Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была вчера 22:32

Архангельск, Малые Карелы, Череповец, Вологда + 1 город — Россия Сентябрь 2022

Не так давно мы присоединились к любителям путешествовать золотой осенью. В прошлом году удалось посетить удивительно красивый осенний Выборг, а в этом году решили отправиться в более продолжительную поездку.

В конце сентября к нам в гости приехала моя мама, после чего мы вчетвером (я, муж, дочка 2,5 года и моя мама) отправились в автомобильное путешествие из Санкт-Петербурга в Архангельск.

В Архангельске родилась мама, там же сейчас живут бабушка с дедушкой. Для них наш приезд стал особенно приятным, так как подарил возможность познакомиться и поиграть с правнучкой в реальности, а не только по скайпу. Таким образом, получилось большое семейное путешествие.

Ехать решили через Вологду. Это немножко дальше, чем через Вытегру и Каргополь, зато качество покрытия хорошее, да и заправок хватает.

А какие виды открываются по пути! Дух захватывает от палитры осеннего леса.

Золото Русского Севера

По дороге хотели посетить Старую Ладогу, Тихвин, Череповец, Вологду и Вельск. К сожалению, погода внесла коррективы, без зазрения совести поливая нас дождем.

В итоге, по пути состоялись лишь короткие прогулки в Череповце и Вельске, зато Архангельск удивил солнцем и теплом.

ЧЕРЕПОВЕЦ

Прогуливаясь по Череповцу, то и дело встречаешь упоминание Ивана Андреевича Милютина.

Это имя в своё время стало практически нарицательным — во всей России едва ли нашёлся бы другой голова, так долго управлявший городом (на минуточку! 46 лет) и так много для него сделавший.

За время его деятельности было создано 7 учебных заведений, проведено освещение улиц и телефонная связь, достигнуто разрешение на проведение через Череповец Северной железной дороги, построена гавань, открыты библиотека, музей, книжный магазин, типография.

Во многом благодаря Милютину город стал культурным, образовательным и промышленным центром региона, крупнейшим транспортным узлом.

Вот на одной из старейших череповецких площадей расположен памятник Милютину. Он установлен относительно недавно — в 2004 году, тогда же и площадь получила имя Милютина.

Золото Русского Севера

А вот в этом симпатичном домике на берегу Шексны жил и работал Иван Андреевич. Сейчас здесь расположен музей «Дом Милютина», в котором для Вас не только проведут экскурсию, но и угостят ароматным чаем с выпечкой.

Режим работы музея: вторник-воскресенье с 9.00 до 18.00.
Понедельник выходной день.

Золото Русского Севера

В честь выдающегося градоначальника назван и ресторан «Милютинъ»)

А вот еще одно интересное место в Череповце — Мемориальный дом-музей Верещагиных.

Он хранит память о семье, подарившей миру двух выдающихся личностей — Николая Верещагина, основателя молочной промышленности в России, и Василия Верещагина, знаменитого художника.

Золото Русского Севера

Одним из символов города является Воскресенский собор.

Золото Русского Севера

Привлекает внимание туристов и Камерный театр.

Он ведет свою историю с 60-х годов XIX столетия, когда при Общественном собрании из «господ-любителей» был образован музыкально-драматический кружок, объединивший представителей интеллигенции, купечества, дворянства. В настоящее время Камерный театр имеет свое собственное здание, причем в историческом центре города.

Золото Русского Севера

К сожалению, на этом наша прогулка по Череповцу была окончена, так как начался ливень.

В целом, я бы погуляла по городу день-другой.

Нам же пришлось спрятаться на обед в ресторане «IL Патио», который находится в здании Камерного театра.

Золото Русского Севера

Данное заведение смело рекомендуем гостям города: приятный интерьер и низкие цены. Например, бизнес-ланч, состоящий из салата, основного блюда и напитка, стоил 375 рублей.

ВОЛОГДА

Ночевать мы решили, не доезжая до Вологды. На Туристере в одном из рассказов мне понравился Центр отдыха и развлечений «Y.E.S.»

На территории расположено небольшое здание отеля, вокруг которого скачут милые кролики. Все номера одной категории.

