Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 10:25

Кострома — Россия Апрель 2021
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Кострома — город, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким, была последней в нашей апрельской поездке по городам Золотого кольца. Приехали мы сюда маршруткой из Ярославля уже подуставшие от впечатлений и, особенно, от холодной и дождливой погоды в предыдущие дни.

Гостиницу забронировали в центре, она так и называлась — Арт-отель «Центральный», но об этот интересном отеле я уже рассказала. Находится отель за Домом П.Я Казаринова, которым начинается центральная улица Костромы — Советская. Здание было построено в последней четверти XVIII века по заказу надворного советника, губернского прокурора П.Я Казаринова. Вскоре дом сменил владельца, его наследники в 1860–1870 годах устроили здесь гостиницу «Старый двор». Современный вид здания — результат реконструкции начала XX века. В это время зданием владел город, ее перестраивали к 300-летию Дома Романовых. Гостиница здесь была и после революции довольно долго.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Знакомство с городом решили начать с главной площади, туда и отправились. По пути заглянули к основателю города — князю Юрию Долгорукому. Памятник работы московского скульптора Владимира Церковникова открыли в Костроме в 2003 году. Хороший памятник, красивый, сфотографироваться рядом стоит обязательно!

Рядом здание мэрии Костромы, это тоже памятник архитектуры — здание Присутственных мест, построенное в 1806–1808 годах. Здесь также размещались городские административные организации, так что можно сказать, что здание выполняет свои функции уже два века.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Рядом с мэрией стоит небольшая скульптура Снегурочки работы скульптора А.Еремина. Снегурочка, как известно, родом из Костромы, именно здесь драматург А. Н. Островский написал свою весеннюю сказку. В Костроме многое связано со Снегурочкой, есть даже «Музей моды Снегурочки», а главное, построен для нее терем, где ждет гостей эта снежная красавица.

Напротив мэрии находится Гостиный двор или Красные ряды, строить которые начали в 1775 году. В Костроме уникальные торговые ряды — огромный торгово- складской комплекс, архитектурный ансамбль, который строился несколько десятилетий. Большинство зданий сохранились до наших дней и исправно служат делу торговли. Мы туда еще заглянем, там немало интересного.

Главная площадь Костромы — Сусанинская. Говорят, раньше сквер в центре площади был с деревьями, сейчас это газоны, оценить красоту которых в апреле невозможно, пока только жиденькая травка.

У исторической части Костромы интересная планировка, стоит только глянуть на карту: от Сусанинской площади веером разбегаются улицы. По некоторым мы позже погуляли.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Самое заметное здание на площади, конечно, Пожарная каланча, давно ставшая одной из визитных карточек города. Здание в стиле классицизма построено в 1827 году по проекту губернского архитектора П. И. Фурсова, боковые крылья для размещения пожарного депо были пристроены позже, в 1860-е годы. Необычно для обыкновенной пожарной каланчи, больше похоже на античный храм. Здание долгие годы исправно служило по назначению, в 2005 году его передали Костромскому музею-заповеднику, здесь находится Туристско-информационный центр.

Музею принадлежит и соседнее здание Гауптвахты, построенное в 1823–1826 годы. Там размещается Военно-исторический отдел музея.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Дворец в стиле классицизма, который сейчас занимает Костромской районный суд, — Дом генерала С. С. Борщова, построенный в 1830-е годы. Во второй половине XIX здесь была роскошная гостиница, где останавливались царские особы, известные люди, например, писатель Н. А. Некрасов. В 1870 году дом выкупила казна, и его занял окружной суд.

В центре площади находится памятный знак, установленный в честь 855-летия Костромы. Пишут, что это солнечные часы, но без солнца понять принцип их работы было невозможно.

По кругу можно прочитать следующее: «Лета 2007 в год 855-летия града Костромы на память благочестивого народа, в ознаменование воссоздания Сусанинской площади с памятником царю Михаилу Федоровичу Романову и крестьянину Ивану Сусанину костромскими зодчими забит сей гвоздь». Правда сам памятник, который снесли в 1918 году, пока не восстановили.

Есть на площади памятник собаке. Это своеобразная копилка, деньги из которой передаются в центр передержки бездомных животных.

Кострома — город, куда хочется вернуться

В сквере между зданиями Гостиного двора и Больших Мучных рядов стоит памятник Ивану Сусанину, работы московского скульптора Н. А. Лавинского. На постаменте слова: «Ивану Сусанину — патриоту земли Русской». Памятник установлен в 1967 году.

В сквере рядом с памятником идет торговля, в апреле ее активной назвать было нельзя. Только мы немного развлекли грустных девушек: поговорили «за жизнь» и немного поддержали торговлю. А жизнь у них, действительно, без туристов, особенно иностранных, невеселая. Были надежды на оживление туризма этим летом.

Нужно отдать должное, в текстильных рядах есть, на что посмотреть. У нас глаза разбежались, захотелось все купить! Изделия красивые и качественные. Все, что купили, сразу отправили почтой, через дом от нашей гостиницы был главпочтамт и очередей там, похоже, не бывает.

За памятником Ивану Сусанину к Волге ведет улица, которая называется Молочная гора. Эта улица появилась на карте города в 1780 годах, когда был утвержден план регулярной застройки города, но тогда она называлась Екатеринославской, как и Сусанинская площадь. Улица заслуживает внимания, практически на всем ее протяжении сохранилась интересная историческая застройка.

Бывшие Хлебные ряды. Первый этаж построен в 1801 году, позже надстроили еще два этажа.

Молочной горой улица стала называться к концу XIX века, потому что вдоль неё каждое утро торговали молочными продуктами переправившиеся через Волгу торговки из сел на другом берегу реки.

Часовня Николая Чудотворца на Молочной горе построена в 1830 году по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова. Рядом «Музей природы», который занимает здание конца XIX века коммерческой биржи и чайной-столовой Общества трезвости.

Заканчивается Молочная гора у комплекса Московской заставы, которая когда-то оформляла парадный въезд в город. Ее построили в 1820-х годах в ожидании приезда императора Александра I, путешествовавшего по стране. По проекту архитектора П. И. Фурсова были построены два обелиска, увенчанных позолоченными шарами с двуглавыми орлами. Здания типа кордегардий пристроили уже в 1912–1913 годах накануне празднования 300-летия дома Романовых.

Двуглавых орлов как символ самодержавия, конечно, в революцию уничтожили, восстановили в 1993 году. Сейчас здания занимает гостиница «Московская застава» 3*, на сайте есть виртуальный тур, заглянула, довольно симпатично и цены не пугают.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Здесь у причала стоит дебаркадер, который сейчас просто ресторан «Старая пристань». Дебаркадер связывают с фильмом «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в оформлении ресторана воссоздана атмосфера XIX века и многое посвящено этому фильму (смотрела на сайте). Правда в сети проскальзывает информация, что дебаркадер уже не тот, что снимали в фильме, но разве это так важно? Главное, он украшает набережную, да и ресторан хвалят.

Кострома — город, куда хочется вернуться

А сейчас вернемся на Сусанинскую площадь и отправимся на улицу Симановского. Эта та, что между Пожарной каланчой и Гауптвахтой. Многие здания на этой улице — памятники архитектуры XVIII–XIX веков. Улица названа в честь Григория Симановского, комиссара Костромского советского полка, погибшего в июне 1918 года при подавлении ярославского мятежа.

Дом В.Ф. Стожарова начала XX века. Как гласит табличка, здесь в 60-70 годах  неоднократно останавливался выдающийся русский живописец Владимир Федорович Стожаров. Так что дом назван не в честь владельца или архитектора, а в честь своего постояльца.
Дом В.Ф. Стожарова начала XX века. Как гласит табличка, здесь в 60-70 годах неоднократно останавливался выдающийся русский живописец Владимир Федорович Стожаров. Так что дом назван не в честь владельца или архитектора, а в честь своего постояльца.

Необычно смотрится среди зданий середины XIX века дом в стиле модерн, в котором находится Музей театрального костюма. Вот неправильно я сфотографировала, засмотрелась на любимый модерн, а фотографировать нужно было соседний дом, тот, что справа. Дом № 8, построенный в первой половине XVIII века, считают самой старой гражданской постройкой в Костроме. Этот дом принадлежал Волковым, в нем родился и провел детские годы основатель русского театра Федор Григорьевич Волков. Дом в стиле модерн пристроили рядом в 1910 году уже новые владельцы дома.

Вот здание, построенное в 1926–1930 годах для фабрики-кухни, здесь и сейчас есть «Фабрика-кухня», одно из старейших в Костроме предприятий общепита. Это столовая-кондитерская, оформленная в ретро-стиле, с фотографиями из архивов костромичей на стенах.

В здании была выполнена реконструкция, сейчас в нем размещаются также Костромской камерный театр и Резиденция Снегурочки.

Главная достопримечательность на улице Симановского — Богоявленско-Анастасии женский монастырь. Обитель была основана в первой четверти XV века преподобным Никитой Костромским — учеником и родственником Сергия Радонежского. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь здесь находится с 1863 года, до этого обитель была мужской.

Монастырская колокольня была возведена в середине XVII века как проездная башня со святыми воротами. Верхняя часть башни - колокольня была надстроена в 1865 году.

Главное здание монастыря — Богоявленский собор, построенный в 1559–1565 годах. С 1991 года это кафедральный собор Костромской епархии РПЦ. Здесь можно увидеть главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. По преданию именно ею в 1613 году благословили на царство первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

Кострома — город, куда хочется вернуться

В бывшем трапезном корпусе монастыря находится Костромская духовная семинария. Памятник на территории — покровителю Костромы святому Федору Стратилату. Все это мы увидели через открытые ворота, пройти через которые нельзя, доступен только собор.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Мы погуляли по улочкам вокруг главной площади Костромы, каждый там может найти то, что ему нравится. Встречаются домики с резными наличниками, есть интересные храмы.

Например, храм во имя святителя Иоанна Златоуста на Лавровской улице, освященный в 1751 году. Это один из трех старинных храмов Костромы, которые не закрывались в советское время, хотя судьба его в эти годы была непростой.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Мне понравилась церковь Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе: в стиле барокко с необычной колокольней, увенчанной короной. Храм построен в 1759–1762 годах. В обе церкви зайти не удалось, были закрыты.

Заглянули на площадь Мира, где уже начинается современная застройка. Здание Костромского цирка на площади построено в 1980-х годах и, явно, мечтает о реконструкции.

Кострома — город, куда хочется вернуться

На площади Мира находится Монумент славы — памятник героям Великой Отечественной войны.

К Сусанинской площади возвращались по проспекту Мира. Интересен его участок от площади до улицы Князева, где сохранилась историческая застройка.

Вот, например, здание в русском стиле бывшего духовного училища, построенное в 1894 году. После революции в нем разместили родильный дом, здесь он находится и сейчас.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского — один из старейших театров страны, он основан в 1808 году. Начиная с 1854 года, на сцене театра впервые в провинции были поставлены пьесы А. Н. Островского. Именно поэтому в 1923 году театру присвоили имя известного драматурга.

Мы посмотрели комедию «Идеальная жена» по пьесе Сомерсета Моэма, понравилось, порадовало, что постановка классическая, без современных упражнений в оригинальности. Евгений Онегин, приехавший к Лариным на байке, меня как-то не впечатлил.

В фойе театра в витринах были выставлены театральные костюмы из коллекции «Музея театрального костюма». Очень интересно, пожалела, что не успели зайти в музей, как нам рекомендовала кассир в театре, когда мы покупали билеты.

Кострома — город, куда хочется вернуться

На бульваре напротив театра в 1967 году установили памятник А. Н. Островскому.

Кострома — город, куда хочется вернуться

На проспекте мира есть «Аллея признания», где в тротуар вмонтированы бронзовые плиты с именами людей, оставивших заметный след в истории костромского края. Это основатель города Юрий Долгорукий, царь Михаил Федорович — первый царь из династии Романовых, царь Борис Годунов, Иван Сусанин, архитекторы Петр Фурсов, Александр Воротилов и Калерия Тороп, драматург Александр Островский, художник Борис Кустодиев.

Здание, в котором размещаются экспозиции Костромского музея-заповедника, было построено в 1780-х годах как жилой дом для богатого костромского купца М. П. Дурыгина. В конце 1830-х годов по проекту губернского архитектора М. М. Преве выполнили переустройство здания для размещения в нем Дворянского собрания. Сейчас это одно из зданий Костромского музея-заповедника. Здесь расположены выставки, посвященные жизни Костромы и костромских дворян в XVIII–XIX веках.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Рядом еще одно музейно здание — Романовский музей — образец модерна во псевдорусском стиле. Здание было построено для размещения коллекции Музея древностей, открытого в 1891 году и сначала находившегося в  Дворянском собрании. Проект архитектора Н. И. Горлицына лично одобрил император Николай II. Открыли новое здание музея в 1913 году к 300-летию правления династии Романовых, на открытии присутствовала царская чета.

Центральный парк Костромы был недалеко от нашей гостиницы, но попасть туда мы не смогли, так как там рядом ведутся работы по воссозданию храмового комплекса Костромского кремля, все огорожено. Даже на знаменитый памятник В. И. Ленину, установленный на постаменте, предназначавшемся для памятника в честь 300-летия Дома Романовых, посмотрели только издали поверх забора.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Понравилась улица Дзержинского, расположенная на живописной горе Муравьевка. Это красивая и благоустроенная улица, застроенная только с одной стороны. Здесь  отличная смотровая площадка, с нее открывается вид на улицу Нижняя Дебря, Волгу и автомобильный мост через нее.

Современная застройка улицы Нижняя Дебря

В здании бывшего Епархиального женского училища находится администрация Костромской области. Оно построено в 1804–1806 годы на деньги костромича П. И. Сергеева. Он выиграл крупную сумму в лотерею и пожертвовал их на строительство женского епархиального училища, готовившего учительниц начальных классов.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Усадьба губернатора была построена в конце XVIII века, сначала в здании размещались Костромское народное училище и Костромская губернская гимназия. В 1834 году после посещения Костромы царем Николаем I здание после реконструкции передали под усадьбу губернатора.

Сейчас в здание размещается экспозиция «История Костромского края» Костромского музея-заповедника.

Здание мужской гимназии, построенное в 1795 году и перестраивавшееся в 1847 году, сейчас занимает Костромской университет. В этой гимназии учились многие известные люди, например, писатель А. Ф. Писемский.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Напротив зданий на улице Дзержинского расположен бульвар со смотровыми площадками и Аллея героев, где установлены бюсты выдающихся военачальников времен Великой Отечественной войны.

Мы спустились на улицу Нижняя Дебря, чтобы увидеть самый красивый храм Костромы — Церковь Воскресения Христова на Дебре. Это единственный сохранившийся в городе каменный посадский храм XVII века, он был построен на деньги купца Кирилла Исакова и посадского населения.

В советское время здание использовалось как зерно- и овощехранилище, храм был закрыт до 1946 года. В 1964 году церковь стала кафедральным собором, здесь до 1991 года хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы — чудотворная икона Федоровской Божьей Матери.

Кострома — город, куда хочется вернуться

В 1652 году храм был расписан, стены полностью были покрыты фресками. Считают, что работы выполнила артель костромских живописцев во главе с Василием Запокровским и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела).

Кострома — город, куда хочется вернуться

В 1993 году при церкви Воскресения Христова основали женский Знаменский монастырь. В его состав входит и стоящая рядом церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенная в 1802 году. Знаменская церковь в 1920-х годах была закрыта, колокольню снесли, а в здании сначала был зерносклад, а потом котельная.

Колокольню и церковь восстановили в 2001–2007 годах. Монастырь действует, при нем открыт православный медицинский центр «Милосердие», где оказывают медицинскую помощь малоимущим.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Прогулялись мы и вдоль набережной Волги по улице Лесной.

Не буду перегружать рассказ информацией о том, что мы там увидели, покажу только пару церквей.

Строится храм Николая Чудотворца на Дебре. Вернее воссоздается в том же виде, как стоявший на этом месте храм 1734 года, как написано на щите рядом.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Церковь Вознесения Господня на Дебре построена в середине XVII века. Храм был закрыт в 1930 году, снесли колокольню и купола, в здании сначала было общежитие для портовых грузчиков, затем столовая, а потом три десятка лет до 1986 года — жилой дом. Восстанавливали долго, но с 2016 года в церкви вновь идут службы.

В этот день в Кострому пришел первый круизный теплоход, похоже, туристическая жизнь в городе оживляется.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Эта ажурная конструкция — Герб Костромы, утвержденный в 1767 году, — первый городской герб в истории России. На нем изображена галера «Тверь», на которой императрица Екатерина II прибыла в Кострому.

Остановимся у Беседки Островского. Наверно это самая фотографируемая достопримечательность Костромы: здесь неподалеку круизные теплоходы останавливаются, и молодожены приходят. Не зря внизу установлен памятный знак «Любовь» с буквой «О» в форме обручального кольца.

Эта беседка построена в 1956 году, а существовавшую здесь беседку первой половины XIX века снесли в 1932 году. Это о ней писал А. Н. Островский: «Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор», поэтому беседка и носит его имя.

Кострома — город, куда хочется вернуться

Конечно, это далеко не все, что мы увидели за два дня в Костроме, но все в один рассказ не втиснешь, остальное, может быть, покажу в альбоме. Этот город — прекрасный вариант поездки из соседних областей на выходные, заняться будет чем. Кострома проще, чем столица Золотого кольца — Ярославль, заметно беднее, если судить по состоянию дорог и городского транспорта, а зданий, нуждающихся в реставрации, не перечесть. Но есть в ней что-то, что заставляет не обращать внимания на такие мелочи! Этот город со своей атмосферой, по нему хочется неспешно гулять и, возможно, когда-нибудь вернуться.