Турист Ирина Королёва (KIE)
Ирина Королёва
была вчера 22:20

Пекин — Китай Май 2010

16 мая 2010 года

Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. Больше того: это самое масштабное сооружение из всех когда-либо возведенных человеком. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее — 21 тыс. км.

В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену — высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь.

Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.

из интернета

Расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5–9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части. А средняя высота — около 7–7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.

Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире».

С утра мы проснулись, и я тут же выглянула в окно. Небо нахмурилось, грозя нам страшным ливнем. С недовольными минами мы вышли из отеля к автобусу.

— Дождь будет.

— Нет-нет, скоро все будет хорошо, с утра всегда так. А затем появляется солнце, — заверила нас гид-сопровождающая Женя.

И вот мы подъехали на участок Бадалин. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». На небо было больно смотреть. Стену было видно, но за башни цеплялись тучи. «Ну, что же, значит судьба у нас такая» — подумали мы и побрели ко входу.

У Великой стены толпилась куча народа. Люди заглядывали в многочисленные лавочки, что-то покупали. В одной из лавок предлагали сфотографироваться в костюмах императора и императрицы. Моя Наташа сразу загорелась, побежала и переоделась.

Получив инструктаж и краткое описание стены, мы были отпущены в свободное плавание.

Вот, она — Великая Китайская стена. Неужели я ее вижу, даже не верится. Ее можно потрогать и даже взобраться на нее. И ей более 2300 лет. Великий Кормчий Мао говорил: «Пока вы не достигнете Великой Китайской стены, вы не герой». Образно, это означает: «преодолевать трудности, чтобы прийти к цели». Во, как! А что мы, не герои что ли?

На стене народ шастал туда- сюда. Кто полз вверх, кто вниз. И так мне захотелось стать героем, так меня вдохновила эта речь, что силы у меня прибавились. И я захотела подняться на самую высокую башню. Я уже видела себя стоящей над этой толпой с распахнутыми настежь руками, а рядом со мной стоял сам Мао. Он улыбался мне и нежно гладил по голове: «Я знал, что ты настоящий герой! Я тобой горжусь!»

И я побежала, со мной рядом бежала Наташка. И все было легко и просто. Но добежав до первой башни, я поняла, что дальше бежать нет смысла. Во-первых, я немного подустала, и во-вторых, на стене было столько людей, что приходилось сквозь них протискиваться чуть ли не боком.

Китайцы странный народ, захотелось им поесть, они едят. И все равно где это происходит. Или они на стене так долго, что успели проголодаться?

А про людей с детьми отдельная песня. Они этих бедолаг натурально силком тащат. Те упираются, пищат и ревут. А они все равно тащат. А смысл?

Я все медленнее и медленнее поднималась в гору. А Наташке хоть бы что, бежит себе, через ступеньку прыгает и меня подгоняет. Правильно, у нее ноги длиннющие, пока она один раз прыгнет, мне приходится три шага делать.

Всё! Я больше не могу! Язык у меня вываливается, глаза закатываются. Сил нет идти. Ступени очень высокие. Не могу поднять ногу. Кое-как ползу на четвереньках. Наташка посмотрела на меня, махнула рукой, сказала, что бы я сидела на месте, а она быстренько сбегает на вершину.

Я сидела и чуть не плакала. Даже завыла потихоньку. Мимо проходящая старушка подумала, что я пою, и стала подпевать. К ней присоединились другие. Кто-то услышал, что поют и стал танцевать. Один старичок подошел ко мне, похлопал меня по плечу: «Холосо! Холосо!»

Я страшно хотела пить. У меня даже язык весь опух и не помещался в рот. Так и сидела с высунутым языком. Прибежала Наташа (она уже сбегала до самой высокой башни), глянула на меня:

— Что с тобой?

— Пить… — прохрипела я.

— Ладно, дойдешь до следующей башенки, там справа есть магазинчик. А я побежала вниз. Вниз легко спускаться.

Я кивнула, посидела и пошла наверх. И уже подходя к магазину, я посмотрела на мою так и не покоренную башню. Там наверху стоял Мао, смотрел на меня с укором:

— Ты кто? — строго говорит.

— Я герой! — Какой же ты герой, если не дошла до меня совсем чуть-чуть?

— Ну, извини, так получилось…

Дошли ли наши одногруппники? Я не знаю, на стене я видела только двоих. И то, когда они шли вверх. Больше я никого не видела.

И в заключении еще одна легенда о Стене:

«Однажды в эпоху правления династии Цинь (221 до н. э. — 206 до н. э.), молодой человек по имени Лян Фаньци покинул место строительства Великой китайской стены, где он работал, и спрятался в одном из частных садов. Там он повстречался с очень красивой девушкой, дочерью хозяина сада по имени Мэн Цзян Нюй. Молодые люди сразу понравились друг другу. Через некоторое время они поженились. Однако оставление места строительства Великой стены было серьезным проступком. Ляна Фаньци стали искать. Его нашли, схватили и возвратили на стройку.

Мэн Цзян Нюй ждала своего мужа день и ночь. Уже наступила зима, а Лян Фаньци все не возвращался. В ожидании своего мужа Мэн Цзян Нюй сшила теплую одежду для него. Так и не дождавшись его, девушка пришла к месту строительства стены. Но Ляна Фаньци нигде не было. Сначала девушке никто не мог сказать, где ее муж, но потом открылась правда: Лян Фаньци умер, а его тело стало частью одного из участков стены. Убитая горем Мэн Цзян Нюй оставалась у стены, проливая слезы день и ночь.

Слезы девушки были, так горьки, и их было так много, что стена в том месте, где они падали, потеряла свою прочность. Горе Мэн Цзян Нюй было таким безутешным, что духи Великой стены были тронуты. Они позволили участку стены длиной в 400 километров обрушиться и раскрыть ее тайну. Перед девушкой открылась страшная картина: внутри стены покоились сотни наполовину истлевших человеческих тел. Мэн Цзян Нюй сделала надрез на своей руке и позволила крови капать на тела погибших. Она пролила уже много драгоценной жидкости, когда вдруг над одним из тел ее кровь стала не капать, а течь струей. Мэн Цзян Нюй похоронила своего мужа, а сама утопилась." и все умерли…

Олимпийские объекты

Олимпийские объекты — это целый комплекс зданий, построенный специально к Олимпиаде 2008 года, прошедшей в Пекине. Разместились они в северной и западной частях города и в целом ряде пригородов.

Было возведено и реконструировано 30 олимпийских сооружений. Самыми главными и наиболее зрелищными из них считаются Национальный стадион, Национальный водный центр и Олимпийская башня. Всего на строительство новых спортивных арен, бассейнов и другой необходимой инфраструктуры для проведения соревнований было потрачено $3 млрд.

Главный спортивный объект Олимпиады — Национальный стадион — получил неофициальное название «Птичье гнездо» из-за своей сетчатой структуры, созданной множеством переплетенных стальных балок, напоминающих гнездо птицы. Строительство стадиона по проекту швейцарцев Херцога и-Де Мерона началось в декабре 2003 года и обошлось городу в 500 миллионов долларов. Общая площадь «Птичьего гнезда» составляет 258 тыс. кв. м, он вмещает 91 тысячу зрителей. Помимо основных соревнований в Национальном стадионе прошли торжественные церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр.

Ещё одним символом Олимпиады в Пекине является Национальный центр водных видов спорта или «Водный куб». Расположился он напротив Национального стадиона. Внешне здание похоже на гигантский куб, стороны которого покрыты «подушками» ярко-синего цвета, напоминающие пузыри.

На самом деле «Водный куб» представляет собой простой прямоугольный стальной каркас, покрытый двумя слоями особой пластмассы. Три тысячи полых ячеек заполнены воздухом, это позволяет регулировать температуру внутри здания. Если температуру внутри нужно повысить, компрессоры выкачивают горячий воздух из «пузырей», где он нагревается под действием солнечных лучей. Когда же воздух нужно охладить, он закачивается снаружи через специальные отверстия в крыше. Такая конструкция — первая в Китае и самая большая в мире.

Строительство «Водного куба» началось в 2003 г. и продолжалось четыре года. Его площадь — 80 тыс. кв. м. Здесь располагаются 17 тыс. посадочных мест из них 6 тыс. постоянных и 11 тыс. откидных. Во время Олимпиады-2008 в водном центре прошли соревнования по плаванию, прыжкам в воду и синхронному плаванию.

А небо все хмурилось и хмурилось. И предсказанного Женей солнца, так и не было. После обеда мы сели в автобус и отправились осматривать Олимпийские объекты. Она нам все подробно рассказала. Мы вышли из автобуса, глянули на стадион.

— А теперь мы едем к Летнему Императорскому дворцу.

— Как? А посмотреть на объекты?

— А у нас по программе только внешний осмотр. Видели, вон стадион. И хорошо.

Цикл материалов "Прогулки по Поднебесной"

1. Прогулки по Поднебесной. Часть 1. Пекин. Ламаистский Храм Юнхэгун
  2. Прогулки по Поднебесной. Часть 2. Где и что едят туристы в Китае
  3. Прогулки по Поднебесной. Часть 3. Пекин. Старый город и чайная церемония
  4. Прогулки по Поднебесной. Часть 4. Пекин. Великая Китайская стена и Олимпийские объекты
  5. Прогулки по Поднебесной. Часть 5. Пекин. Летний императорский дворец Ихэюань и Китайский цирк
  6. Прогулки по Поднебесной. Часть 6. Пекин. Площадь Тяньаньмэнь и Зимний Императорский Дворец
  7. Прогулки по Поднебесной. Часть 7. Пекин. Храм Неба
  8. Прогулки по Поднебесной. Часть 8. Сиань. Старинная городская стена
  9. Прогулки по Поднебесной. Часть 9. Сиань. Большая Пагода Диких Гусей и Древняя стоянка Баньпо
  10. Прогулки по Поднебесной. Часть 10. Сиань. Император Цинь Шихуанди и его терракотовое войско