Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:28

Приморский край — Россия Сентябрь 2021

Не устану повторять, что Приморский край — один из самых красивейших уголков России! Природные богатства Приморья точно никого не оставят равнодушными. Многочисленные островки, бухты, живописные пляжи и отвесные скалы — навряд ли где еще найдешь такую красоту!

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

И я хочу вам показать одно из самых живописных мест Приморья — полуостров Гамова.

Находится полуостров на юге Приморья в Хасанском районе. От Владивостока до полуострова около 260 километров, совсем неблизко, к тому же после Андреевки это уже и не дорога, а направление, разбитая грунтовка, с колдобинами и ямами, но все же на полноприводном высоком автомобиле проехать вполне возможно. Правда, протрясет знатно, но ради красот, что мы увидели, стоит все это перетерпеть.

Выехали мы из Владивостока в 6 утра, и уже в пути встретили восход солнца.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Небольшая остановка в поселке Барабаш.

Кофе, чай, небольшй перекус. Здесь мы попробовали завертоны, это типа нашей шаурмы — завернутая в лаваш начинка из мяса или рыбы с овощами, но если назвать приморские завертоны шаурмой, то приморцы точно обидятся. Завертоны — это завертоны, приморская еда. А продают завертоны в заведениях, которые тоже есть только в Приморье — в сети автокофеен Coffee Machine.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Проезжаем не останаливаясь через поселок Андреевка, смотреть тут особо нечего. Курортный поселок, расположенный на берегу бухты Троицы залива Посьет, в котором любят отдыхать дальневосточники. Базы отдыха на каждом квадратном метре, а вдоль основной дороги, ведущей к бухте Витязь, кроме баз отдыха еще и нескончаемый ряд магазинчиков, ларьков, небольших кафешек. Наши черноморские курортные поселки покруче будут, а тут все ну очень просто, хотя говорят, в глубине поселка есть и более современные отели, но точно не знаю, ну, а то, что мы видели, так это пожалуй наши черноморские поселки лет этак 30 назад.

Но Андреевка — это солнце, песок и Японское море! И это главное!

После Андреевки, как я уже раньше сказала, никакого асфальта, просто укатанная дорога, и если до Витязя вполне сносная, даже трясет не очень, то дальше — испытание на прочность и автомобилю, и водителю, и нам, пассажирам.

Но зато начинаются красивейшие места, природные достопримечательности, ради которых мы и приехали сюда, почти «на край земли».

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Мы уже на полуострове Гамова, именно с поселка Витязь и начинается полуостров, омываемый заливом Посьет и открытым Японским морем. На их берегах выделяется несколько удивительных по красоте бухт.

И первая природная достопримечательность — бухта Витязь, в акватории и на берегах которой происходило множество интересных событий.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Раньше бухта называлась бухтой Гамова, а потом ее переименовали в честь корвета «Витязь», который исследовал эти берега в 1888 году. «Витязь» проводил многочисленные океанографические исследования в Тихом океане и даже заслужил звание первого Российского корабля науки. И между прочим, название корвета «Витязь» выбито на фронтоне океанографического музея в Монако в числе самых известных кораблей науки.

Ну, а теперь собственно про бухту. Бухта небольшая, в длину около 3-х километров, в ширину — в 2 раза короче, и благодаря своему расположению, защищена от ветров и волн, так что здесь почти всегда тихо и спокойно, ну иногда только задувает западный ветер, поднимая небольшие волны.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

С двух сторон бухты — сопки. На одной из них, на въезде в Витязь — смотровая площадка.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

По тропинке поднимаемся на сопку.

Виды отсюда потрясающие, вся бухта, как на ладони. Дух захватывает от такой красоты.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Напротив — сопка Туманная, этакая зеленая пирамида, величественно возвышающаяся над бухтой. Нельзя не обратить внимание на четкие ровные полосы на склоне сопки. Ни за что бы не догадалась, если бы не рассказали, что это искусственные просеки, сделанные более века назад работниками Яна Янковского, дом которого мы скоро увидим. Вот столько времени прошло, а просеки не заросли, сохранились до сих пор.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

У подножия горы — белый шарик, издали он смотрится необычно, а вблизи, говорят, везде видны следы разрухи. Назначение этого шарообразного сооружения действительно необычное — зимний бассейн для тренировки морских млекопитащих. Полностью достроен он не был, однако животных там держали.

Надо сказать несколько слов о том, почему это сооружение здесь появилось. Дело в том, что здесь в бухте был научно-исследовательский центр базы Тихоокеанского флота, где проводились изучения морских животных для их использования в возможных военных действиях. Белухи, тюлени, ларги, сивучи, морские котики — все они были объектами изучения, их тренировали для обнаружения подводных лодок, диверсантов и других опасных объектов, учили противостоять диверсантам-аквалангистам и даже уничтожать подводные лодки и корабли.

После распада СССР центр был преобразован в Биологическую станцию, продолжавшую работу с морскими животными, но уже по мирным программам, например, готовя их для решения различных экологических проблем, очистки моря, для аварийно-спасательных работ и так далее.

Но в конце 90-х финансирование было сокращено и было принято решение о ликвидации станции. Ученые были переведены в Московскую Академию Наук, а морских подопытных пришлось отпустить на волю…

Бассейн был больше не нужен, и со временем он пришел в запустение. Вот такая история этого необычного шара. Это строение мы еще увидим со стороны поселка Витязь.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Ну, а пока продолжаем наслаждаться видами, открывающимися с сопки.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Справа от сопки — мыс Шульца, который является частью полуострова Гамова. Это самый длинный мыс полуострова, который далеко вдается в море.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Недалеко от мыса Шульца — мыс Таранцева и острова Таранцева — три небольшие островка, разделенные друг от друга мелководными проливами. Самый большой из них порос кустарником, а те, которые поменьше, покрыты травой. Вот эти островки как раз и делают погоду в бухте, закрывая ее от ветров.

А на горизонте виден самый юг приморья — Хасан, и даже горы Северной Кореи. От островов Таранцева до границы чуть более 40 км. Так что Корея совсем недалеко.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Слева виден поселок Витязь, расположившийся по берегам бухты. Поселок совсем небольшой и тихий, за исключением туристического сезона, когда отдыхающих становится больше, чем местных жителей. На всем полуострове жилым является этот поселок, ну и еще маяк Гамова, там, правда, совсем немного жителей, так что можно считать, что население Витязя это и есть все население полуострова Гамова.

Спускаемся с сопки и едем дальше, в поселок. Где стоит остановиться, так это на самом берегу бухты.

Пляж здесь замечательный. Пологое песчаное дно, чистая и прозрачная вода — все что нужно для купания и отдыха. Да и виды на бухту отсюда классные!

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Бухта Витязь известна затонувшими судами. В советские времена зверобойные шхуны финской постройки были закуплены для научных нужд и переобуродованы под плавучие лаборатории, а потом, когда ученые ушли из бухты, суда стали ненужными, часть их оказалась затопленной в акватории бухты. Несколько затонувших судов лежат на морском дне на выходе из бухты Витязь, у мыса Шульца, в хорошую погоду их даже можно видеть с возвышенности берега. Некоторые же остались на мелководье на вечной стоянке.

Возле этих заброшенных судов просто скопление морских обитателей, именно за это, говорят, аквалангисты любят эти места, тут как в морском музее, каких только экземпляров здесь не увидишь.

Один из бывших зверобоев находится совсем рядом с берегом. Конечно, время, не пощадило его, вид у него немного потрепанный, но издали смотрится вполне нормально, и даже похож на пиратский корабль.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Отсюда хорошо виден купол бассейна, который мы уже видели с вершины сопки. А рядом с шарообразным строением стоит на приколе еще одна шхуна — «Саламандра», на которой когда-то располагался пункт контроля акватории.

Но вернемся в начало поселка.

На берегу бухты Витязь среди великолепной приморской природы находится рукотворная достопримечательность — дом Янковских. Дом был построен в 1918 — 1919 годах Яном Янковским. Это даже не дом, а настоящий замок, построенный с использование технологий оборонительных укреплений. И это не потому, что так хозяин для красоты захотел, а потому что времена были беспокойные, маньчжурские разбойники рыскали по окрестностям, и дом должен был быть надежной защитой для своих хозяев.

Янковские стали одними из первых, кто принял участие в бурном развитии Приморья. Михаил Янковский, глава этой семьи, волею судьбы попавший в Приморье, был не только основателем многогранного хозяйств (коневодство, оленеводство, выращивание женьшеня и так далее), но и замечательным ученым, в круг его научных интересов входила геология, археология, зоология, ботаника, метеорология и другие естественные науки.

До сих пор в Приморье жива память о Михаиле Янковскоме и его семье. Его именем названы полуостров и гора в Хасанском районе Приморского края, а также ряд улиц во Владивостоке и других населенных пунктах Приморья.

Ну, а в этом доме жил его сын Ян, который продолжил дело отца и внес свой вклад в развитие Приморского края.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Он организовал успешное оленеводческое хозяйство здесь, на мысе Гамова. С сопки мы видели просеки на сопке Туманной, эти просеки были прорублены для спуска оленей, вот так вполне цивилизованно вели хозяйство даже в начале прошлого века.

Дом-замок, построенный Яном Михайловичем, был вполне просторным, с высоким балконом, множеством комнат и даже с подземным ходом. Сейчас же от него остались лишь стены, да элементы кровли, но даже по руинам видно, каким добротным он был в свое время. В 1919 году Ян Михайлович внезапно заболел и умер, а представители семьи с приходом красноармейцев вынуждены были уехать за границу, а вскоре и имение пришло в упадок.

После 1922 года в доме некоторое время была то почта, то магазин, то склад, но без должного ухода дом постепенно разрушался, и вот это все, что осталось от некогда величественного дома-замка.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

И все же этот дом, пусть и полуразрушенный, и заброшенный — одно из немногих строений, хранящих историю легендарной семьи Янковских уже более 100 лет. Жаль, что дом не восстанавливают. Но может все-таки когда-нибудь дойдут руки до него.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Далее от Витязя идут несколько грунтовых дорог, и мы едем по одной из них, к мысу Гамова — крайней южной точке полуострова.

О дорогах я уже говорила, но на надежном автомобиле и с опытным водителем, а у нас так и было, никакие рытвины и колдобины не страшны! Тем более, когда вокруг такие красоты!

И вот мы у моря, на высоком скалистом берегу. Перед нами бухта Опасная, справа — мыс Бабкина, а слева — мыс Гамова.

Бухта Опасная так называется неспроста, она открыта ветрам чуть ли не со всех сторон, и поэтому волнения с нешуточными волнами здесь бывают нередко. А еще здесь много камней, и подводных, и торчащих из воды. Берега бухты обрывистые, скалистые.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Мыс Бабкина соперничает с мысом Гамова за звание самой южной точки полуострова, но все-таки несколько проигрывает ему. Назван в честь начальника экспедици Василия Бабкина, под его руководством в ходе экспедиии мыс впервые в 1863 году мыс был обследован и нанесен на карту.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

С другой стороны мыса — бухта Алексеева и на некотором удалении от мыса можно видеть камни Алексеева — лежбище ларг, но с такого расстояния их не рассмотреть.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

А на мысу Гамова знаменитый маяк, самый южный маяк в России, числящийся в Реестре маяков России под № 1. Построен он был более 100 лет, на рубеже 19 и 20 веков. Близко маяк нам не удалось увидеть, прежде всего, маяк режимный объект, то есть существует особый порядок его посещения, и кроме того, многое зависит от смотрителя маяка, он принимает решение, кого, когда и на столько пропустить к маяку. Нам не повезло, на маяк мы не попали. Но зато полюбовались им издали. И даже издали маяк сказочно красив. И расположение у него отличное, на самом краю мыса, на скале, нависающей над морем.

До строительства маяка в бухте Опасная происходило много кораблекрушений, сильные ветра, густые туманы были частыми гостями в бухте. Даже самые смелые мореходы боялись проводить свои суда в этих местах. В 1897 году разбился в тумане пароход «Владимир», идущий из Посьета во Владивосток. Пароход до сих пор лежит на подводных скалах. Вот после этого кораблекрушения местными властями было принято окончательное решение о строительстве в этом месте маяка, ибо без маяка дальнейшее судоходство было невозможно.

Вот с тех пор маяк и стоит здесь, при этом находится в рабочем состоянии и сейчас, по-прежнему указывает путь судам. Конечно, современные суда оснащены современным навигационным оборудованием, тем не менее маяк и в настоящее время помогает судам, особенно малой водоизмещенности, проходить опасный участок морского пути из залива Посьет в Амурский залив.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

В наши дни маяк Гамова целый комплекс, причем как действующий, так и музейный. И как действующий — это между прочим серьезный объект, с маячными лампами, радиомаяком, навигацией, метеорологическим оборудованием и даже интернетом. В хорошую погоду свет от современной лампы видно на расстоянии около 30 морских миль.

И что интересно, мыс Гамова — почти самая южная точка материковой России, но здесь ключевое слово -«почти», потому что, если быть точным, мыс Гамова всего-то на 1 градус не дотягивает до крайней южной точки нашей страны, находящейся на границе Дагестана и Азербайджана.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Полуостров Гамова — гористый, поросший лесами и травами. Часть полуострова — заповедная зона, туда, конечно, проход ограничен, но наши проводники знают, куда можно, куда нельзя. Но и там, куда можно, людей немного, все-таки здесь труднопроходимые дороги, а также удаленность от города… И как раз таки благодаря этому красивая дикая природа осталась не тронутой человеком.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

На скалистых отвесных берегах растут неприхотливые сосны, а в глубине полуострова — дубы и некоторые другие лиственные растения.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

Это место просто очаровывает. Здесь уникальные по красоте бухты, скалистые берега, бескрайнее море необыкновенного цвета с чистейшей водой! И среди этой красоты мы — нас было всего шестеро — в обозримом пространстве одни! От красот и ощущения, что мы одни, может даже в целом мире, голова кругом идет.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

А еще дух захватывает от осознания того, что стоишь на самом краю земли русской. Нет, граница здесь не проходит, она дальше по морю, но тут вот заканчивается наша земля, дальше только море, а за морем — другие страны.

Полуостров Гамова — на краю земли российской...

И, конечно, надо сказать спасибо небесной канцелярии, которая подарила нам яркий, безветренный и теплый день. Здесь часто бывают густые туманы и сильные ветра, а вот нам повезло. И фантастические пейзажи предстали перед нами во всей красе.

Вот такие они, приморские красоты. И хоть полуостров не очень-то и большой, всего 23 кв. км, но здесь столько интересных мест, что увидеть их все за один день невозможно, и даже то, что увидели, в один рассказ не вместить. И чтобы не утомлять вас, продолжу рассказ о прекрасном Приморском крае чуть позже.