Золото Русского Севера

Завтрак брать не рекомендую. Гости отеля заранее по меню делают заказ, а утром приходят в кафе и обнаруживают сырую выпечку. Обидно.

Зато в стоимость проживания входит посещение аквапарка. Вот тут претензий нет: посетителей в будни практически нет, горки работают почти все, вода чистая и теплая, есть несколько саун. После длительной дороги идеально!

Рядом с отелем находится здание ресторана. В отличие от кафе, ресторан понравился: панорамные окна, стильный дизайн, отличная кухня.

Зимой на территории комплекса работают горнолыжные трассы. Из окон ресторана как раз должны быть видны заснеженные склоны.

Летом к услугам гостей — веревочный парк, детские аттракционы, аренда спортивного оборудования.

Ну и «фишечка» данного комплекса — агрессивные охранники)

Золото Русского Севера

Шутка) На территории «Yes» находится еще и динопарк — открытая территория с динозаврами. Кстати, некоторые из них шевелятся или издают страшные звуки. Достаточно интересное место, особенно для детей.

ВЕЛЬСК

На следующий день познакомились с Вельском, где у нас была запланирована короткая остановка на прогулку и обед.

От города я не ожидала ничего особенного, но центр оказался уютным и милым.

Золото Русского Севера

На улице Набережной уверенно шагает Михаил Васильевич Ломоносов, направляясь в сторону Москвы из Архангелогородской губернии. Старый почтовый тракт, по которому Ломоносов шёл в столицу с рыбным обозом, проходит совсем рядом, на другом берегу Ваги.

На Набережной находится ротонда и смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на реку Вагу и окрестности города.

В историческом центре Вельска сохранились старинные особняки, многие из которых бережно отреставрированы.

В некоторых из них находятся музеи (Краеведческий музей, картинная галерея), в некоторых — гостиницы и рестораны.

Золото Русского Севера

Один из таких особняков хочется отметить отдельно. Это «Юрьево Подворье». В старинном двухэтажном здании с мезонином расположена гостиница и ресторан. Ночевать в Вельске не входило в наши планы, а вот на обед с интересом заглянули.

АРХАНГЕЛЬСК

После дождливых дней, проведенных в дороге, мы особенно были рады солнечному Архангельску.

Прогулку по городу решили начать с пешеходного проспекта Чумбарова-Лучинского, по-простому называемого «Чумбаровка».

Это небольшая улица с аккуратными домиками — образцами северной архитектуры, скульптурами, небольшими музеями, кафе и лавочками.

Золото Русского Севера

На Чумбаровке можно встретить почти все типы домов, которыми был застроен Архангельск в конце 19 — начале 20 века. Часть из них стоит на своих исторических местах, некоторые были перенесены, а какие-то воссоздали заново.

Невозможно пропустить скульптуру «Русским жёнам — берегиням семейного очага», а также памятники северным писателям Степану Писахову и Борису Шергину, сочиняющему очередную эпиграмму Козьме Пруткову и оседлавшему огромного налима поморскому мужику Сене Малине.

Золото Русского Севера

Обязательно загляните в Музей Архангельского пряника-козули.

Здесь проводятся небольшие экскурсии, мастер-классы по росписи пряников, а на первом этаже расположен магазин, где можно приобрести козули и сувениры.

Чумбаровка — одно из самых красивых мест в Архангельске, которое обязательно нужно посетить.

Золото Русского Севера

Еще одна из достопримечательностей, которая обязательно запомнится — Музей деревянного зодчества «Малые Корелы», расположенный в 25 км от города.

Добраться до него Вы можете всего за полчаса на автомобиле или же автобусами:

№ 104: Железнодорожный вокзал — д. Малые Карелы — железнодорожный вокзал
№ 108: Автовокзал — д. Боброво — автовокзал

Первый раз я побывала в музее под открытым небом летом. Конечно, и тогда меня поразила красота, добротность и при этом некая утонченность представленных образцов: домов, церквей, мельниц… Но сейчас, золотой осенью, Малые Корелы просто ошеломили и восхитили!

Золото Русского Севера

Бесконечные деревянные дорожки-переходы так и приглашали совершить длительную прогулку, лес под солнечными лучами ослеплял яркими красками, а ароматный чай приятно согревал.

Порой казалось, что мы единственные посетители музея, настолько тихо и спокойно было в будний осенний день.

Кстати, «Малые Корелы» открыты для посетителей ежедневно.

• с 1 июня по 30 сентября с 10:00 до 20:00 (касса работает до 19:00)
  • с 1 октября по 31 мая с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:00)

Золото Русского Севера

Территория музея очень большая! Она включает в себя несколько секторов: Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский. В них размещено 120 памятников: церкви, часовни, избы, амбары, бани, мельницы, колодцы. Предстоит строительство еще двух — Важского и Поморского.

Чтобы обойти их все, желательно выделить целый день.

Золото Русского Севера

Мы приехали во второй половине дня. В 16:30 все дома, в которых можно было ознакомиться с интерьерами и выставками, уже закрылись. Я не расстроилась, так как видела их ранее. Но если Вы планируете посетить «Малые Корелы» впервые, лучше приезжайте с самого утра.

Не смотря на то, что музей построен не полностью, он уже является самым большим на территории России. Впервые о строительстве данного объекта заговорили в 1963 году. Место под него было выбрано неслучайно — в окрестностях Архангельска оно одно из самых живописных. Перевозка памятников началась в 1968 г. И 1 июня 1973 года перед первыми посетителями распахнулись ворота музея.

Золото Русского Севера

Музей «Малые Корелы» известен не только памятниками деревянного зодчества. Не менее значимо собрание музейных предметов, которое рассказывает о культуре и быте Русского Севера.

Золото Русского Севера

Собрание предметов музея «Малые Корелы» делится на коллекции по видам материалов хранения (ткани, дерево, металл и т. д.). Такое деление позволяет создать оптимальные условия для хранения музейных предметов. Всего в фондах 10 коллекций. Самая большая из них — это коллекция «Дерево», куда входят орудия труда, средства передвижения, мебель, посуда и другая утварь.

Очень интересны и представленные в коллекции «Ткани» костюмы различных регионов Русского Севера, которые демонстрируют удивительное многообразие вариантов одежды.

Золото Русского Севера

Из всех объектов музея больше всего впечатляют храмы,

колокольни и, конечно же,

уникальные мельницы!

Золото Русского Севера

Для посетителей музея созданы все удобства: большое количество мест для отдыха (и просто лавочки, и столики с лавочками), несколько чайных домиков, нормальные туалеты.

Стоимость посещения:

• понедельник, вторник 200 рублей
  • среда-пятница 300 рублей
  • выходные и праздники 350 рублей

Если же говорить о музеях в черте города, то на первое место я бы поставила Северный морской музей.

Он располагается в здании бывшего морского вокзала между двумя пристанями: бывшей Соборной (ныне Красной) и так называемой пристанью Дальних экспедиций.

Музей был создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства. В 1993 году музей получил статус государственного. Экспонаты музея «рассказывают» всю историю морского освоения Севера, начиная с морского устава, написанного Петром I.

Золото Русского Севера

В Северном морском музее мы были несколько лет назад, а вот Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова посетили впервые.

Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, ставший первым полярным художником и основоположником художественного освоения Арктики.

Он первым из русских живописцев отправился в арктическую художественную экспедицию и начал писать северные пейзажи. На Новой Земле он жил на 73-й широте — дальше Борисова на Север не ездил ни один художник.

Некоторые работы Борисова с первого же взгляда «цепляют» и восхищают, а некоторые могут показаться слишком «грубыми», с крупными резкими мазками.

Когда же узнаешь, в каких условиях написаны картины, начинаешь смотреть на них другими глазами.

Художник вспоминал: «Самая низкая температура, при которой я когда-либо писал, так это на реке Мезени — при минус 31 по Реомюру, хоть и худо, но возможно». По шкале Цельсия это почти 40 градусов мороза!

В такой холод краски густели, не держались на холсте. Художник работал, зажимая кисть в кулаке и придерживая ее рукавом шубы.

Если окажетесь в Архангельске, обязательно зайдите в музей и узнайте побольше об этом уникальном художнике, который «жил» севером.

Еще один обязательный пункт знакомства с городом — прогулка по набережной Северной Двины.

Здесь вы увидите множество памятников: Петру I, Ломоносову, адмиралу Кузнецову, Соловецким юнгам, Северным конвоям и даже Тюленю-Спасителю.

Возможно, обратите внимание и на беседку Грина, которая была установлена около Петровского парка в 2020 году. Названа она, как Вы уже догадались, в честь писателя Александра Грина, который отбывал ссылку в Архангельской области в период с 1910 по 1912 год.

Оригинальная беседка была построена в 1889–1890 годах и простояла до 1932 года.

На Севере бытует легенда, что современники часто видели Грина в живописном павильоне. А ещё одна история гласит, что именно в этой беседке Грин увидел окрашенные закатом алые паруса, которые вдохновили писателя на создание знаменитого произведения.

Современную реплику беседки изготовили, ориентируясь на сохранившиеся чёрно-белые фотоснимки.

Всего за несколько дней до нашего визита на Набережной установили небольшую фигурку. Это «Кудесник с птицей счастья».

Позже в городе появятся и другие «кудесники». Обожаю такие маленькие символы, как хомлины в Калининграде, ангелы, которых Наташа «собирала» в Тобольске, гномы во Вроцлаве…

Золото Русского Севера

Весьма хорош собой не только исторический Архангельск, но и современный. В городе появляются новые красивые жилые комплексы, ведутся работы по благоустройству окружающей территории.

В одном из таких комплексов расположился и выбранный нами Novotel.

После нескольких дней в этом отеле я просто уверена, что это лучший вариант размещения в Архангельске! Идеальная чистота в номерах, прекрасные завтраки, сауна… Эх, еще бы бассейн…

А какие шикарные панорамные окна с видом на реку в номере, ресторане и зонах отдыха!

Недалеко от отеля находится ресторан «Анров» с очень стильным дизайном, куда по отзывам с Трипадвизора мы зашли на обед.

Посетителям предлагают выбрать основные позиции по меню (с достаточно оригинальными блюдами), а сладкое можно увидеть в витрине.

Глаза разбегаются от такого ассортимента пирожных, тортиков и других замысловатых десертов. Цены ближе к питерским или московским, но вкус божественный!

Золото Русского Севера

А для ужина, куда мы отправились всей большой компанией, выбрали ресторан «Огонек». Дизайн нам понравился чуть меньше, зато были свои «фишечки» в виде открытой кухни с веселыми поварами и оригинального камина.

Заказанные блюда все оценили по достоинству. В конце ужина оказалось, что «Огонек» принадлежит той же сети ресторанов, что и «Анров».

Что я могу сказать о городе в целом? Архангельск смог приятно удивить!

Во-первых, золотая осень ему, несомненно, к лицу. Не было бесконечных дождей и грязи, как в конце октября; зимнего мороза, при котором аж перехватывает дыхание и короткого светового дня; и самое главное — гигантских ненасытных комаров, которые летом так и норовят унести тебя в лес.

Во-вторых, в городе появляются современные жилые комплексы, новые музеи, отели и интересные рестораны.

В-третьих, жители города приветливы, особенно с малышами. Многие пытались заговорить с Кируськой, сделать комплимент, а иногда даже подарить подарок.

На обратном пути мы забронировали отель «ARIA» в Вологде. Так как ранее в этом городе мы не были и хотели побольше погулять, то оплатили проживание за 2 ночи.

К сожалению, экскурсия по городу так и не состоялась из-за ливня. После первой ночи в отеле мы выехали в Санкт-Петербург.

Хорошо, что на ресепшене нам смогли сделать отмену номера и возврат за вторую ночь.

Наше путешествие закончилось.

К сожалению, из-за погодных условий пришлось отменить некоторые планы: мы не посетили крепость в Старой Ладоге, не погуляли по Тихвину, пробежали галопом по Череповцу и Вельску, совсем не познакомились с Вологдой…

Зато мы увидели потрясающе красивую осень

Золото Русского Севера

и навестили дорогих сердцу людей.

А это — природа и люди — и есть самое настоящее золото Русского Севера!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия