Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 19:03

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Абакан — Россия Июль 2022
18 19

День 3

С утра Света предупредила всех, чтобы не налегали на завтрак. В Казановке, заповеднике хакасской культуры, нам сегодня предстоит традиционный хакасский обед. А к нему надо подойти в надлежащей форме, то есть хорошенько проголодавшись.

Музей-заповедник Казановка расположен в Аскизском районе, в котором проживает преимущественно хакасское население. Одна из основных его задач — сохранение хакасской традиционной культуры, старинных технологий, обрядов и верований.

Вдоль дороги уже привычно видеть стада коров. Да ладно бы только вдоль дорог. Коровы там — птицы вольные, гуляют сами по себе, где захотят. Хоть по самой дороге, хоть по лесной чаще, хоть по обрыву над рекой… Пастуха ни разу не видела.

6
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

1 из 3

Нас заинтересовали растущие повсеместно в степи очень декоративные кусты. «Да это пикульки»,- отреагировал наш водитель Андрей. Пикульками здесь называют дикие ирисы. Представляю, какая красота в степи весной, когда эти островки все покрыты нежно-сиреневым…

6
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Нас встретила директор заповедника Виктория Кимовна. В который раз убеждаюсь, что в подобных местах работают очень неравнодушные, яркие люди, энтузиасты своего дела. Она выросла в этих краях, не понаслышке знает как построить юрту, в которой можно зимовать, как проверить подлинность шкурки баргузинского соболя, как найти в лесу съедобные луковицы дикой орхидеи — кандыка…

Юрты у хакасов в отличие от монголов не войлочные, а деревянные. Для утепления используется вымоченная и распрямленная береста.
Традиционно деление юрты на мужскую и женскую половины.

3
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Внутри главное место отводится очагу, как центру дома, и шире — как духовному объединяющему началу рода. Поклонение огню глубоко в традиции хакасов, богиня огня дает тепло и свет, охраняет домашний очаг и семью от злых сил, очищает пространство, приносит удачу и богатство хозяину…

Для сохранения благополучия семьи духа огня положено кормить. Этим занимаются женщины. Кормить в буквальном смысле, бросая в огонь кусочки еды, подливая молоко и масло. Ему же представляют нового члена семьи, будь то родившийся ребёнок или пришедшая в дом невестка.

Здесь я услышала подтверждение традиции, удивившей меня во время визита в казахскую юрту на озере Эльтон (https://www.tourister.ru/responses/id_37344): дом и хозяйство наследует не старший, а младший сын в семье.

Бабушка Виктории наставляла юную внучку не заглядываться на женихов-сирот и женихов-младших сыновей в семье. Ну с первым понятно: придётся все начинать с нуля, без помощи и поддержки со стороны семьи, а это всегда непросто. А вот что не так с младшим? Младший сын должен остаться жить с родителями, в их доме, значит и невестке жить придётся в доме свекра и свекрови, ухаживать за ними до смерти, вести хозяйство, но при этом все время быть «младшей» по статусу, с которой не особо считаются. Даже называть по имени родителей мужа ей не дозволяется… А как же называть? Иносказательно, например- «отец Сабая/Миши/Коли»

В общем, мудрая была бабушка.

Виктория и ее соратники занимаются поисками и сбором старых предметов быта: посуды, орудий труда, национальной одежды. Вот такие платья носили хакасские модницы сотню лет назад:

5
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Обратите внимание на отделку бархатом и шелком. Торговля с Китаем была в этих краях хорошо налажена.

Широко распространено в хакасской традиции использование так называемых тёсей. Тёси — это что-то вроде оберегов, материальные воплощения духов — защитников юрты и ее хозяев. Делали их из дерева, тканей, шкур и шерсти животных. Каждый из них имел своё место в юрте, и отвечал за свой «участок».

3
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Вот у Виктории в руках один из тёсей: в виде деревянной ветки-рогатки с тканевым «лицом» и косами. Место его (её?) — у детской кроватки. Эту «куклу» всегда делают синеглазой и беловолосой. Интересно чем это объясняется, вряд ли среди хакасских женщин много найдётся блондинок…

Вообще количество божеств в верованиях хакасов велико. И отношения с ними настолько сложны, что постороннему человеку разобраться в их иерархии совершенно невозможно.

Все они — обитатели Верхнего, Среднего и Нижнего Миров.
Средний Мир — собственно человеческий мир, в котором мы существуем. А обитатели Верхнего и Нижнего миров всячески влияют на него, и помогая, и вредя. Обо всем этом нам поведал шаман Валентин, в своей шаманской юрте.

5
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Я впервые видела человека, открыто заявляющего, что он шаман. И мама у него тоже шаман, причём сильный. Сила шамана измеряется количеством бубнов. У неё 4 бубна. У Валентина пока один. А бубен надо заслужить у высших сил. И вообще, шаманская доля нелегкая, это дар, но не каждому по силам его нести.

Он рассказывал много и интересно об обучении шамана, о его роли медиатора между миром людей и миром духов, о процессе общения с духами…

Света попросила ударить в бубен. Валентин спросил разрешения у духов. Духи не разрешили. Но, видимо, чтобы не обижать гостью, был найден компромисс: шаман вышел из юрты, и там ударил. Все были довольны.

4
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Трудно конечно понять и принять всё это человеку, воспитанному с детства на принципах диалектического материализма. Но очевидно, что такой огромный пласт духовной культуры, существующий веками в народном сознании, не может не иметь под собой прочного основания. К шаманам и сейчас не зарастает народная тропа, несмотря на все достижения современного образования.

Тут ещё надо заметить, что половину нашей компании составляли люди с высшим медицинским образованием, то есть те, кто в силу своей профессии часто решает те же человеческие проблемы, что и шаманы. Сказали, им было интересно. Но веру в силу «таблетки и скальпеля» эта встреча не поколебала.

Следом нас пригласили отобедать, чем духи послали. В этот день духи послали салат из папоротника, кровяную колбасу, наваристый мясной суп с косточкой, тушеного барашка с картофелем, праздничную кашу «потхы», и на десерт — сибирские «трюфели» из ячменя с маслом и молотой черемухой…

1 из 2

Всё очень вкусное.

После сытного обеда по закону Архимеда, как известно, полагается поспать. Но у нас другие планы. Учимся варить ту самую потхы — кашу, без которой не обходится ни одно праздничное застолье.

Рецепт предельно прост:

Жирную деревенскую сметану вылить в предварительно разогретый казан и на медленном огне, постоянно помешивая, довести до кипения. Посолить по вкусу и аккуратно, помешивая, добавить муку. Варить, пока на поверхности не выделится масло (5–7 минут). После этого кашу сразу же снять с огня. Подавать в горячем виде. Можно приправить горстью талгана.
Талган — ячменная мука грубого помола — основа хакасской кухни. Обжаренное зерно ячменя сначала обмолачивают,

3
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3


Потом просеивают…

5
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Потом мелют в определённом темпе, чтобы мука получилась не слишком мелкой и не слишком крупной.

2
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

В общем, процесс мы освоили:)

6
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

5
Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.3

Это был единственный вечер, когда мы отказались от ужина. Запаса калорий от хакасского национального обеда хватило до завтрашнего дня…

Завтра мы покидаем нашу комфортабельную «Азию» и на два дня уезжаем на север, за новыми природными красотами Хакасии.

P. S. Здесь и далее авторы фото со мной — Светлана У., Оксана Г., Олег Т., Иван К.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Абакане
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии