Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 11:37

Приморский край — Россия Сентябрь 2021

С юга и востока Приморский край омывается Японским морем. Это одно из самых удивительных морей, поражающее не только своей красотой, но и разнообразием подводного мира — звезды, ежи, осьминоги, кукумарии, дельфины, самые разнообразные рыбы, перечислить всех морских жителей просто невозможно. На островах и прибрежных скалах можно увидеть лежбища тюленей-ларг, великое множество птиц, говорят, что такого разнообразие видов птиц редко где встретишь. Не менее интересен на островах и растительный мир, здесь растут уникальные растения, которые можно увидеть только в этих местах.

И вот для того, чтобы сохранить эту природную уникальность, и были созданы на территории края несколько заповедников, в том числе и единственный в России Дальневосточный Морской заповедник, основанный в 1978 году. Находится он в заливе Петра Великого.

Площадь Морского заповедника более 64 тыс. га, более 98% — это морская акватория, и лишь около 2% — острова и прибрежная территория материка.

Острова и островки беспорядочно разбросаны по бухтам и заливам Приморья — большие и совсем маленькие, расположенные совсем недалеко от берега и спрятавшиеся за морскими просторами, возвышающиеся над морем на десятки метров и едва выглядывающие из воды… Многие из них необитаемы. И все они очень живописны и не похожи друг на друга.

Вот на одном из таких островов, входящих в состав заповедника, мы и побывали.

Это остров Фуругельма, расположенный в Южной части заповедника, один из самых больших островов заповедника.

Назван он в честь Фуругельма И. Х. — разностороннего человека, который был не только замечательным моряком, точнее капитаном судна «Князь Меншиков», но и военным губернатором Приморской области, адмиралом, командиром Сибирского флота и портов Восточного океана и так далее.

Остров Фуругельма — самый южный остров Приморья и всей России, находится он почти у самой границы с Северной Кореей. Часто его так и называют — «последний русский остров».

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

На остров попасть совсем непросто, ведь это заповедная зона и для ее посещения нужно специальное разрешение. Как правило, это разрешение оформляет туристическая фирма, организующая экскурсию на остров, и она же привозит туристов в Посьет. А дальше экускурсию проводят работники заповедника, представитель же туристической фирмы просто присутствует при этом.

Разрешение на посещение острова, проезд на катере, экскурсия по заповедному острову — все это, как нам рассказали в турфирме, стоит прилично, и поэтому экскурсия получается очень даже недешевой. У нас была это самая дорогая экскурсия, и при этом мы брали не первую попавшуюся, а долго выбирали. В итоге экскурсия получилась дешевле, чем в других турфирмах, но по качеству могла бы быть и лучшей. Первый минус — это транспорт, за дорогу до Посьета и особенно назад меня так протрясло, что я уже просто не могла дождаться окончания пути. И гид от турфирмы — тоже минус, могла бы за долгую дорогу хоть что-то рассказать, хотя может быть, это было условием экскурсии, и гид была просто сопровождающей, но за такие деньги я ожидала большего. Так что эту турфирму не советую и как она называется, не пишу, может это просто нам не очень повезло, а в другой раз будет все замечательно. Но в любом случае, наверное, не стоит гнаться за дешевизной, и если будете в Приморье и решите ехать на остров, берите что-то посредине.

И все равно, все эти мелкие недоразумения не повлияли на впечатления от морской прогулки и самого острова, а они — эти впечатления — были ни с чем ни сравнимыми, яркими и незабываемыми.

Отправиться на необитаемый остров в гости к дикой природе, да еще в заповедную зону — такая поездка не может оставить никого равнодушным!

Итак, рано утром мы выехали из Владивостока. До Посьета 230 километров. В поселке Барабаш — остановка, и дальше до Посьета без остановок. Посьет — небольшой поселок, между прочим, старинный, ровесник Владивостока. Правда, ничего выдающегося в самом поселке мы не увидели (а может нам просто не показали), ну разве что порт, откуда отправляют на экспорт уголь, и который мы видели лишь издали с моря, и еще, конечно, море — бескрайнее и необъятное…

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

И на берегу этого моря нас уже ждал прогулочный быстроходный катер и колоритный капитан этого катера — просто Константин.

Перед отправлением небольшая инструкция: как вести себя на катере во время движения, что можно и чего нельзя делать. И в целях безопасности Константин обязал нас всех одеть спасательные жилеты. Так что вся наша компания стала красно-оранжевой.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Остров находится в открытом море. Поэтому при посещении острова большое значение имеет погода, и нам, к счастью, очень повезло, даже ветер, и тот поутих, так что качки не было и мы без происшествий прошли путь и туда, и обратно.

Шли мы к острову по морю около часа. В течение всего пути нас сопровождали легкий ветерок и солнце, сказочные виды и интересный и очень живой рассказ нашего капитана. Константин не только вел катер, он еще оказался и замечательным гидом, прекрасно знающим все скалы, заливы, острова, встречающиеся на нашем пути. Так что морская прогулка уже сама по себе оказалась запоминающейся и очень интересной.

Недалеко от Посьета — коса Назимова и на ней маяк, носящий то же имя, что и коса. Маяк старинный, начало действия маяка — 1898 год! Между прочим, маяк был изготовлен в Париже, а установлен талантливыми русскими мастерами, которые отлично справились со сложной заграничной системой.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

И вот тут возле маяка Константину кто-то позвонил и сообщил, что здесь, примерно в этом районе, где мы находились, видели белух. Константин озвучил нам это сообщение, добавив «Ну как…?" «Да, да, идем на поиски» — дружно ответили мы.

И началось… Поехали в одну сторону, потом в другую, и вот они — белухи!!!

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Может кто слышал про «китовую тюрьму» в бухте Средней Приморского края?

С лета 2018 года там содержалось более 10 косаток и около 90 белух, незаконно выловленных в Охотском море. Их приручали перед продажей в океанариумы Японии и Китая. Условия их содержания были далеко не лучшие, тесные вольеры, неправильное комление, поэтому животные начали болеть.

Узнав обо всем этом, зоозащитники выступили с требованием освободить животных, к ним присоединились многие россияне. Этот вопрос рассматривался даже на правительственном уровне.

Понятно, что сразу выпускать в открытое море животных было нельзя. За время, проведенное в неволе, они отвыкли от естественной среды обитания. И вот был разработан целый план по выпуску их на свободу. Учитывая, что процесс перемещения животных очень трудоемкий, его прохождение затянулось.

В июне 2019 года часть животных была перевезена и выпущена в Охотское море, а часть в силу сложившихся обстоятельст — в Японское море в Лазовском районе. Боялись, что белухам не подойдут условия проживания в более теплом Японском море, да и с кормом могли быть проблемы, но белухи прижились здесь. Так что мы встретились с экс-обитателями «китовой тюрьмы».

Белухи миролюбивые животные, говорят, для человека они не опасны, ни укусить, ни причинить никакого вреда человеку они не могут, да и людей они совсем не боятся, а даже ищут встречи с ними. Вот и мне показалось, что это не мы их искали, а они нас, уж как они радовались, когда мы к ним подплыли! Целое представление устроили! Как будто старались понравиться нам, приглашая поиграть с ними.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

А когда Константин перегнулся через борт катера, белухи были тут как тут, и теперь они прям таки настойчиво напрашивались, чтобы их погладили, а может ожидали, что их накормят. Но тесного контакта не случилось, да и не надо этого делать, все-таки это животные-хищники, а не кошки или собаки. Зато на расстоянии мы от души налюбовались ними, восхитительное зрелище.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

А наш быстроходный катер помчал нас дальше. Море со всех сторон, морская безбрежная гладь завораживает.

Вдали сухогрузы, стоящие на рейде и ожидающие своей очереди для захода в порт Посьет.

А еще по пути любуемся островками и бухтами, появляющиеся за бортом то справа, то слева — кекур Гельмерсена, камни Буй, Бутакова, мыс Островок Фальшивый, бухты Калевала, Сивучья, Пемзовая. Некоторые находятся недалеко от нашего катера, а некоторые — вдали, лишь только маячат их силуэты.

Но самое интересное на нашем пути, настоящее природное чудо — камни Михельсона. Это выглядывающие из воды вершины подводных гор. Как нам рассказал Константин, это над водой камни серые и неприглядные, а под водой актинии и морские звезды покрывают их сплошным ковром, и это выглядит потрясающе.

К камням мы подошли поближе, и Константин даже остановил катер. На камнях много птиц, настоящий птичий базар.

И самое главное, здесь находится лежбище тюленей. Тюлени ларги живут здесь постоянно, нежатся на камнях на солнышке, ныряют, плавают. Не могу сказать, что тюленей было много, но они были, и мы их увидели и даже сфотографировали.

Хоть и говорили нам, что ларги людей не боятся, но у нас было по-другому, может, конечно, их испугал звук катера, но тем не менее ларги почти сразу ушли под воду, через некоторое время над поверхностью воды показалась одна голова, потом другая. Вообщем, и боязно, и любопытно… Интересные животные, и встреча с ними стала для нас настоящим событием!

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

И вскоре мы видим остров — конечный пункт нашего путешествия. Катер причаливает к самому берегу и мы высаживается на самый южный остров России — остров Фуругельма! Константин молодец, пришвартовал катер прямо к берегу, мы даже ноги не промочили, хотя готовились выходить в воду.

И самые первые впечатления, они же самые верные: мы в сказке, чистейшее бирюзовое море, белый песок, красивейшие скалы, много зеленой растительности!

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Нас встречает сотрудник заповедника Александр. Именно он и станет нашим экскурсоводом по острову.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Перед экскурсией Александр проинструктировал нас по вопросу поведения на острове, напомнив, что мы находимся в заповеднике, поэтому рвать ничего здесь нельзя, ни листочка, ни веточки, ни ягоды, с тропы не сходить, мусор не бросать, птиц не пугать. Зато можно любоваться природой, восхищаться красотой пейзажев, наслаждаться тишиной и атмосферой умиротворенности, царящей на острове!

Заодно Александр рассказал немного об острове и о заповеднике в целом.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Остров необитаем. Здесь расположены только кордон и научная станция от Института биологии моря. А раньше здесь был и рыболовецкий колхоз, и звероферма, где выращивали голубых норок, и даже военный гарнизон. Но все это было до конца 70-х годов, пока остров не вошел в состав заповедника.

И надо сказать, именно благодаря охранной деятельности, удалось восстановить растительность острова, увеличить количество птиц, возродить нерестилища приморского гребешка. Да, море рядом с островом является участком по сохранению численности дикого морского гребешка, устриц и трепанга. Говорят, что гребешки здесь бывают размером с тарелку, а устрицы и того больше.

И о птицах — остров знаменит своими птичьими базарами. Наш эксурсовод рассказал, что на острове обитает около 400 видов птиц. Здесь самая крупная колония чернохвостых чаек, а желтоклювая цапля и малая колпица, которые гнездятся на острове, внесены в Красную книгу МСОП. Также на острове во время перелета отдыхают многие редкие птицы: буревестники, орланы и другие.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Но место обитания птиц — восточная часть острова, мы были в Западной бухте, а в Восточную бухту туристов не водят. И мы же помним — с тропы не сходить и т. д., так что птичьи колонии мы не увидели. Конечно, птицы летали и над Западной бухтой, и по берегу бегали — кто ж им запретит? Да и птичий гвалт стоял еще тот. Но вот массового скопления птиц мы так и не видели, очень жаль.

Что интересно, в 1931 году на острове побывал Пришвин, и его поразило количество обитающих здесь птиц, и по этому поводу он точно написал: «если бы поднять на воздух во время злейшего тайфуна один только какой-нибудь птичий базар… крики птиц совершенно заглушили бы удары Японского моря о скалы».

Ну вот, об острове, как части заповедника, я рассказала, теперь идем на экскурсию по самому острову, которую, как я уже сказала, проведет Александр, не только прекрасный экскурсовод, знающий остров от и до, но еще и замечательный фотограф. Он показывал нам свои фотографии, в том числе и сделанные под водой, и скажу вам, фотографии, достойные не только участия, но и победы в самых престижных выставках!

Природа острова обворожительно прекрасная. Всюду бурная растительность, весь остров зеленый. Из-за сильных океанических ветров остров в основном покрыт кустарниками, но кустарники высокие, причем многие цветущие, и это в сентябре! Много редких растений, и есть даже не просто редкие, а редчайшие виды, которые в других местах практически не встречаются.

Растут здесь и вроде бы привычные нам растения, но выглядят они несколько по-другому, например, тут растет особый вид шиповника с ягодами размером с райское яблоко.

Самая высокая точка острова — 120 метров над уровнем моря, вроде бы небольшая высота, но тропинка круто уходит вверх, и в итоге подъем оказался не очень-то и легким. Тем более, несмотря на то, что был сентябрь, жара стояла никак не осенняя, солнце припекало, как в разгар лета. И мне вот показалось, что +25 в Приморье и +25 у нас — это две большие разницы, в Приморье по ощущениям при этой температуре было гораздо жарче.

Но ради потрясающих видов можно и вверх подняться, и по жаре пройти!

Экологическая тропа, сходить с которой не рекомендуется (мы помним об этом!), временами теряется в труднопроходимых зарослях кустарников и невысоких деревьев, и если немного отстать от группы, кажется, что в целом мире ты и природа — и больше никого… Такое необычное ощущение…

По мере подъема с каждым шагом открываются все более восхитительные виды на залив и окрестности, и везде главный персонаж — море, его видно отовсюду.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

А на горизонте виднеется уже не наша земля, а корейское побережье.

Виды с вершины острова великолепны. Бухта Западная, как на ладони — пляж с белоснежным песком, изрезанная бухточками береговая линия, немногочисленные строения…

Отсюда прекрасно видно, что остров необитаем, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь»…

На вершине сопки — встреча со старой батареей, делаем остановку возле нее. Откуда она здесь?

Оказывается, это привет с далеких 30-х годов прошлого столетия. В эти годы обострились отношения с Японией. И после Хасанских событий встал вопрос о том, чтобы прикрыть морские подступы к Владивостоку. Было принято решение построить берговые батареи где-то в районе Хасана. Так на Фуругельме, находящемся совсем рядом с Хасаном, появилась 130-мм батарея № 250. Эта мощная батарея — единственная на территории Приморского края береговая батарея, которая принимала участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, оказывая поддержку сухопутным войскам.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Батарея давно не функционирует, еще в 60-х годах решено было ее законсервировать, но артиллерийские установки и до сегодняшнего дня неплохо сохранились, правда, сильно поржавели, но стоят в целости и сохранности. И сохранились-то орудия лишь благодаря тому, что находятся на территории заповедника, куда доступ затруднен, а так бы растянули их на металлом, места-то отдаленные…

Сохранился и бетонный командно-наблюдательный пункт, врытый в землю, порядком обветшалый, но не до конца разрушившийся. Даже можно заметить обустроенные в нем узкие смотровые щели, через которые просматривается корейское побережье и даже какая-то часть горного Китая. Пушки могли держать под контролем территорию в радиусе до 30 км, так что и береговая часть Кореи и горы Китая были под прицелом.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Был тут и военный гарнизон артиллерийской части. Говорят, что численность его доходила до 600 человек. Командиры и их семьи жили в доме начальствующего состава, сейчас от него остались лишь руины, выглядывающие сквозь верхушки деревьев.

А для рядового состава были построены казармы, остатки которых мы уже видели. В конце 60-х годов практически весь личный состав гарнизона вывезли на материк, в конце 70-х военный гарнизон был окончательно расформирован. Ну, а остров, как я уже писала, передали Морскому заповеднику.

Представляете, на сравнительно небольшом острове жило 600 человек, и не один год, и не два, а целых 30 лет! Понятно, что жизнь была у них нелегкой. Но и природа была от них не в восторге, это точно. И если бы не решение о расформировании гарнизона и не передача острова в Морской заповедник, то не видать бы нам такого удивительного острова с богатейшей флорой и фауной.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Сооружений на острове немало. Везде окопы, точнее, сейчас это просто ямы, поросшие растительностью. Можно также увидеть полуразвалившиеся склады для снарядов, остатки бывших казарм. И еще нам встретилось сооружение, вообще-то и неплохо сохранившееся, где находился прожектор, освещавший окрестности, в том числе и морские просторы.

Вообщем, настоящий музей военной истории под открытым небом.

Если вверх мы поднимались среди зарослей кустарников, то спускались по другой дороге, и эта дорога вниз проходила уже по лесу с густым травяным ковром. Особенностью растущих здесь деревьев является низкорослость и многоствольность. Под пологом леса по-прежнему произрастают кустарники. Липа амурская, амурский бархат, амурский же барбарис, грабы, клены, береза Шмидта, родонедрон Шлиппенбаха, аралия континентальная — все и не перечислишь, многообразие растущих здесь деревье и кустарников поражает!

На деревьях таблички с названиями этих деревьев, ну это и понятно, ведь мы же в заповеднике.

А еще в лесу есть родник с чистейшей водой, холодной и очень вкусной. Отведав воды, еще немного прогулявшись по лесу, мы вернулись к кордону.

Возле домика стоит небольшая беседка, где можно устроить небольшой пикник из привезенных с собой продуктов. А можно это сделать и на берегу моря, что еще более романтично! Только нигде ничего, ни крошечки, ни бумажечки не оставлять, ну мы это отлично помним!

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Как я уже упоминала, остров необитаем, постоянные жители тут только птицы, а сотрудники заповедника, ученые приезжают на остров всего лишь на некоторое время, большую часть зимы тут вообще никого нет. И этот симпатичный житель тоже приезжает-уезжает…

Хотя домики вроде как на вид прочные, и солнечные батареи, вырабатывающие электроэнергию для нужд немногочисленных обитателей, имеются. Да и связь на острове есть.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Но все равно чувствуется отдаленность от материка, такая вот атмосфера затерянного мира, когда со всех сторон море и только море. Мы вот точно ощутили себя такими вот Робинзонами Крузо, попавшими на необитаемый остров на краю земли…

Так как остров заповедный, то и пребывание на нем ограничено. Находиться на острове мы могли не более 4-х часов. Но после экскурсии у нас еще осталось немного времени, чтобы отдохнуть у моря в уютной бухте с белым песком, послушать шум волн и крики чаек.

От лазурного моря невозможно отвести взгляд, кристально-чистая вода, песчаное дно, пляж с белым песком, из-за чего вода в прибрежной полосе приобретает нежный светло-зелёный оттенок.

Мальдивы? Или Гавайи? Так и хочется ущипнуть себя, чтобы поверить в реальность происходящего.

Бухту слева и справа прикрывают скалы, особенно эффектны те, что по левую сторону.

Жалко, что так мало времени было нам отведено для посещения острова. В таких вот уединенных местах никуда не хочется спешить, на острове нет суеты, жизнь течет медленно и размеренно. Пожить бы тут хоть несколько дней, без городского шума, наедине с первозданной природой!

Но не получится… Вот уже Константин приглашает на катер, который вскоре умчит нас в привычную суетную жизнь.

«Последний русский остров», или добро пожаловать в сказку

Вскоре остров остается вдали, а потом и вообще исчезает за морскими просторами… И я уверена, такие вот заповедные места, с необыкновенной красотой и атмосферой, не часто встретишь, и как здорово, что нам посчастливилось побывать здесь.

Встреча с островом навсегда останется в моем сердце, и я могу с гордостью сказать: я была на необитаемом острове, на самом краю России!