Турист Oleg Nemchen (Oleg_Nemchen)
Oleg Nemchen — был 13 января 1:04
Черный ворон, ты не вейся, да над нашей головой. Ты добычи не дождешься, наш солдат всегда живой!

Санкт-Пёльтен, Кремс на Дунае, Дюрнштайн, Мельк — Австрия Август 2021
Часть 2. Мельк совсем не мельком

Долина Вахау настолько привлекательна, красива и богата интересными, историческими местами, что каждое поселение на ее берегах заслуживает особого внимания любого путешественника. При этом, особо знаковые объекты имеют «свое лицо» и мало похожи друг на друга, не смотря на то, что расположены в одном небольшом регионе. На полный осмотр всех значимых достопримечательностей уйдет не одна неделя, но времени всегда не хватает. Поэтому, постараюсь еще раз познакомить вас с наиболее популярными.

На первое место в этом обзоре я поставил бы Мельк и посвятил ему отдельный отчет. Этот небольшой городок впервые упоминается в 831 году под именем Медилика. С 1898 года имеет статус города, но главное его «звание» — Западные ворота долины Вахау. Именно здесь русло реки несколько сужается, и Дунай «входит» в изумительную по красоте и природным условиям долину. Мы выбрали Мельк, как базовый город для знакомства с этими местами, по следующим причинам. Во-первых, сам городок очень живописен и уютен. Во-вторых, он расположен в верховьях, поэтому более удобен для старта прогулок по Дунаю, учитывая то, что течение реки в этих местах довольно сильное и при сплаве вниз, даже на корабле, вы экономите время, а возвращаться можете на автобусе или поезде, что тоже значительно быстрее и дешевле. В-третьих, соотношение цена/качество для проживания оказались самыми наилучшими в Мельке. В-четвертых, не только уникальность природы привлекает сюда многочисленных туристов, поскольку еще одной визитной карточкой Мелька является восхитительное аббатство.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Монастырь на высокой дунайской скале был создан здесь еще в 1089 году, путем передачи существующей крепости, монахам-бенедиктинцам.

За годы своего существования, он успешно противостоял туркам в 1683 году (армия завоевателей в течение месяца безуспешно пыталась взять монастырь). Пережил три больших пожара в 1297, 1683, 1947 годах, и не менее десятка более мелких (последний в 1974 году), но каждый раз «восставал из пепла». Надо сказать, что в огне погибло очень много уникальных реликвий. В 1746 году аббатство предстало перед всеми в том великолепном образе, который многие сравнивают с Версалем. Авторами этого произведения искусства стали аббат Бертольд Диттмайер и зодчий Якоб Прандтауэр. Ни тот ни другой, к сожалению, не дожили до полной сдачи монастыря. Зодчий скончался в 1726 году, а аббат в 1739. На кончину последнего, по всей видимости, повлияло то, что в 1738 году, фактически готовые здания охватил очередной пожар, уничтоживший все крыши и две башни. Прандауэр же, еще известен тем, что курировал строительство монастыря Святого Флориана в Линце, был архитектором собора Успения пресвятой Богородицы в Санкт-Пельтене.

Церковь в Санкт-Пельтене

Вход в монастырь для туристов существует только один — с восточной стороны.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Но попасть к нему можно двумя путями. Подниматься почти из центра Мелька по довольно крутой, но не очень длинной дороге, которая заканчивается ступеньками

и приводит к бастиону.

Либо пройти дальше по улице, повернуть влево и подняться по более пологой дороге для автомобилей и велосипедов к входу, расположенному между двумя бастионами.

Вот карта аббатства в Мельке, на которой видны два подхода к сооружению. Левый, идущий мимо бастиона — более крутой (только пешеходы). Правый — для машин, велосипедов и пешеходов.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Советую не сразу входить в аббатство, а пойти в противоположную сторону от входа. Здесь, среди ресторанов, расположен интересный садик

с фонтанчиками

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

и тропическими деревцами (иногда даже с плодами)

А затем, подняться вот по этой красивой лестнице.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

С нее открывается вид на городок и аббатство, «парящее над его крышами».

Над крышами городка виден еще один холм, почти равновеликий с аббатским. Его вершина «украшена» довольно монументальными зданиями. Это Казармы пионеров.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Комплекс был построен венскими архитекторами З. Тайссом и Х. Якшем в период 1910–1913 годов, как контраст, к зданию аббатства. Говорят, что сейчас казармы используются в военных целях под размещение батальона. Задачи батальона разнообразны и включают в себя подготовку кадровых солдат для заграничных миссий, участие в миротворческих мерах, строительство лагерей, помощь при стихийных бедствиях и гуманитарную помощь в стране и за рубежом, а также новаторскую техническую поддержку боевых войск путем строительства временных мостов и ремонта дорог и путей, а также расчистки преград и препятствий.

Возвращаемся к входу, поднимаемся на Северный бастион, а вот и восточный фасад аббатства, который виден отсюда во всей своей красе.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Этот барочный ансамбль был окончен в 1724 году (еще при жизни создателей). Его фронтон увенчан репликой с Мелькского креста, который хранится в аббатстве с 1362. А это двор прелатов.

Я не буду повторяться с описанием аббатства, потому что это прекрасно до меня сделали astro4ka и sbasman. Вот их отчеты соответственно

Конечно, монастырь обязательно нужно посетить. Увидеть знаменитую винтовую лестницу,

потрясающую церковь,

коридоры,

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

сокровища и библиотеку, западный фасад

Вот виды на очаровательный Мельк с западного фасада монастыря,

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

его окрестности, и, конечно же, на великий Дунай.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Но не аббатством единым прекрасен Мельк. При монастыре есть очень уютный английский сад.

с интересным павильоном, тоже в стиле барокко.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Сад настолько хорош, что ему будет посвящен отдельный фотоальбом.

В средние века Дунай был значительно шире и подходил к самой скале, на которой возведено аббатство. В монастыре представлена старая карта Мелька, на ней отчетливо видно основное русло Дуная под стенами аббатства.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Но, затем, Дунай потихоньку начал мелеть и уходить от скалы. Образовался большой остров, отделенный от монастыря небольшой протокой, через которую перекинуты мостики. Вот один из них.

На острове разбит большой природный парк, который интересен к посещению. Но, к сожалению, нам не хватило времени по нему прогуляться.

Последняя значительная реконструкция и реставрация зданий аббатства была закончена в 1995 году. На эти работы, по некоторым оценкам, было затрачено около 20 млн. евро. У монастыря давно были большие финансовые проблемы. Пришлось даже продать, принадлежавшее аббатству, здание другого монастыря в Гаминге. Но, не было бы счастья, да несчастье помогло. После реставрации, в аббатстве увеличился поток туристов. И доходы от туризма стали достаточно значимыми. Мало того, они стали приносить основной доход. Залы монастыря были максимально открыты для посетителей. До пандемии, Мельк ежегодно посещало около полумиллиона человек. Это почти в сто раз превышало население городка, но было выгодно его руководству. Чтобы еще больше заинтересовать путешественников, началось строительство новых оборудованных автостоянок, в том числе и для трейлеров.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Под стенами аббатства возникли искусственные пляжи.

По всей длине долины Вахау были проложены велосипедные маршруты.

В средние века Мельк формировался и рос вокруг аббатства. Первые улочки, проложенные прямо у подножия холма,

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

были достаточно узки. Далее начали прокладываться более широкие

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

На первых узких улочках вы можете найти старые уютные дворики, с видами непосредственно на аббатство

Вот такие вот водопроводные колонки

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Именно на улочке под аббатством мы жили. Вот это балкончик, который был в наших апартаментах.

Здание, в котором находятся апартаменты, еще интересно и в историческом плане. Описание этого объекта можно найти здесь.

Если неспешно гулять по улочкам Мелька, то можно увидеть довольно интересные и занимательные сооружения.

Старый дом пастора

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

А это старая хлебная лавка. Здание 17 века. Отличительная особенность — деревянная черепица. Здесь продавали хлеб сразу три пекаря. И еще одна интересная деталь. В преклонном возрасте пекарю или его вдове разрешалось жить в этой лавке и получать небольшую часть дохода от продажи хлеба.

Вот ратуша Мелька. В средние века здесь располагались таверна и мясной ларь, но в 1575 году аббат передал это здание городу для строительства ратуши.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Городской колодец. Этот колодец или фонтан, как вам будет угодно, был подарен городу аббатом Дитмайером в 1722 году. Венчает его статуя Святого Коломана. С сыном ирландского короля очень много связано в Мельке. Он совершал паломничество в Иерусалим, но не знал немецкого языка. Беднягу приняли за шпиона и повесили. Он так и изображен с посохом и шляпой (неизменными атрибутами паломников).

Приходская церковь Мелька. Несколько раз перестраивалась из-за пожаров.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Памятник Святому Иоанну Непомуку. Фигура святого когда-то охраняла мост через ручей. Но ручей сейчас находится под землей. Если стать к нему лицом, то по левую руку, за углом, будет старая таверна с хорошим выбором домашних продуктов, в которой можно неплохо пообедать или поужинать.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Памятник расположен на главной площади Мелька

Отличительной особенностью города являются цветы на балконах

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Вот так выглядит основная торговая улица городка.

А это вид на город и монастырь от здания старой аптеки.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Мостик, который вы видите внизу, на этом снимке, сам по себе очень интересен. В 1897 году через Дунай запустили канатный паром. И построили понтонный мост через дунайский рукав, но наводнения на реке были довольно частыми и сносили мост. В 1937 году построили уже стационарный подъемный мост. При его строительстве конструкцию, которая весила более 120 тонн, 16 здоровых мужчин, с помощью приспособлений, подняли на 3 метра, чтобы защитить от наводнений. Вот так мост выглядит сегодня.

Прямо напротив моста располагались паромные ворота. Здесь же несколько домов, с которых начинался Мельк. Все они занимают первые ряды квартала у реки. Многие дома увиты старыми виноградными лозами (своеобразный символ долины Вахау). Вот один из них. До сих пор он выглядит довольно презентабельно.

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Почти напротив этих домов, на берегу Дуная, с 1858 по 1899 год были расположены корабли для купания мужчин и женщин (отдельные), а чуть ниже по течению — лодка для стирки белья. Лодка существовала до 1910 года.

На старой гравюре изображен Мельк начала XIX века. (информация с сайта https://worldattraction.ru)

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Земли между историческим центром и железной дорогой (на которых изображены крестьяне, возделывающие поля) аббат Александр Карл решил отдать под дачную застройку. Таким образом, возник мелькский коттеджный квартал. Была даже создана эдакая «модель виллы».

Которая не прижилась и каждый строился так, как хотел. В результате получился очень симпатичный квартальчик. Здесь встречаются и богатые домики и строения победнее, но, в общем, все довольно демократично. Квартал выглядит очень мило и радует глаз, через него вы проходите по пути от железнодорожного вокзала к аббатству.

Ну и как же в Австрии без знаменитого яблочного штруделя?

С QR-кодом по Европе. Долина Вахау (Нижняя Австрия). Мельк

Такие штруделя подают в старой мелькской таверне.

Город, как будто «застыл» в средневековье, со своим укладом, спокойными старыми улицами, размеренным ритмом жизни и великолепным алмазом в короне в виде потрясающего аббатства.

Вот такой он Мельк совсем не мельком. Очень надеюсь, что он вам понравился.