ещё два зала живого музея

Дома построены из скромных материалов, но их длинные балконы и земляные тона на фоне голубого неба делают эту площадь достаточно живописной.

На противоположном конце над площадью возвышается замок и пристроенное к крепостной стене знаменитое здание с часами. Замок, похоже, изначально был римской крепостью, а позже, примерно в 10 веке, стал арабской цитаделью. Частью которого были и крепостные стены. Открытые балконы по бокам башни были добавлены в 17 веке, а звонница и колокола столетием позже. Здание с часами имеет двухэтажный фасад с балконом наверху, а над ним большой герб Испании в окружении свирепых львов. На фасаде часы, давшие название зданию, а над ними, если приглядеться, можно увидеть семь ключей от города. Сегодня здесь музей, где также находится туристический офис Сепульведы, но ещё недавно это была старая тюрьма Сепульведы, использовавшаяся до 20 века.

Ещё два зала живого музея

На площади — идеальное место для посещения Сепульведы, где можно посидеть на террасе и насладиться стариной.

Потому что многочисленные портики, окружающие площадь и прилегающие улицы, очень старые, им по 700–800 лет. Можно легко перенестись во времени, достаточно только представить население в одеждах того времени.

Ещё два зала живого музея

Как в любом хорошо сохранившемся средневековом городе, одно из главных очарований Сепульведы заключается в том, чтобы прогуляться по её узким улочкам, открыть для себя её старинные дома, народную архитектуру и живописные уголки.

Ещё два зала живого музея

Фактически — каждая из улиц этого города позволяет отправиться в прошлое, увидеть его историческое наследие, представленное в памятниках, которые в нём находятся.

Но Сепульведа далеко не плоский город. Огромные уклоны его улиц хотя и придают городу индивидуальность, но изрядно закаляют ноги посетителей и тренируют лёгкие.

Ещё два зала живого музея

Впрочем, одиночных туристов часто обгоняют местные старушки, гораздо более привычные к рельефу и, порой, крутому «безтротуарью» своего родного места.

Последний пункт на дороге в Сеговию, заслуживающий короткую остановку — город Турегано. Расположенный в центральной полосе провинции Сеговия, на высоте 935 метров над уровнем моря и в 34 км от столицы региона, город Турегано расположен между широкой долиной рек Пирон и Сега. В настоящее время здесь проживает около 1150 человек.

Ещё два зала живого музея

Происхождение города древнее, так как есть свидетельства поселений в этом районе с доисторических времен. Римляне, а позже и арабы воспользовались холмом, на котором сегодня расположен замок, чтобы вокруг него вырос город. В 12 веке он перешёл в руки христиан, тогда Донья Уррака подарила его епископству Сеговии. Тогда он был известен как Тородано. С этого момента начался период большого экономического и социального подъёма, и город стал одним из самых важных кастильских городов средневековья. Например, в 1390 году королём Хуаном I было подписано учредительное письмо монастыря Сан-Бенито-эль-Реаль.

Спустя годы здесь размещались канцелярия и суд Королевства Кастилия. В замке Турегано, сегодня превращённом в главный памятник города, также проходили важные исторические события. Он служил убежищем для Энрике IV во время противостояния с его сестрой, королевой Изабеллой Католической. Спустя столетие здесь был заключен в тюрьму Антонио Перес дель Йерро, государственный секретарь при дворе Филиппа II.

Ещё два зала живого музея

Сказать Турегано — значит напомнить каждому туристу о замке, поскольку крепость этого епископского города являлась одной из самых важных в этой части Испании и, безусловно, по-своему уникальной из всех благодаря своему характеру неприступной укреплённой церкви. Первый епископ Дон Педро де Аген считал, что старый форт, построенный на пологом холме, был идеальным местом для размещения новой церкви.

С доисторических времен здесь существовал доримский кастро, но задокументированная история восходит к приходу христиан в 12 веке. Сначала была построена церковь Сан-Мигель, вокруг неё были добавлены другие сооружения, и в 15 веке была завершена оборонительная крепость.

Ещё два зала живого музея

На протяжении всей своей истории замок использовался по-разному, принимая у себя епископов Сеговии и королей Испании.

Позже он служил тюрьмой, где Антонио Перес дель Йерро, секретарь палаты Филиппа II, среди прочих, оставался взаперти. А также Франсиско де Мендоса, адмирал Арагона.

Ещё два зала живого музея

Хотя замок остаётся собственностью епархии Сеговии, он был передан на 30 лет городскому совету Турегано, который и проводит реконструкцию памятника. В чём мы и убедились, подойдя к закрытым воротам замка.

Замок расположен на холме, с которого открывается панорамный вид на город.

Ещё два зала живого музея

В историческом центре выделяется Главная площадь, центр социальной и культурной жизни города. Со времён Средневековья здесь проводились рынки, ярмарки и фестивали. В настоящее время здесь продолжают проходить праздники в честь святого покровителя, ярмарка Сан-Андрес и молодежный фестиваль.

Площадь ещё в начале 20-го века называлась Пласа-де-Альфонсо XIII, позже площадь Республики, а теперь площадь Испании. В народе площадь называют Пласа-де-лос-Сиен-Постес из-за количества колонн, которые поддерживает характерные аркады.

Ещё два зала живого музея

Среди домов выделяется ратуша Турегано с часами, которые поют различные мелодии, в том числе гимн города.

Ещё два зала живого музея

Церковь Святого Иакова расположена в непосредственной близости от Главной площади. Её строительство велось по приказу Педро де Агена, епископа Сеговии, как только город был передан ему в 12 веке Доньей Уррака.

В здании присутствуют различные архитектурные стили от романского до барокко. Внутри находится романский полихромный запрестольный образ 13-го века. Он оставался скрытым за алтарём в стиле барокко до конца 20-го века, после его открытия он стал одной из самых интересных художественных реликвий кастильского романского стиля.

Ещё два зала живого музея

Пилон-де-ла-Плаза-де-Сантьяго — первый из фонтанов, который был сооружён в городе, во времена Карлоса III, в 1781 году. Это было сделано, чтобы снабжать население и домашний скот более здоровой водой, чем та, что использовалась до этого. По этой причине была создана целая система гидравлической канализации, известная как «Мадре дель Каньо», от небольшой плотины на ручье Вальсеко вода подаётся к двум резервуарам на границе города, затем по трубам продолжается до центра города.

Городок крохотный, не насыщенный памятниками, но полчаса на него не было жалко. Теперь в Сеговию.

Цикл материалов "Королевство Кастилия и Леон"

1. Кастилия - Леон впервые
  37. Сеговия от Алькасара до Сан-Марко
  38. Сеговия. Храмы и дворцы
  39. Сеговия. Акведук и Кафедрал

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия