Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:24
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Архангельск — Россия Июль 2021

Продолжение путешествия по Русскому Северу. Предыдущая часть: Где река становится морем.

Из нашего окна видны
Просторы Северной Двины.
По синим водам талый лёд
На море Белое плывёт.
Борис Кононов

Первые поселения русских на берегу Белого моря появились ещё в XII веке. Видимо что-то тянуло людей в эти суровые края — согласно летописям к 1419 году уже существовал Михаило-Архангельский монастырь на мысе Пур-Наволок в устье Северной Двины. А полтора столетия спустя для обороны от шведов Иван Грозный решает поставить вокруг него острог. Так на берегах Северной Двины появился самый крупный на данный момент город на севере европейской части России, названный по имени монастыря.

Поморская столица

Набережная Северной Двины достаточно красивая и, как это часто бывает, с различными памятниками. Например памятник, посвящённый 400 летию основания лоцманской службы России, оформленный в виде штурвала.

В 1912 году из Архангельска вместе со своей командой отправился в экспедицию к Северному полюсу Георгий Седов на шхуне «Святой великомученик Фока». Этому походу не суждено было увенчаться успехом. Сказалось многое — недостаточная грузоподъемность судна, непрофессионализм команды, взятые в дорогу неподходящие и некачественные припасы, недальновидность самого начальника экспедиции. В 1914 году Седов погиб и был похоронен на Земле Франц-Иосифа, так и не достигнув Северного Полюса.

Поморская столица

Гуляя вдоль набережной Северной Двины мы можем увидеть различные суда. Пароход «Коммунар» является старейшим из них, он был построен в 1940 году. На тот момент это был новый класс речных судов, пришедших на смену «макаркам» начала XX века. В 1962 году «Коммунар» был модернизирован: паровые машины заменили на дизельные двигатели, он стал теплоходом.

Есть здесь и более современные суда.

А также лодки.

Поморская столица

Здесь же на набережной находится Северный Морской музей.

На фото ниже две лодки, использовавшиеся для промыслов и широко распространённые на Русском Севере. Чёрная — это долблёная лодка, изготавливалась из сосны, ели или осины. Рядом с ней — лодка-садок, её использовали для перевозки живой рыбы.

Поморская столица

Более крупные суда в музей, конечно, уместится не могли, вместо них — макеты. Ниже — шняка, в натуральную величину такое судно мы уже видели на Соловках.

54-пушечный «Город Архангельск» был заложен в 1734 году, после смерти Петра I. Принимал участие в русско-шведской войне 1741–1743 годов.

Поморская столица

Также в музее можно потренироваться вязать морские узлы.

Копия плиты с острова Большой Аникиев в Баренцевом море. Плита испещренная многочисленными граффити XVI–XX веков — автографами, оставленными различным русскими и западноевропейскими мореплавателями, ходившими вдоль побережья Кольского полуострова.

Если мы прогуляемся в противоположную музею часть набережной то сможем увидеть памятник Петру I с купюры в 500 рублей.

Недалеко от него — инсталляция «Временное место». Она посвящена многолетней истории типографии «Правда Севера» и по своей форме отсылает зрителя к наборным кассам, где хранились печатные литеры.

Поморская столица

В первые годы существование Архангельска, все здания которого были построены из дерева, его часто опустошали пожары. Поэтому в июне 1667 года по распоряжению царя Алексея Михайловича на севере страны начинается строительство каменных гостиных дворов, в том числе и в Архангельске. Сейчас в здании гостиного двора расположен краеведческий музей.

Внутри можно увидеть сохранившееся архитектурные элементы постройки XVII века, соседствующие со вполне себе современными лестницами из металла.

В гостином дворе можно посмотреть на макет строительства гостиного двора. Как будто внутри матрёшки.

Поморская столица

Ещё здесь есть очень хороший макет села Холмогоры, родины М. В. Ломоносова.

А также макет Антониево-Сийского монастырь. Основанный в 1520 году он в XVI–XVII веках был крупнейшим на Севере экономическим, культурным и духовным центром. Его настоятели контролировали сбор налогов, производили суд по духовным делам, организовывали исполнение различных повинностей на огромной территории Поморья.

Несмотря на неудачную экспедицию Седова его имя не было забыто. Например в честь него назван ледокольный пароход. На фото ниже — модель судна и, вроде бы, подлинные предметы с него.

Поморская столица

Во второй половине XIX века в Архангельске в условиях строжайшей секретности строились парусно-паровые корабли, которые стали основой морских сил в Тихом океане и сыграли большую в освоении новоприобретённой территории Российской Империи на Дальнем Востоке.

На небольшом расстоянии от гостиного двора расположена пешеходная улица Архангельска — проспект Чумбарова-Лучинского.

Это четвертое по счёту название улицы.

Поморская столица

Улица ещё не достроена, её окончание выглядит так. Место интересно благодаря уже заготовленным памятникам. Мужчина в шляпе — архангельский писатель С. Г. Писахов. Рыбину оседлал Налим Малиныч, один из ключевых персонажей его рассказов.

В этом месте к пешеходной улице примыкает Сквер Победы.

Поморская столица

Если пройти через этот сквер то мы окажемся недалеко до Усадебного дома купчихи Е. К. Плотниковой.

Сейчас парадные залы дома занимает экспозиция «Русское классическое искусство XVIII — начала XX века». Здесь есть много прекрасных портретов русских царей и императоров, выполненных неизвестными художниками XVIII века.

Поморская столица

Екатерина II в. привычном нам образе и более юная. Правда тогда она именовалась София-Фредерика-Августа, принцесса Ангальт-Цербстская.

Работа кисти М. В. Нестерова — Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Милославской.

Поморская столица

Несколько работ И. К. Айвазовского — Южная ночь (1848 год), Океан (1896 год) Ниагарский водопад (1900 год).

На первом этаже представлены интерьеры отражающие собирательный образ купеческого дома рубежа XIX–XX веков. Значимым местом в таком доме была столовая, предназначавшаяся для будничных трапез в кругу семьи. Наличие столовой было показателем достатка: в те времена только обеспеченные люди могли выделять для этих целей отдельную комнату.

Поморская столица

Особое место в жизни купца занимал кабинет, в котором протекали его рабочие будни. Здесь он разрабатывал тактику ведения дела, встречался с партнерами, подсчитывал прибыль.

Центральной комнатой дома была гостиная, предназначенная для демонстрации роскоши и богатства. Сейчас в гостиной дома Плотниковых находится множество фотографий владельцев усадебного дома, их владений и мест, связанных с их жизнью.

Поморская столица

Если мы выйдем из Усадебного дома Плотниковой то совсем рядом сможем посмотреть два храма. Первый из них — это Никольская церковь, входящая в состав подворья Николо-Карельского монастыря. Здесь же, примыкая в церкви, находится и торговый корпус того же монастыря.

Второй храм гораздо интереснее. Это Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, основателей Соловецкого монастыря. Главная святыня храма — икона преподобных с частицами мощей.

На этом рассказ об Архангельске подошёл к концу. Настало время прощаться не только с Поморской столицей, но и с Белым морем. В следующем рассказе цикла по отправимся вглубь Архангельской области, откуда катит свои воды правый приток Северной Двины.