Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:19

Кострома, Рыбинск, Ярославль, Ростов Великий — Россия Апрель 2021

Уже не первый год весной я одна или с подругами отправляюсь в путешествие. Предыдущие десяток лет это были разные «заграничные» страны, а в этом году приняли решение продолжать осваивать родные просторы. Как направление выбрали города из списка Золотого кольца России, знакомство с которым откладывали до лучших времен уже давно. И эти времена, как вы понимаете, наступили!

Жители зауральских регионов выбираются в отпуск в европейскую часть страны обычно дней на десять — две недели, билеты, сами знаете, недешевы. На три дня можно слетать, удачно выловив дешевые билеты. Вот и мы собрались недели на две. Планировали увидеть больше, но желание объять необъятное отсутствовало, хотелось не только поставить очередную точку на карте, но и спокойно посмотреть все самое интересное. Поэтому, изучив логистику, решили остановиться на трех базовых городах, а остальное, по возможности, охватить радиальными поездками из них. Получилось не все задуманное: внесла свои коррективы погода, апрель в России мало похож на апрель где-нибудь в Испании. Но в целом поездкой остались довольны

Итак, в назначенное время я и подруги, прилетевшие из Западной Сибири, встретились на Ярославском вокзале Москвы. 2 часа 20 минут комфортной «Ласточкой» и мы в Ростове Великом.

Ростов Великий

Железнодорожный вокзал Ростова. Здесь же кассово-диспетчерский пункт, обслуживающий междугородние автобусы.

Ростов — город небольшой, от вокзала до кремля всего 1,6 километра, если вы налегке, пешком дойти не проблема. Если же с чемоданами, сразу вызывайте такси, приложение Яндекс. Такси работает, а цены удивят и порадуют.

Конечно, есть автобусы и маршрутки, но они ходят практически по одним и тем же улицам, не заезжая в исторический центр. Поэтому или будут долго возить по окраинам, или от остановки будет не намного ближе, чем от вокзала.

Заказанный отель «Рождественский» нам понравился, отзыв о нем я уже написала: комфортный и удобно расположенный. Устроившись, отправились знакомиться с городом. Начали с соседнего городского сада, он небольшой, но тоже входит в число городских достопримечательностей — создан в 1830-х годах.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца
Олень - символ Ростова Великого, он изображен на гербе города.

Любителям снимков на фоне проходить мимо не стоит, здесь есть все для этого. Например, рама, в которой можно запечатлеть себя на фоне знаменитого озера Неро.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

В парке также единственный благоустроенный участок набережной вдоль озера, на большей части это просто грунтовая дорога вдоль берега.

Полюбовавшись видами озера, поняли, что о прогулке по озеру на каком-либо плавсредстве придется забыть, у берега еще стоял слой шуги.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Вечерний город был пустынным, в историческом центре жилых зданий немного. Все выглядело немного грустно.

Первое впечатление было сложным, весна — не лучшее время для старых городов, у которых нет средств на реставрацию. Деревья еще голые, обнажены все проблемы.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

На реставрации Богородице-Рождественский женский монастырь, основанный еще в XIV веке архиепископом ростовским Феодором, племянником Сергия Радонежского. Монастырь действующий, но доступ сейчас туда закрыт.

Но отторжения город не вызывал, все можно было простить за красоту Ростовского кремля в лучах заходящего солнца.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

В Ростове Великом у нас было два полных дня. Считаю, что это оптимальное время для знакомства с городом: можно никуда не спешить, спокойно посмотреть все интересное, вкусно пообедать, отведать монастырской медовухи, поглазеть на изделия местных мастеров в сувенирных лавках.

Считается, что лучшее время для посещения города с мая по конец сентября: открыты все церкви кремля, которые закрывают на зиму для сохранности фресок, можно прогуляться по кремлевским стенам и совершить прогулку на катере по озеру Неро, откуда лучшие виды на кремль и монастыри. Для нас все это было недоступно. Конечно, если это вам интересны все эти прогулки. В зимних поездках есть своя прелесть. Белые стены кремля отлично смотрятся на фоне снега и синего неба, а для фотографий с озера можно просто выйти на лед.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Первый день мы посвятили Ростовскому кремлю, экскурсию не брали, слушали аудио-маршруты izi. Travel. Посетили Успенский монастырь, поднялись на соборную звонницу, отдохнули в Митрополичьем саду, заглянули в сувенирные лавки.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

После вкусного обеда в кафе «Алеша Попович», куда пошли, прочитав рекомендации туристеровцев, отправились по улице Ленинской в Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. На Ленинской есть, на что обратить внимание, здесь сохранилось много купеческих особняков XIX века.

