Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 20:04

Шушенское, Абакан — Россия Июль 2022

— И что случилось в вашей голове, что вы из Москвы приехали в Хакасию? — Парнишка на заправке искренне недоумевал…

Почему вдруг Хакасия?

Ну наверное потому, что истории, национального колорита и природных красот здесь не меньше, чем, скажем, на соседнем Алтае, а туристов пока значительно меньше. В следующие сезоны Хакасия, уверена, станет таким же туристическим мейнстримом как нынче Алтай или Байкал.

…И на лестнице на хребте Оглахты будет не разминуться со встречной толпой, а Тропу Предков перекроют, поставят кассы, повесят предупреждающие таблички и будут строго следить за тем, чтобы число вошедших равнялось числу вышедших…

Мы просто решили слегка опередить эти события…

Конечно, при названии Абакан, первое, что приходит в голову, это песня Александра Галича.

«Облака плывут в Абакан,

Не спеша плывут облака…»

К своему стыду, я до недавнего времени не очень представляла, где точно находится этот город, хотя ясно было, что это явно не курорт. Облака плыли не только в Абакан, но и «в милый край, в Колыму», где «не нужен им адвокат, им амнистия ни к чему…»

Город Абакан, столица республики Хакасия, расположен в Южной Сибири, точнее — в центральной части Минусинской котловины, представляющей собой огромную каменную чашу, которую на западе ограняют горы Кузнецкого Алатау, а на юге и востоке — скальные отроги Западного Саяна. В том самом месте, где река Абакан впадает в Енисей.

Городом он стал только в 1931 году. Однако первый русский форпост в здешних краях, заселенных в те времена кочевыми тюркскими племенами — енисейскими кыргызами — возник в ещё 1675 году. А в 1707 году Петровским указом был заложен острог, который назвали Абаканским. С этого момента началось вхождение Хакасии в состав Российской империи, под власть «Белого царя». Территория, на которой был первый острог, сейчас находится на дне Красноярского водохранилища, образовавшегося во время строительства Красноярской ГЭС.

Аэрофлот легко перенёс нас из московского вечера сразу в абаканское утро (разница во времени 4 часа), но встреча наша оказалась не слишком дружелюбной.

Здание аэропорта было оцеплено, вокруг стояли Скорые и МЧС. Впрочем, никакой паники не наблюдалось, пассажиры спокойно прогуливались за ограждением. «Собака с милицией обещала прийти». И пришла. Часа через два томительного ожидания, когда мы уже подумывали уехать в город, оставив багаж до вечера в аэропорту, здание разблокировали.

«Минирование», как выяснилось, здесь довольно привычное явление.

Шесть дней под солнцем Хакасии

День 0

Мы прилетели накануне начала нашего тура. Хотелось в первую очередь выспаться после бессонной ночи в самолёте и немного погулять по столице, потому что все наши последующие дни планировались в разъездах, и собственно Абакану доставались только ночевки.

Бизнес отель «Азия», ставший нашим приютом на эти дни, достоин лучших рекомендаций. 4 звёзды на его фасаде вполне заслужены.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Забросив сумки, поехали в «Сады мечты» — парк топиарного искусства, как нам его рекомендовали.

Вход в этот прелестный уголок платный, но ухоженность и продуманность дизайна это оправдывают. На небольшой территории множество уютных уголков для отдыха и медитации, прудики, клумбы… Все такое миниформатное, но милое.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Изрядно подустав, вскочили в первую попавшуюся маршрутку в сторону центра. И тут же стали причиной общей дискуссии: как и на чём лучше доехать до «Азии». Советы звучали с разных сторон. Живо вспомнились киевские трамваи моего детства, когда на вопрос «Как добраться до…?" разгоралась горячая дискуссия среди пассажиров, которая в своей кульминации могла достигать мировоззренческих вопросов и продолжаться уже после того, как ее зачинщик покидал трамвай…

Вообще, местные жители, как мне показалось по недельному опыту, прямолинейны и простодушны, что вызывает симпатию, хотя порой и немного обескураживает…

Вечер посвятили прогулке по центру города.

Ильич, сидящий напротив здания Правительства Хакасии, выглядит задумчиво. Местные шутят, что он с ностальгией вспоминает свои годы ссылки в Шушенском, недалеко отсюда. Туда завтра как раз лежит наш путь…

Шесть дней под солнцем Хакасии

Вкусно поужинали в ресторане со странным названием «Баран и бисер». Ну свинья с бисером ещё имеет логическую связь, но вот чтоб баран…

День 1

День начался с воссоединения с другими участниками тура: Светлана — «не гид, а тимлидер», как она себя обозначила, Оксана и Олег, Иван. Все москвичи и опытные путешественники. Короля, как известно, делает свита, а дорогу — попутчики. В сборных группах всегда есть риск не совпасть, но в этот раз нам действительно повезло. Все оказались исключительно позитивными, интересными и, как мне кажется, близкими по духу людьми.

Сегодня наш путь лежит в село Шушенское, знакомое каждому, кто родом из СССР, месту ссылки вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Сейчас Шушенское уже не глухое село, а районный центр Красноярского края.

Музей — заповедник «Шушенское» включает в себя не только «Ленинскую» экспозицию, в нем также воссозданы условия жизни сибиряков на рубеже 19–20 веков, их быт и занятия. Особенно ценно то, что 70% села сохранилось, 23 дома — подлинные, построенные в XIX столетии и стоящие на своих исторических местах.

Дом крестьянина Зырянова, где квартировал ссыльный Ульянов и сейчас удивляет своей добротностью, а ведь ему уже 180 лет!

Шесть дней под солнцем Хакасии

Сам Аполлон Зырянов был зажиточным крестьянином, занимался землепашестовм, скотоводством и даже частным извозом. В общем типичный представитель тех, кого спустя несколько десятилетий назовут кулаками и поставят (и успешно решат) задачу «ликвидировать их как класс».

Вся обстановка дома подлинная. Удалось ее сохранить благодаря тому, что вопрос увековечивания памяти Ленина встал практически сразу после его смерти, когда были живы и люди, знавшие его, и вещи, окружавшие его… Сами хозяева участвовали в создании мемориальной экспозиции. Обратите внимание: швейная машинка Зингер, столовый фарфор, в завозне (гараже) летняя и зимняя повозки — быт был налажен очень неплохо.

Шушенское было популярным местом ссылки еще со времен декабристов, да и в бытность ссыльного Ульянова там подобралась компания «по интересам» — друзья и соратники собирались в горнице, где звучали стихи, песни, обсуждались книги, устраивались шахматные баталии. Через год к жениху приехала Надя Крупская со своей матерью Елизаветой Васильевной, и молодые переехали в другой дом, попросторнее. В Шушенском же они и обвенчались. О том сохранилась запись в метрической книге Петропавловской церкви, а вот на месте самой церкви встал монументальный дворец культуры…

Шесть дней под солнцем Хакасии

Летом Надя разводила цветы, малину, зимой катались на коньках по реке Шушь. Выписывали книги, в ссылке были написаны многие ленинские работы. Думается мне, что несмотря на оторванность от столичной политической жизни, шушенские годы были далеко не худшими в жизни этой пары. И кабы царская ссылка длилась не три года, а лет 15, как повелось у преемников этой власти, то возможно всем было бы лучше: и Наде, и Владимиру, и его теще. И нам всем.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Кроме собственно ленинской темы, в музее-заповеднике воссозданы промыслы и ремесла сибирских крестьян:

Бондари и ложкорезы:

Шесть дней под солнцем Хакасии

Кстати, вы знаете, что такое «дать по хлебалу»? Ничего криминального, а совсем даже наоборот. Деревянная ложка была предметом личного пользования и вырезалась по индивидуальной мерке, а именно «по хлебалу». Длина ее должна была соответствовать ширине рта. Кто похитрее, при снятии мерки старались улыбнуться, чтобы получить ложку побольше…

Общественное питейное заведение или попросту кабак.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Торговля спиртным была строго регламентирована, а доходы шли на нужды сельского общества. Вино отпускалось только клеймеными казенными мерками: ведро, четверть, штоф, чарка, шкалик. От 12 литров (ведро) до 60 мл (шкалик) Теперь ясно, о чем говорит герой Вицына в фильме «Не может быть!» — «В прежние годы я и четверть мог выкушать…" То есть 3 литра!

А знаете, кто при повальной неграмотности населения был самым ловким в арифметике? Юные девушки. Ибо их основной задачей было ткачество, а заправить ткацкий станок и управлять им требовало знания счёта похлеще, чем в лавке…

Шесть дней под солнцем Хакасии

Лавка в селе тоже была, содержал ее ссыльнопоселенец Эрнест Урбан.

В Шушенском находилось волостное правление, был свой волостной суд и даже тюрьма.

Очень любопытно посмотреть перечень правонарушений того времени. Хотя большинство конечно носит вневременной характер.

Шесть дней под солнцем Хакасии
Волостная тюрьма. Верной дорогой идете, товарищи!
Волостная тюрьма. "Верной дорогой идете, товарищи!"

Тем временем подошло время обеда. Для пикника нашли местечко на берегу Енисея по дороге к нашему следующему объекту — Саяно-Шушенской ГЭС.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Прошлая зима была малоснежной, воды в этом году в реке мало… По прибрежным деревьям видно, насколько упал его уровень…

Шесть дней под солнцем Хакасии

Несмотря на жару, обстановка к купанию не располагает: вода хоть и прозрачная, но очень холодная, да и течение сильное…

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей…»

Перекрыли его целым каскадом ГЭС, самая знаменитая из них — Саяно-Шушенская ГЭС.

Знаменита она по многим причинам: в первую очередь своей мощностью — 6400 МВт- самая мощная в России и одна из таковых в мире. Строилась она более 20 лет, если считать от момента начала проектирования и до ввода в строй последнего гидроагрегата (1985) Длина плотины по гребню более километра, а высота — 240 метров (дом, эдак этажей в 70) Бетона, использованного, чтобы залить Карлов створ и перекрыть Енисей, хватило бы на строительство 4-х полосной магистрали от Санкт-Петербурга до Владивостока. (Данные с сайта РусГидро, так что нет оснований им не верить)

Конечно, печальной известности добавила ей крупнейшая техногенная катастрофа 17 августа 2009 года, когда в результате повреждения гидроагрегата, произошло затопление машинного зала и других помещений станции. 75 человек погибли, восстановление станции заняло 8 лет. Чья бы вина ни стояла за этой трагедией, очевидно одно — природа ошибок не прощает, и всегда найдет способ отплатить за неуважение.

Для экскурсии на станцию надо записываться заранее на сайте РусГидро, у нас, к сожалению, в программе это было не предусмотрено. Открыт доступ только на смотровую площадку с памятником «Покорителям Енисея»

Шесть дней под солнцем Хакасии

Вид на плотину отсюда хорош, но не в это время дня. Солнце слепило глаза, а сама плотина была в тени. Как-то так:

Шесть дней под солнцем Хакасии

Воспользуюсь парой фото с сайта Русгидро:

В целом, конечно, объект уникальный и достоин более детального внимания…

Ну и последним пунктом сегодняшней программы стал заезд на форелевую ферму. Вот туда ехать не надо! Ничего хорошего, кроме красивого неба над рекой, там не было. А зрелище убийства форели, мечущейся по железной ванне под ударами молотка, которым детина в грязной спецовке неловко, но сильно бил ее по голове, вообще не для слабонервных.

Шесть дней под солнцем Хакасии

Да, знаю, звучит лицемерно, сама же вечером за ужином с удовольствием ела стейк из енисейской форели. Но то стейк, а то живая тварь…

И, кстати, фотографировать там не разрешается…

Вернулись в отель уже вечером… Завтра путь нам на север, в степную Хакасию…