Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была 23 апреля 16:43
70-й рассказ, красивая цифра!

Посад «За озером» для сосланных из Углича

Томск — Россия Сентябрь 2021
Окна Заозерья.

Я уже рассказывала о некоторых районах Томска, которые в старину имели названия — Уржатка, Мухин бугор, Татарская слобода, Болото, Елань. До сих пор их называют историческими именами. В каждом из них есть что-то особенное и привлекательное.

Так получилось, что в Заозерье я отправилась впервые. А история образования этого района интересна, да и хорошо сохранившихся старых домов здесь оказалось достаточно.

Доехав до остановки «Центральный рынок» я пошла по направлению к Томи. Теоретически я знала на каких улицах располагался этот район в старые времена, план не составляла, решила просто гулять и заглядывать куда получится.

Знаменская церковь.

Главная «районообразующая» улица Заозерья— улица Войкова, в прошлом Знаменская , в честь расположенной здесь церкви Иконы Божией Матери «Знамение». Где храм, там и главная улица, все как и должно быть.

Не менее богаты историей и прилегающие к ней улица Мельничная, пер. Сухоозерный, пер. Картасный. Улочки небольшие, как и сам район.

Дошла до переулка Сухоозерного, а он уж меня выведет ко всему району.

История образования района Заозерье связана с убийством в Угличе в 1591 году последнего наследника Рюриковичей царевича Дмитрия. Но ведь в это время город Томск еще не существовал, и не был в составе Российского государста.

ул.Войкова .

Давайте все по порядку…

После неожиданной кончины малолетнего наследника Рюриковичей в Угличе, жителей города ждало суровое испытание. Наказание за допущение случившегося заключалось в ссылке всех жителей города и уезда в Сибирь, а это около 30 000 человек, однако 200 человек были все- таки казнены. Вместе с горожанами к ссылке был приговорен и набатный колокол, сообщивший народу скорбную весть. Он был сброшен с колокольни, ему вырвали язык и оторвали ухо. Угличане должны были нести его сами, они и тянули колокол за собой на санях. В Тобольске он был оставлен, и лишь спустя 300 лет ему разрешено было вернуться в родной Углич.

А ссыльные двинулись до Пелыма — первоначального места ссылки. В начале 17 века часть сосланных перевели в Верхотурье, а других направили в строящийся Томск. Скорее всего здесь уже были не только «повинные» в гибели наследника, но и их потомки появившиеся в ссылке, и никакого отношения к вышеупомянутым событиям не имевшие. Получается, все последующие поколения несли этот тяжкий крест.

Выбранное для поселения место было северной окраиной города. Эта территория была отделена от Томского острога длинным озером, или это была небольшая речушка — один из притоков Томи, теперь уже неизвестно. С другой стороны полноводная Томь, которая очень любила растекаться по весне.

В таком болотистом месте вынужденные переселенцы-угличане и основали исторический посад «За озером», ставший именоваться попросту Заозерье.

Конечно, я не надеялась увидеть что-то сохранившееся с 17 века. Но район развивался, обустраивался, не смотря на то, что местность была болотистая и частенько случались наводнения. Да в последующие годы эта нездоровая городская окраина заселялась в основном беднотой.

Заозерье.пер. Сухоозерный

В 18 веке появляются первые кирпичные дома, купечество обращает внимание на эту удобную для речного транспорта и промышленных построек местность.

Начинается строительство мукомольных и кожевенных предприятий, мельниц, рыбодобывающих артелей, доходных домов. Постепенно промышленная активность способствовала развитию района.

И хотя после самого большого наводнения в 1824 году генерал-губернатор запретил строить здесь дома и велел переселяться на Юрточную гору, район все равно продолжал разрастаться. Сами жители и городские власти старались бороться со стихией, засыпали озеро мусором, землей, навозом.

Сосланные после Первой мировой войны, немцы, венгры, австрийцы были привлечены к строительству дамбы, которая впервые была построена по техническим правилам. Заозерье зажило своей жизнью.

Среди деревянных, сохранившихся домов, есть настоящие шедевры, они несколько отличаются от построек центральной части города, но все одинаково прекрасны.

Переулок Сухоозерный, с которого я начала знакомиться с Заозерьем, встречает несколькими яркими представителями деревянного зодчества.

Жилой дом принадлежавший рыбопромышленнику Георгию Павлову.

Этот мне напомнил теремок, обратите внимание на оконца. Дом для своей семьи в 1908 году начал строить томский купец, рыботорговец Георгий Павлович Павлов, и как говорится в историческом документе, «обжил» его в 1915 году.

Нижний этаж особняка — кирпичный, он как бы является своеобразным пьедесталом для изящного, ажурного верха.

Красивейший вид с внутреннего двора жилого дома рыбопромышленника Г.П.Павлова

Второй этаж — обыкновенный, бревенчатый, сверху обшит узкой деревянной дощечкой и украшен резьбой, которая делалась из кедровой древесины.

