Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был 13 января 1:04
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Тиволи — Италия Ноябрь 2021

Решение полететь в Рим и Неаполь возникло спонтанно, в октябре. Благо, RyanAir и Wizzair предлагали отличные цены на конец ноября, а итальянцы благосклонно принимали вакцинацию с QR-кодом и по тесту. Рим прекрасен, прогуляться в …дцатый раз по улицам и площадям Вечного города выглядело довольно привлекательно, с одной стороны, но и навевало легкий оттенок скуки от неоднократного повторения, с другой. Раздумьям предавались недолго. Ведь есть инет и Туристер. Уезжать далеко от Рима тоже особо не хотелось. Все наши хотелки и желания пересеклись на небольшом городке Тиволи. Многие знают это название, в основном, по паркам развлечений (самый знаменитый в Копенгагене), по датскому печенью в жестяных коробках, по названию стадионов, мебели…впрочем, об этом чуть позже. А мы, в последние дни этой осени, просто решили прогуляться по удивительному городку, посетить неповторимые ландшафтные парки и их объекты, ставшие прообразами, в одном случае, Версаля и Петергофа, в другом, различных храмов, разбросанных по всей Европе.

Итак, Тиволи! Небольшой итальянский городок, который находится в 25 км от Рима на западном склоне Сабинских гор. История поселения, по преданиям, восходит к XIII веку до н. э. (Тибур). Тиволи, в свое время, конкурировал даже с Римом, но ему была предназначена другая участь. Живописные горы, необычайной красы водопады, потрясающая природа…все это стало предпосылкой создания здесь зоны отдыха для римских императоров. Адриан был одним из первых, кто построил здесь потрясающую виллу (именно так назывались дачные постройки в Древнем Риме). Примеру императора последовали многие знатные вельможи, которые косяками ринулись за власть имущими и начали строить загородные резиденции. Отдыхали здесь и Август и Цезарь. Тибур начал развиваться, как дачный поселок для «избранных». В это время, римская знать сделала все возможное и невозможное, чтобы добираться до города стало удобнее. Была построена Тибуртинская дорога. Она начинается в Риме от Тибуртинских ворот, построенных при императоре Августе в 5 веке до н. э. Арка ворот выложена из травертина, который добывали в Тибуре и врезана в Аврелианову стену.

Вот так сейчас выглядят эти ворота в Риме (фото из Википедии)

Добираться стало легче и удобнее. В конце концов, Тибур таки стал крутым дачным поселком для тогдашней римской знати, этакой древнеримской Рублевкой. И продолжалось это, где-то до 370 года, пока к власти не пришел Константин, постепенно прекративший «дачные» забавы в Тибуре… Следующий расцвет поселения для отдыха относится к XVI веку. Сооружение потрясающей виллы Д’Эсте привело к новому буму отдыха на природе среди богатых и знаменитых людей. Опять начали строится и «наслаждаться природой». Третий этап возрождения уже относится к понтификам. Благодаря Папе Григорию XVI, в городе были прекращены массовые разрушения и жертвы от периодических наводнений, создан прекрасный городской сад (Вилла Грегориана)… Сегодня Тиволи, это город — памятник, кладезь старинных архитектурных и ландшафтных шедевров.

Перед вылетом в электронной форме пришлось заполнить анкету итальянского министерства и получить электронное разрешение. Прилетев поздним вечером в Рим, пограничникам предоставили это разрешение, Электронный QR-код о прививках и отрицательный тест. Прошли все быстро и, переночевав в отеле, расположенном неподалеку от римского вокзала Termini, мы, следующим утром, на прямом региональном поезде, менее чем за час, добрались до Тиволи.

Заблудиться здесь трудно. При выходе с вокзала, вас сразу встречает стенд с картой города и всех уникальных достопримечательностей.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Если в вашем распоряжении всего один день, то осмотр этого удивительного места нужно начинать сразу, свернув направо по улице, проходящей рядом с вокзалом. Тиволи стоит на реке Анио. Сейчас, это спокойная речушка с заводью в городке. Правда, наличие мощных гидротехнических сооружений наводит на кое-какие мысли.

А вот ранее… Приезжала сюда римская знать. Кутила. Отдыхала. Наслаждалась всеми прелестями жизни, включая водные процедуры и термальные бани. Поселение росло, развивалось. Живописные окрестности, богатая публика, что еще нужно, чтобы рядом селилась масса торговцев, ремесленников, перекупщиков и прочего «обслуживающего» персонала. Особый восторг вызывали тибурские водопады. Живописные, мощные, и в то же время очень «агрессивные». Многие художники специально приезжали сюда, чтобы запечатлеть это чудо природы.

Полотно  художника  Ф.М. Матвеева, которое он создал в 1804 году.  Полотно хранится в Рыбинском музее-заповеднике (репродукция взята с сайта https://ar.culture.ru/).
картина  Гаспара Ван Виттеля, которую он написал в 1691 году

Но, вот незадача, периодически наступали времена, когда «агрессивность» водопадов приводила к массовым жертвам и разрушениям. Все это происходило, как правило, во время больших дождей. Река, из спокойной и «задумчивой», вдруг, становилась бурной и неуправляемой, а водопады резко увеличивались в объеме и сносили все на окружающих склонах. А сносить было что. Ведь весь простой люд, пренебрегая опасностями, как раз и селился на склонах гор, ближайших к водопаду. Части холмов с постройками уносились в пучину. До наших дней дошли воспоминания о множественных наводнениях и страшных разрушениях. Первое описание относится к 105 году. Где Анио характеризуется как очень живописная, но своенравная река, которая часто выходит из берегов, меняет русло и приносит много разрушений. Кардинальное решение вопроса о регулировании течения Анио было, до определенного времени, невозможно, из-за трудностей технической реализации, хотя, в XVI веке часть потока реки была переправлена подземным тоннелем на виллу д’Эсте для подпитки тамошних фонтанов. Кроме этого, создавались многочисленные обводные рвы и водостоки, которые очень хорошо видны сейчас на освобожденных от потоков воды тивольских скалах. А многие из них стали коротенькими улочками, ведущими к краю ущелья, где ранее бушевали водопады.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Но 14—15 ноября 1826 года в горах прошли сильные дожди, спровоцировавшие поднятие уровня реки на срезе водопадов до 2-х метров выше обычного. 16 и 17 ноября потоками воды было разрушено много домов, скал, садов и огородов. Река сместила свое русло на 8 метров ниже существующего. Возникла угроза разрушения древнего акрополя города Тиволи.

Древний акрополь Тиволи.

Акрополь Тиволи был построен еще до нашей эры, на возвышенности левого берега реки Анио.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

До наших дней сохранилось лишь два храма, построенных из травертина, добывавшегося прямо здесь.

Один из них посвящен богине Весте (покровительнице семейного очага и жертвенного огня), который был отреставрирован в камне в I веке до нашей эры.

Но храм еще имел часть помещений под основанием.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Вид на двойной порядок каркасов комнат под помещения и вышележащий храм, обращенный к старому водопаду.

Каркас, изображенный на офорте, был замурован в 1847 году, оставив только окна для проветривания.

Другой храм посвящен Тибуртинской Сивилле (женщине, обладающей даром пророчества и почитаемой, как богиня, в древнем Тибуре). Построен был во II веке до нашей эры.

Вот так выглядели эти два строения в древности (снимок с информационной таблички возле объекта).

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Разрушительное действие природных явлений и человека (местные жители разбирали камень с храмов для строительства) неблагоприятно отразилось на их облике, но издали они смотрятся очень привлекательно. Здесь же расположен ресторан Sibilla. Во время нашего посещения он не работал, но говорят, что столики располагают между древними стенами и колоннами с прекрасным видом на ущелье и небольшие водопады (все что осталось от былого величия грозных потоков) .

Отмечают хорошую кухню заведения и совсем недружественные цены (красное здание справа на снимке).

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

По приказу Папы Льва XII была построена мощная стена, которая разделяла воды реки. Однако, этого было недостаточно и наводнение 1826 года показало, что следующее проявление стихии остатки храмов могут уже не выдержать и будут смыты грозным потоком.

Вилла Грегориана

Самая большая загадка этого объекта заключается в том, что никакой виллы здесь нет. Вернее, нет строения, которое было бы связано с именем Папы Григория XVI. Поэтому, если вы ожидаете встречу с сооружением с двухвековой историей, то сильно ошибаетесь. Поэтому, не нужно лихорадочно бегать по живописному ущелью в поисках дворца Папы Григория XVI. Но все же, все же… остатки древней виллы здесь есть, но Папа не имеет к этому никакого отношения. Это руины римской виллы (времен древнеримской Рублевки), которая, по всей вероятности, принадлежала Манлиусу Вопискусу и имеет историю в два тысячелетия. Дом располагался между двумя водопадами, один был выше, другой ниже и был разрушен, скорее всего, при наводнении 105 года. Раскопки древнего строения начались в 1825 году. И сейчас они выглядят так.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Но это, отнюдь, не главная достопримечательность изумительного природного парка. Относительно короткое, но крутое ущелье, с дорожками, серпантином спускающимися и поднимающимися по склонам, гроты, обилие небольших водопадов и вечнозеленых растений создают прекрасный ансамбль единения дикой природы и человеческого вторжения, который, по полной, используют итальянцы и гости страны для прогулок и легких пикников. А обязаны мы всем этим Папе Григорию XVI и архитектору Клементе Фольки. Под патронатом понтифика, состоялся конкурс работ инженеров гидравликов, и Папа лично подписал решение о выборе лучшего проекта 9 июня 1832 года. Самое интересное то, что Григорий XVI был ярым противником строительства железных дорог, а вот новый технический проект стоимостью 7,5 млн. Евро, в современном исчислении, поддержал безоговорочно. И в 1835 воды реки по двум параллельным тоннелям длиною 280 метров и шириною 10 метров были перенаправлены внутри горы Catillo на северо-западную окраину Тиволи, где образовали новый, 120-и метровый, водопад, расположенный вдали от жилых зданий и акрополя.

К сожалению, смотровая площадка, с которой хорошо виден этот водопад была закрыта по случаю дождя, но он просматривается даже с поезда на подъезде к Тиволи.

Грандиозная работа инженеров, благословленная самим Папой, с одной стороны, фактически «уничтожила» гениальное творение природы, с другой, сберегла множество жизней и полностью трансформировала окружающий ландшафт. Это привело к созданию уникального природного парка — Вилла Грегориана.

План этого обширного парка взят из брошюры Parco Villa Gregoriana

Монсеньор Массимо, Протектор Тиволи, дал задание в природном кратере,

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

который образовался в результате отвода воды, создать парк с удобными дорожками и прекрасными видами. Кардинал Риварола, один из сподвижников Папы Григория XVI, прекрасно справился с задачей. Предпочтение было отдано вечнозеленым растениям, которые не сбрасывают листья на зиму, придают единообразие, живописный облик и способствуют спокойному и хорошему настроению в любое время года. Это мы ощутили на себе. На улице уже почти декабрь, периодически дождит, а в парке зелено и уютно.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Интересно, что на тропах не используется искусственная плитка.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Но водопады, наряду с «разрушительной» деятельностью, создали очень много живописных гротов, небольших пещер,

причудливых скал

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

и удивительно красивый ландшафт, который так и просился для основы создания публичного парка, ставшего мировым достоянием. К сожалению, основные природные достопримечательности парка, грот Нептуна (виден вдали)

и грот Сирены для нас оказались недоступны (проход был закрыт). Мы, конечно, очень расстроились, но все остальное в этом парке, способствовало созданию отличного настроения, соседствующего с восхищением от окружающих красот.

Вот, например, небольшой тоннель в теле скалы, который был построен в период с 1809 по 1813 год, под руководством французского генерала Миолисса.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Тоннель в скале пробивался с окнами, для возможности осмотра прекрасных видов. Вот такая картинка открывается на виллу Вопискуса из одного из окошек.

А так выглядит тоннель с противоположного склона ущелья.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Целью данного сооружения было открытие пешего доступа к гроту Нептуна (до этого, в грот можно было попасть только, спускаясь по канату). Но в 1826 году, во время наводнения, грот был практически разрушен.

А это бельведер Нимф.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

И все это в окружении «царства воды»

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Когда впервые подходишь к Вилле Грегориана, то и представить себе не можешь, что в глубине обрыва, скрытого кронами деревьев прячется такая красота.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

А как же все-таки Вилла? Знаете, если немного перефразировать известную песню, то: «Я из опыта пройденных лет, вижу виллу, которой здесь нет!» Ведь, в некогда грозном и смертоносном ущелье, итальянцы два столетия назад организовали прекрасный природный парк. Этот парк в выходные и праздничные дни становится на несколько часов своеобразным загородним домом для многих жителей страны и иностранных туристов, которые приходят сюда подышать свежим воздухом, выпить по бокалу вина, закусить аппетитными сэндвичами, отдохнуть и просто полюбоваться красотами природы. Чем вам не вилла. Здесь очень много уютных скамеечек, которые прячутся в тени деревьев

и столиков, стилизованых под древнеримские.

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

И хоть идет дождь, но мы, с сожалением покидаем эту природную виллу и вот по этому старому мосту мимо древнего питьевого фонтана движемся дальше.,

В двух шагах от Рима. Тиволи. Часть 1. Вилла, которой здесь нет...

Однако, даже не представляем себе, что в древнем Тиволи это только «цветочки», а вот сладкие «ягодки» городка еще впереди… о них в следующей части.

А в окончании хотел бы обратить ваше внимание, что Тиволи неплохо представлен на Туристире, однако, вот эта часть города показана не так полно и хорошо, как остальные, но ссылочки на некоторые материалы даю:

Оксана Ткачева https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/tivoli/placeofinterest/18109/responses/791