Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была сегодня 15:59
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Кыштым, Аракуль — Россия Август 2021

Вот уж август на дворе, а мы еще не на побывали на Челябинских озерах. Каждое лето открываем для себя новое озеро, одно-два из трех с лишним тысяч озер, находящихся на Южном Урале. В этом году уральское лето выдалось на редкость жарким, и, конечно же, из душного города рвешься на дачу, а также к воде, к свежему воздуху, и в тенистые леса. Но вот дача как-то несколько утомила, уже хочется новых впечатлений, и прекрасного ничегонеделания. Погуляв по интернету, нахожу приличную базу отдыха на озере Аракуль, где хочется провести три счастливых дня и две ночи. Об этом мечтает и все мое многочисленное семейство. Ну что ж, собираю неугомонную пятерку от мала до велика (от 4 лет до 65), садимся в машину и вперед к светлому будущему! Там не надо будет готовить, прибираться, а можно загорать, купаться, разглядывать близлежащие достопримечательности.

С этими благими намерениями составляю маршрут путешествия: вперед на Аракуль едем дорогой через Полевской, назад другой дорогой — через Сысерть. Так как заселение происходит после 16 часов, а ехать всего часа два до базы, мы решили не терять ясный солнечный день, а выехать до обеда и по пути отдохнуть у озера Иткуль, где мы никогда не бывали, а потом заглянуть на живописные Черемшанские карьеры. Навигатор без проблем довел нас до озера Иткуль, где мы нашли уютное местечко на каменном мысу.

Три ярких дня

Иткуль — озеро легендарное, о нем еще писал Павел Бажов в своих сказах «Золотой волос», «Надпись на камне», «Демидовский кафтан». По легенде здесь около Шайтан-камня жил Великий Полоз, эти легенды о Полозе до сих пор живы среди местного населения. Башкиры, живущие здесь с древних времен, называют его аджарха. Название озера в переводе с башкирского означает «мясное озеро», т. е. богатое рыбой; возможно, что название раньше звучало как «Иккуль» — «священное озеро». Берега издавна были заселены людьми — на протяжении семи тысячелетий. Исследователи вокруг открыли много археологических памятников, датирующихся от эпохи неолита до раннего железного века, а на северном берегу озера расположено Иткульское городище. У местных жителей бытовал обычай жертвоприношения: если лето дождливое и ждали солнце, то нужно было зарезать белого барана, если же засуха, то башкиры приносили в жертву черного барана. Говорят, что иногда жертвоприношения проводятся и в наши дни. Раньше каждую весну на вершине горы Карабайка башкиры приносили в жертву белую лошадь, они верили, что тогда лошади в табуне будут здоровыми, и их не возьмет никакой мор.

Само озеро большое 7 на 5 км, чистое, берега есть и каменные, и песчаные. Из сказа Бажова «Надпись на камне»: «Иткуль — озеро на высоком местечке пришлось. Берега — песок да камень, а кругом сосна. Глядеть любо… И над всем этим густой настой горного соснового бора и неуловимая мелодия музыки вершин…" Мы с удовольствием провели время на берегу, накупались, заглянули в ближайший заливчик, познакомились с отдыхающими здесь соседями — отважными «мореплавателями», которые покатали нашу малышню на «крутом» плоту.

Три ярких дня

Настроение у всех беззаботно-чудесное, погода радует, березы что-то нашептывают, пчелы о чем-то ворчат, вода успокаивает. Пообедав, тем, что было с собой, отправились на Черемшанские карьеры.

Черемшанские карьеры возле Верхнего Уфалея — впечатляющая достопримечательность Урала. Посмотреть на затопленные карьеры по добыче никелевой руды приезжают из разных уголков Урала, мы даже людей из Уфы там встретили. В окрестностях поселка Черемшанка наибольшими являются два карьера: Старо-Черемшанский и Ново-Черемшанский. Ново-Черемшанский карьер поражает воображение своей огромностью. Диаметр воронки горной выработки достигает около 1,5 километра, глубина же карьера — больше 250 метров. Когда стоишь на краю этого амфитеатра, дух захватывает от такого масштаба — карьер имеет 22 ступеньки-этажа, а высота каждой такой «ступеньки» около 10 метров.

Три ярких дня

Склоны карьера зарастают хвойными и лиственными деревьями. На дне карьера образовалось искусственное озеро. Вода темно-изумрудного цвета, такой оттенок ей придают соли металлов, растворенных в воде.

Недалеко расположен Старо-Черемшанский карьер. При взгляде с высоты этот карьер напоминает озеро овальной формы, имеет меньшую глубину, чем Ново-Черемшанский, зато площадь водной глади больше. Карьер окружают стены, поросшие лесом, гораздо гуще, чем стены Нового.

Три ярких дня

Говорят, что оба карьера любимы дайверами, из-за хорошей прозрачности воды здесь прекрасная видимость и благодаря большой глубине есть где поплавать и что посмотреть, например, могучие ели под водой, смотрятся как гигантские кораллы. До карьеров доехали от озера Иткуль в сторону Верхнего Уфалея тоже по навигатору, дороги грунтовые, но вполне проходимые.

Можно было бы съездить неподалеку на Чусовское озеро, из которого берёт начало наша шикарная уральская река Чусовая, но не стали мучить детей впечатлениями, да и время пришло заселяться на базу. Проехав через город Верхний Уфалей, вскоре оказываемся на месте отдыха.

Центр отдыха «Аракуль» стоит прямо на берегу одноименного озера, здесь есть бесплатная стоянка для автомобилей, столовая с широким балконом с видом на озеро, кафе-бар и прокат у пляжа, детская площадка, кролики, которых кормят дети травкой, мангальные зоны, лежаки на пляже.

Три ярких дня

Мы забронировали современный двухкомнатный номер с огромной ванной, номер взяли без телевизора, которого нам и не надо было. Цены приятные, еда вкусная, персонал общительный, мобильная связь — только Теле2. Нас все устроило. С пляжа прямо на другой стороне озера виден Аракульский Шихан, на котором мы были в 2015 году.

Шихан — место уникальное. Со стороны смотрится, как Великая Китайская стена, идущая по вершинам гор. Отвесные скалы с восточной стороны возвышаются на 60 метров. Туда мы с дочерью решили пойти завтра, а на сегодня впечатлений достаточно.

Утро следующего дня было чудесным, озеро спокойным, дети с удовольствием катались на сапе, надувных матрацах, все плескались и загорали.

Три ярких дня

Но в этом году, видимо из-за небывалой на Урале жары, озера обмелели, Аракуль в том числе. Детям и у берега хорошо, а вот взрослым лучше на сапе подальше уплыть и там поплавать.

А погода шепчет: «Аракульский Шихан ждет тебя». И вот после обеда мы вдвоем отправляемся в поход. От базы по правому берегу идти 5 км. Тропы проторены, дороги по лесу избиты машинами, эти дороги то расходятся в разные стороны, то снова встречаются.

Три ярких дня

Машины до Шихана не доходят, обычно останавливаются на берегу озера, подальше от поселка, где мы видели много палаток, внедорожников, Хонду без бампера, и другие помятые авто на лесных дорогах. Жалко машинок. Проще остановиться в поселке Аракуль у берега и сходить на шихан пешком.

На деревьях встречаются синие и белые метки, мы шли по синим, как нам посоветовали на базе. Шли бодро спортивным шагом, мне помогали скандинавские палки, дошли шустро за 1час 15 мин. Сначала дошли до Малого Шихана, на вершине которого находится огромная каменная чаша с водой, да и сама скала не маленькая.

Три ярких дня

Перед Шиханом был крутой подъем, но как-то справились. От Малого шли вдоль гребня Шихана до его середины с пологой стороны, где можно спокойно подняться на сам шихан и пройтись по нему, восхищаясь видами и мощью этой стены.

Три ярких дня

Подробнее об этих скалах я писала в прошлый раз. https://www.tourister.ru/responses/id_12928 Но и сейчас не перестаю удивляться этому необычному пейзажу, восхищаться красотой зеленого океана леса, величием каменной гряды.

Три ярких дня

У подножья гряды есть даже ларек на колесах, где можно купить воду, мороженое, перекус. С другой стороны, от станции Силач сюда могут проезжать внедорожники. В прошлый раз мы на УАЗике подъехали к самой горе. Здесь у ларька мы и посидели, допили свою воду, доели свои перекусы и также шустренько за час пятнадцать вернулись на базу. Тут же искупались в озере, взбодрились, поужинали и расслабились. День был прекрасный.

Ночью «Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии блистали. И беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали.«- как пел Федор Шаляпин. Гроза была мощная, что повлияло на погоду следующего дня. Утро было туманным, день облачным, что на наши планы нисколько не повлияло. Мы погуляли, сложили вещички, пообщались с народом, пообедали, и после часа дня поехали через Вишневогорск в Кыштым. В Вишневогорске мы уже бывали и потому проехали мимо.

А вот за Кыштымом есть уральская пустыня, называемая в народе «Кин-дза-дза». Эта пустыня находится на окраине поселка Тайгинка близ города Кыштым Челябинской области, она рукотворная. Это хранилище местного графитового комбината, измельченная в песок пустая порода попадает сюда по трубам вперемешку с водой, вода уходит в землю, песок остается. Тут есть два больших участка с песками: около самого предприятия «Уралграфит» и на берегу озера Большая Акуля. Но навигатор показывает кучу промышленных участков и много дорог, не понятно куда ехать. Пришлось «брать языка» — на окраине Тайгинки, не заезжая в поселок, возле какого-то предприятия у охранника выведали дорогу в пустыню. Вернулись чуть назад, свернули направо и как-то ловко очутились в песках.

Три ярких дня

Да, это была пустыня большая и бело-серая.

Три ярких дня

Было облачно, но сухо, дети носились по песку босиком, мы покоряли высокие дюны, пытаясь разглядеть что там вдали.

Три ярких дня

Площадь этой пустыни с дюнами не маленькая, судя по следам колес, здесь иногда устраивают песчаные ралли.

Графит добывают по другую сторону поселка Тайгинка, с его западной стороны. Несмотря на то, что содержание полезного минерала в тайгинском карьере относительно невелико, добывать его там будут еще несколько десятилетий. Благо, есть спрос: предприятие поставляет высококачественный графит для атомной промышленности, для литейных производств, для производства аккумуляторов и даже карандашей. Стержень карандаша, которым вы пишите, возможно, тоже произвели на «Уралграфите».

Наш путь продолжается в сторону Кыштыма, но перед заездом в город мы завернули на каолиновый карьер. Он очень красивый, мы бывали там уже не раз, но невозможно проехать мимо этого лазурного озера. https://www.tourister.ru/responses/id_32042

Три ярких дня

Закончив фотосессию без солнца, отправляемся в город Кыштым. Город старый, датой основания считается 1757 год, кому интересны подробности, того можно послать в Википедию, но я все же немного расскажу об этом городке. Улицы здесь с давних времен не поймешь какие запутанные, но навигатор справляется, не потерялись. Возник этот горнозаводской посёлок при Верхнем и Нижнем Кыштымских железоделательных заводах на реке Кыштымке, основанных Никитой Никитичем Демидовым на купленных у башкир землях. Главной достопримечательностью г. Кыштыма считается так называемый Белый дом — усадьба заводовладельца (ул. Карла Маркса, 2). Дом даже оказался на гербе города наряду с горами Сугомак и Егоза. Строительство усадьбы началось Демидовым вместе со строительством Верхне-Кыштымского железоделательного завода в 1750-х годах. Сейчас дом уже несколько лет закрыт на реставрацию (которая не ведется) и огорожен забором.

Три ярких дня

Перед Белым домом стоит памятник М. И. Калинину, место неслучайно: в 1921 году всесоюзный староста выступал перед кыштымцами с балкона Белого дома, когда приехал сюда после большого пожара в городе. Поставили памятник в 1959 году.

Вокруг разбит неплохой парк с видом на пруд, с детской площадкой и цветами.

Три ярких дня

На острове посреди пруда недалеко от Белого дома видна каменная церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов (ул. Садовая, 23), другие ее названия: Старая церковь, Духовская церковь.

Три ярких дня

Она строилась на средства Н. Н. Демидова и прихожан с 1760 года, сохранилась практически в изначальном виде, без перестроек.

На берегу Городского пруда стоит красивое здание Народного дома (ул. Театральная, 2). Оно построено в 1913 году, здесь были библиотека, хор, народный театр, струнный оркестр рабочих и служащих чугунолитейного завода.

Три ярких дня

Недавно здание отреставрировали, рядом благоустроили набережную, поставили фонари из каслинского литья и скамейки. Сейчас Народный дом является культурным центром Кыштыма.

Собор Рождества Христова (ул. Ленина, 22) — каменный храм построен на самой высокой точке города в 1848–57 годах к 100-летию завода, возведён в русско-византийском стиле.

Три ярких дня

Недалеко расположен Дворец культуры «Победа», перед ним — площадь Победы, на которой стоит памятник Труженикам тыла (или «Урал ковал Победу»).

А недалеко от торгового центра мы увидели памятник — чугунный бюст Дзержинскому, сейчас вряд ли где такой увидишь.

Три ярких дня

Постамент находится возле здания ГИБДД, где раньше был городской суд. Сегодня в городе сосредоточены предприятия металлургии, машиностроения, стройиндустрии, горнодобывающей и радиопромышленности, трикотажная, кондитерская и мебельная фабрики, деревообрабатывающие производства. Город развивается и благоустраивается, что, конечно же, радует.

После обеда выглянуло солнце, жить стало веселее, но пора возвращаться домой. Наше насыщенное путешествие заканчивается. За три дня мы увидели немало, всем было интересно и весело. И я желаю вам ярких солнечных впечатлений!