Слева - гостевой дом «Покровские ворота»
Усадьба Плешанова

В Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре, основанном по преданию в конце XIV века ростовским епископом Иаковом, мы взяли экскурсию и не пожалели. Я посещаю монастыри и храмы не как паломник, мне все это интересно, прежде всего, с точки зрения архитектуры, истории строительства. На экскурсии рассказали об этом много интересного, а кроме того, нам открывали храмы, которые в это время не в свободном доступе.

Справа - храм Спаса-Преображения

Поднялись мы и на монастырскую стену, откуда прекрасные виды не только на монастырь, но и на озеро Неро.

Слева - Димитриевский собор, слева с зелеными куполами - Яковлевская церковь и примыкающей к ней справа Зачатьевский собор.

На второй день с утра поехали в женский Авраамиев Богоявленский монастырь, один из древнейших монастырей России, по преданию основанный в 1080 году Авраамием Ростовским на месте святилища языческого идола Велеса. В монастырь поехали на такси, так как вечером по улице Пролетарской прошли в поисках «Пятерочки», тротуары не оценили, смысла бить ноги не было. Цена вопроса всего 80 рублей.

Посетить можно было только надвратную церковь Николая Чудотворца. Жаль, закрыт главный собор монастыря — Успенский, а там сохранились росписи первой половины XVIII века. Но, как я поняла, храм очень нуждается в реставрации, состояние его аварийное.

Следующим по плану был Троице-Сергиев Варницкий монастырь, который находится в нескольких километрах от Ростова. Добираться туда также не очень удобно: или с пересадками, или с переходами, в лучшем случае доберешься за час. Вызвали такси, цена вопроса — 140 рублей.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году на месте рождения святого Сергия Радонежского. То, что сейчас можно видеть, построено уже после возвращения руин монастыря в 1995 году церкви. От существовавшего монастыря уцелела только Введенская церковь, построенная в 1826–1828 годы, и несколько служебных строений. Территория очень красивая, храмы к осмотру доступны без ограничений.

Собор преподобного Сергия Радонежского. Освящен патриархом Кириллом 11 мая 2014 года.
Собор Троицы Живоначальной

В оставшееся от монастырей время мы гуляли по городу, осматривали и другие городские достопримечательности: Мытный двор, Гимназию им. А. Л. Кекина, церкви, исторические здания.

Ярославль

В Ярославль из Ростова Великого мы перебрались утром следующего дня также на «Ласточке», время в пути всего 46 минут.

Устроившись в апартаментах в историческом центре города у Кирилло-Афанасьевского монастыря отправились знакомиться городом. На знакомство с городом времени у нас было достаточно, посмотрели его неплохо.

Сходили к Стрелке, но спускаться не рискнули, нас чуть не сдуло ледяным ветром, мы к такому приему были не готовы.

Погуляли по Волжской набережной до Октябрьского моста, рассмотрели все особняки, полюбовались Волгой.

Трудно поверить, что пройдет пара недель и набережную скроет вода.

Посетили Ярославский музей-заповедник, навестили музеи,

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

поднялись на Звонницу, посмотрели на город с высоты.

Столько церквей, сколько увидела за эту поездку, я не видела, наверно, никогда!

Церковь Тихвинской Божией Матери  (1686 г.) и Церковь Николая Чудотворца (церковь Николы Мокрого) (1665-1672 гг.)
Церковь Тихвинской Божией Матери (1686 г.) и Церковь Николая Чудотворца (церковь Николы Мокрого) (1665-1672 гг.)

Первое место в своем рейтинге ярославских церквей отдаю церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, построенной во второй половине XVII века. Но и она была закрыта до мая, открыли через неделю. Пооблизывались, рассматривая снаружи.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Посмотрели большинство городских достопримечательностей, из-за погоды сорвались поездки за город, но больше времени осталось на сам Ярославль. Все еще расскажу и покажу, не сомневайтесь!

К сожалению, не все задуманное было выполнено. Например, мы не попали в храм Ильи Пророка и не увидели его великолепные фрески. Из-за дождей его не открывали для посетителей.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Погода с первых дней была неустойчивой, а вскоре и совсем испортилась. В перерывах между дождями гуляли по городу, а в дождь ходили в музеи.

Посещение музеев было запланировано, рядом с нашими апартаментами их было много, далеко ходить не надо. Сходили в Ярославский художественный музей, посмотрели раздел «Русское искусство XVIII–XX веков». Музей понравился, жаль, опять же до мая был закрыт Губернаторский сад.

Музей истории города Ярославля не впечатлил, хотя и брали экскурсию. Ожидали большего.

Ярославский художественный музей

Большое впечатление произвел частный «Музей имени В. Ю. Орлова». Здесь обязательно стоит взять экскурсию, цена вопроса 500 рублей с группы до 5 человек. Узнали много интересного об экспонатах, а коллекция здесь интереснейшая: европейский фарфор и изделия частных русских заводов, чугунное художественное литье уральских заводов, русское и европейское художественное и бытовое серебро, самовары, а также предметы, рассказывающие о человеке, который собрал эту коллекцию — Вадиме Юрьевиче Орлове.

Обнаружила в коллекции изделия завода прапрадеда своего сына, С. И. Масленникова.

Ваза, поддерживаемая химерами (конец 1870-х - конец 1880-х гг.). Россия, завод Масленникова.

В Толгском монастыре мы попали в грозу, посмотреть его успели перебежками, спасаясь то в трапезной, то в храмах. На обратном пути повезло, что таксист, который кого-то привез в монастырь, не успел далеко отъехать и вернулся за нами.

Рыбинск

Воспользовавшись единственным солнечным днем успели съездить в Рыбинск, я хотела его увидеть после рассказов Елены Сариевой. Планировали поехать на ретро-паровозе в субботу, но прогноз пообещал дождь (и не обманул), поэтому не стали ждать и уехали автобусом.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Рыбинск нам понравился, оценили все сделанное, чтобы город стал привлекательнее для туристов: и отреставрированные фасады, и вывески «под старину». Конечно, по музеям мы не ходили и монумент «Мать-Волга» не видели, но по городу погуляли, многое интересное увидели.

Главное, сфотографировали знаменитый вид на город с моста. Волга и здесь показала характер, — ветры над нею дуют знатные! Пытался пойти дождь, но, к счастью, передумал.

Кострома

В Кострому из Ярославля уехали маршруткой, это самый удобный вариант по времени отправления. С автовокзала на Московской они отправляются одна за другой, предлагают свои услуги и частники.

И Кострома нам понравилась! Понятно, что снимки, когда Сусанинская площадь вся в цветах, смотрятся выигрышнее. Это опять к тому, что май для поездки лучше, чем апрель.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

В городе много интересного, посмотреть есть, на что. Грустное впечатление оставил городской общественный транспорт, пожалуй, такого убитого я давно не видела.

Памятник основателю Костромы - Юрию Долгорукому.

И в Костроме прогулка по Волге не состоялась, в апреле еще не возят. Но в этот день в город пришел первый круизный теплоход.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

За два дня в Костроме мы успели увидеть многое. И по улице Симановского погуляли,

монастыри и храмы посмотрели,

Церковь Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе (1752-1762 гг.)

увидели и старину, и современную Кострому.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца
Вид на Костромской автодорожный мост через Волгу и улицу Нижняя Дебря.

Из костромских церквей на первое место поставлю церковь Воскресенья на Дебре первой половины XVII века.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

Рекомендую посетить Костромской драматический театр им. А. Н. Островского, основанный в середине XIX века. Мы посмотрели комедию «Идеальная жена» по пьесе Сомерсета Моэма, порадовало, что постановка классическая, без современных изысков.

Съездили мы и в Ипатьевский монастырь Святой Троицы, расположенный на стрелке в месте впадения реки Костромы в Волгу. Здесь также заказывали индивидуальную экскурсию, было интересно узнать о монастыре, который называют «колыбелью династии Романовых», из рассказа специалиста. Нужно отдать должное: везде в монастырях экскурсии проводили высококвалифицированные специалисты.

Весенняя поездка по городам Золотого кольца

В Москву из Костромы доехали утренней «Ласточкой» за 4 часа 7 минут. Всего наша поездка продолжалась 13 дней, увидели и узнали много, не все получилось, но в целом остались довольны. Ну, а погоду, как известно, не закажешь и не угадаешь. Весна в этом году везде была необычная.