Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:23
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Голубино — Россия Июль 2021

Заключительная часть путешествия по Русскому Северу. Предыдущая часть: Поморская столица.

Освоение русскими европейского севера имеет солидный возраст — порядка девяти веков. Считается что одними из первых мест, где появились их поселения, были берега реки Пинеги. Петляя среди лесов на протяжении без малого 800 км она впадает в Северную Двину. Лесов здесь много, что в советское время способствовало организации лесозаготовок. Позднее для сохранения и изучения таёжных комплексов здесь был организован Пинежский заповедник. А уже в наши дни тут построили построен курортно-ландшафтный парк «Голубино» на месте одноименного посёлка на территории заповедника.

Под сенью пинежских лесов

Этот парк можно охарактеризовать как лесной отель с неплохой инфраструктурой. Он состоит из деревянных построек, выполненных в приятных светло-синих тонах. Несколько коттеджей, две гостиницы разных ценовых категорий, ресторан, административное здание.

Для желающих попариться есть русская баня.

Под сенью пинежских лесов

Весь отельный комплекс расположен на берегу Пинеги, на которую с берегов открываются красивые, открыточные виды. Внизу красивой голубизной блестит река, по её берегам вверх вздымаются леса.

Сам парк «Голубино» довольно молод, в нынешнем виде его начали строить в 2015 году. Ранее на этом же месте был похожий отель другого владельца. Но дела шли плохо и прежний отель так и не смог вылезти из убыточности. Нынешний отель достаточно функционален, с хорошим уровнем сервиса.

Немного познакомившись с лесным отелем, познакомимся с окрестными поселениями. Для этого мы отправимся на лодке вниз по Пинеге. В течении всего пути с одного из её берега нас будут радовать леса, отражающиеся в воде.

Другой берег — полная противоположность, с отвесными карстовыми стенами.

На противоположном от Голубино берегу реки находится одна из типичных северных деревень под названиям Сояла.

Мы сходим на берег, наш рулевой остаётся сторожить лодку.

Под сенью пинежских лесов

Здесь мы уже не увидим современных построек, дома в деревне строили, наверное, не одно десятилетие назад. Здесь до сих пор живут люди, но мало кто из них — постоянно. На зиму в Сояле остаётся всего два человека, между собой они не разговаривают, у каждого в доме телевизор со спутниковым телевидением. А другого, понятное дело, в без малого двухстах километрах от Архангельска и нет.

На некоторых домах можно увидеть красную звёздочку — это означает что из этого дома кто-то ушёл на фронт.

Под сенью пинежских лесов

Ни одного жителя деревни мы не увидели, зато увидели плакат с фотками какого-то деревенского праздника.

В деревне есть две церкви. Сретенская из красного кирпича 1909 года постройки и деревянная Покровская церковь, 1790 год.

Под сенью пинежских лесов

Ещё одна деревня под названием Красная Горка находится на том же берегу Пинеги, что и Голубино. Здесь, как я понял, уже никто не живёт. Сохранились развалины Красногорского Богородского Монастыря 1726 года постройки.

Он признан объектом культурного наследия федерального значения и, таким образом, находится в ведении Министерства Культуры. Однако Архангельская Епархия РПЦ считает его «своим». Эти две конкурирующие организации вряд ли когда-либо договорятся и постройка первой половины XVIII века медленно рассыпается.

Не в лучшем виде пребывает и колокольня собора, на втором этаже которой когда-то была библиотека.

Под сенью пинежских лесов

Помимо окрестных деревень рядом с «Голубино» можно посмотреть на несколько природных достопримечательностей. Первая из них — это карстовая пещера с поэтическим названием «Певческая эстрада». Ко входу в неё ведёт деревянная лестница.

По дну пещеры протекает небольшой ручеек, через который перекинут узкий мостик. Можно перейти ручей по нему, можно перепрыгнуть, а можно и вброд. Для последнего варианта лучше иметь подходящую обувь, например резиновые сапоги.

Под сенью пинежских лесов

Пещера состоит из двух залов. Первый из них представляет собой грот.

Пещера находится довольно низко и периодически её затопляет. Т. к. находится она на территории Пинежского заповедника то за ней ведётся наблюдение, в том числе измерение уровня воды с помощью поплавков как на фото ниже.

Во второй зал ведёт проход, по дну которой течёт всё тот же ручей. Проход довольно узкий, идти можно только гуськом.

Под сенью пинежских лесов

Пройдя по нему мы оказываемся во втором зале. Его особенностью является то что ввиду формы сводов пещеры солнечный свет сюда не попадает. Совсем. Поэтому идти сюда нужно с каким-либо источником света. Мы посещали Певческую эстраду с экскурсией от «Голубино», нам выдали всё необходимое снаряжение — каски, фонари, резиновые сапоги. Если погасить фонари то через какое-то время в кромешной тьме у входа в этот зал можно увидеть что-то вроде сцены. Такой эффект и дал название пещере.

В пещере довольно холодно. Даже в летнее время здесь можно увидеть сталагнаты.

К другим природным достопримечательностям относится Лог Святого ручья. По логу(сухой долины) проложена экотропа.

В общем-то, смотреть в этой долине особо не на что, по бокам простирается лес. Лог интересен тем, что ведёт к, собственно, Святому ручью. Это небольшой водопад высотой полтора метра.

Из всего вышесказанного напрашивается такой вывод что создатели Голубино с умом распорядились заброшенным местом в глубине Архангельской области посреди лесов с пещерами и водопадами и отживающих своё деревень. Отель, продолжает развиваться, здесь возводят новые постройки.

Под сенью пинежских лесов

Я уже упоминал о ресторане в Голубино. По утрам в нём сервируют классический завтрак «шведский стол», днём и вечером можно взять комплексный обед/ужин. Под заказ вам приготовят поморский обед или ужин, состоящий из традиционных блюд этой кухни. Брать его лучше один на двоих, потому одному такую гору еды одному съесть сложно. Либо нужно быть ну ооочень голодным.

Также в ресторане нам удалось отведать свежей морошки. Не помню, когда я её ел последний раз, наверное лет 30 назад.

Под сенью пинежских лесов

По вечерам в Голубино проводятся различным мастер-классы. В основном они ориентированы на детскую аудиторию, хотя взрослым тоже любопытно их посетить. Нам довелось побывать на выпекании калачей. Меня назначили тестомесом, чем я был очень рад — так удобнее было фотографировать происходящее.

После замешивания теста мы все стали лепить калачи произвольной формы.

Под сенью пинежских лесов

Выпекать нам их, правда, не доверили. Тут уже за дело взялись повара ресторана и спустя примерно полчаса принесли результаты наших совместных усилий.

Когда русские переселенцы XII века покидали обжитые земли вокруг Новгорода и Пскова, уходя далеко на север, они вряд ли могли предположить что станут основателями новой этнографической группы — поморов. С тех было освоено всё побережье Белого моря, острова в нём и прилегающие к побережью земли. Выходцы с равнин, никогда до этого не видевшие морей, стали умелыми корабелами и морякам. Сейчас мы можем прикоснуться к богатой истории этого края длиною в 9 веков.