Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 7:27

Миннеаполис — США Июнь 2021

Продолжаем рассказывать о своей поездке в Северную Дакоту через города-близнецы в штате Миннеаполис. Начало рассказа здесь.

Итак, мы начали свое путешествие с Миннеаполиса — самого большого по площади и населению (около 430 тыс. человек) и наиболее современного города штата Миннесота. Он раскинулся на западном берегу реки Миссисипи, которая играла и продолжает играть существенную роль в истории и экономике города.

Миннеаполис

Помимо официального названия, за свою более чем 150-летнюю историю Миннеаполис имел несколько неофициальных имен. Так, около полувека он носил титул Мировой мукомольной столицы и его называли Mill City (Город мельниц). Дело в том, что поселение Миннеаполис возникло рядом с мощными водопадами Святого Антония на реке Миссисипи.

Предприимчивые жители Миннеаполиса оперативно построили множество сооружений, использующих силу падающей воды: мукомолен, лесопилок, гидравлических прессов и прочих приспособлений, перерабатывавших шерсть, хлопок, целлюлозу. К 1900 году город стал крупнейшим американским мукомольным центром. Здесь также процветали лесопромышленные предприятия: стволы деревьев для переработки сплавлялись сюда по Миссисипи.

В 1948–63 годах ниже по течению Миссисипи были построены несколько дамб, что подняло уровень воды в верховьях реки почти на 7,5 метра. Из-за этого водопад Святого Антония фактически перестал существовать, зато открылось судоходство по всей Миссисипи, которому он ранее препятствовал. В результате, Миннеаполис утратил статус «всеамериканской мельницы», но взамен стал крупнейшим деловым и транспортным узлом между Чикаго и Сиэтлом: здесь теперь пересекаются речные пути, железные дороги, автомобильные магистрали и авиационные маршруты.

Mill Ruins Park). На переднем плане - пешеходно-велосипедный Арочный мост.
Миссисипи в районе Миннеаполиса - вид сверху (Интернет). Слева от водосброса - шлюз для прохода судов. Левее шлюза - Парк мельничных руин Mill Ruins Park). На переднем плане - пешеходно-велосипедный Арочный мост.

А мукомольное прошлое города теперь хранят Музей города мельниц (Mill City Museum) и примыкающий к нему живописный Парк мельничных руин (Mill Ruins Park).

В 1880 году компания «Washburn A» приняла участие в международной выставке мукомолов и заняла со своей продукцией три первых места. С тех пор их мука стала выпускаться под маркой «Золотая медаль» (Gold Medal). Той компании уже давно нет, но эта марка муки до сих пор присутствует на американском рынке.

Компании Washburn A уже давно нет, но марка муки «Золотая медаль» (Gold Medal) до сих пор присутствует на американском рынке.

Миннеаполис — город очень зеленый: в его границах имеется множество парков и 13 озер, поэтому сейчас он носит неофициальное имя «город озер». В Миннеаполисе есть и масса парков, где нет водоемов, но также проложены пешеходные и вело-дорожки. Не случайно в рейтинге самых «здоровых» городов США (оценивающем общий уровень здоровья и доступность путей его улучшения для всех слоёв населения) Миннеаполис занимает первое место. (следом за ним идут столичный Вашингтон и Портленд (Орегон).

Парк мельничных руин ( Mill Ruins Park).

Вот еще один парк в Миннеаполисе — маленький и стильный, в самом центре города. Называется он «Золотая медаль» . В его центре — 10-метровый холмик, к вершине которого проложена спиральная пешеходная дорожка. На окружающих холмик газонах там и тут разбросаны современные скульптуры, которые очень хорошо сочетаются с окружающими зданиями. Иссиня-черное сооружение на заднем плане — это театр Гатри.

Миннеаполис
Парк «Золотая медаль . Иссиня-черное сооружение на заднем плане – это театр Гатри.
Парк «Золотая медаль" . Иссиня-черное сооружение на заднем плане – это театр Гатри.

Это на здании театра Гатри с моста мы увидели портреты Чехова и Толстого. Чехов действительно оказался Чеховым, а за Толстого мы издалека приняли Бернарда Шоу.

В театре Гатри когда-то ставили Дядю Ваню и Три сестры.
В театре Гатри когда-то ставили "Дядю Ваню" и "Три сестры".

