Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 21:58
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Елабуга — Россия Июль 2021

В Елабугу мы заглянули на несколько часов по пути из Нижнего Новгорода в Екатеринбург. Про этот город можно сказать: «маленький, да удаленький». Населения здесь не более 80 тыс. чел, зато много культурных, архитектурных и исторических достопримечательностей. Поселение на этом месте образовалось более тысячи лет назад, а статус города Елабуга получила в 1780 г. по указу Екатерины Второй.

Памятник Екатерине Второй, даровавшей Елабуге звание города.

Городок стоит на берегу реки Камы, где в нее впадает Тойма. По Каме ходят судна, есть прекрасные места для купания и рыбалки.

Елабуга мимоходом

С высокого берега открываются приятные виды. В городе есть историческая часть и современные районы. Историческая часть сохранилась как образец уездного города с купеческими домами и старинными церквями, никаких новоделов, здесь словно перемещаешься во времени, еще бы надеть дореволюционные одежды, и ты в атмосфере позапрошлого века. Все просто и чисто. Высотные дома нового района совершенно не видны из старой части города.

Елабуга мимоходом

Но сначала заглянем в далекое прошлое. Елабужский край начал заселяться людьми ещё 10–15 тысяч лет тому назад, о чем говорят раскопки расположенного неподалеку Ананьинского кургана. В самой Елабуге есть интересное место под названием Чертово Городище, где появилось древнее поселение местных жителей в 10 в. В 9–10 столетии образовалось Булгарское государство, в те времена в Елабуге находилась переправа через Каму, как часть торгово-караванной дороги из Волжской Булгарии в Верхнее Прикамье и даже до Ледовитого океана. Как говорит легенда, раньше на месте Чертова Городища стоял храм древних язычников, в котором жил змей-оракул. Он умел предсказывать, к нему шли все, кто желал узнать судьбу, а в качестве платы за пророчества змею приносились жертвы. Перед тем, как Булгарское царство было завоевано татаро-монголами, змей неожиданно исчез. Теперь он появился в виде скульптурной композиции «Дракон-оракул».

Башня 11 века — единственная постройка, уцелевшая от крепости-мечети древней Волжской Булгарии после нашествия монголов в 1236 году, стоит на высоком мысе у устья реки Тоймы. Ее реставрировал еще отец художника Шишкина — елабужский городской голова И. В. Шишкин. В 2007 году к миллениуму города башню вновь привели в порядок.

Елабуга мимоходом

Рядом с Башней была открыта площадь Тысячелетия с памятником Ибрагиму бен Мухамаду — волжскому эмиру, основателю города.

Рядом находится ресторан, построенный в старинных традициях.

Елабуга мимоходом

Когда Орда распалась, эти земли стали частью Казанского ханства. А в 16 веке, когда ханство завоевали войска русского царя Ивана Грозного, Елабуга тоже вошла в состав русского государства. В 1614–16 годах на месте крепости был построен мужской Троицкий монастырь, просуществовавший до 1764 года.

К середине 19 века Елабуга считалась одним из богатых торговых городов Вятской губернии. Город развивался и в экономическом, и в культурном отношении. Елабужское купечество, отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы, социальные учреждения: уездное и городское училища, женскую гимназию, училище для слепых, Епархиальное женское училище, Александринский детский приют, Троицкую церковь. Именно благодаря купеческой благотворительности в Елабуге среди первых десяти городов в 1902 году было установлено электрическое освещение, по инициативе и проекту купца третей гильдии и городского головы И. В. Шишкина в Елабуге был сооружен первый водопровод. В конце 19 века в городе имелось 12 фабрик и заводов — чугунно-литейных, колокольных, свечных, салотопенных, пиво-медоваренных, пряничных и др. Из Елабуги поставляли живую камскую стерлядь к царскому столу.

Здание городского банка купцов Стахеевых было построено в Елабуге в 1835 году.

Елабуга мимоходом

В этом уникальном по своей красоте здании в конце 19 — начале 20 вв. располагалось Елабужское отделение Русского Торгово-промышленного банка. Самый большой денежный вклад в него внесли Стахеевы — предприниматели и благотворители дореволюционной России. На улице Большая Покровская рядом с банком стоят старые торговые ряды, построенные по типу Гостиного двора в Санкт-Петербурге.

Западные и Восточные торговые ряды в середине 19 века построили опять же купцы Стахеевы на собственные средства для удобного ведения торговли и придания Спасской площади достойного вида. На фото Западные ряды, а Восточные находятся на территории Суворовского училища.

Елабуга мимоходом

Недалеко прекрасный Покровский собор, воздвигнутый на месте обветшавшей церкви в начале 19 века в духе ампира и барокко. Первая деревянная церковь была построена здесь в 16 веке по указу царя Ивана Грозного после взятия Казани.

На ул. Набережная 14 находится кафедральный Спасский собор, построенный в начале 19 века в стиле классицизма, представляет собой белокаменную пятиглавую церковь с колокольней в пять ярусов. Первая из его икон — Нерукотворный Образ Спасителя, которая не раз помогала жителям города от разных бед.

Елабуга мимоходом

На месте этого Спасского собора еще в конце 16 века существовала деревянная церковь, потом ее заменила каменная. Старый храм был разобран, а в 1877 году на месте, где он стоял, была построена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, сохранившаяся и поныне.

Около Спасского собора находится братская могила борцов за Советскую власть.

Елабуга мимоходом

В 1925 году на ул. Казанской был установлен оригинальный памятник Ленину в виде маленького бронзового бюста на высокой стеле, автор — скульптор С. Меркуров. В 2004 году за памятником возвели декоративную кирпичную стену, похожую на стены московского Кремля.

В Елабуге жили такие известные люди, как кавалерист-девица Надежда Дурова, художник Иван Шишкин, поэтесса Марина Цветаева, недалеко в д. Сарали Елабужского уезда (ныне с. Бехтерево) родился В. М. Бехтерев — известный советский невролог, психиатр. В Елабуге родился писатель, художник, путешественник — Н. В. Пинегин, принимавший участие в экспедиции на Новую Землю под руководством известного полярного исследователя Георгия Седова. В честь этих людей здесь есть и музеи: мемориальный дом-музей Ивана Шишкина, в котором известный художник провёл своё детство и юношеские годы, и дом-музей Надежды Дуровой, Музей уездной медицины имени Бехтерева, Дом памяти Цветаевой (где она провела свои последние дни) и литературный музей.

Елабуга мимоходом

Первая русская женщина-офицер, ординарец фельдмаршала М. И. Кутузова, Н. А. Дурова прожила в этом городе около 30 лет и написала свою знаменитую книгу «Записки кавалерист-девицы».

Есть еще оригинальный музей «Портомойня», где можно познакомиться с историей прачечного дела и мыловарения; в нем воссоздана старая прачечная. В 19 веке в этом здании люди стирали и полоскали белье в чистой воде, поступающей из водопровода.

Елабуга мимоходом

Улица Казанская — это главная туристическая улица Елабуги.

Она проходит через весь исторический район города, на ней самой и рядом располагаются почти все достопримечательности Елабуги. И конечно же есть городская скульптура. В 2007 году на улице Казанской перед зданием Центральной городской почты была установлена скульптурная композиция, изображающая в полный рост электрика-связиста и почтальона (автор — московский скульптор В.Демченко). Увидев их, я ахнула: боже мой, оказывается я с детства помню, как в нашем поселке электрик надевал «когти» и залезал на деревянный столб, чтоб поменять лампочку. Не увидев этой скульптуры, я бы никогда и не вспомнила об этом.

Елабуга мимоходом

Памятник Городовой (или Полицмейстер) на Казанской улице в Елабуге установлен в 2014 году.

Вторая установленная на этой же улице скульптура изображает Дворника.

Елабуга мимоходом

Соборная мечеть Джамиг, открытая в 1999 г., сегодня является главным мусульманским храмом города.

В Елабуге на улицах стоят указатели к историческим местам, есть карта со списком достопримечательностей. Глядя на этот список, становится понятным, что в городе надо останавливаться дня на два, чтобы это все увидеть и побывать в музеях, вы только посмотрите сколько мы здесь еще не увидели интересностей:

Елабуга мимоходом

Почти на каждом доме есть табличка — кто его построил, и кто здесь жил. Гулять здесь интересно и познавательно.

Но в нашем распланированном путешествии времени уже не оставалось. Мы и так здесь задержались дольше, чем нужно было. Жаль уезжать из этого интересного города, но пора…

Елабуга мимоходом

Это был последний город нашего большого путешествия. Начало здесь:

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия