Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была вчера 21:01

Вязники, Гороховец — Россия Сентябрь 2021

Весенний опыт автомобильных путешествий нам так понравился, что решили продолжить осенью.
На выбор направления повлияло то, что в августе Нижний Новгород отмечал свое 800-летие. Писали, что в городе идут гранидиозные приготовления к празднованию. Поэтому сентябрь был просто идеальным временем для посещения:

• ремонт, как мы надеялись, уже закончится,
  • волна туристов уже схлынет,
  • погода будет еще теплой.

Реальность наши радужные планы несколько подкорректировала в плане ремонта и погоды, но все равно поездка сложилась удачно.

Итак, холодным дождливым утром мы выехали из Москвы в направлении Нижнего Новгорода.

Переезд в 470 километов, да еще по хорошей дороге много времени занять не должен. Но просто доехать из пункта, А в пункт Б — не наш метод. Мы обычно стараемся посмотреть то, мимо чего проезжаем.
Для промежуточных остановок были выбраны Вязники и Гороховец.

Вязники

Вязники — небольшой городок во Владимирской области, привлек наше внимание несколькими достопримечательностями, причем разноплановыми.
Начать решили с холма, где в XVII веке стояла деревянная крепость Ярополч. После того как крепость сгорела, это место начало застраиваться усадебными домами богатых вязниковских фабрикантов и купцов.

Мы паркуем машину на улице Киселева и пешком движемся вдоль по улице. Интересные домики встечаются.
Это старенькие.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Дом фабриканта Г. В. Крутышева, или в простонародье «дом с совой». На фотографии один глаз «сове» предательски закрыла елка.

А это — современные.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Есть даже с гербом на фасаде. Этот герб придумал хозяин дома — Станислав Челбаев.

В центре переплетены имена супругов: С (Станислав) и В (Вера). По бокам от них — имена детей: И (Игорь) и И (Инна). Самые маленькие буквы — имена внуков: (Я) Яна, А (Артем), Р (Руслан).

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Но нас интересовала усадьба Сенькова.

Усадьба была построена в начале XIX века. В 1828 году усадьбу выкупил полотняный фабрикант Осип Михайлович Сеньков. Усадьба многократно перестраивалась, и обрела свой законченный вид к началу ХХ века.

Правильное название — Верхний дом Сенькова, поскольку домов было несколько.

Последним владельцем усадьбы был Сергей Иванович Сеньков, фабрикант, меценат и благотворитель — на его средства возвели школу, уездную больницу, а возглавляемый им Общественный банк 75% прибыли тратил исключительно на городские нужды.

В 2003 году в усадьбе случился пожар, после которого она долгое время стояла заброшенной.

Сейчас появился инвестор, который усадьбу восстанавливает — теперь это частная территория. Но из-за забора посмотреть можно, правда деревья заслоняют.

Каретник

Если пройти дальше по улице, то можно увидеть Троицкую церковь постройки ХVIII века с красивой колокольней, которую тоже заслоняют деревья.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Следующее место нашей остановки — смотровая площадка Венец, с которой открываются красивые виды на Клязьму.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Река здесь разветвляется на много рукавов.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

По поводу названия площадки ходят разные версии. По одной из них, венцами называли холмы. Вязники стоят на 7 венцах.

По другой, место называется так из-за того, что река делает крутой поворот, напоминающий по фоме девичье головное украшение.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

От Венца по берегу идет небольшая аллея к другой смотровой площадке. Но с Венца вид лучше.

После Венца отправляемся на следующую смотровую площадку — Лысую гору, расроложенную между Вязниками и Гороховцом.

Лысая гора — это высокий холм на берегу Вязьмы, практически полнстью лишенный растительности.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Причем на соседних холмах лес растет.

Все необычное рождает легенды. Про то, что на Лысой горе собирается нечисть — это классика жанра.
Но есть и другая легенда, которая гласит, что в 1545 году под Гороховцом было разбито войско казанского хана Аманака, которое в течение нескольких лет грабило нижегородские земли. По преданию, здесь погиб и сам хан. Его похоронили на берегу Клязьмы, каждый воин принес на его могилу горсть земли, и образовался курган. С тех пор на нем не выросло ни единого деревца.

Однако археологические раскопки, проводившиеся в конце 20-х годов ХХ века показали, что Лысая гора — это холм природного происхождения, где еще в VI–V веках до н. э. жили люди. Гончарные и костяные изделия, найденные в поселении, говорят о том, что заселение этих мест продолжалось и в начале I тысячелетия н. э. Это городище было укреплено с трех сторон крутыми берегами Клязьмы, а с четвертой — земляными валами, остатки которых сохранились до наших дней.

Городище «Лысая гора» сегодня имеет статус археологического памятника федерального значения, о чем свидетельствует плакат в начале пешеходной дорожки, ведущей к горе.
Дорожка выводит на смотровую площадку, довольно далеко отстоящую от обрыва. Чтобы подойти поближе пришлось проявить чудеса спуска по мокрой глине. Вид откравается вот такой. Дальше — обрыв.

Гороховец

Гороховец — симпатичный провинциальный городок с красивыми зданиями.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Особняк Пришлецова — наверное, одно из самых знаменитых зданий Гороховца (построено в 1915 году).

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Дом Шорина, построен около 1902 г. крупным гороховецким предпринимателем И. А. Шориным для своего сына.

Сейчас в здани размещается Дом народного творчества и ремёсел. А в шутку дом называют домом Царя Гороха.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Первый раз встречаю фитнес-клуб в деревянном срубе.

Из необычных памятников — памятник герою Гражданской войны Семену Михайловичу Патоличеву, комбригу 1-й Конной армии Будёного.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

Памятник установлен в 1979 году на центральной площади города. Рядом с туристической завлекалочкой.

Вот такое соседство.

Но больше всего нам понравилась набережная — очень уютно сделана.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

А изюминка — песчаные отмели.

Мы издалека видели похожие со смотровой площадки Венец в Вязниках.
А в Гороховце прямо рядом оказались — можно поближе рассмотреть.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

В музеи не ходили — наслаждались ненадолго выглянувшим солнышком.

Хотя возле одного из них, который называется Музей технической мысли «Марфа Посадница», немного покрутились снаружи — особнячок красивый.

Осенние покатушки. По дороге в Нижний Новгород

А назван музей так диковинно в честь самой большой в мире нефтеналивной баржи «Марфа Посадница», построенной в Гороховце в начале 20 века. Сейчас судостроительный завод закрыт — не пережил Перестройку.

Поскольку солнышко стало опять прятаться, мы поспешили в машину.

Ну, а по дороге в Нижний Новгород все больше вот такие тучи в окно были видны.