После Революции 1917 года и установления советской власти в Томске, рыбопромышленник и купец 2-ой гильдии Г. П. Павлов отдал свои дома и принадлежавшее ему рыбное производство новому государству, став затем главным специалистом организовавшейся рыбной артели.

А на перекрестке переулка Сухоозерного и улицы Войкова меня поджидали еще два красавца.

Голубой дом, который справа, также принадлежал семье купца Ппавлова. Здесь находилась контора рыботорговца, а на территории двора складские помещения.

Здание  принадлежавшее семье купца Павлова .
Здание принадлежавшее семье купца Павлова .

После реставрации дом выкрасили в голубой цвет, хотя первоначально он не был таким ярким, как собственно и весь район.

Здание принадлежавшее купцу  Павлову.
Здание принадлежавшее купцу Павлову.

Здание отделано уникальным старинным сибирско-русским деревянным резным декором.

На противоположной стороне пожалуй самый красивый дом Заозерья, его визитная карточка.

Войкова , 21. Дом  рыбопромышленника Михаила Каменецкого. Доходный дом со встроенной  лавкой-магазином.
Войкова , 21. Дом рыбопромышленника Михаила Каменецкого. Доходный дом со встроенной лавкой-магазином.

Дом построен в конце XIX века для рыбопромышленника Михаила Каменецкого.

Имя архитектора не сохранилось, однако часть исследователей приписывают дом архитектору Станиславу Хомичу. На первом, каменном этаже дома располагался магазин, а на втором проживал сам рыбопромышленник с семьей.

Вход на первый этаж прямо по центру, что очень удобно для магазина, над входом был балкон, выполняющий функцию навеса.

А в жилую зону можно было попасть с бокового входа. Резные ворота рядом с тамбуром бокового входа утрачены в 70 годах прошлого века.

Объем здания усложнен треугольными фронтонами и аттиками (декоративные стенки над карнизом). Один из аттиков располагается над скошенным углом дома, украшен растительным орнаментом. Кроме этого на восточной стороне имеется небольшой третий этаж с квадратными окнами под крышей.

Только здесь я увидела необычную красоту венчающих карнизов, ощущение что дом с «короной».

Корона дома на Войкова 21.
"Корона" дома на Войкова 21.

Позже я увидела подобную «корону» еще у одного дома на ул. Войкова, но вход в дом был со двора и рассмотреть подробности не удалось.

Вместе с соседним домом 1897 года постройки, они образуют ансамбль, являющийся украшением Заозерья.

Дом по ул.Войкова 23

Но опять помеха высокие заборы, вход в дом и нарядная веранда во дворе скрыты от любопытных глаз.

На перекрестке я не стала сворачивать на Войкова, решила догулять пер. Сухоозерный, а  затем вновь вернуться на «районообразующую» улицу Войкова (Знаменскую). Так сказать, самое сладенькое оставить напоследок.

Я знала, что впереди находится старое здание реального училище, которое затем было передано школе.

Школа в стиле модерн возрастом более ста лет!

Бывшее реальное училище .  Постройка 1912 года архитектор Т.Л. Фишель
Бывшее реальное училище . Постройка 1912 года архитектор Т.Л. Фишель

Рядом построено современное здание, соединенное со старым корпусом переходом, но сам факт сохранившейся красоты только радует.

Бывшее реальное училище в стиле модерн.  Постройка 1912 года архитектор Т.Л. Фишель
Бывшее реальное училище в стиле "модерн". Постройка 1912 года архитектор Т.Л. Фишель

Во дворе школы ждал приятный сюрприз- Музей под открытым небом. Карта района «Заозерье» с историческим домами, стенды с историей района, и рассказами о вкладе купечества в его развитие. Кроме этого исторический музей есть и в самой школе. Насколько же это здорово, что дети знают историю своего города, района, возможно кто-то из них прямой потомок сосланных жителей Углича.

Музей истории Заозерья во дворе школы. Музей под открытым небом .
Школа выходит прямо к Томи, здесь небольшая современно оборудованная детская площадка. Отдыхают взрослые, ожидая деток со школы, резвятся сами школьники, разминаясь после уроков.

Очень тихое и комфортное место.

Переулок «уперся» в Томь, а справа манила контрастом ул. Мельничная , на которую я и заглянула. Улица разделила века по разные стороны.

Справа остался 19 и начало 20 века, а слева 21 век, как машина времени, у меня были такие ощущения.

В прошлые века здесь в основном располагались доходные дома, некоторые дошедшие до нас в плачевном состоянии. Уже позже я пожалела, что не отодрала какую-нибудь красивую досточку на память. Дома совершенно безхозные и не охраняются.

Побережье Томи, рыбный бизнес, много приезжих, удобное месторасположение для доходных домов, такое жилье пользовалось спросом.

