Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 22:11

Ярославль — Россия Апрель 2021

Утренней «Ласточкой» из Ростова Великого мы приехали на железнодорожный вокзал «Ярославль-Главный». Вокзал в Ярославле красивый, в стиле «сталинского ампира» с небольшой башенкой и часами, циферблат которых окружен знаками зодиака. Успели построить в 1952 году до борьбы с излишествами, но критики не избежали.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Мне показалось, что это здание больше используют пассажиры междугородних автобусов, отправляющихся от вокзала, а билеты на автобусы продают в зале у входа. Железнодорожные кассы в другом здании, построенном слева от главного в 1977 году.

Справа у здания вокзала стоит памятник Савве Мамонтову, его открыли в 2008 году в день 140-летия Северной железной дороги. Известный русский промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов к железной дороге имеет непосредственное отношение: в 1859 году он был одним из учредителей общества Московско-Ярославской железной дороги, а дорога до Ярославля, Вологды и Архангельска построена на его собственные средства.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Вызвав такси, мы уехали в заказанные апартаменты Apr. Yaroslavl, где оставили вещи, и отправились гулять. Об апартаментах я уже рассказывала, расположены они были очень удобно, в историческом центре города, а из окна открывался вид на Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. Сначала туда и заглянем.

Монастырь был основан в начале XVII века, сначала он был деревянным, неоднократно перестраивался, до наших дней дошли не все сооружения. На снимке слева от надвратной башни — церковь Кирилла и Афанасия, в каменном исполнении построенная впервые в 1664 году, позже не раз перестраивалась и дополнялась.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Справа от ворот — церковь Спаса Нерукотворного Образа, которую чаще называют Спасо-Пробоинской. Двухэтажное здание с трапезной возвели на рубеже XVII и XVIII веков.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

В церкви Афанасия и Кирилла два престола: Афанасия и Кирилла — патриархов Александрийских, и Алексия, митрополита Московского. Мы в церковь зашли, там довольно скромненько.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Как я поняла, монастырские здания вернули епархии не в лучшем состоянии в 2006 году, многие годы там были разные предприятия. Сейчас обе церкви приписаны к семинарии, которая находится неподалеку.

На территории монастыря стоит памятник, посвященный народному ополчению, которое собрали Козьма Минин и Дмитрий Пожарский для освобождения Москвы и Русского государства от польских захватчиков.

В здании слева под крышей треугольное окно — это и есть наши апартаменты, двухэтажное здание справа — братский корпус монастыря.

У церковной стены установлен памятник «Святым мученикам» — священникам и монахам, погибшим в годы репрессий.

Прогулку по Ярославлю начнем от сквера, что находится по улице Андропова у заднего фасада здания Правительства Ярославской области. Странно, что сквер не имеет никакого названия.

Здесь стоит часовня Александра Невского, построенная в 1892 году в русском стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Ее возвели в честь спасения при крушении поезда в октябре 1888 года семьи императора Александра III.

В сквере есть место для любимых всеми туристами фотоснимков,

Ярославские бродилки. Первые впечатления

а также информационный щит, на котором обозначены самые известные достопримечательности столицы Золотого кольца.

От сквера лучами разбегаются улицы, в том числе ярославский «Арбат» — небольшой пешеходный участок улицы Кирова. Он слева от красивого здания, украшенного изразцами, на углу улиц Кирова и Андропова, но туда мы отправимся позже. Здание в стиле модерн — бывшая гостиница и ресторан «Бристоль», построенная в 1910 году по проекту известного саратовского архитектора Г. В. Саренко, считается одной из лучших построек Ярославля начала XX века.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

А теперь отправимся на главную городскую площадь — Советскую. На картах города она появилась в 1778 году и называлась Ильинской от расположенной на ней церкви Ильи Пророка. Здание, которое сейчас занимает Губернатор и Правительство Ярославской области, построено на рубеже 1970–1980-х годов для обкома КПСС.

Обратите внимание на герб Ярославля на здании. Он был утвержден в 1995 году, но за основу взят исторический герб XVIII века: на щите стоящий на задних лапах медведь с секирой — символ предусмотрительности и силы, щит венчает шапка Мономаха, как факт, что Ярославль был местом пребывания царствующих великих князей.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

В 1777 году Ярославль стал центром огромной губернии. Тогда и был создан архитектурный ансамбль Ильинской площади, застроенной административными зданиями. По обе стороны от здания администрации стоят корпуса, построенные в 1780-х годах по проекту губернского архитектора И. М. Левенгагена. Справа — здание Губернских присутственных мест, его занимали различные органы власти и суды. Не могла понять, почему нет информации, что в нем находится сейчас, пока не наткнулась на статью на городском портале: хороша только картинка со стороны площади. Здание пустое уже несколько лет, внутри полная разруха, стоит только заглянуть во двор, там нет даже оконных рам.

Справа здание с флагами — бывшие Казенные палаты, сейчас его занимает Ярославская областная дума.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Для туристов самое интересное на Советской площади, конечно, церковь Илии Пророка, построенная в середине XVII века. Мы ходили вокруг нее все эти дни облизываясь, не более того: знаменитые фрески Ильинской церкви, выполненные костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с артелью ярославских мастеров в 1680 году, нам увидеть не удалось.

Церковь находится в совместном ведении Ярославской епархии и Ярославского музея-заповедника. Храм передали музею еще в 1920 году, поэтому его и удалось уберечь от сноса. В летнее время здесь проводятся службы Спасо-Афанасиевским монастырем, а также храм открыт как музей.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

В Ильинском сквере рядом с храмом есть памятник «Екатерининскому указу», которым был утвержден регулярный план города. Это свиток, на котором изображен план исторического центра Ярославля. Вы знаете, что исторический центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Здание, что виднеется за памятником, — Музей зарубежного искусства, филиал Ярославского художественного музея. Это Дом Сорокиной, построенный в 1816 году. Владельцы менялись не раз, а в 1904 году дом приобрела дочь потомственного почетного гражданина С. Н. Сорокина — Зинаида Сергеевна. Здесь она жила со своим мужем — городским архитектором А. А. Никифоровым. После национализации в здании была школа глухонемых, затем партийный архив, гостиница областной администрации. После продолжительной реставрации в 2014 году здесь открылся Музей зарубежного искусства.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

С Советской площади пойдем в Демидовский сад, получивший название благодаря стоящему в центре Демидовскому столпу. По генеральному плану Ярославля в 1778 году появилась Плацпарадная площадь, где проводились различные военные парады и смотры. В 1829 году на площади установили памятную колонну в честь Павла Петровича Демидова, который основал в Ярославле первое высшее учебное заведение — училище высших наук.

Колонну снесли в 1930-е годы, а воссоздали в 2005 годы в первоначальном виде. На основании колонны — герб Демидовых.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Между парадами площадь пустовала и выглядела скучно, хотя окружали ее солидные дома небедных жителей города. Вот, например, усадьба ярославских купцов Матвеевских конца XVIII — начала XX века, первая постройка в городе в стиле классицизма. В 1805–1807 годах здесь размещалось открытое Демидовым училище высших наук.

Дом купцов Матвеевских

Рядом — гостиница «Парадная», бывшее здание трапезной когда-то стоявшей рядом церкви Космы и Дамиана. Церковь снесли в 1930 году, а в трапезной открыли магазин. В 2010 году магазин перестроили в гостиницу.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Рядом с Плацпарадной площадью стоял и дом городского головы И. А. Вахрамеева. Это предприниматель, общественный деятель, меценат, немало сделавший для города. Только городским головой Ярославля он был на протяжении полутора десятков лет. Дом был построен в конце XVIII века, а Вахрамеев приобрел его в начале 1870-х годов. Сейчас в здании размещается Ярославская духовная семинария.

В 1885 году И. А. Вахрамеев на собственные деньги разбил на Плацпарадной площади уютный сад, который сначала носил имя своего создателя, а потом стал Демидовским.

После установления в городе советской власти в саду хоронили солдат Красной армии, которые погибли во время подавления бунта местных крестьян. В саду стоит «Памятник жертвам белогвардейского мятежа» над братской могилой борцов за Советскую власть, павших во время Ярославского восстания 1918 года.

А вот это вид на Спасо-Афанасиевский монастырь со стороны Демидовского сада.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Далее по улице — главное здание Ярославского государственного медицинского университета. Здесь разместился Центр непрерывного фармацевтического образования университета.

Если кому нужна приемная ректора, нужно свернуть на улицу Революционную. Здание приемной примыкает к главному зданию университета справа и связано с ним переходом.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

У здания университета интересная история. Это «Городской общественный дом», выстроенный в 1787 году на средства местного купечества и мещанства для городской думы и городских учреждений. Кроме городской думы здесь размещались городской сиротский суд, городовой первой части Ярославля, ремесленная управа, городовые старосты и депутаты, почтовая контора. Городская дума занимала здание более века — с 1787 по 1907 год, затем его передали открытому в Ярославле реальному училищу.

Кстати, вы знаете, что городская служба считалась общественной и ни городскому голове, ни гласным городской думы никакого жалованья не полагалось?

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Из Демидовского сада, перейдя улицу Почтовую, попадаем на бульвар Мира, где находится Монумент «Вечный огонь» — памятник в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Великой Отечественной войны.

В створе между стелами открывается вид на Успенский кафедральный собор. Он весь замотан сеткой, реставрируют фасады.

Мемориал открыли в 1968 году. Скульптор — Лев Кербель, архитектор Григорий Захаров.

Но сначала свернем в сторону к стадиону «Спартаковец». Это также городская достопримечательность, он расположен в месте, откуда начинался Ярославль — в Медведицком овраге. По этому оврагу когда-то пролегало старое русло Которосли. Сейчас это своего рода культурно-досуговая площадка, где проходят различные городские праздники и мероприятия.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Из окружающих стадион зданий сразу обращаешь внимание на самое яркое, здание из красного кирпича в стиле древнерусской архитектуры. Оно было построено в 1904 году по проекту архитектора А. А. Никифорова для духовного ведомства. Здесь были квартиры для церковных служащих. Третий этаж надстроили уже в советское время.

Хочу предупредить сразу: Ярославль — город церквей! Столько их я не видела ни в одном городе страны, поэтому информацию буду выдавать дозировано. Только рядом со стадионом она не одна. Вот Церковь Спаса на Преображения на Городу.

Эта церковь одна из старейших в городе, она построена в 1672 году на месте сгоревшей 1658 году в большом городском пожаре деревянной церкви.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Красивый храм с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках». Храм пострадал во время мятежа в 1918 году, в 1929 году был закрыт, в основном здание занимали различные склады — от склада утиля до книжного склада. Его вернули епархии в 2003 году, с тех пор ведутся большие восстановительные работы.

Службы идут только в южном, теплом приделе, который был посвящен мученику Стефану. В 2003 году, когда возобновились богослужения, он был освящен в честь преподобного Серафима Саровского в связи с 250-летием со дня его рождения.

Фасад храма украшает мозаичная икона «Всецарица» с кованой сенью.

Главный холодный летний храм и северный холодный храм с приделем святителя Николая не освящены, там продолжается реставрация, восстанавливают сохранившиеся фрески 1693 года. В церкви Спаса на Городу два увенчанных шатрами объема — придел Николая Чудотворца и колокольня.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

С другой стороны стадиона на Которосльной набережной — Церковь Николы Рубленого или церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе. Этот храм находился в Ярославском кремле — древней крепости с бревенчатыми стенами, поэтому и носит такое необычное название.

Существующее здание построено на месте разобранной деревянной церкви в 1695 году на средства горожапн, занимавшихся судостроением. В церкви было два престола: холодный во имя святителя и чудотворца Николая и теплый во имя преподобного Александра Свирского. В советское время в здании находился шиномонтаж.

Церковь недействующая, с 1980 года здесь находятся реставрационные мастерские Ярославского художественного музея.

А теперь немного о главной церкви Ярославля — Успенском кафедральном соборе. Стоявший на этом месте собор во имя Успения Богоматери XVII века был взорван в 1937 году. Новый собор заложили на прежнем месте в 2006 году, а освятил в 2010 году патриарх Кирилл в рамках празднования 1000-летия Ярославля.

Новый собор совершенно не похож на разрушенный. На проект этого собора был объявлен конкурс, и выиграл его проект ярославского архитектора В. И. Сафронова, предложившего точное воссоздание храма. Несмотря на это выбрали проект московского архитектора А. М. Денисова, руководившего ранее работами по разработке проекта восстановления московского храма Христа Спасителя.

Успенский кафедральный собор Ярославля построен на деньги главы московской строительной корпорации «ВИТ» Виктора Ивановича Тырышкина, и это не единственный объект его благотворительности.

Главный вход в собор украшен иконой и широкой изогнутой лентой из изразцов, это более 600 изразцов общим весом в 700 килограммов. Изразцы изготовлены известным ярославским мастером-керамистом Евгением Тарабиным, его изразцы-иконы украшают все три входа в собор.

Евгений Дмитриевич Тарабин был внесен в швейцарскую энциклопедию самых знаменитых людей мира. На счету мастера изразцы на храмах музея-усадьбы «Коломенское» в Москве, монастыре Серафима Саровского в Кунцеве, Андреевском монастыре на Воробьевых горах. К сожалению, в 2015 году он скоропостижно скончался всего лишь на 57 году жизни.

Не знаю, будут ли когда расписывать собор внутри, пока главное его украшение — алтари.

Звонница у собора временная рядом на территории со стороны Которосльской набережной. Будет ли построена постоянная, пока неизвестно. В планах была колокольня высотой 70 метров, но этот огромный собор (значительно больше оригинального) и без этого вызвал много споров. Например, Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО опасался, что собор изменит общий исторический облик города, а колокольня может разрушить историческую панораму города окончательно.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Не знаю, что находится в этом симпатичном домике напротив, но думаю, что он тоже относится к собору.

По Которосльской набережной отправимся дальше. Беседки на набережных — украшение Ярославля. Всего их четыре, две на берегу Волги и две на берегу Которосли, ту, которая сохранилась с XIX века на Мякушинском спуске, я вам покажу позже.

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Неподалеку от Успенского собора есть необычный памятник. Необычный, потому что это единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы. Эта композиция была установлена в 1995 году на месте алтаря разрушенного собора, а когда начали строить новый собор перенесена ближе к набережной. Открытие памятника состоялось лишь после одобрения патриарха Алексия II, затем архиепископ Михей освятил скульптуру.

А это камень в честь основания города, на нем написано: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль».

Ярославские бродилки. Первые впечатления

Вот мы и дошли до самого, пожалуй, знаменитого места Ярославля — Стрелки. С этой смотровой площадки открывается вид на место слияния Волги и Которосли, повторенный на тысячах открыток и фотографий. Но дальше не пойдем, мы и на самом деле туда не пошли. Причина была одна: жуткий ветер, пронизывавший насквозь, не зря там никто не гулял.

Позволю себе пару советов из собственного опыта, я, например, кое-что не учла.

Если вы отправляетесь в Ярославль и хотите увидеть росписи храмов, нужно знать следующее:
церкви, которые находятся в ведении Ярославского музея-заповедника, открыты с мая по октябрь с 10–00 до 17–00, выходные — понедельник, вторник и дождливые дни.

Внимательно перед поездкой изучайте прогноз погоды, апрель не лучшее время для поездок по нашей, большей частью, северной стране. Даже если вы тепло оденетесь, есть еще дожди и даже снег. Всем этим нас Ярославль успел порадовать.

А нам город уже нравился, понимаю, почему наша Татьяна Полякова уже не первый раз сюда возвращается. В Ярославле найдется, чем заняться и в дождь, и при ясном солнышке!