Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Приморский край — Россия Сентябрь 2021

Конечно, мы ехали на полуостров Гамова за природными красотами, и их здесь предостаточно! Но кроме природных красот на полуострове, практически на краю земли, где и местных жителей-то совсем не много, есть и рукотворные достопримечательности. Одну из них, дом Янковских, мы видели практически сразу при въезде на полуостров Гамова, другую — маяк на мысе Гамова (об этом я рассказывала здесь), но есть на полуострове еще одна достопримечательность, которая рассказывает о военном прошлом Приморья. К ней мы и заехали по пути от мыса Гамова до бухты Теляковской. На отроге горы Туманная находится артиллерийская батарея, нацеленная в сторону морю и ранее охранявшая вход в залив Посьет — отдельная башенная береговая батарея № 220 Хасанского сектора береговой обороны, вот такое ее полное название.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Основа батареи — две башенных артиллерийских установки с установленными в них орудиями. Это было мощное береговое укрепление, дальность стрельбы — несколько десятков километров. Батарея была построена в 1938–1942 годах, обслуживало это хозяйство 55 человек.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Эта батарея — одна из трех батарей, основным предназначением которых была защита Владивостока от возможного нападения с моря. Самая крупная, находящаяся непосредственно перед городом — батарея на острове Русской. А ее дополняли две поменьше — одна на острове Аскольд и вот еще одна на полуострове Гамова. Владивостоку под защитой этих трех батарей никакой враг с моря был не страшен.

Сейчас, при современном развитии техники, эти орудия и укрепления уже не актуальны, и поэтому они оказались заброшенными. А в те годы эти огневые позиции закрывали подступы к нашим границам, так что вклад их в защиту наших рубежей был действительно весомый, России уж точно не было равных в устройстве береговой обороны.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Больше всех повезло Ворошиловской батарее, где был сделан настоящий музей, к сожалению, там побывать мы не успели. А вот батерею на полуострове Гамова в 90-е годы забросили, и долгие годы она была открыта часто бушевавшим здесь стихиям и всем тем, кто непрочь был поживиться на торговле металлом. И сейчас одна из башен сильно разрушена, вернее ее разобрали на металл, а вот другая сохранилась. Пусть она и не в очень хорошем состоянии, но все-таки жива, и в настоящее время там что-то вроде музея. Говорят, установка даже находится в боевом состоянии, вроде бы из нее не очень давно был даже произведён пробный выстрел, не знаю, насколько точна эта информация.

За батареей присматривает колоритный пожилой гражданин в форме моряка, он тут и командир, и экскурсовод, и хранитель этого всего хозяйства в одном лице. Как, на основании чего работает этот гражданин, официально или по личной иницциативе — неизвестно. Говорят, Минобороны, за которым осталась земля, сдала ее в аренду каким-то предпринимателям, и те решили устроить здесь неофициальный музей, но это не точно. Тем не менее, за экскурсию гражданин берет 200 рублей, говорит, что для восстановления внутренних подземных помещений, чтобы устроить там настоящий музей. Не кабы какие деньги, так что все приезжающие к батарее на экскурсию идут. И мы, конечно, пошли.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

От входа вглубь ведет коридор, или блиндаж, необычной формы в виде перевернутой трапеции, сырой и убитый временем. Все в крайне запущенном состоянии.

Подземное помещение довольно таки просторное. Причем здесь несколько ярусов, на которых располагаются технические помещения, склады, казармы, снарядный погреб. На нижнем ярусе находится хранилище для снарядов — снарядный погреб.

А на среднем ярусе — казарма. Сохранились даже железные кровати.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

К сожалению, коррозия не щадит металл, все покрыто ржавчиной. Стеллажи для снарядов, крутые железные лестницы — всё проржавело. Да и не мудрено, везде сырость, мокрый пол, с потолка капает, конечно, при такой влажности все тут заржавеет.

Все это трудно назвать музеем, лишь только освещение отличает эти помещения от заброшенных объектов. Видно, что никто никакой реставрацией не занимается, никакие работы здесь не проводятся, ну разве что лампочку поменяет хранитель-экскурсовод, который, кстати, экскурсию нам так и не провел, хотя когда агитировал посетить объект, то обещал нам все показать и про все рассказать, но потом куда-то пропал.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Но тем не менее, перед входом на площадку, где расположена батарея, стоит табличка с надписью, что это памятник истории, вот только не совсем понятно кем он охраняется. Вроде бы из надписи следует, что и содержится, и охраняется на пожертование туристов…

И несмотря на вот такое состояние экскурсия впечатляет, потому что тут сохранилась обстановка того времени, когда батарея была в боевом состоянии и была важным объектом, когда тут кипела жизнь. Конечно, сейчас это заброшенный объект, и за те годы, когда он был бесхозным, все развалилось, пришло в плачевное состояние…

Но возможно тут ничего и не надо востанавливать, ну может немного благоустроить, подремонитровать, а так именно от этой естественности обстановки получаешь сильные впечатления.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Батарея стоит на открытом месте. Отсюда, с высоты более 300 метров над уровнем моря, открываются чудесные виды на бухту Теляковского, на мыс, опять же под тем же названием — Теляковского и остров Томящегося сердца. Все, как на ладони!

А вокруг буйная растительность. Каких только растений здесь нет. Природа полуострова просто поражает разнообразием.

Ну, а дальше наш путь лежит к бухте Теляковского. Опять спуски, подъемы, разбитая дорога — но все это стоит того, чтобы увидеть уникальную красоту этих мест.

По узкой лесной грунтовке мы проехали вглубь леса. На поляне среди высоких сосен оставляем автомобиль, дальше только пешком.

Бухта — одна из красивейших природных достопримечательностей, настоящая жемчужина полуострова. Чистейшая вода лазурного цвета, уникальная природа, богатая история — вот такая эта уникальная бухта.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Как вы уже, наверное, заметили, большинство бухт, мысов, островов, полуостровов Приморья названы или в честь судов, исследовавших эти берега, или в честь командиров или членов команд этих судов. Вот и бухта Теляковского названа была в честь одного из участников гидрографической партии, работавшей здесь в конце 19 века — лейтенанта Теляковского. Правда, эта бухта была открыта и нанесена на карту еще в 1860 году, так что более 30 лет она была бухтой без имени.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Бухта Теляковского — самая южная бухта Дальневосточного морского заповедника, именно в этой бухте и проходит граница заповедника. Южная часть бухты, ее бОльшая часть — не заповедная и открыта к посещению, а вот северная часть — зона полной заповедности, там нельзя купаться, рыбачить, нельзя туда заплывать на лодках, но такого вот жесткого контроля нет, только иногда сюда заглядывают егери с кордона заповедника и гоняют «нарушителей границы», проводя с ними разъяснительные беседы, типа «сюда нельзя!», и как говорят местные, обычно никаких наказаний за такие нарушения не бывает, но если нельзя, значит нельзя, главное, знать бы еще, где эта граница…

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

И самая главная достопримечательность — романтический остров Томящегося Сердца.

Пройти к острову, точнее вначале до спуска в бухту, можно по экологической тропе, проходящей по хребту скалистого берега бухты. Здесь везде растут красивейшие могильные сосны, высокие, стройные. В России эти уникальные сосны растут только здесь, на полуострове Гамова, так что это редкие деревья и они даже занесены в Красную книгу. А почему они так печально называются, так это потому, что их обнаружили на древних захоронениях, поэтому так и назвали, на самом деле эти сосны обладают «доброй силой», говорят, если постоять под ними, они заберут все негативные эмоции, а еще в определенную погоду они поют. Мы, к сожалению, их пения не слышали, ну, а возле сосен постояли, и силой их напитались, ауру очистили…

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Чтобы дойти до спуска в бухту, нужно пройти пешком некоторое расстояние, и на протяжении всего пути можно любоваться видами на бухту. Виды просто фантастические. Как по мне, так это самые красивые виды полуострова Гамова и, наверное, самые фотографируемые.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Тут хочется фотографировать на каждом шагу: изумрудно-лазурное море, проглядывающее сквозь пушистые лапы сосен, сами сосны, иногда прямо свисающее над обрывом, корни деревьев, опутывающие тропинку, — все это смотрится просто великолепно!

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

С тропы уже виден остров Томящегося сердца, я много слышала о нем и с нетерпением ждала встречи с ним, хотя вначале, когда наш экскурсовод рассказал о спуске в бухту по канатам, я подумывала о том, чтобы не идти на остров. И очень хорошо, что передумала.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

И вот, наконец, тот самый спуск к бухте. Спуск отвесной и очень крутой, просто так по нему не спуститься, только по канатам, да еще с помощью нашего экскурсовода. При этом нужно стараться наступать на нескользкие камни ну или корни деревьев, которые могут служить естественной лестницей.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Остров Томящегося сердца отделяет от материка пролив, несколько десятков метров, но пройти вброд их совсем нелегко. Скользкие камни, быстрое течение, да еще морские ежи, иглы которых могут серьезно поранить ногу. Еще перед поездкой во Владивосток мы купили специальные тапочки для купания, очень удобная вещь для захода в море по каменистому дну, ну и отличная защита от морских обитателей. Очень они нам пригодились. Так что если решите поехать в Приморье, обязательно возьмите с собой такие тапочки.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Остров Томящегося сердца небольшой, его протяженность всего около 100 метров. Остров скалистый, огромные валуны встречают нас в конце пролива перед подъемом на остров. На остров подняться, конечно, гораздо легче, чем на скалистый берег бухты, но все равно нужно быть осторожным, камни гладкие и скользкие.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Остров знаменит своими могильными соснами, они здесь растут прямо на скалах, иной раз свисая над морем. Сосны дивно сочетаются с бирюзовой водой и с каменными скалами. И воздух здесь потрясающий — морской с запахом хвои.

С высоты острова открываются фантастические виды на бухту Теляковского. Бухта предстает во всей красе. Кристально-чистая вода, отвесные скалы причудливой формы, окружающие бухту с трех сторон — красота необыкновенная!

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Та часть острова, которая расположена с морской стороны, представляет собой нагромождение скал, спускающихя к воде. Настоящая каменная сказка!

Отсюда можно полюбоваться мысом Теляковского, который находится не очень-то и далеко от острова. По морю носятся моторные лодки, рассекая морское пространство, счастливчики могут полюбоваться островом и бухтой с моря…

И море — бескрайнее и немного волнующееся, море, на которое можно смотреть бесконечно… Что интересно, в углубления между скалами заплескивается вода и там образуются водные мини-ванны.

И самое главное на острове — Томящееся сердце. Вот такое романтическое название у каменного валуна, по форме похожего на сердце. А лежит он в природной каменной впадине, заполненной водой, на дальней части острова. В то время, когда море неспокойно, валун начинает покачиваться и издает звуки, похожие на биение сердца. Этот камень и дал название острову.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Чтобы добраться до Томящегося сердца, нужно еще попрыгать по острым и гладким камням, при этом нужно делать это очень осторожно, чтобы не свалиться в расщелину или не пораниться, но несмотря на все эти препятствия, дойти до «сердца» стоит обязательно.

Это самое загадочное и романтичное место острова. Сам остров уже своим названием привлекает внимание. А стучащее сердце, безусловно, заинтригует каждого, еще бы, настоящая загадка, почему оно стучит, как оно стучит и стучит ли оно вообще…

И, конечно, у такого невероятного места есть своя легенда. В давние-предавние времена жил тут молодой рыбак со своей женой-красавицей. Когда рыбак был в море, девушка приходила на край острова и всматривалась вдаль, ожидая своего супруга. Однажды случился сильный шторм, и рыбак не вернулся на берег, сколько бы жена его не ожидала. И ее сердце окаменело от горя…

И вот с тех пор, когда поднимается волна, округлый камень начинает стучать, почти, как сердце… Правда, сейчас, говорят, камень издает звуки, похожие на стук сердца, лишь когда сильный шторм. Вроде бы каким-то образом люди нарушили созданное природой равновесие. Раньше же он стучал даже при небольшом волнении моря и стучал так сильно, что его слышали моряки, подходящие к полуострову Гамова на своих судах. И все знали, раз камень начинает громко стучать, быть шторму…

Когда мы пришли к каменной чаше, на дне которой и лежало каменное сердце, оно безмолвствовало. Как нам посоветовали, можно забраться в этот небольшой грот (не мы первые, не мы последние, природное равновесие давно нарушено), раскачать камень и сразу услышишь, как он стукнется о каменный борт…раз-два-три, точно, как стук сердца… И вправду это впечатляет!

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

Возле «сердца» мы просидели некоторое время, полюбовались морскими просторами, и, главное, загадали желания. Да-да, желания, загаданные около «каменного сердца», обязательно исполняются…

А потом обратный путь — переход по проливу, подъем на хребет мыса. Скажу вам, подъем нам дался гораздо легче, чем спуск. Так что если попадете на полуостров Гамова, обязательного посетите остров Томящегося сердца. И не надо бояться этих крутых спусков-подъемов, вы их обязательно осилите.

Еще был пляж в бухте, в самом ее конце, недалеко от мыса, где мы не только полюбовались морскими просторами, но и искупались в кристально-чистой воде Японского моря, что тоже само по себе — приключение и масса впечатлений.

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

И тут история рядом. На краю бухты стоит бетонный дот, заброшенный, но не разрушенный до конца. Построен он был в 40-х годах прошлого века. Но потом за ненужностью его забросили. Говорят, таких полуразрушенных дотов на берегах Приморья очень много.

Все-таки как хорошо, что мы приехали в Приморский край в сентябре! И погода нас порадовала, ни одного дождя, ни одного туманного дня! Да еще и море теплое и спокойное!

Полуостров Гамова. Военное прошлое и романтическое настоящее

А потом долгий путь домой. Ну, а домой путь всегда короче, да и привыкли мы уже к этим расхлябанным дорогам, так что и не заметили, как доехали до Андреевки, а потом и до Владивостока.

Воспоминания о полуострове Гамова останутся в нашей памяти, как самые яркие и самые запоминающиеся. И могу с уверенностью сказать: полуостров Гамова — одно из лучших мест отдыха в Приморье, где не только можно полюбоваться великолепной природой, но и познакомиться с интереснейшими достопримечательностями, созданными руками человека.