Ультрасовременный вид Миннеаполису придают его высотки и широкие улицы. В нем расположены несколько десятков небоскребов, из которых одиннадцать — это самые высокие здания штата Миннесота. Естественно, они выделяются не только своими параметрами, но и оригинальной архитектурой авторства нескольких выдающихся современных зодчих.

Назовем, прежде всего, Ай-Ди-Эс центр (IDS Center) с его уникальным «ребристым» дизайном, который создает не только запоминающийся экстерьер, но и 32 (!) угловых офиса на каждом из его 57-ми этажей. Архитектор здания — Филип Джонсон — лауреат самой первой (1979 г.) Притцкеровской премии в области архитектуры.

Ай-Ди-Эс центр (IDS Center). Автор проекта этой высотки - Филип Джонсон (Philip Johnson, 1906-2005) — основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» (функциональность, отсутствие классических декоративных элементов) в американской архитектуре середины XX века. Но это здание высотой в 241 м - уже постмодерн. Завершено в 1972 г.

Башня капелла (Capella Tower, 236 м, 56 этажей) — это на самом деле целый комплекс, состоящий из нескольких цилиндрических башен разных диаметров и высоты и прямоугольных корпусов (построенных из различно сориентированных в пространстве шестиэтажных кубов). Наверху — подсвечиваемая вечером корона, под которой размещена антенна и другое телекоммуникационное оборудование.

Уэ́лс Фа́рго центр (Wells Fargo Center, 236 м, завершен в 1987 году) — еще один офисный небоскреб, построенный всемирно известным архитектором Сезаром Пелли в стиле ар-деко. С заката до полуночи верхушка здания подсвечена особым образом, так что она напоминает горящий костёр. Этот проект получил несколько престижных наград.

Фишкой Миннеаполиса считается Minneapolis Skyway. Скайвэй — это система крытых надземных (на уровне второго или иногда — третьего этажей) пешеходных переходов из одного здания в другое, которая охватывает практически весь центральный Миннеаполис. Их неплохо видно на многих фотографиях выше, но лучше всего вот здесь:

Первые такие переходы в Миннеаполисе построили в начале 60-х годов, чтобы перенаправить потоки пешеходов с самых загруженных улиц и перекрестков. Плюс собственники некоторых зданий увидели в этом возможность несколько повысить рентабельность своих бизнесов за счет увеличения потребителей. А позже оказалось, что такая система крытых переходов очень хороша в непогоду: в жару, холод, во время осадков — что актуально для этого города.

И сейчас Minneapolis Skyway имеет суммарную протяженность более 15 км (!) и соединяет множество зданий в центре этого города: офисы, банки, рестораны и кафе, магазины, отели, предприятия службы услуг, спортивные сооружения и т. д. Вот так выглядит общая карта этого замечательного сооружения:

В результате по центральному Миннеаполису в течение дня можно передвигаться пешком, почти никогда не выходя на улицу. Скайвэй — это настоящий город внутри города. Нельзя сказать, что вид этих переходов украшает улицы города, но, видимо, в данном случае полезность перевешивает красоту.

В июне 2021 года центр Миннеаполиса нам показался малолюдным: сказывались последствия ковидной пандемии (многие продолжали работать на удаленке, поток туристов и обслуживающая их инфраструктура еще не восстановились). С другой стороны, атмосфера в городе показалась спокойной, несмотря на то, что весь последний год Миннеаполис был в сводках новостей по скандальной причине: именно там весной 2020 года полицейский коленкой придушил афроамериканца Джорджа Флойда. После этого в городе вспыхнули массовые протесты под лозунгом Black Lives Matter (BLM), вскоре перекинувшиеся и в другие штаты и даже другие страны. Готовясь к поездке, мы выяснили, что этот трагический эпизод произошел не в центре города, где нам предстояло провести свое время. Желания посетить место события у нас не возникло, но в сети мы нашли его фотографию, которую здесь и помещаем.

Эту площадь активисты оккупировали больше года, перекрыв там движение транспорта (сейчас оно частично восстановлено). Они добивались выполнения властями своих многочисленных требований, среди которых, в частности, были: уволить местного прокурора, нескольких офицеров криминальной полиции, пересмотреть некоторые уголовные дела, выделить 300 тысяч долларов для реорганизации площади Джорджа Флойда и территории вокруг нее, а также 400 тысяч — на создание новых рабочих мест и т. д.

Ну, а сам Флойд, который был 5 раз судим и отсидел за вооруженный грабеж и наркотики, теперь стал символом черной Америки, чуть ли не святым, которого похоронили как героя в позолоченном гробу, а его родственникам выплатили 27 млн. долларов компенсаций. Чем все это закончится, сказать трудно, но джин из бутылки выпущен, и помимо BLM, уже создано и Движение афроамериканцев-потомков рабов за репарации, и только вставанием на колени вряд ли обойдется.

А еще мы побывали в двух первоклассных художественных музеях города, один из которых — с выдающейся коллекцией картин. Все путеводители включают в свои рекомендации посещение Арт-центра Волкер (Walker Art Center), упоминая, что этот музей входит в пятерку лучших музеев современного искусства Америки. Сказать по правде, нас его коллекция живописи не слишком впечатлила. Но мы и не считаем себя экспертами в этой области.

Гораздо больше нам понравился расположенный рядом с этим музеем Парк скульптур Миннеаполиса. Очень интересный парк с необычными современными арт-объектами.

Миннеаполис

В этом парке 40 постоянных художественных инсталляций и несколько временных, которые периодически обновляются.

Слева - скульптура Гефеста  (Hephaestus)  – греческого бога кузнечного мастерства, ремесел, технологий и огненной стихии (он был хром и некрасив). Справа - скульптура под названием Вудроу (Woodrow), выполненная из крашенного металла, умело имитирующего ветки дерева.
Слева - скульптура Гефеста (Hephaestus) – греческого бога кузнечного мастерства, ремесел, технологий и огненной стихии (он был хром и некрасив). Справа - скульптура под названием Вудроу (Woodrow), выполненная из крашенного металла, умело имитирующего ветки дерева.

Пожалуй, самый запоминающийся арт-объект в парке — это «Ложка с вишенкой». Чтобы понять масштабы композиции, скажем, что вес вишенки составляет 500 килограмм, а ложки — более двух тонн. Вишенка является еще и своеобразным фонтаном. Один поток воды распыляется из черенка вишни, а второй стекает вниз по ложке, добавляя блеска ее алюминиевой основе.

Миннеаполис
Скульптура-фонтан «Мост-ложка и вишня» (Spoonbridge and Cherry) с самого начала была хорошо встречена публикой и со временем стала узнаваемым символом города.

Но самое сильное культурное впечатление в этой поездке на нас произвела коллекция Института искусств Миннеаполиса — Minneapolis Institute of Art (Mia).

Институт искусств Миннеаполиса.

Этот музей обладает коллекцией из примерно 80 000 предметов, охватывающих 5000 лет мировой истории: картины, фотографии, гравюры и рисунки, текстиль, декоративное искусство. В коллекции музея есть работы Рембрандта, Ван Дэйка, Ван Гога, Лукаса Кранаха, Пуссена, Пикассо, Матисса, Дега, Мане… Особая гордость музея — шедевры азиатского искусства, называемые «одной из лучших и самых полных коллекций азиатских произведений искусства в стране». Коллекция в музее действительно выдающаяся, и мы подготовим отдельный фотоальбом по ней.

Слева - Рембрандт, Лукреция. Справа - Эдуард Манэ, Курильщик
Слева - Рембрандт, "Лукреция". Справа - Эдуард Манэ, "Курильщик"
Небесный конь (Celestial horse). Китай, 1-2 век н.э. Такие бронзовые скульптуры помещали в гробницы аристократов, обеспечивая умерших, как верили китайцы,  транспортным средством  в жизни после смерти.
Небесный конь (Celestial horse). Китай, 1-2 век н.э. Такие бронзовые скульптуры помещали в гробницы аристократов, обеспечивая умерших, как верили китайцы, транспортным средством в жизни после смерти.

В завершение — еще несколько объектов в городе, которые запомнились. Естественно, в Миннеаполисе есть не только небоскребы.

Мэрия Миннеаполиса оставалась самым высоким зданием в городе до введения в строй в 1929 году Башни Фошай. Последняя, в свою очередь, носила титул самого высокого сооружения в Миннеаполисе аж до 1972 года. Сейчас в ней находится фешенебельный отель.

Миннеаполис нам понравился, и мы не прочь туда при случае вернуться, чтобы досмотреть то, что было недоступно в ходе нашего короткого визита (из-за ковида и расписания работы музеев). Так же как и в Сент-Пол. Но это уже другая история.