Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 19:59

Абакан — Россия Июль 2022

День 4

Путешествуя по Хакасии, то и дело слышишь: «место силы», «особая энергетика», «сакральный смысл» и подобные определения, выходящие за рамки материалистической картины мира. В огромной степени они относятся к местности под названием Сундуки.

В физическом плане это массив из пяти отдельно стоящих гор-останцов, сложенных из красного девонского песчаника. Один склон у них обрывистый, а противоположный пологий, отчего кажется, что это огромные волны бегут по степному морю…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Всего Сундуков пять, главный, давший имя всей гряде — первый, с прямоугольной «крышкой» на вершине.

С мистической же стороны — это особо почитаемое место, жилище горных духов, где согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа. Сюда приходят шаманы для совершения обрядов и камлания.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Говорят, что хакасские духи пускают в это место далеко не всех — запутывают дорогу или посылают грозы с сильными ветрами…

Уж не знаю, насколько достойной визита показалась духам наша веселая компания в новеньких желтых футболках, но с утра погода нам благоприятствовала…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

А вот как только ступили мы на тропу первого Сундука, на горизонте стали сгущаться тучи, и прозвучали первые, пока далекие, грозовые раскаты…

Даже в медленном кружении над нами коршунов почуялось предостережение…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Местность эта активно изучалась в течение 30 лет археологом и антропологом академиком Ларичевым, который пришёл к выводу, что помимо древних могильников и наскальных рисунков это место представляет собой древнюю обсерваторию для наблюдения за небесными светилами…

Отдельные камни и щели в них использовались нашими далекими предками как инструменты для расчётов положения Солнца, Луны и звёзд… Например, стоя за «визирным» камнем можно было увидеть Солнце ровно на гребне скалы в день весеннего равноденствия, а сквозь квадратное «окошко» в другой скале в полночь заглядывает Арктур из созвездия Волопаса…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Тропа идёт то вверх, то вниз, пересекая три каньона: Лунный, Солнечный и Космический… Слои песчаника порой производят впечатление обработанного, настолько ровно «обрезаны» края скал…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Акустика между скалами — иной концертный зал позавидует, шепот Олега и Вани на дне каньона мы слышали, стоя на гребне вот на таком расстоянии друг от друга:

Есть здесь каменный выступ под названием «Кресло Шамана». Предлагается посидеть: очистишься, стряхнёшь с себя весь груз прежних проблем, перезагрузишься, и сойдёт на тебя просветление и вечная благодать.

Если вам показалось, что я говорю с иронией, то вам не показалось:) Но ирония исключительно добрая, я с уважением отношусь ко всем религиям, и если кому-то удалось достичь дзена таким способом, то и замечательно. Некоторые испытывают на Сундуках особые ощущения. Про себя могу сказать, что тепло нагретых солнцем скал, запах степных трав, бескрайние просторы вокруг — безусловно создают ощущение гармонии с собой и окружающим миром. Есть ли в этом что-то мистическое — не знаю.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Мы уверенно шагали к вершине, когда неожиданно уперлись в крутой обрыв.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Но мы же с детства помним, что «Нормальные герои всегда идут в обход!» Спустились со скалы, и по проторённой дороге так и дошли до верхушки Сундука. Тем временем духи, видимо, решили, что нам всё слишком легко даётся, и туча, висевшая все время где-то сбоку, начала движение прямо на нас. Дождь полил как раз, когда мы забрались на вершину, под крышку Сундука. Раскаты грома звучали поблизости.

Тибетские колокольчики звучат на вершине
Вид с вершины Сундука на нашу дорогу...

Немного постращав и промочив нас, духи успокоились, и мы, скользя по мокрым камням, пустились в обратный путь по более пологой стене Сундука.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Кто-то заметил интересный эффект: из-за близкой грозы наши волосы наэлектризовались так, что вокруг головы образовался ореол. Выглядело забавно.

Виды на Сундуки под номерами 2,3,4,5 были прекрасны.

Это озеро называют Инь и Янь, вода в нем всегда двухцветная, половина чёрная, половина светлая. Мне показалось, что это эффект тени от горы, но гид утверждала, что это не так.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Пообедали на поляне в столовой. Компот был вкусный. Больше сказать нечего.

Сегодня мы не возвращаемся в Абакан, а забираемся ещё дальше на север, в район озера Белё, где проведём ночь на территории Хакасского природного заповедника в юрточном лагере «Скалки». Но до этого мы ещё заглянем в одно знаковое место под названием «Туимский провал».

Когда-то здесь был подземный рудник по добыче вольфрама и молибдена. Все работы проводились при помощи взрывчатки и отбойных молотков. Руду вывозили вагонетками наружу. При этом кровля рудника постепенно проседала и в конце концов обрушилась. Образовался техногенный провал, который постоянно увеличивался. В 1979 году его диаметр был 6 м, а в 1988 — уже 60 м.

После небольшого землетрясения 1991 года, диаметр провала достиг 200 метров, на дне образовалось озеро с водой зеленоватого цвета из-за высокой концентрации меди. Сейчас диаметр провала 200–220 м, высота отвесных стен до воды — 120 м, а глубину озера, говорят, никто не знает…

Вход в провал оказался платным, даже стояла очередь желающих его посетить… Как тут не вспомнить бессмертную классику:

— С какой целью взимается плата?

— С целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

От смотровой площадки вниз идет железная лестница, но спуститься можно только с экскурсией. На стенах заметны отверстия, это входы в старые штольни. Группа туристов бродила у воды, кто-то даже купался… Кому не хватает острых ощущений — есть возможность прыгнуть вниз с тарзанки за отдельную плату. При нас желающих не было. Место красивое, судя по всему популярное, но задерживаться тут мы не стали.

Эколого-экскурсионный комплекс «Скалки», где нам предстояло переночевать, расположен на восточном берегу большого плеса озера Белё. Добирались мы до него долго, последние километров 20 дороги — просто грунтовка, повторяющая все степные ямы и колдобины. Надо отдать должное выдержке и хладнокровию нашего водителя Андрея, за все время нашего путешествия по Хакасии ни разу вслух не высказавшего своего отношения к дорогам, дорожникам и их ближайшим родственникам.
Комплекс находится на заповедной территории, въезд туда по пропускам.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Есть электричество, общая кухня в отдельном домике, с холодильником и плитой. Но нет ни воды, ни еды. Точнее, воды целое озеро, но питьевую надо привозить с собой, как и еду. Купить в радиусе многих километров негде. Для нас это не было сюрпризом, заранее был замаринован шашлык, куплены угли и всякие овощи-фрукты.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Заняли две юрты, М и Ж. Обстановка аскетичная: 4 кровати по стенам, шкаф, стул. Зато есть розетка и даже лампочка.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Туалеты — в степи за оградой, в ночи идти — не самый приятный вариант. Хорошо хоть, что по территории проложены деревянные мостки. А то наступишь в темноте на какую-нибудь змею — ни ей, ни себе радости не доставишь. Практически во всех местах, где мы были, гиды предупреждают об осторожности при ходьбе по степи из-за змей.

С удовольствием искупались в озере. Вода не очень тёплая, но чистая. Вход плавный, дно плиточное. Озеро Белё считается солёным, но концентрация соли невелика, на вкус вода почти пресная.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.4

Проводили солнышко, которое было так щедро к нам на протяжении всей нашей поездки. Завтра наш последний активный день, который окажется для меня, пожалуй, самым трудным, но тоже полным ярких впечатлений.