Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 22:09

Рыбинск — Россия Апрель 2021

Рыбинск я захотела увидеть после рассказов местной жительницы — Елены Сариевой, поэтому и включила его в программу нашего апрельского путешествия по городам Золотого кольца России. На этом этапе поездки мы останавливались в Ярославле и изначально планировали ехать в Рыбинск по историческому маршруту на старинном паровозе, который отправляется с Московского вокзала Ярославля по субботам. Но с погодой нам не везло, прогноз стабильно показывал на субботу дождь, поэтому пришлось ехать в первый же солнечный день обычным автобусом от вокзала Ярославль-Главный.

В Рыбинск автобус следует чуть более полутора часов и прибывает на автовокзал, который находится в здании железнодорожного вокзала. Железнодорожный вокзал Рыбинска заслуживает внимания, это объект культурного наследия федерального значения, построенный в 1904–1905 годах в стиле модерн по проекту архитектора С. И. Минаша. Здание красиво не только снаружи, немало интересного и внутри: чугунные лестницы, декоративные обрамления проемов, майоликовая плитка.

Маршрут прогулки по городу, охватывающий все самое интересное, я проложила заранее. Посмотрели не все, но большинство увидеть удалось. Примерную карту прогулки прилагаю, не учтены только «отклонения» от маршрута в соседние улицы. Кстати, в Рыбинске по городу расставлены щиты с картой города, на которой указаны все знаковые достопримечательности. Первый щит — под навесом перрона автовокзала.

Напротив вокзала — здание бывшего дома культуры железнодорожников, построенное в 1933 году. После масштабной реконструкции в 2008 здесь начал работать Рыбинский театр кукол. Это один из первых кукольных театров страны, его первый спектакль состоялся в 1933 году. Видела фотографии в сети, внутри очень красиво. Если вы приехали в город с ребенком, думаю, стоит посетить какое-либо представление.

Рыбинск за один день

От вокзала отправляемся по маршруту по улице Пушкина. Здесь на перекрестке с улицей Плеханова находится Дом купца С. Г. Гордеева или Дом художников. Это здание не входит в число памятников архитектуры, но туристам его обязательно показывают. Этот дом — образец русского стиля деревянной архитектуры конца XIX- начала XX веков был построен купцом С. Г. Гордеевым в 1900–1901 годах.

Но существующее здание — точная копия оригинального, так как в конце XX века его перенесли от дороги при строительстве троллейбусной линии. При этом восстановили поврежденные детали, выполнили внутреннюю перепланировку, при этом использовали кирпич, тогда как историческое здание было полностью деревянным. Домом художников его называют, так как после реконструкции на чердаке располагались мастерские рыбинских художников.

Рыбинск за один день

Стоит заглянуть и на улицу Плеханова, чтобы увидеть Здание технического училища М. Е. Комарова, построенное в 1896–1897 годах по проекту А.Иоссы, архитектора Петербургского учебного округа. Деньги на строительство механического училища в Рыбинске оставил по завещанию Меркурий Елизарович Комаров, действительный статский советник, бывший крепостной, получивший дворянство за заслуги в развитии промышленности. Его именем и назвали училище.

Сейчас это один из корпусов Рыбинского государственного авиационного технического университета им. П. А. Соловьева.

Рыбинск за один день

Бывший польский католический костел Святейшего Сердца Иисуса, построенный в стиле неоготики в 1910 году, удалось хоть как-то сфотографировать со второй попытки на обратном пути, мешало солнце. Собор был закрыт в 1930 году, так как у прихожан не было средств на его содержание. В дальнейшем использовался для самых разных целей, а в конце 1970-х после капитального ремонта был передан студенческому клубу авиационного технического университета.

Заглянули мы и в Карякинский парк, чтобы полюбоваться на пару белых лебедей, плавающих в пруду. Этот парк не так давно привели в порядок, чувствуется, что его любят местные жители. Парк носит имя рыбинского купца, мецената и благотворителя В. А. Карякина, который построил в начале XX века на свои деньги городское мужское училище, а также сад при нем.

Памятников архитектуры на улице Пушкина немного, но интересные здания встречаются. Даже есть здание в стиле конструктивизма, — построенный в 1935 году Дом связи. Но сейчас к почте он уже не имеет никакого отношения.

Много зданий в хорошем состоянии или свежеотремонтированных, но есть и нуждающиеся в срочном ремонте.

Рыбинский городской суд

Теперь свернем ненадолго на улицу Румянцевскую, чтобы посмотреть на красивое деревянное здание — Дом Цехового, построенный в 1870-е годы. Леонид Кондратьевич Цеховой на своих судах занимался поставкой хлеба из Рыбинска в Петербург.

Из списка культурного наследия и дом мещанина Ф. И. Петрова в стиле модерн, построенный в 1914 году. До 1929 года в здании была музыкальная школа, потом его передали ОГПУ, его и сейчас занимает Рыбинское управление ФСБ.

Дом Цехового, 1870-е годы.

Есть что посмотреть и на улице Радищева. Вот, например, Дом И. Ф. Буренина, купца первой гильдии, владельца лесопильного завода (1830-е — 1880-е гг.). Посмотрите, какой великолепный эркер! По-моему, он держится уже из последних сил, жаль, если будет утрачен.

Рыбинск за один день

А через дорогу — дом, украшенный резьбой и похожий на теремок. Это дом, построенный пару лет назад по образу и подобию старинного особняка, еще стоявшего на этом месте в прошлом веке, современный дом, на который «надели старую рубашку». Автор проекта — рыбинский архитектор Николай Лосев.

Продолжаются реставрационные работы на здании бывшего подворья Толгского монастыря. Подворье этой древней обители, построенное в городе в 1903 году, было самым богатым монастырским подворьем из всех находящихся в Рыбинске. В 1920-е году службы в храме прекратились, снесли пять куполов церкви, а здание передали под жилье и конторы. Как я поняла, здание принадлежит теперь старообрядческой церкви, восстановление ведется их силами.

Рыбинск за один день

Сомневаюсь, что успеют восстановить Главный дом усадьбы Первова (1800-е гг. — 1860-е гг.). Да и есть ли смысл? Мало уже что осталось от его когда-то роскошной лепнины.

А вот когда-то одно из самых красивых зданий Рыбинска — Дом Мыркина постепенно преображается. Этот дом Иван Филиппович Мыркин построил в 1880 году в подарок своей жене, а до революции сдавал его в аренду Рыбинскому отделению Государственного банка Российской империи. В советское время здесь находились разные конторы, но последние десятка три лет оно пустовало и тихо разрушалось. Теперь все меняется к лучшему!

Рыбинск за один день

В самом начале улицы Герцена красивое деревянное здание в довольно приличном состоянии — Дом лесоторговца Копылова (1890 — 1900-е гг.). После революции здание национализировали, в нем размещалась музыкальная школа им. Чайковского, а затем художественная школа. Судя по одинаковым оконным рамам его не так давно реставрировали, но резьба частично утрачена.

Потихоньку дошли до Советской площади и одной из главных достопримечательностей Рыбинска — Пожарной каланчи. Эта каланча уже третья на этом основании: красивое сооружение четырехгранной формы, построенное в 1912 году на основании 1825 года. Здесь и сейчас почти два столетия находится пожарная часть. Забавно, но предыдущая, вторая каланча, построенная в 1842 году, сгорела.

Рыбинск за один день

На территории многих приволжских городов кроме Волги есть и другие реки. В историческом центре Рыбинска в Волгу впадает река Черемуха. Вдоль нее проходит бульвар, а улица называется, соответственно, Бульварной. Теперь посмотрим, что же на ней интересного.

А когда-то по Черёмухе ходили суда

В XIX веке улица Бульварная была респектабельной улицей, застроенной красивыми особняками богатых рыбинских купцов и административными зданиями. Например, в доме № 14а, построенном в 1830 году, был закрытый коммерческий клуб, членами которого являлись представители местной администрации и именитого купечества. В 1902–1904 годах в здании размещалось коммерческое училище, а в послевоенные годы — театр юного зрителя.

А сейчас посмотрим на Рыбинский мост через Волгу. Этот автомобильный и пешеходный мост длиной 720 метров был открыт в 1963 году. Интересный факт: это первый в стране мост, выполненный из монолитного железобетона. Автор проекта Е. С. Уланов, брат балерины Галины Улановой.

Погода портилась, собирался дождь, а нам нужно было успеть увидеть город с моста, откуда получаются самые красивые снимки.

Успели и увидеть, и сфотографировать. Чуть не сдуло: ветры над Волгой знатные!

Рыбинск за один день

Виды, действительно, великолепные! Долго задерживаться на мосту не стали, начался дождь, пусть не проливной, но с ветром тоже приятного мало. Спрятались от дождя в ближайшей столовой, подошло время обеда.

Дождь скорее попугал, немного намочил улицы и ушел, не мешая нам продолжать прогулку. После обеда начали со Спасо-Преображенского кафедрального собора. Собор в Рыбинске красивый: в стиле классицизма, украшенный колоннами коринфского ордера и пятью куполами. Не зря его называли «Красой Поволжья».

Построили собор в 1838–1851 году на месте старого деревянного храма на деньги рыбинских купцов. Проект выполнила команда петербургских архитекторов под командой ректора Академии художеств А. И. Мельникова. Удивительно, что колокольня собора построена раньше — в 1795–1804 годах на средства крестьянина С. М. Карпова из деревни Кочевки Ярославской области.

Рыбинск за один день

В 1929 году собор закрыли, снесли купола, но, к счастью, не взорвали, а планы такие были, когда собрались строить мост через Волгу. Помешала война, а после войны при строительстве моста уже собор не трогали.

В Спасо-Преображенском соборе три придела: главный — в честь Преображения Господня, правый — в честь святого праведного воина Федора Ушакова, левый — в честь иконы Божией Матери «Знамение».

А мы отправились вправо от моста смотреть Стрелку — один из самых старейших районов города, полуостров, окруженный водами Волги и Черемухи. Здесь на Волжской набережной еще сохранились следы времен, когда Стрелка или Казанский конец считались престижным районом. На береговой части велись работы, выглядело все не для снимков, а вот на здания посмотреть можно. Деревья в апреле еще голые, не мешают разглядывать архитектуру.

Вот дом богатых рыбинских купцов Сыромятниковых, построенный в 1830-х годах. В конце XIX века наследники купцов продали этот дом, он был приспособлен под приют. Сейчас это обычное офисное здание, где, в том числе, находится музей «Нобели и нобелевское движение».

Волжская набережная, 53

Здание Волжско-Камского банка (Волжская набережная № 47–49) построено в период 1840 по 1870 годы. Здесь был открыт первый в Рыбинске банк. Банк занимал это здание и в наши дни, но сейчас, похоже, здание пустует. Мемориальная табличка на стене извещает, что в нем провел детство известный художник Серебряного века Борис Григорьев. Борис Григорьев — внебрачный сын Дмитрия Григорьева, который в конце XIX века был управляющим Рыбинского отделения Волжско-Камского банка.

Рыбинск за один день

Заинтересовало необычное здание по Волжской набережной. Это бывшая паровая мельница купца первой гильдии Е. С. Калашникова, одного из первых мукомолов Ярославской губернии. Его мука не раз получала за качество медали на всероссийских и зарубежных выставках.

Во многих городах здания мельниц перестроили для современных нужд. У нас в Екатеринбурге два таких примера удачной реконструкции. В здании мельницы Калашникова сейчас размещается ночной клуб Mill и гастробар «Завод».

Рыбинск за один день

Неплохо смотрится здание гостиницы «На Введенской», да и отзывы о ней хорошие. Здание с необычным угловым элементом. Ничего о нем не вычитала, может быть и новое, стилизованное под XIX век, но в любом случае, получилось неплохо. А через дорогу простой деревянный дом, который скоро встретит свой вековой юбилей.

В этом районе неплохие современные здания, построенные уже в наши дни: яркие, нарядные и невысокие, не подавляющие историческую застройку.

Свернув на Введенскую, мы дошли до церкви Казанской иконы Божией Матери, самой старой церкви Рыбинска, построенной в 1697 году. Говорят, в ней сохранились росписи второй половины XVIII века, но попасть в церковь не удалось, она была закрыта. Когда-то в церковный ансамбль входила еще стоящая рядом Введенская церковь, но в 1930-х ее перестроили в жилой дом, а от храма осталось только название улицы.

Рыбинск за один день

Местные котики были приветливы, один даже не возражал оправиться с нами.

Рыбинск за один день

Обратный путь лежал по Большой Казанской. Когда-то здесь жили зажиточные горожане, строили свои усадьбы купцы из первого десятка. Сейчас улица выглядит заброшенной, думаю, что в летнее время в обрамлении зелени все выглядит веселее.

Дом Казакова, 1880-е годы. Памятник архитектуры.

Здесь в 1880-е годы на купеческие деньги были построены два богоугодных заведения: Фроловский приют для девочек и Николаевская богадельня для престарелых женщин. Здание приюта еще используется для автошколы, а вот здание богадельни понемногу разваливается.

Фроловский приют, 1880-е годы Памятник архитектуры

В конце Большой Казанской на берегу Черемухи располагается парк Людвига Нобеля и памятник ему, открытый в 2013 году. Мы больше слышали об Альфреде Нобеле, знаменитом учредителе Нобелевской премии, Людвиг Нобель — его старший брат и деловой партнер, инженер, изобретатель, предприниматель и меценат.

Памятник в Рыбинске открыли не случайно, здесь был нефтеперерабатывающий завод братьев Нобелей, крупнейшая нефтяная база, открыт единственный в России музей «Нобели и Нобелевское движение». После смерти Людвига Нобеля «Товарищество братьев Нобель» учредило золотую медаль и премию, которая присуждалась раз в пять лет за исследования и разработку в области науки и техники.

В тротуар перед памятником вмонтированы таблички с фамилиями лауреатов этой премии. С 2005 года она присуждается знаковым личностям современности за профессиональные достижения и безусловные заслуги перед человечеством. Поэтому на табличках много фамилий людей искусства.

Пришло время посмотреть на главную улицу Рыбинска — Крестовую. История этой улицы началась, когда в 1777 году Рыбинск получил статус города и в 1784 году был утвержден генеральный план его застройки. Сейчас длина улицы 2,1 километра, она застроена в основном зданиями XIX — начала XX века высотой до четырех этажей, многие из них — памятники архитектуры.

Двухцветный дом в центре - это фактически два дома №3-5, построенные в 1865 году. После революции здесь жила семья Соколовых, в том числе юношеские годы провел Н.А. Соколов, народный художник СССР, член коллектива «Кукрыниксы». Справа - Дом соборного причта, здесь жили священники Спасо-Преображенского собора. Построен в 1811 г.

В 2019 году улицу реставрировали: установили опоры освещения и троллейбусной сети, стилизованные под исторические столбы, а многочисленные провода убрали под землю, отремонтировали фасады многих зданий.

На Крестовой находится Рыбинский драматический театр, дата основания которого исчисляется с 1825 года. На его сцене выступали многие знаменитые артисты. Это здание для театра было построено в 1963 году.

Зданий XVIII — начала XIX веков в Рыбинске почти не сохранилось, так как застройка того периода была в основном деревянной. В городе только два каменных здания конца XVIII века: церковь Казанской иконы Божией матери и Дом купца Попова на перекрестке Крестовой и Преображенского переулка, на котором вывеска — «Дом фарфора».

Дом до середины XIX века принадлежал семье купца А. И. Попова, который с сыном владел писчебумажными фабриками, мукомольными мельницами, торговал хлебом. Сын Попова четыре срока избирался городским головой, а у внука в гостях бывал писатель И. С. Аксаков.

Знаменитые рыбинские вывески, стилизованные под дореволюционную орфографию, здесь встречаешь на каждом шагу.

Есть в Рыбинске и своя Красная площадь — главная площадь города: красивая, выложенная брусчаткой, недавно реконструированная, украшенная стилизованными под старину фонарями. В центре площади довольно необычный памятник Ленину, нигде больше я не видела вождя в пальто и шапке.

Рыбинск за один день

Здание за памятником Ленину — Новая хлебная биржа, оно красиво смотрится как с площади, так и со стороны Волги. Построено в 1912 году в неорусском стиле, сочетающем традиции русской архитектуры и элементы модного в то время модерна, по проекту московского архитектора А. В. Иванова. Хороши украшающие здание цветные изразцы с изображениями двуглавых орлов, больше похожих на сказочных птиц.

По своему прямому назначению биржа служила недолго, через три года государство ввело монополию на торговлю хлебом. В годы советской власти в здании был речной вокзал и больница. Сейчас здесь размещается Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Рыбинск за один день

Справа площадь обрамляет Красный гостиный двор, построенный в 1873–1877 годах на средства рыбинских купцов, здесь торговали тканями, москательными товарами, предметами домашнего обихода. Слева — построенный в 1790–1830 годах Мучной гостиный двор. Если пройти во двор через одну из его арок, можно попасть на Мытный рынок, который продолжает работать и в наши дни. Сейчас оба комплекса занимают в основном магазины и предприятия общественного питания.

Слева от нарядной Новой хлебной биржи стоит строгое классическое здание, построенное на столетие раньше — в 1806–1811 годах по проекту Ярославского губернского архитектора Г. В. Петрова.

Рыбинск за один день

В Рыбинске красивая набережная, мы прошли небольшой ее кусок от моста до улицы Ломоносова. На большее не хватило времени, да и смутили раскопки в районе Волжского парка.

Памятник бурлаку установлен на Волжской набережной у Старой хлебной биржи в 1977 году к 200-летию города. Статус города и новое имя Рыбинск получил в 1777 году, до этого он назывался Рыбной слободой. От этой даты и ведут отсчет числа лет города, хотя основан он как поселение Усть-Шексна, впервые упоминается в летописях от 1071 года.

Это единственный в стране памятник бурлаку, кстати, Рыбинск в XIX веке называли столицей бурлаков. Автор — рыбинский скульптор Лев Писаревский.

Рыбинск за один день

Есть на набережной и памятник известному уроженцу Рыбинска — поэту-песеннику Льву Ивановичу Ошанину. Автор — скульптор М.Нурматов.

Часовня во имя Николая Чудотворца, небесного покровителя путешественников и купцов, построена на набережной в 1867 году в память чудесного спасения от покушения царя Александра II. Здание не было разрушено, но значительно перестроено. После реставрации часовня открыта вновь в 2011 году.

Рыбинск за один день

Неподалеку памятник рыбинцам, пострадавшим от радиационных катастроф, участникам ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС.

Значительную территорию на Волжской набережной занимают сооружения «Водоканала». Водопровод в Рыбинске был пущен в эксплуатацию в 1901 году, а построен московской фирмой «Братья Бромлей», что сообщает табличка на стене здания. Я заглянула на территорию, чтобы добавить в свою коллекцию еще один памятник сантехнику. Жаль, еще не сезон, фонтан с золотой рыбкой не работает.

Есть в Рыбинске на улице Стоялой бульвар Ушакова, где стоит памятник знаменитому уроженцу Ярославской земли. Русский флотоводец, адмирал Федор Ушаков родился в селе Бурнаково на территории современного Рыбинского района.

Рыбинск за один день

Посмотрим на перекресток улицы Стоялой с Крестовой, когда-то именно от этого перекрестка (креста) и произошло название главной улицы Рыбинска. На снимке справа — бывшее подворье Югской Дорофеевой пустыни, основанной неподалеку от Рыбинска в начале XVII века. Современный вид строения подворья приобрели в 1905 году, когда была устроена церковь святителя и чудотворца Николая. Сейчас это обычный жилой дом, первый этаж которого занимает банк и магазины.

На Крестовой еще немало интересного, жаль, у нас не было времени посмотреть все, что есть на главной улице Рыбинска.

Бывшая гостиница «Центральная» (1888 г.), до революции самая престижная гостиница города. После революции в здании размещался Дом колхозника.

Рыбинск мне понравился, не смотрите на сухость описания. Здесь хорошо неспешно гулять, летом много зелени и цветов, город становится ярким. Думаю, лучше приезжать на пару дней, чтобы не только гулять, но и посетить музеи, добраться до знаменитой Рыбинской ГЭС, увидеть памятник «Мать-Волга», установленный на входе в шлюзы со стороны Рыбинского водохранилища. А если сделать Рыбинск базой на несколько дней, можно съездить в Углич и Мышкин.