Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 23:43
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Гороховец — Россия Июль 2021

Начало

В Гороховец мы приехали на денек из Нижнего Новгорода, что в 80 км. от городка. Гороховец находится уже во Владимирской области на границе с Нижегородской. Здесь заканчивается цепь гор, идущая с запада, дальше на восток местность уже ровная. Получается — «Гороховец» в буквальном смысле означает «горам конец». Есть и другая версия: в названии города заложены слова «гора» и «ховаться» — спрятанный среди гор. Древняя крепость Гороховца находилась на Пужаловой горе, рядом есть Ужова гора, Лысая гора, Поповская гора; Никольская гора, Гребенская и Швивая горы — склоны Никольской горы, посад был спрятан за горками у реки. Гороховец хоть и маленький с населением не более 13 тыс. чел., но богат памятниками культуры и истории — их здесь около двухсот и четверть из них — федерального значения. Основал город Андрей Боголюбский в 12 веке на правом берегу реки Клязьма.

Въехали мы в город по Московской улице, она же является трассой М-7 с активным движением. На этой Московской увидели красивый купеческий дом под номером 21, здесь и остановились.

Красавец–Гороховец

Оказалось, это бывший дом купца Кучина, теперь здесь мотель и кафе. Ну что ж, заглянем на обед. Особняк с двумя башенками, резные наличники, первый этаж каменный, второй — деревянный — все это соответствует купеческому стилю. Кучин был богатым купцом города, являлся меценатом строительства церкви, вкладывал средства в развитие школы, больницы.

Чуть дальше на Московской 43 мы видим удивительный дом купца Шорина, один из красивейших особняков России. Построили его в 1902 году знаменитые местные плотники — якуши — мастера из соседнего села Якушево, а жил в нем сын владельца судостроительного завода М. И. Шорин — управляющий этого завода со своей семьей.

Красавец–Гороховец

Сейчас здесь Дом народного творчества и музей. Мы сначала обошли дом вокруг, во дворе познакомились с царем Горохом, который сидел в беседке на реставрации,

дошли до избушки бабы Яги, отдохнули на ее ступеньках и зашли в дом-музей.

Красавец–Гороховец

В доме прошлись с экскурсией, увидели много интересного, восхитились народным творчеством, посмотрели на старинную утварь, изразцовую печь, сохранившуюся со дня постройки.

Красавец–Гороховец

Потом посидели на троне царя Гороха, пока он прохлаждается во дворе.

Красавец–Гороховец

В праздники здесь проводятся представления «В гостях у царя Гороха».

Дальше на Московской 72 мы видим Свято-Казанский храм. Его возвели в 1708 г. на средства местного купца Ширяева, через 100 лет надстроили сверху пятиглавие, а с запада — трапезную. У храма большой двор с цветами и гуляющими котами. Храм стоит на углу улицы Московской и ул. Ленина.

Красавец–Гороховец

Сворачиваем на Ленина, что ведет к реке Клязьма. Улица Ленина — центральная улица Гороховца, соединяющая трассу и исторический центр со всеми достопримечательностями. Старое название ее — Благовещенская. Вот площадь Ленина, где находится администрация Гороховецкого района, а напротив — мемориал ВОВ. В годы Великой Отечественной войны 17 тысяч жителей района ушли на фронт, из них 39 человек участвовали в героической обороне Брестской крепости, 10 получили звание Героя Советского Союза.

На этой улице достопримечательностей большое количество, так как город славится своим купеческим прошлым, сохранились здания местных купцов и предпринимателей.

дом Судоплатовых, Ленина 3

Здесь в основном стоят деревянные одноэтажные дома, есть указатели и информация о достопримечательностях города, продублированные на английском языке.

Красавец–Гороховец

Вот красивейший дом в стиле «модерн» купца Морозова, построенный в начале 20 века с башенками на крыше и с окнами разного размера. Сейчас здесь на Ленина 83 находится музей технической мысли «Марфа посадница». В 1907 году в Гороховце была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница». В музее рассказывается о становлении промышленности Гороховецкого уезда.

Красавец–Гороховец

Вот на Ленина 41 — здание женской гимназии, построено на средства купца 1-ой гильдии М. Ф. Сапожникова в 1903–1907 годах. Симпатичное такое здание, девчонкам здесь, наверное, нравилось учиться. Сейчас в этом доме социально-реабилитационный центр.

Напротив — дом купца Пришлецова — один из красивейших зданий города, построенный в 1915 году для председателя земской управы.

Красавец–Гороховец

Интересно украшены окна: изящные виноградные ветви, которые переплетаются с экзотическими цветами, среди винограда сидят мифические русалки и диковинные птицы.

Вот подъезжаем к площади им. С. М. Патоличева, бывшая площадь Благовещенская. Здесь в небольшом городском сквере установлен памятник комбригу С. М. Патоличеву — герою гражданской войны, он воевал на многих фронтах, за что получил полный комплект георгиевских крестов. В 1979 году в честь 100-летия со дня его рождения был торжественно открыт этот памятник.

Красавец–Гороховец

В этом же сквере мы видим популярное — «Я люблю Гороховец».

Раньше на месте сквера был двор воеводы. В конце 19 века возле Благовещенской площади были построены торговые ряды, торговля шла бойко и в начале 20 века построили еще одноэтажный торговый ряд. Недалеко от площади находится Благовещенский собор, построенный купцом С. Н. Ершовым в 1700 году.

Красавец–Гороховец

Отдельно стоит колокольня, на ней в те времена были часы-куранты. Перед собором стоит маленькая часовня — самая поздняя постройка Благовещенского комплекса, поставлена в честь Александра Второго, побывавшего в Гороховце.

Рядом зимняя церковь Иоанна Предтечи, построенная купцом Ширяевым в конце 19 века.

Красавец–Гороховец

К площади также примыкает Сретенский женский монастырь, основанный в 1658 году. перестроенный в конце 17 века на средства купца С. Ершова.

Заходишь во двор и сразу видно, что это женский монастырь — кругом цветы необычной красоты, интересные посадки, красивый садовый дизайн.

Красавец–Гороховец

Во дворе несколько зданий: Колокольня, собор Сретения Господня, церковь Сергия Радонежского, келейные корпуса, сторожка, богадельня.

Красавец–Гороховец

Великолепная роспись собора и изящные декоративные элементы поражают своим разнообразием и красотой. Необычны купола собора, которые выложены черепицей разного цвета.

Ну, а теперь пройдемся по Набережной вдоль реки Клязьмы.

Красавец–Гороховец

В 17 веке Клязьма стала важной торговой артерией, а Гороховец входил в число 12-ти крупных городов Руси. Город строился и развивался. До наших дней здесь сохранилось 7 каменных строений 17 века из 20 памятников России древнерусского жилого зодчества. Вот дом Канонникова строгий и аскетичный, а внутри дома — теплые полы. Представляете, система дымоходов устроена так, что в 17 веке уже можно было в доме ходить по теплому полу. Сейчас в этом здании музей «Гороховец в истории России: наследие поколений».

Рядом расположен дом Опарина с массивным крыльцом, ведущим на второй этаж. Первый этаж для хозяйственных нужд, второй — жилой. Такие каменные дома назывались белокаменными палатами.

Красавец–Гороховец

Едем дальше — в сторону Пужаловой горы. С Пужаловой горой связана легенда: татарским воинам, окружившим город, явилось видение — на горе возник образ гигантского русского воина. Татары посчитали это дурным предзнаменованием и ушли, так гора испугала врагов. Правда позже они вернулись и сожгли город. Никольская гора (часть Пужаловой) высотой 70 метров над уровнем реки. Здесь в 1168 году при князе Андрее Боголюбском был выстроен форпост Гороховец, охраняющий восточные рубежи Владимиро-Суздальского княжества. На Никольской горе стоит Свято-Троице Никольский мужской монастырь, основанный в 17 веке.

Главный храм монастыря — Троице-Никольский двухэтажный собор, построенный в 1681 году.

Красавец–Гороховец

Во дворе монастыря в 1710 году была построена двухэтажная церковь преподобного Иоанна Лествичника с трапезной.

С горы открывается эффектная панорама Гороховца — посад, храмы, река Клязьма.

Красавец–Гороховец

Вдали за рекой видим собор заречного Знаменского монастыря. От Никольского монастыря к Знаменскому был подземный ход, который давно завален, о котором по сей день ходят легенды.

Если выйти из монастыря и пойти по тропинке направо, там спуститься по крутой лестнице вниз, на площадке свернуть налево, то увидите святой источник с лечебной водой. Родник здесь был с незапамятных времен еще до монголо-татарского ига. Сейчас здесь под горой оборудована купальня у Никольского источника, есть мужская и женская купальня. Вода ледяная, но мы отважно нырнули в нее, в этот летний зной отлично освежились.

Красавец–Гороховец

Вот теперь можно дойти до пляжа и погреться на песочке у реки Клязьмы.

Красавец–Гороховец

Нагулялись, отдохнули, перекусили, можно возвращаться назад. День был чудесный, было море впечатлений и новых открытий. До чего ж хорош город Гороховец! А впереди у нас новые открытия и города. Путешествие по России продолжается.