Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 23 апреля 16:43
70-й рассказ, красивая цифра!

Томск — Россия Август 2022
Ассамбляж посвященный истории района Болото.

Я не была в Томске почти год, очень скучала. Что изменилось в городе за это время, что появилось нового, а что я больше никогда не увижу.

Город встретил прохладой, но хотя бы ясным небом, самолет благополучно приземлился и не ушел на запасной аэродром, как это было на следующий день.

Утро туманное на следующий день после приезда.

Смотрела я на утренний туман нового дня, и сама себе завидовала, что не ошиблась с днем прилета. Август в Сибири уже не лето, но еще и не осень, погода перестраивается, уже начинаются туманы из-за ранних холодов и перепадов температур.

Начну с грустного, буквально перед отпуском прочитала о пожаре на улице Мельничной, сгорели два бывших доходных дома, которые я показывала в рассказе Посад «за озером» для сосланных из Углича.

Я еще пошутила тогда, что надо было досточку историческую прихватить, выходит не зря такая мысль меня посещала. Сначала хотела сходить на пепелище, но потом передумала, пусть останутся в памяти красивыми. Возможно, обгоревшие дома войдут в программу «Дом за рубль», но это будет уже не то, да и не скоро.

Что нового увидела я в Томске. Около Богоявленского собора установили скульптуру русских святых «Петра и Февронии» .

Ассамбляж и арт-заплатки в Томске
Образы этих святых стали очень популярны в последнее время, очередь дошла и до Томска. Выполнена композиция на личные средства семьи известного в городе бизнесмена.

Самое интересное, на мой взгляд, в Томске на нескольких улицах появились арт — заплатки — авторские керамические плитки с рисунками.

Началось все с проекта посвященному томскому общественному деятелю Петру Макушину. Рисунки на плитках выбраны не случайно, так или иначе они связаны с этой исторической фигурой, как и места, где их установили. Инициатором стал частный " Первый Музей Славянской мифологии». Без Макушина сложно представить Томск. Он наводнил Сибирь книгами, знаниями, сделал колоссально много для просвещения всей Томской губернии.

Позже появились еще два городских маршрута.

Маршрут «Сладкая история Томска» был как раз в процессе работы, и некоторые заплатки я увидела.

С маршрутом «Спортивная жизнь Томска: от ипподрома до Дворца спорта» я не успела ознакомиться. Знаю, что там есть несколько любопытных мест, да и рассказывается о знаменитом баскетболисте Сергее Белове , уроженце Томской области.

Идею по установке арт- заплаток на улице города команда проекта решила перенять у знаменитого художника — керамиста из Иркутска Ивана Кравченко. В рамках проекта «Заплатки для города» он «заделывает дыры» в Иркутске и Москве авторскими керамическими плитками. Иван Кравченко согласился помочь томскому музею в проекте по арт-заплаткам, и во время его реализации руководил созданием и установкой заплаток.

Все эскизы для заплаток разработали студенты кафедры дизайна Института искусств и культуры ТГУ под руководством Анастасии Куклиной. Создавали и расписывали арт-заплатки керамисты не только из художественных школ, ,но и профессиональные мастера. Одним из лучших экскурсоводов города Еленой Ерофеевой, разработан аудиогид по местам связанным с Петром Макушиным.

Арт-заплатка Фонарь указывает на Дом Науки им. Петра Макушина.
Арт-заплатка "Фонарь" указывает на Дом Науки им. Петра Макушина.

Меня заинтересовал маршрут «По следам Петра Макушина», который предлагается начать от Дома Науки имени Петра Макушина , который был запланирован создателем как народный, общедоступный университет. В настоящее время в это красивом здании «живет» театр Скоморох , куда я пошла на спектакль белорусских артистов, который проходил в рамках театрального фестиваля. А после спектакля устроила себе небольшую экскурсию.

Бывший Дом Науки им. Петра Макушина.

«Фонарь»-первая арт-заплатка, что в данном случае ассоциируется с выражением «ученье- свет, а неученье -тьма», горящий фонарь -призыв к получению знаний.

