Турист Ирина Королёва (KIE)
Ирина Королёва
была сегодня 16:16

Прогулки по Поднебесной. Часть 7. Пекин. Храм Неба

Пекин — Китай Май 2010

Храм Неба (Тяньтань) — один из символов столицы Китая. Он был местом, где императоры династий Мин и Цин молились и приносили жертвы. Каждый год императоры посещали храм два раза: на 15-ый день первого лунного месяца для молитв за богатый урожай и в день зимнего солнцестояния для молитв в честь Неба. Только небольшая часть занята под здания и алтари, а вся остальная площадь храма — это парк.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Двойная стена, разделяет храм на две части — внутренний храм и внешний храм. Главные строения находятся во внутреннем храме и занимают площадь около 273 гектара. Длина периметра храма составляет 6369 м, а высота — 6 м. Он в 4 раза больше Запретного города.

Строительство храма началось в 1406 году и закончилось в 1420 году во время правления императора Юн Лэ династии Мин.

Вся процессия императора выглядела примерно так:

Император выходит с Запретного Города за день до начала зимнего солнцестояния, окруженный почетным караулом, и вся процессия направляется к Храму Неба.

В передней части колонны шли ведущие слоны. Они были облачены только в голубые седла и выглядели мощно и величественно. За этими слонами шли другие, которые несли на себе бутыли с сокровищами со знаками спокойствия и безмятежности. За слонами с сокровищами шли военные министры, со свистящими кнутами в своих руках. За ними двигался целый оркестр, большинство инструментов в котором были барабаны и трубы.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Затем шла колонна из пяти массивных колесниц. Вооруженный эскорт двигался, неся в руках флаги, баннеры, плащи, знамена, вымпелы, зонты и пологи. Наиболее важная часть процессии шла после телохранителей императора. Восемь золотых предметов, которые использовал император, проносили впереди колонны. Затем несли изогнутый балдахин с девятью драконами, которые символизировали благородство императора. Затем на руках 36 человек проплывал огромный императорский нефритовый паланкин. По близости держали сотни людей, которые меняли их по очереди.

Вокруг императора шли министры процессии и императорские телохранители с копьями в форме хвостов куницы в руках и мечами или саблями на поясах. Далее за императором шли гражданские и военные министры, евнухи, охранники и армия. За ними несли большие военные баннеры с желтыми драконами. И наконец, замыкали процессию конница гражданских и военных чиновников. Вся процессия была грандиозной и растягивалась на несколько ли (один ли = 0,5 километра).

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Далее император сходил на землю и направлялся во Дворец Воздержания. Там он должен был медитировать в течении трех дней. Во время медитации правитель отказывается от еды, алкоголя и развлечений, оставив своих наложниц в Запретном Городе, и принимает ванны.

Церемония начиналась в 4 часа утра. Когда император покидал Дворец Воздержания, начинал бить колокол, пока правитель не прибывал к Круглому Алтарю. В сопровождении десяти министров император восходил на алтарь. В это время великий колокол продолжал бить, предупреждая свиту оставаться во внимании. Церемония проходила в девять этапов, каждый из которых был по-своему сложен.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Молитва начиналась с огненного жертвоприношения, когда участники церемонии пели и зажигали священные жертвенники. Затем целого теленка, подготовленного для жертвоприношения, приносили в жертву, бросая в печь. На алтаре император сообщал Богу Неба, что случилось в прошедшем году, и чего он достиг, признавался в своих ошибках и просил прощения, молил Небеса принять жертвы, благословить и проявить милость к этому миру в следующем году. Церемония заканчивалась музыкой и ритуальными танцами под запах благовоний, исходящих от зажженных жертвенников. После церемонии император возвращался во Дворец Воздержания под звон колокола.

Согласно историческим запискам, за 500 лет с момента постройки храма в 1420 году здесь 23 императора приносили жертвы Небу 682 раза.

Зал Молитвы о богатом урожае

Этот зал является главным сооружением в храмовом комплексе. Это высокое конусообразное здание с тройным карнизом. Вершина его увенчана золотым шаром. 6-метровое основание представляет собой трехъярусную мраморную террасу в форме круга. Ее площадь 5900 кв. м. Резьба по мрамору с расстояние похожа на кружево. Крыша покрыта голубой черепицей. Голубой — цвет небес.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Здание великолепно не только сверху, но и внутри. Оно построено без использования стали, цемента, гвоздей и даже больших брусьев и поперечных балок. Его высота 38 м, а диаметр — 30 м. Оно держится на 28 деревянных столбах и множестве брусочков, реек и стропил. 4 центральных столба называются «колодцем дракона». Их высота — 19.2 м. А чтобы обхватить один из них недостаточно и двух человек с вытянутыми руками. Они символизируют 4 времени года. У 12 столбов по 2 кольца. Внутреннее кольцо символизирует 12 месяцев, а внешнее — 12 делений дня и ночи. 28 столбов представляют 28 небесных созвездий.

Императорский Небесный Свод

Императорский Небесный Свод, предназначен для хранения табличек с именами императорских предков. Этот храм построен в 1530 году. Здание имеет также круглую форму, с круглой крышей, покрытой синей черепицей. С расстояния Свод похож на голубой зонт, на вершине которого золотой шар. Храм обнесен стеной, высота которой 3,7 метра, длина 193 метра, толщина 90 сантиметров и диаметр 65,1 метра. Она имеет очень любопытные свойства. Стена замечательна тем, что хорошо передает звук, поэтому ее называют «Стеной Эхо». Простой шепот рядом со стеной слышен в любой точке вдоль ограды. Это возможно, благодаря тому, что стена круглая, а кирпичная кладка практически герметична. Эти кирпичи хорошо обработаны и имеют одинаковую структуру. Если вы стукните по такому кирпичу, то услышите звук, а если разломите, то увидите, что в нем нет пор.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Перед ступенями, ведущими вниз в зал, находятся камни Тройного Звука. Если вы крикните что-то перед 1-м камнем, его эхо отразиться один раз. Сказанное перед вторым отразится дважды. А перед третьим повторится три раза. Этот феномен происходит из-за разницы в расстоянии, которое проходят звуковые волны от камня и до Стены Эхо.

Мост Алых Ступеней

Следуя далее на юг, вы увидите стену, которая разделяет храмовый комплекс на южную и северную часть. В стене стоят Ворота Совершенного Целомудрия, от которых далее на юг идет широкая дорога. Эта дорога носит название Мост Алых Ступеней, однако она более известна как Священная Дорога. Длина дороги приблизительно 360 метров, ширина — 30 метров. Эта дорога называется мостом, потому что в его средней части есть несколько арок как у моста.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Мост Алых Ступеней усажен по бокам столетними кипарисами. Сам он разделен на три полосы. Центральная полоса называется Священная Дорога, и ходить по ней не разрешалось никому, она предназначена для Бога, западная полоса — это Императорская Дорога, ходить по ней могли только императоры. И, наконец, восточная полоса или Дворянская Дорога, служила для императриц и дворовой челяди.

Круглый Алтарь

Когда говорят о Храме Неба, имеется ввиду прежде всего Круглый Алтарь. Так как именно он служил в древние времена для церемоний жертвоприношений в честь Бога Неба. Сам алтарь был построен в 1530 году.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Сама же платформа в центре это только часть алтаря и называется Платформа Круглого Алтаря или Платформа Жертвоприношений Небесам, или Платформа Поклонения Небесам.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Круглый Алтарь представляет собой круглую платформу, высотой 5 метров, состоящую из трех ярусов. Каждый ярус оторочен парапетом из белого мрамора. Диаметр нижнего яруса — 70 метров, среднего — 50 метров, верхнего — 30 метров. Говорят, что нижний ярус символизировал Ад, средний — Мир Мертвых, а верхний — Небеса.

В центре алтаря находиться круглая плита — Камень Небесной Души, которая символизирует фокус небесного свода. На этой плите во время церемонии жертвоприношения в день зимнего солнцестояния император преклонял колени перед священной табличкой Бога Неба.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

С этим камнем связан интересный акустический эффект. Если вы встанете на него в центре Алтаря и будете говорить, то возникнет эффект акустического резонанса, что похоже на то, если бы вы говорили с богами. Этот эффект существовал с самого строительства алтаря. Его объясняют тем, что если вы говорите, стоя на центральном камне, то звуковые волны отражаются от нескольких рядов мраморных стоек на разных расстояниях, так что звуковым волнам нужно разное время, что бы вернуться к вам. Тем самым создается эффект, будто говорят несколько человек

Еще больший интерес Круглый Алтарь представляет для нумерологов. Строение алтаря и его архитектура связанны с числом девять. Считается, что нечетные числа соотносятся с Небесами, а число девять — самое большое натуральное нечетное число. Кроме того, число девять — это число силы Янь, которая концентрируется в месте, где стоит алтарь.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

После посещения Храма Неба мы немного прогулялись по парку.

Китайцы жили своей китайской жизнью, и им было глубоко наплевать на каких-то любопытных иностранцев. А нам было очень интересно, чем же занят простой народ в свободное время.

А это уже что-то новенькое. Развлечения с лентами мы еще не видели.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Обязательная программа по Пекину была выполнена. Мы посмотрели все, что успели за эти дни. Теперь нужно подумать и о себе. А была у меня, да и Наташи мечта, купить шубу. Говорили, что в Китае продаются дешевые норковые шубы. Вот, мы и отправились в торговый центр Ябао.

Привезли нас. Кругом таблички на русском языке. Все пытаются говорить по-русски. Сразу видно, что ждут нас с распростертыми объятьями. Внутри несколько этажей, и все заполнены шубами. И каких только нет! Шубы всех цветов и размеров. Начиная с коротких, до середины груди, и заканчивая длинными, до самого пола.

Посмотрела на цены и обалдела. Нормальная шуба до середины икры стоила 2800 долларов и выше. А доллар стоил 34 рубля. Э-э-э… Я так не договаривалась. Перед отъездом я проконсультировалась у знающих людей, и мне сказали, что шубу можно купить за 1000 долларов. «Да, — ответили продавцы, — Но за пару месяцев до вашего приезда, цены подняли, и очень сильно подняли» Ну что же, я осталась без шубки. За такие деньги можно и у нас купить.

А Наташа выбрала себе шубу за 1600 долларов. Ничего шубка, только уж больно короткая, даже попу не прикрывает. Она осталась довольна.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Поздно вечером мы отправились на поезде в город Сиань. Поезд чистенький, купе похоже на наше, только вещи девать некуда. Так и простояли чемоданы в проходе всю ночь.

В купе к нам присоединилась наш гид Женя. Она неплохо говорит по-русски, а уж когда выпила, то у нее рот просто не закрывался. Столько нам всего рассказала про жизнь в Китае. Я уже ушла спать на верхнюю полку, а она все чирикала и чирикала.

Прогулки по Поднебесной. Часть 7.  Пекин. Храм Неба

Цикл материалов "Прогулки по Поднебесной"

1. Прогулки по Поднебесной. Часть 1. Пекин. Ламаистский Храм Юнхэгун
  2. Прогулки по Поднебесной. Часть 2. Где и что едят туристы в Китае
  3. Прогулки по Поднебесной. Часть 3. Пекин. Старый город и чайная церемония
  4. Прогулки по Поднебесной. Часть 4. Пекин. Великая Китайская стена и Олимпийские объекты
  5. Прогулки по Поднебесной. Часть 5. Пекин. Летний императорский дворец Ихэюань и Китайский цирк
  6. Прогулки по Поднебесной. Часть 6. Пекин. Площадь Тяньаньмэнь и Зимний Императорский Дворец
  7. Прогулки по Поднебесной. Часть 7. Пекин. Храм Неба
  8. Прогулки по Поднебесной. Часть 8. Сиань. Старинная городская стена
  9. Прогулки по Поднебесной. Часть 9. Сиань. Большая Пагода Диких Гусей и Древняя стоянка Баньпо
  10. Прогулки по Поднебесной. Часть 10. Сиань. Император Цинь Шихуанди и его терракотовое войско