Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 13 апреля 3:46
70-й рассказ, красивая цифра!

Томск — Россия Сентябрь 2021
Татарская слобода. Старинная водонапорная башня.

Первое знакомство с Татарской слободой весной нынешнего года было не полным, так как не удалось побывать в жемчужине Заисточья, красивейшем особняке Карим-бая.

В сентябрьскую поездку я повела себя более разумно, сразу созвонилась с Центром татарской культуры , который располагается в этом особняке, и записалась на экскурсию. Дело в том, что экскурсии проходят по мере укомплектования группы, определенных дней нет, для одиночек они не проводятся, позже я поняла почему.

Знакомой дорогой я спускаюсь в Татарскую слободу.

Можно было пойти по более короткой дороге, но мне захотелось снова пройтись по улицам Заисточья. На протяжении всей Татарской улицы расположены туристические карты-стенды, с обозначением значимых мест Заисточья, информация на русском и английском языках. Подсказка есть, все самое интересное не пропустить.

Контраст двух первых домов бросается в глаза. Дом под номером один получил средства не реставрацию, и от радости выкрасился в вызывающе розовый цвет.

Дом под номером два, напротив, остался в «чем мать родила». Покосившийся, он все равно не теряет надежду на лучшую жизнь, сжимая табличку об охране государства.

Каким же был этот домик красивым в молодости, некоторые элементы декора до сих пор изящны и выглядят прекрасно.

Все-таки в сентябре теплее и душевнее гулять, даже небольшой яркий кустик освежает и украшает хмурую, серую улицу.

Путь лежит вдоль уже знакомой улицы Татарской.

Около Красной мечети поворот в переулок, и переход на улицу Максима Горького , именно на ней и находится нужный дом.

Улица Максима Горькова — типичная улица Татарской слободы , в прошлом имела торгово-ремесленный характер, и именовалась Королевская. В Томске часто называли улицы именами богатейших людей имеющих значимые постройки на улицах.

У Евграфа Королева, богатого и влиятельного томича, здесь был постоялый двор. На улице есть дом современного богача, но он так нагло выделяется на общем фоне, что мне его не захотелось фотографировать. Кстати, вот из-за таких выскочек, испортивших вид Татарской слободы, она и не смогла рассчитывать на занесение в список ЮНЕСКО и последующую материальную поддержку. Вот и этот, некогда красивый дом, не стоял бы сейчас в подпорках, а радовал нас своей красотой.

Старинный дом на ул М.Горькова.
Так разглядывая то, что выпало из поля зрения в первый визит, я подошла к дому необычайной красоты, настоящему дворцу.

Дом купца Карима Мухаммедаминовича Хамитова  в котором расположен Центр татарской культуры.
Дом купца Карима Мухаммедаминовича Хамитова в котором расположен Центр татарской культуры.

Этот дом-дворец некогда принадлежал одному из знаменитых томских богачей Кариму Хамитову.

В Томской губернии семья Хамитовых обосновалась с 1876 года. Карима с детства тянуло к знаниям, он учился в медресе, изучал иностранные языки. Молодой, воспитанный и интеллигентный юноша был желанным гостем в богатых домах Томска.

Умный и хваткий юноша занялся разведением племенных лошадей, и вскоре стал богатейшим человеком в Томске. Лишь в третьем браке Кариму посчастливилось иметь большую дружную семью. Для большой семьи и дом должен быть соответствующий.

Карим Хамитов может себе позволить многое, он приглашает мастеров, которые строят не просто дом, а настоящий дворец.

В 1904 году появился этот красивейший особняк с яркими комнатами, стены украшали картины времен года. Во дворе беседки и фонтан, цветочные клумбы и гуляющие павлины. На такую роскошь приходили смотреть многие жители города.

Все складывается хорошо, прекрасная семья, богатый дом, выгодные сделки приносят немалый доход. Карим поставляет лошадей в русскую армию во время русско-японской войны, он миллионер.

Табун лошадей. Детали интерьера Центра татарской культуры.
"Табун лошадей". Детали интерьера Центра татарской культуры.

Хамитов уважаемый человек, депутат городской думы, меценат. На средства Карим-бая был построен дом, в котором располагалось Магометанское мужское училище, а затем и школа для девочек. Он занимается благоустройством Заисточья, строит первую в городе водонапорную башню, вкладывает деньги в строительство и реконструкцию многих городских объектов.

Возвращение в Татарскую слободу

В былые времена у каждого купца было подземелье, не исключение и Карим-бай. Подземелья были связаны друг с другом, в случае беды в них можно было укрыться или перейти в другой дом.

Существует документальное подтверждение что Карим-бай из своего подземелья по подземным ходам попадал в Тахтамышево.

С особняком купца связана и легенда о Черном монахе, который проникал в конюшню и ухаживал за лошадьми. После его тайного визита лошади были расчесаны и исцелены. .

В подземелье Карима Хамитова располагалась прачечная, ледник для хранения продуктов. В ходе экскурсии по подземелью экскурсовод похвасталась получением президентского гранта, который они намерены потратить и на исследование подземелий, считается что большая часть их засыпана и скрыта. В настоящее время в подземелье музей быта.

Усадьба Карима Хамитова .
Вход в подземелье.
Усадьба Карима Хамитова . Вход в подземелье.

Из интерьера особняка со времен Хамитова осталась лишь отделка сусальным золотом в одной из комнат, которую занимает руководитель Центра татарской культуры.

Украшение из сусального золота , подлинное .
К сожалению не сохранились рисунки, эскизы и все что связано с внутренним оформлением дворца. Известно лишь, что комнаты были яркие, каждая в определенном цвете и стиле.

Думаю интересует и дальнейшая судьба Карима Хамитова. Всему хорошему суждено закончится с наступлением 1917 года. Колчаковцы и все кто имел власть в то время забирают коней у Хамитова, семья разорена. Купец договаривается с новой властью о продаже своего дома для управления железных дорог. Но его обманывают, а дом попросту забирают. Карим Хамитов не выносит такого удара. Жена вынуждена часть детей раздать в приемные семьи, а с остальными уехать в Узбекистан.

В Гражданскую войну в доме квартировал генерал Пепеляев со своими солдатами, было здесь и медицинское учреждение, затем долгое время детский дом. Восстановлен дворец Карим-бая в 2013 году.

Недалеко от дворца Карим-бая та самая водонапорная башня, которую построил купец, теперь это не только исторический объект, но и мини-гостиница.

Известно, что она во владении у частного лица, которое и сдает ее посуточно. Два этажа по 10 кв.м., на первом этаже санузел, стол, канализация имеется. Спальное место на втором этаже. Относительно цены ничего сказать не могу. Заманчиво остановиться на ночлег в сердце Татарской слободы.

Водонапорная башня в Татарской слободе. Построена по инициативе и на средства Карим-бая.
Покинув особняк мне захотелось еще пройтись по слободе, погода чудесная.

Осень в Заисточье.

Хочется уловить какие-то моменты, элементы, сфотографировать детали.

Возвращение в Татарскую слободу

Какие двери, сколько же им лет.

Я незаметно догуляла до Московского тракта, вспомнив, что за Белой мечетью должно быть Мавлюкеевское озеро.

Да, так оно и есть, чудесное место. Разве не чудо эта Татарская слобода.

Мавлюкеевское озеро
Здесь и закончилась еще одно путешествие в Заисточье, спасибо всем кто составил мне компанию.

Цикл материалов "Прогулки по Томску."

1. Унылая пора ! Очей очарованье!
  2. Юрточная гора
  3. Вербное воскресенье. От Болота до Мухина бугра
  4. Воскресенская гора — место рождение Томска
  5. Татарская слобода
  6. Была Базарной, стала площадью Ленина
  7. Прогулка по «Золотому кварталу»
  8. Прогулка по "Золотому кварталу" , продолжение
  15. Что привезти из Томска на память
  16. Посад «За озером» для сосланных из Углича
  17. Забытый Фестиваль
  18. Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»
  19. Возвращение в Татарскую слободу
  20. Музей истории Томска
  21. Воскресенская гора. Белое озеро и Соляная площадь
  22. Лягушка-путешественница и другие
  23. Томские Пески
  24. Городские пейзажи. Томск
  25. Сибирский край глазами детей
  26. Праздник вернулся
  27. По залам Томского художественного музея. Западноевропейское искусство и иконопись
  28. Русское искусство в Томском художественном музее
  29. Ассамбляж и арт-заплатки в Томске
  30. Про кофе и не только
  31. Уголок Турции в Томске
  32. Магия карнавала
  33. Праздник состоится при любой погоде
  34. Танец двух влюбленных рек
  35. Климт и Шиле. Золото модерна.