Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 10:18
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Соловецкие острова — Россия Июль 2021

Продолжение путешествия по Русскому Северу. Предыдущая часть: Три в одном: монастырь, крепость, тюрьма.

Спустя менее чем через два столетия от своего основания Соловецкий монастырь, возникший как пристанище нескольких монахов-отшельников, начал превращаться в мощное фортификационное сооружение. Оборону крепости обеспечивали войска и жизнь в монастыре становилась всё более мирской. Не все монахи были рады таким переменам. Ведь они приезжали на Соловки чтобы ничто не отвлекало их от служения Богу, а находили здесь почти такую же мирскую жизнь как в родном городе или селе. Некоторые из них уходили в лесную глушь и строили скиты, где в полном одиночестве предавались своему служению. Один из таких скитов, Свято-Вознесенский скит, был основан в середине XIX века на самой высокой точке Большого соловецкого острова — горе Секирной.

Скиты острова Большой Соловецкий

По сути гора является холмом — её высота всего лишь 77 метров над уровнем моря. Своё название она носит, если верить преданию, ещё со времён основателей Соловецкого монастыря Савватия и Германа. Согласно ему, однажды святые отцы, выйдя из своей кельи, услышали плач карельской женщины. Пойдя на этот звук они нашли эту женщину, которую, по её словам, высекли «два светлых юноши», сказав что она не может оставаться в этих местах и должна будет их покинуть. Преподобные, приняв юношей из рассказа женщины за ангелов, посчитали это знаком свыше. И ещё более укрепились в своём намерении строить монастырь. А в 1857 году архимандритом Александром у подножия горы была установлена памятная плита с описанием этого события.

Поднимаясь на вершину горы можно увидеть валунную баню и колодец, построенные в XIX веке.

Собственно сам скит находится на вершине горы. В 1860–1862 годах здесь возвели трехъярусный одноглавый храм. Храм является одновременно и маяком, действующим до сих пор. В годы действия СЛОН, Соловецкого лагеря особого назначения, здесь располагался штрафной изолятор. Сюда отправляли за различные нарушения лагерного режим — например за отказ от работ, за связи с женщинами, за попытки побега. Пытки, которым подвергали здесь заключенных, были весьма изощрёнными.

Скиты острова Большой Соловецкий

От храма открывается красивый вид на Большой Соловецкий остров.

Сейчас храм отреставрирован и уже ничто не напоминает о его прошлом. Внутри он расписан так.

Скиты острова Большой Соловецкий

Здесь же, на Секирной горе производились массовые расстрелы заключенных. Тела сбрасывали в ямы и засыпали землёй. В 2006 году из одной из таких ям на склоне горы были извлечены останки 26 расстрелянных и захоронены. На горе Секирной образовалось что-то вроде мемориального кладбища.

В 2008 году на горе был установлен шести-метровый поклонный крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких.

С Секирной горы мы спустимся по вот такой лестнице. Конечно, по ней можно было бы и подняться, но это довольно серьёзное испытание т. к. лестница состоит из 295 ступенек. Лучше преодолеть этот путь по пологому склону с другой стороны горы.

Скиты острова Большой Соловецкий

Примером другого скита может служить Макарьевская пустынь, устроенная за четверть века до постройки Свято-Вознесенского скита архимандритом Макарием. Честно говоря, я не сильно уверен насколько правомерно называть пустынь скитом. Наверное можно её назвать так, ведь и пустынь и скит — места уединённой монашеской жизни. Макарьевская пустынь была построена в удачном месте, окруженном с трех сторон холмами, защищающих её от холодных ветров, что позволило выращивать здесь множество разнообразных растений. В пустыни были устроены огороды, в которых выращивались в том числе и аптекарские растения.

В 1859–1862 годах здесь была построена дача Архимандрита.

Скиты острова Большой Соловецкий

Окна её смотрели в розовый сад, куда архимандрит нередко выходил, наслаждаясь благоуханием цветов. Нельзя не заметить, что монашеская жизнь сильно изменилась по сравнению с XV веком. Если первые монахи, поселившиеся на Соловках искали жизни отшельнической, то архимандрит XIX века явно не хотел выходить из зоны комфорта.

В 1981 году территория бывшей уже на тот момент пустыни получила статус Ботанического сада. Сейчас здесь можно увидеть различные растения, например краснокнижную Родиолу розовую.

Скиты острова Большой Соловецкий

Клен Траутфеттера, привезённый сюда с Кавказа.

Множество разнообразных цветов.

Скиты острова Большой Соловецкий

Ошибкой было бы не упомянуть про ещё один скит — Савватьевский. Именно здесь, в северо-западной части острова Большой Соловецкий, согласно преданию, изначально поселились преподобные Савватий и Герман, легендарные основатели Соловецкого монастыря. В наши дни это место — действующий скит и простым туристам туда вход заказан. Однако в годы Великой Отечественной войны на его территории располагалась школа юнг ВМФ. И музей, посвящённый ей, мы с легкостью можем посетить.

От музея открывается вид на Белое море.

Скиты острова Большой Соловецкий

У входа в музей установлен памятник Соловецким юнгам.

Экспозиция музея достаточна банальна — документы и личные вещи моряков.

Скиты острова Большой Соловецкий

Все три упомянутых в рассказе скита возводились с одной и той же целью — служить местом для уединённой монашеской жизни, вдали от мирских забот и тревог. Однако время распорядилось иначе, уготовив каждому скиту его собственную судьбу. И это хорошо — ведь благодаря этому можно познакомиться с самыми разными страницами истории Соловецких островов.