Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 9:42

Ярославль — Россия Апрель 2021

Прежде чем начинать рассказы о новых поездках, решила завершить старые и рассказать еще немного о Ярославле. Вдруг, кому-то это будет полезным или просто интересным.

Кроме Свято-Введенского Толгского женского монастыря, расположенного неподалеку от Ярославля, есть еще Казанский женский монастырь в историческом центре города. История этого монастыря началась с возведения в 1610 году деревянного храма для чудотворной иконы — Ярославского Казанского образа Божией Матери, который ярославцы почитают как покровительницу города. Считается, что эта икона Казанской Божией Матери избавила город от 24-дневной осады и нашествия поляков.

В начале XX века монастырь населяли около 400 монахинь, он славился иконописью и золотошвейным мастерством.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Каменный пятиглавый Казанский собор в стиле классицизма на территории монастыря освятили в 1845 году, проект архитектора А. И. Мельникова.

Немного раньше была построена теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ее освятили в 1828 году. К церкви справа примыкали Святые ворота, над которыми была возведена 60-метровая колокольня, одна из самых высоких в городе.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Сейчас колокольни в монастыре нет, есть небольшая деревянная звонница.

В 1918 году монастырь упразднили, изъяли имущество, монахинь отправили в Толгский монастырь, колокольню, купола на храмах снесли. До 1922 года на территории был лагерь, в 1928 году Казанский собор перестроили для размещения областного архива, а в Покровском соборе открыли сначала библиотеку, а затем планетарий.

На территории есть еще небольшая Сретенская церковь, построенная в 1881 году как домовая церковь при игуменском корпусе. После закрытия монастыря в этом здании были кинотеатр, потом магазин мебели. Сейчас это храм Ярославской Губернской гимназии имени святителя И. Брянчанинова, которая открыта при возрожденной обители.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

В центре монастырской территории — поклонный крест в память событий 1918 года. В июле 1918 года в городе произошло антибольшевистское Ярославское восстание. Оно было подавлено силами Красной армии, но в ходе боев городу был нанесен значительный материальный ущерб: уничтожены десятки церквей, без крова в результате пожара остались около тридцати тысяч жителей, сгорело два десятка заводов и фабрик. И, конечно, жертвы с обеих сторон.

Если выйти из монастыря там, где были Святые ворота, попадаешь на улицу Трефолева, где в сквере стоит памятник Леониду Трефолеву. Это ярославский краевед и историк, писатель и поэт XIX века. Думаю, что песню на его слова «Когда я на почте служил ямщиком» знают читатели старшего поколения.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Свернем на улицу Андропова, ее начало я уже показывала, конец не менее интересен! Самое красивое здание, как я уже писала, — бывшая гостиница и ресторан «Бристоль». Здание, возведенное в 1910 году по проекту известного саратовского архитектора Г. В. Саренко, считается одной из лучших построек Ярославля начала XX века, на его детали, характерные для стиля модерн, сразу обращаешь внимание. Свернем за ним на улицу Кирова.

Это небольшой пешеходный участок улицы Кирова длиной всего в 260 метров, так что до гордого звания ярославского Арбата он явно не дотягивает. Но присутствует все традиционное для пешеходных улиц: магазины, кафе, сувенирные киоски и, конечно, туристы, хотя в эти холодные дни в небольшом количестве.

Есть и главный объект для «фото на память» — ярославский символ — медведь.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Проходя по пешеходной улице, обязательно обращаешь внимание на колокольню в русском стиле, возвышающуюся над примыкающим к улице Кирова Депутатским переулком. Это церковь Сретения Господня, построенная в 1891–1895 годах по проекту ярославского губернского архитектора Н. И. Поздеева на средства ярославского промышленника И.Н Дунаева.

Это одна из самых нарядных достопримечательностей Ярославля! Представляете, эту красоту хотели взорвать, но, к счастью, дело до этого не дошло. Чего здесь только не было: клуб, склад, пекарня, швейный цех…

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Кстати, с другой стороны Депутатский переулок упирается в Депутатскую улицу. Небогатое воображение у тех, кто менял названия в 1918 году, но и до этого и улица, и переулок были Сретенскими. Здесь, как раз напротив переулка, у дома № 7 есть небольшая фигурка кошки работы скульптора Антона Иващенко.

Это памятник кошкам Ярославля. Оказывается, не только в Тюмени после войны собирали кошек для спасения от крыс Ленинграда после снятия немецкой блокады. Несколько вагонов кошек отправили и из Ярославля.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Вернемся на улицу Кирова и, пройдя под аркой храма Иконы Божией Матери Знамение, выходим на улицу Свободы.

В начале улицы Свобода с одной стороны — бизнес-центр «Ярославль», здание было построено в 1933 году для гостиницы с таким названием. На противоположной стороне улицы — многофункциональный комплекс «Европа», до революции — гостиница.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Здесь каждый дом — памятник архитектуры или истории. Вот этот дом на перекрестке с улицей Собинова, например, знаменит тем, что в нем находится «Власьевская аптека», одна из старейших в Ярославле. В этом году ей исполнилось 200 лет. Стоит заглянуть, чтобы увидеть исторические интерьеры.

Напротив — главный дом усадьбы купца Мосягина, построенный в 1875 году в стиле ренессанса. На первом этаже был гастроном, а на верхних — меблированные комнаты, которые сдавали в аренду. Так выглядят только парадные фасады здания, со двора все просто.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Улица появилась на карте города в 1778 году и называлась сначала Большой Угличской, а ярославцы называли ее Власьевской, так как начиналась она от Власьевской башни. С 1918 года это улица Свободы.

На переднем плане - деревянный доходный дом Никитина середины XIX века, редкий образец деревянного провинциального классицизма..

Далее два здания в стиле модерн. Слева — бывший дом М. О. Гидона, так звали его последнего дореволюционного владельца. Здание было построено в 1843 году и сначала было двухэтажным, в начале XX века его капитально перестроили и оформили в стиле модерн.

Справа — бывший доходный дом А. Ф. Мазаева, построенный в 1906 году по проекту архитектора Г. В. Саренко, который сам некоторое время жил здесь.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

И это угловое здание также построено по проекту архитектора Г. В. Саренко в 1911 году для одного из первых кинотеатров города, в советское время он назывался «Горн».

В этот пасмурный день бетонная коробка здания Театра юного зрителя впечатления не произвела. ТЮЗ в Ярославле открылся в 1984 году. Кроме Ярославского государственного театра юного зрителя им. В. С. Розова в здании размещается и Ярославский государственный театр кукол.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Немного оживляют фасад яркие фигуры над входом.

Улица Свободы — одна из главных артерий исторического центра Ярославля, она выведет к железнодорожному вокзалу Ярославль-Главный. Много зданий из прошлых веков — всегда много проблем для города, но улица Свободы постепенно преображается.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Вот, например, бывшие Оловянишниковские бани, построенные в 1914 году на средства купца I гильдии Н. И. Оловянишникова. До революции они считались одними из лучших общественных бань России. Банно-прачечный комбинат здесь существовал до начала 90-х, а потом два десятка лет здание было заброшено. Года три назад фасад привели в порядок с применением современных материалов, но сохранили исторический облик.

В Любимском сквере в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне установлен памятник защитникам Родины.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Чем дальше от исторического центра, тем больше произведений современных архитекторов. Вот, например, большой торгово-развлекательный центр «Аура», напротив — торговый центр «Ярославль».

А это четырехзвездочный Ring Premier Hotel.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Среди современной застройки сохранился храмовых комплекс из двух церквей.

Теплая каменная Сретенская церковь в стиле барокко построена в 1785–1790 годах на месте предыдущей церкви, простоявшей здесь около ста лет. Строилась она на деньги фабриканта, владельца шелковой мануфактуры Г. Ф. Гурьева, а после смерти благотворителя дело завершила его дочь. Церковь была освящена во имя Сретения Господня, а в 1850 году к ней был пристроен придел во имя Николая Чудотворца.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Вознесенскую церковь освятили в 1682 году, в летнем храме был придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких, в зимней части в 1810 году освятили придел во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. У входа в холодный храм в 1745 году построили четырехъярусную колокольню.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Обы храма значительно пострадали во время артобстрелов Ярославского восстания 1918 года. Их закрыли в 1929 году, разобрали купола и колокольню, а здания передали трамвайному управлению. В теплом храме была библиотека и клуб, а в Вознесенской церкви — склад. Хорошо, хоть не трамваи ставили.

Здания вернули РПЦ перед празднованием 1000-летия Ярославля в 2009 году. Обе церкви действующие, но Вознесенская неплохо выглядит только снаружи, внутри до полного восстановления еще очень далеко.

Служительница открыла нам церковь и разрешила фотографировать. Здесь пока еще сохранились остатки фресковой росписи. Вознесенская церковь — объект культурного наследия федерального значения.

Заглянем на улицу Победы, меня привлекла туда необычного вида колокольня, виднеющаяся за зданием с колоннами.

Здание районного суда пока не памятник архитектуры, построено в 1961 году, но возможно когда-нибудь будет.

Не буду пересказывать долгую историю этого храма, на этом месте с середины XVII века существовал храмовый комплекс из двух храмов и отдельно стоящей колокольней, но он не сохранился. Службы идут в одноглавом храме Никиты Мученика, построенном в псевдорусском стиле в 1902 году.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

А вот от старого комплекса осталась колокольня, датируемая концом XVII века: нижняя часть — глухой восьмерик на четверике, а сверху — четыре постепенно уменьшающихся яруса с открытыми аркадами, увенчанных маленькой главкой.

Теперь вернемся в наше время, далее по улице Свободы в основном современная застройка. Вот, например, торговый центр «Новая галерея».

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Рядом — Ярославский государственный цирк, здание построено по типовому проекту в 1963 году. Сколько я их уже видела в разных городах страны. Выглядит неплохо, было реконструировано к 1000-летию города. Цирк в городе был основан еще в 1937 году, первое здание для него было деревянным, разрушено в 1943 году во время налетов вражеской авиации.

Напротив цирка находится площадь Труда, где построили бизнес-центр «Towers», комплекс из двух зеркально расположенных десятиэтажных офисных зданий. Левое здание еще находится в стадии завершения.

Площадь Труда до 1918 года называлась Сенной, так как здесь был рынок, где торговали сеном и лошадьми. К 950-летию Ярославля на площади разбили цветники и установили фонтаны: справа — «Волейболисты», слева — «Волейболистки». Спортивная тематика неудивительна, за бизнес-центром скрывается стадион «Шинник», построенный в 1957 году и недавно переживший реконструкцию. Между зданиями БЦ теперь можно увидеть только его название.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

В первый день по пути с вокзала привлекло внимание монументальное здание со шпилем, занимающее целый квартал. Это бывшие Вознесенские казармы. Основное здание было построено в XIX веке и принадлежало военному ведомству царской России. Название казармы получили по стоявшей неподалеку Вознесенской церкви, о которой шла речь чуть выше.

Башню со шпилем, увенчанным звездой, пристроили в 1952 году. Комплекс Вознесенских казарм принадлежал военным до 1992 года, сейчас это обычный офисный центр, где размещаются как солидные федеральные службы, так и обычные магазины.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Погода портилась, мы срочно заказали такси и поехали в Толгский монастырь, там и попали в грозу. Но об этом я уже рассказывала.

В последний день в Ярославле погода «порадовала» еще больше. Проснувшись утром, увидели за окном снег! Ну, что же, запасной вариант есть всегда: пошли в музей!

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

На следующий день предстоял переезд в последний базовый пункт нашей поездки — в Кострому. Поэтому отправились по Московскому проспекту в закоторосльную часть города. Район для туристов малоинтересен: обычные спальные кварталы рядом с промышленными предприятиями.

А нас интересовал только автовокзал, откуда мы на маршрутке и уехали в Кострому.

Ярославские бродилки: От Казанского монастыря до цирка

Думаю, что из моих рассказов о Ярославле понятно, что город нам понравился. Здесь любой турист найдет то, что ближе ему и интереснее: богатую событиями историю, разнообразную архитектуру, разного рода музеи, комфортные места для прогулок. Стоит ли повторяться, все давно это знают.