Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 22:23

Абакан — Россия Июль 2022

День 2

Едем на север от Абакана — степи, степи до горизонта…

Мечта интроверта.

По дороге то тут, то там из-под земли вырастают каменные глыбы — мегалиты. Будто обтесанные гигантскими топорами стоят они вечными стражами вокруг курганов, охраняя покой тех, кто там погребён.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

В Салбыкской степи обнаружены 58 таких курганов- захоронений кочевников, за что ее называют Долиной Царей. Хотя подобные сооружения нередко встречались на нашем пути и в других местах. Иногда каменные «ограды» стоят прямо посреди сельскохозяйственных угодий, и трактора бережно обходят их. Должно быть сверху картина выглядит интригующе — геометрические фигуры, круги и квадраты, среди пашни, как послание внеземным цивилизациям:) Жаль, квадрокоптера ни у кого из нас не оказалось…

Большой Салбыкский курган, самый грандиозный из подобных памятников, считается местом погребения могущественного вождя кочевых племен V–IV веко в. до н. э. Раскопки его проводились в 50-х годах ХХ века. Когда-то высота земляной пирамиды достигала 25–30 метров. К началу раскопок насыпь уже сильно осела, но и в таком виде высота холма достигала почти 12 метров, курган поднимался над степью на высоту 4-этажного дома. Сейчас холма как такового нет, сохранилась каменная ограда, сориентированная по сторонам света, и огромные каменные мегалиты, вкопанные по квадрату со стороной в 70 метров.

Внутреннее подземное помещение, гробница, была по сути камерой, изоляция которой обеспечивалась слоями бересты и глины.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

В западной части насыпи — яма глубиной до 5 м — следы грабительских раскопок XVIII в.

В конце XVII — XVIII в.в. по Сибири гуляла настоящая золотая лихорадка.

С началом освоения этих просторов целые отряды могилокопателей или «бугровщиков» («Буграми» в то время называли курганы) вели настоящую охоту за могильниками племенной знати. Золотые изделия из курганов охотно скупались и как произведения искусства, и просто для переплавки в металл, в зависимости от тех рук, в которые они попадали.

Эти экспедиции имели двойственный характер: с одной стороны, перед ними ставилась государственная задача освоения Сибири, составления карт и поисков месторождений, с другой стороны, участники этих рейдов получали возможность нажиться за счет варварских раскопок богатых захоронений.

Конец вольнице был положен Сенатским Указом 1727 года, устанавливающим, что «бугрование в степи под жестоким наказанием чинить запрещено».

Это было первое правительственное распоряжение по охране памятников Сибири. Помимо осознания археологической ценности курганов, власть стремилась избежать конфликтов с местными племенами, которые справедливо считали курганы священными местами, и в результате «браны были в полон люди и лошади, из коих иные и до смерти при тех буграх убиваны».

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

В небольшой юрте рядом — экспозиция об истории раскопок, обнаруженных артефактах, воспроизведен облик людей периода тагарской культуры…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

Оценив по достоинству таланты тагарских строителей, мы поехали в Оглахты, невысокий (580 м) хребет на левом берегу Енисея, где, благодаря плотине Красноярской ГЭС, он уже не совсем Енисей, а Красноярское водохранилище, или, как уважительно говорят местные — море… Территория эта входит в границы Хакасского государственного природного заповедника и соответственно требует оформления пропуска.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

В визит-центре заповедника небольшая, но очень информативная экспозиция, которая мне лично помогла упорядочить в голове все эти древние культуры, оставившие след на землях Хакасии, от афанасьевской, самой древней, до современной хакасской.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

На карте обозначены участки, входящие в состав Хакасского заповедника. Кроме сегодняшнего Оглахты, нам еще предстоит потом побывать на озере Белё.

Внизу, на самом краешке карты, обозначен участок «Заимка Лыковых». В свое время история этой семьи староверов, ушедших от мира в таежную глушь в 30-х годах ХХ века и случайно обнаруженных геологами в 1978, прогремела на всю страну. История действительно уникальная, описана в книге журналиста Василия Пескова «Таежный тупик». Сейчас из семьи в живых осталась только Агафья, живет по прежнему одна в тайге, но теперь под покровительством одного из российских олигархов. Что, по словам сотрудников заповедника, не прибавляет ей симпатии со стороны жителей окрестных деревень. Вряд ли кто из них имеет возможность пользоваться спутниковым телефоном, вертолетной доставкой продуктов, личного доктора или священника. Где-то их можно понять, но ведь сама отшельница вряд ли виновна в таком пристальном к ней внимании…

«Stairway to heaven…»

Еще дома, читая программу, этот пункт вызывал некоторые сомнения. Лестница в небо, длиной в два километра и 965 ступеней. Спортивным девушкам это конечно нипочем, но мы с Натальей не очень спортивные, да и не очень девушки. Но, в конце концов решили, что главное нАчать, как говорил автор Перестройки, а там посмотрим…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

Первая остановка — Шаман камень.

Он был найден в 1978 году на склоне горы, носящей имя «Сорок зубьев» . На плите насчитывется 162 рисунка, относящихся к разным историческим эпохам. Солярные знаки, спирали, животные, даже кинжалы… Более поздние изображения выбивались прямо поверх старых. Наверное этот камень действительно имел какое-то мистическое значение, иначе зачем рисовать «на старом холсте», когда кругом полно «чистых»?

Так потихоньку-полегоньку и доползли дошли до конца лестницы, к самому подножью «зубьев». Стены здесь тоже исписаны петроглифами. Над расшифровкой и датировкой этих символов до сих пор трудятся ученые.

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

А еще отсюда открывается потрясающий вид на зеленые холмы у подножья и Красноярское водохранилище. Заметно, как измельчало оно этим летом…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

Спуск прошел легко и даже весело. Но после такого фитнеса всем захотелось искупаться. Официально разрешенных для купания мест здесь нет, но добраться до более-менее пологого берега вполне возможно. Гид Вадим только попросил не делать этого на территории заповедника, ежели чего — ему ответ держать. А за территорией — пожалуйста, сам дурак полез люди взрослые, сами оценивайте степень риска.

Нашли «пляж» между нагромождением каменных «слайсов» и красной осыпающейся скалой. Как будто молотый кирпич. Потому вода в бухте мутноватая, зато потеплее, чем накануне, и течение не чувствуется…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

Дно уходит резко вниз, и главное, оно зыбкое. Неожиданной проблемой стало выбраться на берег. Ноги тонули в «кирпичной» осыпи и вместе с ней съезжали обратно в воду. Пришлось выползать из моря на сушу как древнее земноводное, цепляясь всеми имеющимися конечностями. Только отважная Света рискнула повторить этот эксперимент.

Короткая прогулка по степи до терпеливо ждущего нас минивэна. Июльская степь не майская, травы созрели и уже подсохли, цветов почти нет, только мелькают синие огоньки дельфиниума и розовые гвоздики-травянки…

Шесть дней под солнцем Хакасии Ч.2

Несмотря на активный день, вечером у всех еще остались силы дойти до бельгийской пивной, и за ужином поделиться друг с другом самыми яркими воспоминаниями из своего путешественнического опыта.

Завтра мы опять меняем направление: едем на юг, в национальный музей-заповедник «Казановка», изучать секреты хакасского быта и кухни…