Арт-заплатка Фонарь
Арт-заплатка "Фонарь"

Не зря же на могиле Петра Макушина установлен вертикальный рельс, на который водружен электрический фонарь. Девиз всей его жизни «Ни одного неграмотного» высечен на камне.

Могила П.Макушина  на территории Дома науки , в настоящее время театр Скоморох
Могила П.Макушина на территории Дома науки , в настоящее время театр "Скоморох"

«Карта» на ул. Пушкина посвящена поездкам Петра Макушина по Оби.

Арт-заплатка Карта
Арт-заплатка "Карта"

Вооружившись девизом «Ни одного неграмотного», Макушин возил книги по реке от Томска до Байкала и торговал ими. Именно Макушин открыл первую бесплатную библиотеку в Сибири и книжные лавки в более 125 населенных пунктах. Макушину принадлежит идея открыть в Томске первый книжный магазин, который долгое время считался крупнейшим за Уралом. Также Макушин стал основателем первой типографии в городе.

Путь, предлагаемый аудиогидом проходит мимо Свято-Троицкой церкви и далее по улице Шишкова, с красивыми деревянными домами. Прогулка с такими подсказками хорошее подспорье не только для гостей города.

Я же решила срезать, и пройтись по улице Бакунина — самой старой улице города.

Ассамбляж и арт-заплатки в Томске

Около Музея истории Томска спустилась по кружевной лестнице к «Первому Музею Славянской мифологии» .

Первый Музей Славянской мифологии
"Первый Музей Славянской мифологии"

«Пианино» , расположено недалеко от «Первого Музея Славянской мифологии» , который владеет музыкальным инструментом из коллекции Петра Макушина, а также его рукописями. Заплатка напоминает, что Макушин заработал свое состояние не только на продаже книг, но и музыкальных инструментов, к тому же музей-инициатор замечательной акции.

Арт-заплатка Пианино
Арт-заплатка "Пианино"
К сожалению, я еще не была в этом музее, возможно в следующий приезд я все-таки найду время. Пока могу лишь показать то, что окружает данный музей.

Здесь же берет начало улица Шишкова , где тоже есть много интересного, и переплетаются разные городские туристические маршруты.

Я уже показывала эту улицу в рассказе здесь. , но сейчас тут появилось новое общественное пространство, весь этот «ассамбляж» находится почти напротив «Дома Шишкова».

Такого шикарного проекта на «Болоте» я не ожидала.

Ассамбляж на ул.Шишкова.
Арт-объект (Арт-гид) на улице Шишкова.

На территории бывшей бани купца Завьялова томские художники Илья Маломощенко и Матвей Фатеев создали трехмерный арт-объект («Арт-гид») — путеводитель для местных жителей по ценным историческим местам района Болото, а также граффити с изображением известных жителей Болота — купца Михаила Акимова, резчика Стеапана Незговорова и писателя Вячеслава Шишкова.

Как я вычитала из интернета, проект еще не закончен, организаторам есть еще чем удивить.

Восторги от ассамбляжа не единственные, чем удивила улица Шишкова. На одном из старых домов я заметила металлическую пластину и фотографию.

Оказалось, это тоже новый проект «Последний адрес» . Из этого дома ушел, и больше никогда не вернулся столяр Павел Афанасьевич Лещенко. Родился, жил, репрессирован, расстрелян, реабилитирован…

Поискала в интернете информацию, знак на доме установлен в феврале 2022 года. Еще одна страница городской истории.

Дом искусств
"Дом искусств"

Недалеко от «Дома Шишкова» увидела еще один знак «Книга», указывающий на «Дом искусств» и его выставки посвященные известному писателю Вячеславу Шишкову.

Арт-заплатка Книга около Дома Шишкова.
Арт-заплатка "Книга" около "Дома Шишкова".

Дом по соседству в плачевном состоянии, за год ничего не изменилось, еще и крыша обрушилась.

Ассамбляж и арт-заплатки в Томске

«Заплаточные» маршруты переплетаются, и перейдя на улицу Обруб , я нашла целых два знака с другого туристического маршрута.

Около бывшей кондитерской И. Г. Тихонова сияли две арт-заплатки напоминающие о местах связанных со «Сладкой историей Томска».

Арт-заплатка из маршрута Сладкая история Томска около бывшей кондитерского магазина Тихонова.
Крестьянский сын смог не только заработать небольшой капитал. А затем на деньги от торговли основал в собственном доме конфетно-кондитерскую и пряничную фабрику. Только за первый год Тихонов произвёл семь тысяч пудов или, по-нашему, 114 тонн конфет. За высокое качество в 1903 году продукция Тихонова получила золотую медаль на выставке в Лондоне, а год спустя — в Брюсселе и Париже. Арт-заплатки составлены по рисункам, которые украшали обертку от конфет кондитерской И. Г. Тихонова.

Здание бывшего торгового дома   Тихонова.
Здание бывшего торгового дома Тихонова.

На этом месте я прервала свое путешествие в прошлое Томска, чтобы на следующий день уже продолжить его с группой поддержки.

Продолжив прерванный маршрут на улице Обруб, мы встретились с арт-заплаткой «Два брата».

Арт-заплатка Два брата
Арт-заплатка "Два брата"

Перед нами плечо к плечу стоят два брата Алексей и Петр Макушины. Алексей — врач и общественный деятель, депутат I Государственной Думы России, первый в г. Томске думский врач для оказания бесплатной медицинской помощи бедным жителям, а с 1902 г. единственный городской голова не из купеческого сословия. Именно при Алексее Макушине в Томске появились водопровод, электрическое освещение, мощение улиц. Автор многих медицинских учебников. В черном костюме изображен главный герой проекта «По следам Петра Макушина» — сам Петр Иванович — почетный гражданин Томска, гласный Томской городской думы, видный деятель народного просвещения в Сибири, книгоиздатель, книготорговец, меценат. Эта семья очень много сделала для развития города, их вклад бесценен.

Неподалеку, на улице Розы Люксембург мы нашли «Бороду Макушина», которая напоминает о спектакле в честь главного героя.

Арт-заплатка Борода Макушина
Арт-заплатка "Борода Макушина"

На Набережной реки Ушайки, нас ждали целых три заплатки.

Мост через реку Ушайка.

Очень любопытна «У моста» с изображением моста, огня и бомбы. Как же эти предметы связаны с нашим героем.

Арт-заплатка У моста
Арт-заплатка "У моста"

Оказывается, за неделю до прибытия будущего императора Николая II в. полицию поступил донос о том, что неизвестный человек что-то закапывал под мостом через речку Ушайку, по которому и должен был проехать цесаревич, и якобы подкоп ведет к дому П.Макушина, который находился поблизости. К счастью все выяснилось очень быстро, сам доносчик и установил муляж около магазина Макушина, для того чтобы обличением уважаемого человека и мнимым спасением будущего государя, сократить себе срок ссылки. Доносчик был из числа ссыльных. Вот такая история.

«Киоск» напоминает о том, что Петр Макушин сам начинал торговать в своем первом киоске с «вычурной архитектурой».

Арт-заплатка Киоск
Арт-заплатка "Киоск"

«Не легко было привезти книгу в Сибирь, но не менее трудно было и сбыть ее здесь», — вспоминал книготорговец. Своим нарядным киоском книготорговец привлекал покупателей, если можно так сказать, он ввел моду на книгу, чтение и просвещение в городе.

Набережная реки Ушайки где  когда-то снимал жилье П.Макушин по соседству с Цыбульским.
Набережная реки Ушайки где когда-то снимал жилье П.Макушин по соседству с Цыбульским.

«Чаепитие» намекает на разговоры Петра Макушина с соседом, городской головой Захарием Цыбульским, которые и побудили Цыбульского (а потом и других предпринимателей) вносить самые крупные пожертвования на строительство школ и самое главное — университета, силуэт которого угадывается на заднем плане.

Арт-заплатка Чаепитие
Арт-заплатка "Чаепитие"

Набережная Ушайки приводит нас к площади Батенькова, бывшей Соборной площади.