Набережная Томи , справа заборы особняков на ул.Мельничная. Впереди современный мукомольный завод и корпуса принадлежавшие еще семье купцов Кухтериных.

Очень хотелось увидеть дом с уникальной резьбой, который находится на углу ул. Мельничной и пер. Картасного.

Дом с уникальной  резьбой  на перекрестке пер. Картасного и ул. Мельничной.
Дом с уникальной резьбой на перекрестке пер. Картасного и ул. Мельничной.

Об этой особенной технике я услышала в Музее деревянного зодчества.

Уникальная резьба на доме в Картасном переулке.
Это когда прямо на доске вырезается рисунок, оказывается такая техника резьбы встречается крайне редко и особенно сложна.

Насмотревшись, и погуляв по набережной вдоль Мельничной улицы, я вернулась досматривать на Войкова.

В  прошлом улица именовалась Знаменская в честь расположенной церкви Иконы Божией Матери «Знамение»

Это была главная улица района, поэтому купеческие особняки чередовались с доходными домами. Жить здесь и вести свой бизнес было удобно и престижно.

Окна бывшего доходного дома на ул.Войкова.

Каменное здание церкви возвели в период с 1789го по 1810 год. Изначально храм был деревянным, и построен в 1703 году в честь Иконы Божией Матери «Знамение»(Абалакская) дворянином Иваном Качаловым, который был родом из Углича.

Церковь Иконы Божьей Матери Знамение.
Церковь Иконы Божьей Матери "Знамение".

Церковь со временем стала достаточно ветхой, да и пожары как водится сделали свое дело. Строительство нового каменного храма началось в 1789, строительство велось на деньги потомков купца Качалова.

Архитектурный стиль церкви — сибирское борокко. Северный придел в честь Св. Екатерины — покровительницы государыни Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви.

Главный престол в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение».

Некоторое время после революции православным удавалось договориться с властями о работе церкви. Однако, через некоторое время и Знаменскую церковь постигла участь всех храмов.

Сильно разрушенная церковь начала новую жизнь в 1992 году, когда была возвращена Русской Православной церкви. Главными святынями является икона Божией Матери «Знамение» и дореволюционная икона Св. Николая Чудотворца, сохраненная одной из прихожанок.

Церковь расположена в центре Заозерья, и у меня осталось еще кое-что неохваченное, поэтому продолжаю гулять по Войкова, а дальше тоже есть что посмотреть.

Бывшие купеческие дома. Например неплохо сохранившаяся городская усадьба купца А. Д. Родюкова, построенная в начале 19 века. Здесь располагался Дом колхозника, в настоящее время склад и магазин лакокрасок.

Бывшие доходные дома радуют сохранившимися узорами, сейчас это жилые многоквартирные дома.

Не устаю восхищаться мастерством людей создавших такую красоту.

Так постепенно я обошла весь район, и вышла из Заозерья с противоположной строны. На границе района комплекс детского футбольного клуба, бывшая городская окраина живет новой жизнью.

Здание детского футбольного клуба на окраине Заозерья и на набережной Томи.
Здание детского футбольного клуба на окраине "Заозерья" и на набережной Томи.

Не хотелось уходить, настолько приятным оказалось знакомство с Заозерьем, да и погода с дождливой превратилась в солнечную. Захотелось прогуляться по набережной — речной границе посада «За озером».

Старина плечом к плечу с современностью, к тому же здесь настолько милое место для прогулок.

Совершив променад вдоль набережной я простилась со старинным и современным Заозерьем.

Цикл материалов "Прогулки по Томску."

1. Унылая пора ! Очей очарованье!
  2. Юрточная гора
  3. Вербное воскресенье. От Болота до Мухина бугра
  4. Воскресенская гора — место рождение Томска
  5. Татарская слобода
  6. Была Базарной, стала площадью Ленина
  7. Прогулка по «Золотому кварталу»
  8. Прогулка по "Золотому кварталу" , продолжение
  15. Что привезти из Томска на память
  16. Посад «За озером» для сосланных из Углича
  17. Забытый Фестиваль
  18. Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»
  19. Возвращение в Татарскую слободу
  20. Музей истории Томска
  21. Воскресенская гора. Белое озеро и Соляная площадь
  22. Лягушка-путешественница и другие
  23. Томские Пески
  24. Городские пейзажи. Томск
  25. Сибирский край глазами детей
  26. Праздник вернулся
  27. По залам Томского художественного музея. Западноевропейское искусство и иконопись
  28. Русское искусство в Томском художественном музее
  29. Ассамбляж и арт-заплатки в Томске
  30. Про кофе и не только
  31. Уголок Турции в Томске
  32. Магия карнавала
  33. Праздник состоится при любой погоде
  34. Танец двух влюбленных рек
  35. Климт и Шиле. Золото модерна.