Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 21:19

Абакан — Россия Август 2022

День 5

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Утро началось с поиска спичек, чтобы вскипятить чайник. Ну вода, еда — это понятно, каждый сам привозит, но спички же можно положить на общей кухне для всеобщего пользования…

Вся наша компания некурящая, про спички никто и не подумал. Спас ситуацию Андрей, у которого в машине есть всё для выживания в полевых условиях. Что б без него делали…

На завтрак к нам прибыли гости:

Путь наш сегодня лежит на Тропу Предков или Тропу Шаманов (куда ж тут без них). Протянулась она по скалистому берегу реки Белый Июс, в отрогах Кузнецкого Алатау. Хребет этот носит название Тогыз-Аз, и с хакасского языка переводится как «девять ртов». Ртами местные жители называют гроты — если посмотреть на участок с реки или с противоположного берега, то при наличии некоторой фантазии скалы покажутся великанами с огромными открытыми ртами…

Расположившись на турбазе у деревни Ефремкино, мы выдвинулись на Тропу. В проводники нам достался юный родственник директора турбазы Коля. Шустрый и непосредственный до нахальства. Всю информацию он выдавал с осознанием чувства собственного превосходства над этими туристами, и даже разрешил нам блеснуть полученными от него знаниями где-нибудь в своём кругу… :)

Впрочем, пообщавшись потом с другими сотрудниками турбазы, мы пришли к выводу, что это общепринятый здесь формат. Придраться вроде бы и не к чему, но не покидает ощущение, что тебе здесь оказывают одолжение, и уж, будь добр, подстраивайся под желания и условия персонала.

Клиентоориентированность? Нет, не слышали.

С каждого взяли расписку в том, что нас предупредили. Пока было непонятно, о чём именно предупредили, но в процессе стало ясно, что эта подпись далеко не формальность.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Тропа начинается у леса. Вдоль дороги растёт местная крапива, которая не очень похожа на привычную нам, но по степени своей жгучести намного ее превосходит. Виктория из Казановки рассказывала, что бывают даже случаи гибели домашних животных, забредших по молодости и глупости в ее заросли. Вот так она выглядит:

Вскоре Тропа Предков выходит на берег реки Белый Июс. Предки в ее названии упомянуты не зря, здесь обнаружены самые древние следы пребывания человека.

Первые исследования в 1890 году провёл в этих местах археолог и учитель гимназии Павел Проскуряков. Грот, названный в его честь, находится в самом начале тропы. Возраст ранних культурных слоёв грота — более 46 тыс. лет. Длина его составляет 25 м. Здесь найдены кости ископаемых животных более чем 20 видов, следы обработки медной руды, рисунки возрастом 4,5 тыс. лет…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Тропа все карабкается вверх, ведя нас, то через лесные участки, то по краю скального массива над рекой…

Виды с каждой площадки все более захватывающие...

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

В какой-то момент «тропа» становится понятием чисто виртуальным, ничего похожего на дорогу в привычном понимании нет. Путь пролегает через каменные завалы, щели в скалах и гроты…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Тест на стройность. Прошли все. :)

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Света клянётся, что в прошлый раз тропа была другая, не было ничего подобного сегодняшним испытаниям:)

Наталья, обычно сдержанная на эмоции, грозит расправиться с нашим Коленькой, если ещё раз услышит от него: «Пройдем через скалу, да там легко!»

Мне же, как частенько бывает, лезут в голову всякие соответствующие моменту литературно-музыкальные ассоциации. И если на Саяно-Шушенской ГЭС пел Визбор про ракеты и Енисей, на лестнице в Оглахты — Led Zeppelin с их «Stairway to Heaven», то здесь сразу два героя задали мне практически один и тот же риторический вопрос: д’Артаньян голосом Боярского: «Куда Вас, сударь, к черту занесло?», а Костик-Меньшиков: «Кой-черт занёс Вас на эти галеры?»

Но виды с высоты примиряют и с жарой, и с усталостью, и силы откуда-то берутся на очередной подъем…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Привал. Угадать, кто тут самое слабое звено, несложно:)

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Тропа привела нас на поляну, где камнями выложен спиральный лабиринт, место для совершения обрядов шаманами. Видимо, другим тоже не запрещается пользоваться им в личных целях: Коля предложил пройти лабиринт до центра, загадать желание и - обратно, тем же путём, для его скорейшего исполнения.

Ещё на поляне растёт удивительная лиственница: два ствола у неё живых, а средний мёртвый. В него каждый год бьет молния.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Перед нами оставался последний отрезок пути — подъем на скалу Трехглазка, со сквозным гротом, самый крутой и сложный участок, где приходится ползти наверх, используя и руки, и ноги. Кое-кто был готов к штурму, кое-кто (включая автора этих строк) к этому моменту уже достиг той степени просветления, когда: «мне и отсюда всё хорошо видно».

Сомнения разрешил хлынувший ливень. Подниматься (и особенно спускаться) по каменной осыпи в таких условиях становилось совсем уж неоправданным риском. Приближалась гроза. Не стали дожидаться удара Молнии-2022 в многострадальный ствол лиственницы и повернули на базу.

Обратный путь, хоть и под проливным дождём по скользкой от грязи лесной дороге, показался легкой и приятной прогулкой.

Обед наш ещё не был готов, и шансов получить его поскорее не было, страждущих стояло много. Повариха была строга и неприступна, голосом и обликом своим ясно давая понять, кто тут начальник штаба. Думается, все стоящие перед ней переносились чувствами лет на …цать назад, в свою школьную столовую, в мыслях робко протягивая стакан: «Тетенька, а можно мне еще компота

Но Олег, рискуя собой, все-таки сумел растопить своим мужским обаянием ее сердце, и мы получили и щи, и кашу, и компот, и даже густую деревенскую сметану, в которой ложка стояла.

После обеда нас ждёт сплав по реке Белый Июс, той самой, над которой мы шли по тропе Предков. Теперь мы сможем посмотреть на неё со стороны.

Есть ещё Чёрный Июс. Оба Июса сливаются и образуют реку Серый Июс Чулым, приток Оби. Но это уже дальше, ниже по течению. Здесь Белый Июс вполне себе горная река, берущая своё начало в горах Кузнецкого Алатау.

Челн наш носит гордое имя Феррари. Ну, скажете не похож?

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

Инструкторы снисходительны и немногословны. «Греби, табань и полундра» — всё, что нам надо знать. Устраиваемся верхом на бортах катамарана. Пожалуй, так даже удобнее, чем в рафте.

Только ноги все время полощутся в реке. Сначала это приятно, но вода холодная, и вскоре приходится подобрать их под себя. Течение плавное, порогов нет. Пару раз ребята нас провезли под «расчёской» для забавы, а так все спокойно и ровно: сиди и красотой питайся…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч. 5, заключительная

По дороге играли в «Есть контакт!», правда, сбиваясь и путаясь в правилах. Изредка наши гребцы показывали нам «именные» скалы и гроты: Пушкин, Сова, Ящик Пандоры. Спокойное, созерцательное и умиротворяющее плавание, как раз то, что требовалось сейчас…

Вечером, кое-как отстирав кроссовки и себя, собрались в ресторане отеля на прощальный ужин. Каждый вспоминал самые яркие моменты из нашей поездки. Удивительно, что прошло только 5 дней. Казалось, Шушенское, с которого мы начинали, было давным-давно.

День 6

Собственно, про него мало что остаётся сказать. Утром мы все, кроме нашего тимлидера, улетали в Москву одним рейсом.

Я купила в аэропорту гостинцы домашним: конфеты с джемом из черемухи и цукаты из шишек. Цукаты эти продаются и в банках, и на шпажках, очень элегантно выглядят, и к тому же настоящий сибирский специалитет. Обратная дорога не обошлась без эксцесса: экстренно сели в Тюмени, снимали с борта больного пассажира. Наш Олег тут пригодился как врач.

Можно сказать, что одним белым пятном на карте стало для меня меньше. Практически ничего не зная о Хакасии до поездки, я теперь смело могу советовать побывать там и увидеть всё то, что нам удалось увидеть, и ещё многое, чего нам не удалось…