Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 22:35
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Соловецкие острова — Россия Июль 2021

Продолжение путешествия по Русскому Северу. Предыдущая часть: Скиты острова Большой Соловецкий.

На островах, затерянных посреди моря, жизнь людей всегда с этим морем и связана. Водный транспорт становится здесь столь же необходим, сколько и колесо, и поэтому жители островов часто становятся умелыми рыболовами и корабелами. Так было и на Соловецких островах, отделённых от материка десятками километрами воды. На Сельдяном мысу Большого Соловецкого острова сохранилось несколько построек, неразрывно связанных с морем.

Море — край бездонный

Такелажный амбар стоит на деревянных сваях у самой воды, частично нависая над ней. Здание было предназначено для разгрузки, погрузки, ремонта и хранения гребных судов, а также хранения такелажа.

Рядом с такелажным амбаром находится амбар для хранения гребных судов. Сейчас внутри него расположен Морской музей.

Отчасти музей сохранил функцию амбара — на нижнем этаже выставлена шняга шняка. Шняка — это классическое судно поморов XV — XVI веков, в основном использовавшаяся для ловли трески. Работы по постройке этой шняки начались в 2001 году по описаниям и чертежам конца XIX — начала XX века. Современные материалы и инструменты не использовались, лес заготавливался самостоятельно. В сентябре 2003 года судно было спущено на воду.

Ещё одним, связанным с морем сооружением, является сухой док. Док был построен в конце XVIII века и успешно выполнял свои функции до середины прошлого века. Сейчас является памятником строительного и гидротехнического искусства своего времени.

Море — край бездонный

Помимо Большого Соловецкого острова Соловецкий архипелаг включает ещё 5 островов. На теплоходе Савватий мы отправимся на остров Большая Муксалма — третий по размеру остров архипелага.

Он отделен от Большого Соловецкого проливом Южные Железные Ворота.

Пролив не очень широкий, поэтому для постоянного сообщения двух островов в первой половине XIX века соорудили каменную дамбу.

Море — край бездонный

«Савватий» причаливает прямо к ней. Высадка — довольно экстремальная, вместо трапа — две узкие доски, составленным под углом. Сверху страхует старпом, снизу — те, кто уже спустились.

Если с воды отчётливо видны камни, из которых сложена дамба, то спустившись на неё она представляется не очень широкой тропой посреди моря.

Море — край бездонный

Местами, однако, можно увидеть отдельные камни, из которых дамба состоит.

В стороны от дамбы отходят откосы, служащие узлами прочности постройки, а также выполняющие функции ледорезов и волнорезов.

В воде по обе стороны дамбы бурно растут водоросли фукус.

Море — край бездонный

Также здесь растут и другие растения — астра солончаковая, пышная гвоздика, колокольчики.

Пройдя по дамбе мы оказываемся на самом острове. Здесь тоже растёт много различных растений, например целые поля можжевельника.

Море — край бездонный

Также здесь растёт кустарник шикша. Ягоды съедобные, но довольно мелкие, а на вкус — пресные. Говорят они неплохо утоляют жажду.

Ещё здесь есть реликтовое озеро, т. е. озеро образовавшееся на месте отступившего моря.

Море — край бездонный

Остров долгое время использовался для разведения скота т. к. в соответствии с завещанием преподобного Зосимы, одного из основателей Соловецкого монастыря, держать плодящих животных на Большом Соловецком было нельзя. В конце XIX века здесь был построен Сергиевский скит. После революции, в годы СЛОН, он отошёл в ведение лагеря. В наши дни скит начали восстанавливать, но место до сих пор выглядит довольно заброшенным.

Мы покидаем Муксалму на том же «Савватии». На сей раз отплытие с небольшой пристани.

Море — край бездонный

Ещё один остров Соловецкого архипелага, Заяцкий, известен своими лабиринтами созданными древними людьми ещё до нашей эры. Но перед тем как отправиться туда мы вернёмся на Большой Соловецкий остров. Здесь уже в наши был создан лабиринт, похожий на лабиринты Заяцкого острова.

Т. к. лабиринт создан в наши дни то отчётливо видны камни, из которых он сложен, включая вход. Можно самому пройти по двум узким извилистым ходам, ведущему от входа в центр лабиринта.

Море — край бездонный

Место, в котором находится этот лабиринт ещё интересно и тем, что здесь же находится танцующий лес. Резкие ветра, дующие с моря в разных направлениях, приводят к тому что стволы деревьев изгибаются самым причудливым образом.

На Большой Заяцкий остров мы отправимся с Монастырского причала, расположенного прямо напротив Соловецкого монастыря.

Расстояние до Большого Заяцкого острова существенно больше чем до Муксалмы.

Всю дорогу нас сопровождают чайки.

Большой Заяцкий остров находится в ведении Соловецкого музея-заповедника. По острову проложена экологическая тропа в виде деревянного настила, чтобы туристы не вытаптывали флору острова и те самые лабиринты, ради которых все сюда и едут.

В отличие от лабиринта, созданного на Большом Соловецком острове, аутентичные лабиринты сильно заросли мхом и травой. В общем-то, не посмотрев на современную версию такого лабиринта, довольно непросто понять что же перед вами.

Все лабиринты объединяет то что в каждом из них есть вход, откуда извилистая дорожка ведёт к его центру, где находится насыпь камней. Назначение лабиринтов до сих пор неизвестно. Разные исследовали выдвигали различные теории. Например, это могли быть места исполнения религиозного культа. Или ловушки для рыбы, куда она могла заплывать во время прилива.

Море — край бездонный

Всего на Большом Заяцком острове известно 14 лабиринтов и сосредоточены они на площади всего лишь 0,4 км2. Это исключает возможность «случайного» расположения камней. Лабиринты были кем-то созданы специально, но кто этот «кто-то» мы пока не знаем и возможно не узнаем никогда.

Также на Большом Заяцком острове находятся искусственные нагромождения валунов. Их происхождение и назначение также неизвестно. Поэтому можно лишь предполагать, что они тоже связаны с каким-то религиозным культом, не дошедшем до наших дней.

Море — край бездонный

Также на острове сохранились постройки XVI века. А именно: каменная палата

кухня

и погреб.

В 1702 году во главе первого русского флота, эскадры из 13 кораблей, остров посетил Петр I. По его приказанию в том же году на острове была воздвигнута церковь Андрея Первозванного, считавшегося покровителем русского флота.

Море — край бездонный

Дальнейший путь государя лежал на юго-запад, к болотистому устью Невы, тому самому месту, которое год спустя станет городом Санкт-Петербургом. От Большого Заяцкого острова Соловецкого архипелага до Заячего острова Санкт-Петербурга проляжет путь, откроющий России выход к Балтийскому морю.

Здесь, на пристани Большого Заяцкого острова, мы прощаемся с Соловецкими островами. Однако это ещё не конец пути. Скоро мы вернёмся в Кемь, откуда скорый поезд № 21 Мурманск — Санкт-Петербург унесёт нас дальше в нашем путешествии по Русскому Северу.