Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была 17 апреля 20:41
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Арзамас — Россия Июль 2021

Отдыхая в Нижнем Новгороде, мы через день ездили на самостоятельные экскурсии в близлежащие городки. Мы уже побывали в Гороховце, Городце. А сегодня что у нас? А сегодня Арзамас! Расположен он к югу в 112 км от Нижнего Новгорода, на высоком правом берегу реки Тёши — притока Оки. В этих местах еще со времен палеолита жили древние люди, здесь же находилось и мордовское Арзамасское городище.

По официальной версии, город Арзамас основан в 1578 году, но есть косвенные данные, что в 1552 году по указу Ивана Грозного здесь построили крепость, как одну из опорных пунктов обороны от нападения со стороны Крымского ханства и кочевников Ногайской Орды. С 17 века город стал важнейшим транзитным пунктом на пути из Москвы на юго-восток, через Арзамас проходило много торговых трактов: Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский и др. Тогда в Арзамасе развивались кожевенные, скорняжные, салотопенные и войлочные производства. Зимой и летом тянулись через город торговые обозы, более сотни постоялых дворов обслуживали их. Большое место в торговых оборотах Арзамаса занимали сало, хлеб, лук, холст, кожи. Льняного масла и семени свозилось сюда в таком количестве, что от цен на них зависели цены по всей России. Особенно славился Арзамас своими гусями, которые были жирными, выносливыми и драчливыми, даже проводились гусиные бои. И сейчас в Арзамасе проводят ежегодный кулинарный фестиваль «Арзамасский гусь», где гусей готовят разнообразными способами.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Еще здесь выращивают арзамасский лук, который считается гордостью региона, лук, как и гусь красуется на гербе Арзамасского района.

В 1670 году В Арзамасском крае развернулась крестьянская война под предводительством Степана Разина. Но Арзамас остался верным царю, здесь находилась штаб- квартира дворянского ополчения во главе с воеводой Ю. А. Долгоруким. Во время восстания на сторону Разина встала Алена Арзамасская — женщина-атаман, сильная и смелая, ее лук с тетивой редкий богатырь мог натянуть. По происхождению — крестьянка, она была монахиней, но покинула монастырь и присоединилась к восставшим, собрав отряд из 300–400 человек. Затем объединилась с отрядом Федора Сидорова, взяла город Темников и более двух месяцев управляла городом. Но Темников был атакован царскими войсками и отряды атаманши были разгромлены, а Алену Арзамасскую после пыток сожгли в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве (прямо Жанна Д арк неудавшаяся). За три месяца в Арзамасе было казнено 11 тысяч человек. Вот такая история у города.

Золотой век Арзамаса длился почти столетие (1775—1850 гг.) и оставил на память прекрасные строения: Вознесенский, Спасо-Преображенский соборы, много церквей, Гостиный ряд, магистрат. Город делился на две части: первую — Нагорную и вторую — Нижнюю. Местные купцы строили церкви, к началу 19 века в городе существовало 33 церкви и 4 монастыря. В городе сохранилось более 120 памятников истории, культуры и архитектуры, которые взяты под государственную охрану, 25 из них — памятники общероссийского значения. В начале «Золотого века» в Арзамасе было 14 кожевенных заводов, скорняжных мастерских — 10, мыльных заводов — 4, салотопных — 2, кирпичных- 7, богатый город был.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Главной достопримечательностью города считаются памятники старины и народного зодчества. Но почему-то реставрируются только храмы, а старинные дома купцов и городских жителей находятся в очень грустном состоянии, смотрятся, как ободранные попрошайки на фоне шикарных соборов. Некоторые церкви мы увидели еще в стадии реконструкции, но уже в приличном виде.

На Соборной площади Арзамаса находится Воскресенский собор, построенный в 1814–1842 годах в честь победы над Наполеоном. Собор высотой 50 метров привлекает внимание величественным и торжественным внешним видом с 48-ю колоннами и, как пишут, великолепным интерьером. Внутрь мы не зашли — закрыт на ремонт. Собор хранит Животворящий Крест Господень, обладающий чудотворной силой, говорят, что распятие Христа с крестом не раз спасало арзамасцев от стихийных бедствий и пожаров.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Также на Соборной площади находятся церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», ансамбль Свято-Николаевского монастыря, здание магистрата.

Аккуратный храм с интересной колокольней рядом с Воскресенским собором в центре города — церковь иконы Богоматери «Живоносный источник», построенная в конце 17 века, была отапливаемая и считалась зимней церковью Воскресенского собора. Сюда в холодное время года приносили на сохранение главные иконы Воскресенского собора и здесь зимой проводили службы:

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Возле этой церкви мы встретили интересного человека — сторожа этого храма, самобытного поэта, увлекательного рассказчика — Алексея Матвеева. Он рассказал нам, где что в городе находится, а также немного о своей жизни и прочитал нам свои весенние православные стихи: (отрывок)

Напугали нас всех, напугали!

Даже в храм не велели ходить,

И сидит весь народ в карантине,

Призадумался, как дальше жить?

А в деревне идет посевная,

В поле выехали трактора.

Ведь крестьянин всегда свято верил,

Не оставит Господь никогда!

Пообщавшись, идем разглядывать дальше все, что рядом с этой церковью. Вот дом титулярного советника, землемера П. А. Дронова построен в первой трети 19 века в стиле классицизма, памятник архитектуры федерального значения. В 1832 году П. Дронов составил план города и его топографическое описание, что сейчас является ценным историческим документом.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Идем по Соборной площади. Вот здание магистрата (орган городского самоуправления) построено в середине 18 века, в нем до сих пор не изменилась первоначальная планировка. Сейчас в этом здании открыт единственный в России музей русского Патриаршества, который является объектом культурного наследия федерального значения.

Еще здесь на площади находится историко-художественный музей, который представляет коллекции, посвященные истории Арзамаса и его окрестностей: археологические предметы, нумизматика, фарфор, письменные документы и живопись, предметы прикладного искусства. Каменный особняк когда-то принадлежал титулярному советнику, провизору А. А. Москвину, на первом этаже располагались аптека и кухня, на втором — гостиная с балконом, кабинет хозяина и комнаты.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

В городе есть еще музей писателя Гайдара (Голикова), который провел здесь детство и юность. Но мы в этот музей не добрались. Идем к монастырю. Никольский женский монастырь был основан в конце 16 в. самом центре города, на Соборной площади.

В середине 19 в. в монастыре монахини занимались золотым шитьем, живописью, вязали из разноцветной шерсти узорчатые ботинки и сапожки, которые полюбились модницам города. В обители были больница с аптекой, приют, богадельня и школа. Сейчас в монастыре два действующих храма: Богоявления Господня и иконы Богородицы «Всех скорбящих радость».

Арзамас — исторический город с грустным лицом

В первом находится образ Николая Чудотворца, прославившийся еще в 17 веке своими исцеляющими свойствами, во втором — удивительная икона «Избавление от бед страждущих». Каменный Никольский собор был возведен в 1683 г., а церковь Богоявления тоже из камня — в 1811 г. Богоявленская церковь, в которой ведутся основные богослужения, занимает второй этаж.

Здесь очень ухоженный двор весь в цветах и скульптурах, приятно было посидеть на скамейке среди этой красоты.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Город мог бы похвастаться своим торгово-ремесленным прошлым, оставившим в наследство современным жителям имения купцов, значимые памятники архитектуры, но не хвастается, ибо эти здания находятся в плачевном состоянии. Мы выходим на самую известную улицу города — Гостиный ряд, улица не обычная: она спускается «вниз под горку» и имеет ступеньки.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Но какие же здесь обшарпанные дома, завешанные рекламой, на крышах некоторых особняков уже растут кусты и деревья.

Первоначально эта улица называлась Красная, она шла от здания кремля и выходила на дорогу в Москву, застраивалась торговыми лавками еще с 17 века, но пожар 1726 г. уничтожил большинство деревянных построек, и купцы поставили здесь каменные и кирпичные дома. Самое старое здание улицы — 1727 года (Гостиный ряд 7), самая поздняя дореволюционная постройка 1903 года — бывшая лавка Муравина (Гостиный ряд 23).

Лавка Муравина зарастает березами.

На улицу Гостиный ряд выходят арки бывшей городской биржи, где сегодня располагается музыкальный колледж (Гостиный ряд, 25).

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Немного ниже, в 32 доме, в 19 веке размещались городская Дума и Управа, сегодня здесь магазины. Улица Ленина — одна из самых старых улиц Арзамаса пересекает Гостиный ряд. Здесь расположено здание торговых рядов (Ленина 17), построенное в конце 18 — начало 19 веков.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Церковь Владимирской иконы Божией Матери Ленина 17-а) построена в 1802 году на месте древней Зосимовской церкви. В советское время здесь была пекарня. Храм вернули Русской православной церкви в 2003 г., долго шла реставрация, работы по внутренней отделке и роспись завершились только в 2015 году, и сейчас храм прекрасно выглядит.

Недалеко от этой церкви в день нашего приезда на площади городской автостанции развернулась небольшая православная ярмарка с обычным ширпотребом, сувенирами и монастырскими товарами. Над ярмаркой возвышается шикарный белый храм, туда мы и отправились.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — прекрасный храм, расположенный в центре города, выполнен из кирпича в стиле барокко. Строительство проходило в 1774–1784 года, церковь с большой колокольней у основного здания, отреставрирована. Перед собором стоит памятник патриарху Сергию и часовня.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Современная роспись внутри храма красивая и впечатляющая, а иконостас покрыт искусной резьбой.

Рядом с этим собором мы видим мужской монастырь на реставрации. Спасо-Преображенский собор — главный храм одноименного монастыря, построенный в первой половине 17 века, он считается древнейшим каменным сооружением города. В советское время здание использовалось государственным архивом Нижегородской области. Помимо Спасо-Преображенского собора, в монастыре раньше было еще два храма, духовное правление, два духовных училища. Сейчас, похоже, здесь останутся только два храма.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Мне интересно стало — если храмы активно восстанавливаются за счет епархии, то куда вкладывает деньги городская администрация, почему в Арзамасе исторические здания и улицы в плачевном состоянии? Плитка на пешеходных дорожках разваливается, купеческие дома залеплены рекламными щитами, видимо, чтобы кирпичи не падали прямо на прохожих. Потрепанные временем дома смотрятся на фоне сияющих соборов очень и очень грустно. Даже здание администрации города какое-то облезлое. Кстати, раньше здесь было реальное училище, в котором в 1914–1918 годах учился будущий писатель Аркадий Гайдар.

В городе храмов много, мы не стали все обходить, в наши планы это не входило. Сейчас в стотысячном городе 11 действующих храмов и два монастыря. Спасо-Преображенский монастырь стоит на горке, откуда можно разглядывать городской центр, вот улица Мучной ряд, через нее мы возвращаемся к площади.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

За Воскресенским собором обедаем в кафе и идем к так называемой смотровой площадке, скромной и небольшой.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Отсюда можно увидеть нижний город и небольшой поселок Выездное (бывшая казачья слобода), где в 1815 году построили собор.

Церковь Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия» — памятник архитектуры и действующий храм с чудотворными святынями 57 м в длину, 50 м в высоту и 36 м в ширину — на момент постройки этот пятиглавый храм считался самым большим религиозным сооружением губернии.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Внутри храм расписан московскими и арзамасскими живописцами, а еще здесь можно увидеть картину испанского мастера Бартоломе Мурильо «Распятие Христа Спасителя», подаренную когда-то владельцу местных земель графу Салтыкову саксонской принцессой. Из икон церкви особо почитаем образ Божией Матери «Одигитрия», который, как говорят, в 17 веке исцелял от чумы.

Интересно, что в 11-м номере журнала «Отечественные записки» за 1839 год есть такое описание Арзамаса: «Город вообще очень хорошо устроен: улицы вымощены камнем, фонари, стоящие на улицах, по ночам зажигаются, а не стоят только для вида, как в иных, даже губернских городах. Тротуары также не представляют из себя капканов для ног несчастных пешеходов. Видно, что арзамасцы смотрят на удобства города не так, как в других местах». А я вот несколько иное описание сделала, погуляв запинаясь по разбитым улицам города.

Арзамас — исторический город с грустным лицом

Надеюсь, что все-таки Арзамас подлатают и он станет еще краше. Город интересный, как и его история и, если его облагородить, то сюда поедут туристы со всей страны.