«Раскрытая книга» напоминает, что мы находимся у большого книжного магазина.

Арт-Заплатка Раскрытая книга
Арт-Заплатка "Раскрытая книга"

Его построил в 1894—1896 гг. для сбыта своего товара купец-просветитель Петр Иванович Макушин. Сибирский книжный магазин Макушина до 1900 года оставался единственным на книжном рынке Томска.

Книжный магазин П. Макушина.

Он насчитывал до 50 тыс. наименований книг, что по богатству выбора не уступало столичным магазинам. Здесь продолжали работать переплетно-линовальная мастерская, отделения канцелярских и музыкальных товаров, типография и цинкография. В этом же здании на верхнем этаже располагалась библиотека, фонд которой в 1919 г. насчитывал 40 тыс. томов. В здании по-прежнему работает книжный магазин-музей «Петр Макушин».

Дом , где проживал П. Макушин.

А наш герой жил рядом со своим магазином, о чем напоминает «Портрет» во дворе соседнего дома.

Арт-заплатка Портрет

Рядом с книжным магазиномочень красивое здание, которое нельзя пропустить. Это бывший доходный дом купца Ф.Деева, авторский проект в стиле модерн архитектора А. И. Лангера. На третьем этаже изящно расположились сибирские белочки с шишками.

Бывший доходный дом Деева, здесь размещалась кондитерская фабрика и магазин.

А мы продолжаем экскурсию, и перейдя площадь Батенькова встречаем еще несколько заплаток напоминающих о деятельности П.Макушина.

Привлекает внимание довольно забавный сюжет, перед нами «Три медведя или Светоч знаний в Сибири» .

Арт-заплатка «Три медведя или Светоч знаний в Сибири»

«Солидные торговцы к моей мысли — устроить в Сибири книжный магазин — отнеслись с крайним недоверием, считая такое дело необдуманной затеей. Кто будет покупателем ваших книг? — с нескрываемой иронией спрашивали меня. Не рассчитываете ли вы на сибирских медведей?» . Эти слова Петра Макушина легли в основу керамической вставки с сибирскими медведями.

Ассамбляж и арт-заплатки в Томске

Первый медведь держит солнце, второй — книгу и фонарь, а третий освещает темное пространство вокруг себя, напоминая о временах безграмотности.

Никто не верил, что в далёкой Сибири книги смогут стать востребованным товаром. Петр Иванович сумел не только заработать миллион, но ещё до открытия первого сибирского университета предложить городу новый ресурс — знания.

Ассамбляж и арт-заплатки в Томске

А наша очень познавательная прогулка перешла в созерцательную, через переулок Батенькова мы вышли к набережной Томи. Погода стояла чудесная, надо было ловить последние солнечные деньки.

Набережная реки Томь.

Цикл материалов "Прогулки по Томску."

1. Унылая пора ! Очей очарованье!
  2. Юрточная гора
  3. Вербное воскресенье. От Болота до Мухина бугра
  4. Воскресенская гора — место рождение Томска
  5. Татарская слобода
  6. Была Базарной, стала площадью Ленина
  7. Прогулка по «Золотому кварталу»
  8. Прогулка по "Золотому кварталу" , продолжение
  15. Что привезти из Томска на память
  16. Посад «За озером» для сосланных из Углича
  17. Забытый Фестиваль
  18. Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»
  19. Возвращение в Татарскую слободу
  20. Музей истории Томска
  21. Воскресенская гора. Белое озеро и Соляная площадь
  22. Лягушка-путешественница и другие
  23. Томские Пески
  24. Городские пейзажи. Томск
  25. Сибирский край глазами детей
  26. Праздник вернулся
  27. По залам Томского художественного музея. Западноевропейское искусство и иконопись
  28. Русское искусство в Томском художественном музее
  29. Ассамбляж и арт-заплатки в Томске
  30. Про кофе и не только
  31. Уголок Турции в Томске
  32. Магия карнавала
  33. Праздник состоится при любой погоде
  34. Танец двух влюбленных рек
  35. Климт и Шиле. Золото модерна.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия