Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 14:26
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Беломорск — Россия Июль 2021

Продолжение путешествия по Русскому Северу. Предыдущая часть: Море — край бездонный

С XII века было известно село Сороки в устье реки Выг, там где она впадает в Белое море. Оно может так и дальше оставалось бы просто селом, если бы в первую пятилетку не решили соединить Белое море с Балтийским. Так был построен Беломорканал, чьё изображение чуть позже оказалось на упаковке одного из самых узнаваемых табачных брендов советской эпохи. Тогда же режимные объекты использовавшиеся для строительства гордости той самой пятилетки были объединены в город с лаконичным названием Беломорск.

Где река становится морем

При строительстве канала использовался исключительно труд заключённых БеломорБалтЛага, построенного на месте будущего Беломорска. Канал построили в рекордные сроки — менее чем за два года. Он насчитывает 19 шлюзов, из которых 13 являются двухкамерными. Последний из этих шлюзов мы и видим в Беломорске.

Канал начинается у Повенецкой губы Онежского озера. Его бОльшую часть составляют естественные водные пути — реки и озёра.

Говорят что шлюз № 19 (как, наверное, и остальные шлюзы) строжайше запрещено фотографировать. Честно говоря, в момент посещение Беломорска я об этом не знал. Из будки никто не вышел, фотоаппарат не отобрал, запрещающих табличек я тоже не заметил.

Где река становится морем

Место где швартуются суда перед входом в шлюз.

Заодно это вполне себе удобная смотровая площадка, с которой открывается хороший вид канал.

Где река становится морем

Миновав шлюз вдоль канала мы оказываемся на берегу белого моря.

Недалеко от этого места обнаружился малинник, в котором мы набрали ягод. Не каждый день удается поесть малины с берега Белого моря.

Где река становится морем

Беломорск — это молодой город, ему менее 100 лет и он не сильно богат на достопримечательности, но кое-что увидеть всё-таки можно. Например река Выг, входящая в систему Беломорканала.

Мост через реку, стоя на котором можно очень долго смотреть как она катит свои воды прямо в Белое море.

Где река становится морем

Сохранившееся здание одного из цехов Сорокского лесопильного завода. Сам завод начал действовать в Сороках ещё в 1869 году и входил в тройку крупнейших лесопильных заводов поморья.

Раньше для многих туристов в Беломорске начиналась дорога на Соловки — отсюда туда ходил теплоход Сапфир. В 2019 году он сел на мель в 9 км от берега и пассажирские перевозки переместились в Рабочеостровск, с которого мы и начали своё путешествие. Теперь в городе осталось всего два туристических магнита — Беломорканал и музей Беломорские Петроглифы.

Экспозиция в единственном зале в здании музея невелика. На фото ниже — тонЯ, так поморы называли участок с комплексом построек и сооружений, необходимых для жизни и промысла и адаптированных к условиям севера. Таким промысловым участком владела семья или община, а самые уловистые тони выкупались на аукционе.

Где река становится морем

Также в музее представлены макеты поморских судов — шняка, использовавшаяся для ловли трески, и карбас, использовавшийся для ловли сельди.

Самое интересное, чем располагает музей, находится за пределами города. Это, собственно, те самые петроглифы, которыми и назван музей. Каждый день в 14 часов музей собирает у своего здания группы из туристов, которые приехали «дикарём» и всех их вместе отправляет к петроглифам на сборную экскурсию. Многие приезжают на личных авто, можно подсесть к кому-нибудь либо вызвать такси, номер телефона подскажут в музее.

Эту экскурсию проводят в павильоне, на карте это более дальняя чёрная точка.

Где река становится морем

В павильоне, в общем-то, всего один экспонат. Это скала под названием «Бесовы следки», испещрённая рисунками древних людей, созданными около 6 тысяч лет назад. Их обнаружили в 1926 году, это первые петроглифы, открытые в беломорье.

Благодаря тому что рисунки укрыты павильоном они отлично сохранились до наших дней. Здесь насчитывается около 400 отдельных фигур, очень разнообразных по тематике.

Где река становится морем

Чуть ближе к Беломорску находится ещё одна группа петроглифов под названием «Залавруга», красная точка на карте выше. От стоянки у шоссе до них нужно идти около полутора километров по лесной тропе.

Миновав её мы попадаем к крупнейшему в европейской части России скоплению петроглифов — около 2000 фигур. На них дуют ветра и льются дожди, эти петроглифы сохранились гораздо хуже чем Бесовы следки. Многие рисунки плохо различимы. Тем не менее они служат прекрасным материалом для восстановления картины образа жизни древнего населения.

Где река становится морем

В общем-то это всё что хотелось рассказать про Беломорск. Город небольшой, но тем не менее посмотреть в нём есть на что.