Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 17:35
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Нижний Новгород — Россия Июль 2021

Три девицы под окном вели беседу вечерком:

— А не съездить ли нам на машине в Дагестан? — говорит первая девица — отважная автоледи. —

- Не, там в июле очень жарко, да и три дня на машине от нас — далековато. Давайте лучше по Башкирии поездим, за один день доберемся, по горам походим, красотой природной недельку полюбуемся. — предложила я.

— А может, — говорит третья, — в Нижний Новгород съездим, у меня там сестра была, очень ей город понравился.

Ну ладно, в Башкирию мы всегда успеем съездить, это почти рядом, тоже Урал, только южный. Я, в принципе, «за любой кипиш», лишь бы ехать куда-нибудь; согласна и на Нижний. Решено, едем в Новгород, составили план мероприятий, маршрут, заказали апартаменты (невозвратные). Но за неделю до отъезда «третья молвила девица»: а я заболела ковидом, сижу дома на карантине. Ну что ж, мы вдвоем (зимой переболевшие и даже с QR-кодом), пожелали ей скорейшего выздоровления, пообещали исполнить ее мечту — познакомиться с Нижним Новгородом и помчались навстречу неизведанному. Вперед решили ехать северной дорогой Екатеринбург — Киров — Йошкар-Ола — Нижний Новгород, с ночевкой в Йошкар- Оле. Назад по южной — Н. Новгород — Казань (по окружной) — Елабуга — Екатеринбург, с остановкой в Елабуге. Вперед до Йошкар-Олы дорога была более удачной — без пробок, ремонтов трассы, дороги хорошие, к 10 часам вечера были в городе.

Утром пошли знакомиться с этим необычным городом Йошкар-Ола. Все знают, что у китайцев хорошо получается копировать не только вещи, автомобили, но и мировую архитектуру и даже деревни, например в Китае можно найти швейцарскую деревню Интерлакен; а точную копию австрийской деревни Гальштат можно увидеть в Гуандуне. Бывший мэр Йошкар-Олы не был китайцем, но понастроил отличных копий понравившихся ему сооружений. Здесь можно увидеть и набережную Брюгге, и Спасскую башню, церковь наподобие храма Василия Блаженного, Венецианский дворец, замки и дворцы разных стилей.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Ходишь и ахаешь, увидев очередную мировую достопримечательность в столице Республики Марий Эл.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Красиво и забавно, удивительно и странно — такие чувства возникают, когда гуляешь по городу.

Церковь Пресвятой Троицы – самый древний храм в Царевококшайске (старое название Йошкар-Олы), построена в 1736 году.

Но об этом я расскажу как-нибудь потом в отдельном рассказе. В целом, нам здесь понравилось.

И вот после обеда мы едем в волшебное место — на озеро Светлояр, что в селе Владимирском, в 125 км от Нижнего Новгорода, как раз по пути. Это легендарное озеро идеально овальной формы является чистейшим глубоким озером Нижегородской области. Его вода может много лет храниться, не теряя чистоты, прозрачности и вкусовых качеств. А легенда об удивительном погружении в его воды града Китежа легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», вдохновила на создание работ Васнецова, Нестерова, Рериха.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Мы остановились на часок на Светлояре, искупались в его волшебных водах, посмотрели на холме возле озера деревянную церковь Казанской Божьей матери и через село Владимирское, что рядом, поехали в Нижний Новгород.

Вечером, когда уже стемнело, мы были в городе и благополучно устроились в прекрасных апартаментах на Волжской Набережной. Следующий день мы посвятили знакомству с Нижним Новгородом. Во второй половине августа 2021 года город отмечал свое 800-летие. А в июле, когда мы приехали, весь город был в ремонте, на территорию кремля и на его башни не попасть, Чкаловская лестница у Волги закрыта высоким забором на реставрацию, пешеходная улица Большая Покровская во многих местах перерыта, смотровая площадка на Гремячьей горе огорожена, но мы там побывали. С горы прекрасный вид на город через Оку, на Новоярмарочный собор Александра Невского, стадион «Нижний Новгород, построенный к Чемпионату-2018 по футболу.

На смотровой площадке стоит скульптура — Жюль Верн на воздушном шаре. Оказывается, Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку писатель описывал в приключенческом романе «Михаил Строгов: курьер царя». Сюжеты девяти романов Жюля Верна связаны с Россией.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

И Чкаловскую лестницу увидели со стороны реки, когда катались на экскурсионном кораблике по Волге.

Увидели практически все достопримечательности, пусть не все были в идеальном виде, но было интересно и увлекательно найти эти достопримечательности и узнать их историю.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Прокатились по канатной дороге через знаменитую широкую Волгу. Канатная дорога длинная, едешь минут 12, сверху открываются прекрасные виды на Нижний Новгород и на город Бор, куда привозит нас канатка.

С удовольствием гуляли по Рождественской улице, где прекрасно сохранились здания 18–19 веков почти без изменений. Здесь можно увидеть купеческие дома, усадьбы Голицыных и Строгановых, здание Волжского пароходства, интересные городские скульптуры.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Улица находится недалеко от Кремля, вдоль реки Оки. Украшением Рождественской улицы является собор Пресвятой Богородицы, который называют Рождественской церковью или Строгановской, построена по заказу промышленника Г. Д. Строганова в стиле русского барокко.

Наши самостоятельные экскурсии в эту неделю не ограничились одним Нижним Новгородом, мы через день катались по окрестным городкам: посетили Городец, Гороховец, Арзамас. Лето на нижегородской земле было жарким, каждый день +32 градуса жары, и мы в конце каждого дня открывали для себя новые места для купания. Оказывается, здесь достаточно чистых озер и оборудованных мест для купания, вечерком просто наслаждение поплескаться и взбодриться после жарких прогулок по историческим местам.

Из городков рядом мне больше понравился Гороховец, он находится во Владимирской области, на самой границе с Нижегородской областью, в 80 км от Н. Новгорода. Гороховец — древний город, он был основан в середине 12 века, возник благодаря своему удобному географическому положению. Князь Андрей Боголюбский, решив построить новое государство в противовес Киевской Руси, сделал столицей город Владимир, а для защиты своих земель он создал пограничные города, одним из которых и стал Гороховец. Место было удобным — с крепостных стен на горе отлично просматривалась равнина на северо-востоке, откуда совершались набеги. Защищая русские земли, Гороховец неоднократно подвергался нападению и сожжению. Особенно пострадал он во времена татаро-монгольского нашествия в 13 веке, но каждый раз этот стойкий городок вновь возрождался и отстраивался.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Никольский мужской монастырь находится на Пужаловой горе, где когда-то были крепостные валы древнего города. Отсюда открывается шикарный вид на город.

Можно прогуляться по набережной реки Клязьмы, дойти до пляжа и с удовольствием искупаться в это жаркое лето.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Этот город заслуживает отдельного рассказа, здесь много истории и памятников архитектуры.

дом купца Шорина

Хорош и Городец, ухожена историческая часть города, здесь все заточено для туристов, и магазинчики, и музеи, красиво, интересно, но нет естественности, как в Гороховце. Музеи интересные, особенно понравился музей самоваров.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Городец тоже был основан как город-крепость на востоке Владимиро-Суздальской земли в середине 12 века, основателем Городца считается князь Юрий Долгорукий.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

С высокого вала открывается широкий вид на реку Волгу.

Внизу у берега построен Город Мастеров — комплекс деревянных строений в старинном стиле, где разместились экспозиции и мастерские, посвященные народным художественным промыслам: городецкой росписи, вышивке, глиняной игрушке, резьбе по дереву, лозоплетению, пряничному промыслу, гончарному и другим промыслам. За городом есть прекрасное место для купания: широкий пляж в месте, где речка Белая впадает в Горьковское водохранилище, образованное горьковской ГРЭС (или Горьковское море, как его здесь называют).

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Город интересен и тоже заслуживает отдельного рассказа.

Побывали и в Арзамасе, что в 112 км от Нижнего Новгорода. В городе много архитектурных памятников, музеев, здесь сохранились прекрасные соборы, купеческие дома, дворянские особняки. Многие храмы реставрируются, некоторые уже отремонтированы, а вот старые дома в грустном состоянии, да и сам город не очень ухожен. У церкви Живоносного источника, есть небольшой парк, который зарос травой, и где стоит грустный всеми позабытый В. И. Ленин.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Недалеко — Воскресенский собор великолепный и грандиозный, с 48 колоннами, но закрыт на ремонт.

Гостиный ряд — старинная улица Арзамаса, тоже пора бы облагородить.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Думаю, что это когда-нибудь случится и город заиграет свежими красками, работы ведутся, а пока смотрим на побитые временем дома и шикарные храмы.

церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Годом основания Арзамаса считается 1578 год, это был важный транзитный пункт на пути из Москвы в юго-восточные районы страны, славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями, а также выделкой кож. Много всего интересного можно рассказать про город, но в следующий раз.

Арзамас

Посмотрели Арзамас, заглянули на ярмарку, жара одолела, и мы поехали за город искупаться в пруду с интересным названием «408 км», вода была чистая, есть песчаный оборудованный пляж, купание было приятным завершением дня.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Нижний Новгород дарил нам новые впечатления, мы много гуляли, встречали закаты на Волге.

Гуляли по Набережной и напевая песни про Волгу: «Из далека долго течет река Волга», «Под городом Горьким, где ясные зорьки».

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Кстати, Нижний Новгород стал Горьким в 1932 году, а в 1990 году снова стал Нижним. Здесь жили знаменитые люди: земский староста Козьма Минин, который с Пожарским возглавили Нижегородское ополчение 1611 года для борьбы с польскими захватчиками, писатель Горький, лётчик Чкалов, изобретатель Кулибин, историк Карамзин, прекрасный актёр Евстигнеев.

Интересно было бы посмотреть на все достопримечательности после этого глобального ремонта.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Вот теперь у нашей выздоровевшей «третьей девицы» (о которой я писала в начале рассказа) есть возможность увидеть Нижний Новгород во всей красе. Удивительный город на слиянии рек Оки и Волги может еще много показать и рассказать что-нибудь интересное из своей многовековой истории.

Обратный путь лежал у нас через Елабугу, куда мы прибыли вечером из Нижнего Новгорода. По плану мы выделили городу два-три утренних часа на осмотр, а потом нужно мчаться домой в Екатеринбург. Но я не ожидала, что этот небольшой городок будет таким интересным. Тут минимум два дня надо. Елабуга — древнейший город Татарстана стоит на высоком берегу Камы, где в нее впадает река Тойма. В булгарский период в 10–14 веках, здесь был опорный пункт болгар в восточном Предкамье. От того времени осталась только каменная башня на Чертовом Городище.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

Памятник основателю города — эмиру Ибрагиму I бен Мухамаду установлен в 2007 году около Елабужского городища:

Прекрасные виды, интересная история, об этом нужен отдельный отзыв.

Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

В городе мы зависли часа на четыре, с трудом оторвав себя от всех интересностей.

В Елабуге Цветаева прожила свои последние дни, здесь есть ее памятник и музей.
Вояж по России. Екатеринбург – Нижний Новгород

В Екатеринбург прибыли только к часу ночи, усталые, но полные впечатлений и новых открытий. Путешествие было насыщенным, интересным и запоминающимся.